Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "ОбраЗ": через Образование к Здоровью
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа социально-педагогической направленности. Для детей с 11 лет. Передполагает обучение по предметам: психологии, актерскому мастерству, социологии. Цель- социальная адаптация. По программе работаю уже 6 год. В объединение приходит много подростков, а вот остаются не все- остаются дети из многодетных семей, одаренные, трудные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obraz_shatalova_elena_valerevna.doc | 969 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Выксунского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа
«ОбраЗ»
Составила: педагог дополнительного образования детей
I квалификационной категории
Елена Валерьевна Шаталова
г. Выкса
2015 год
Оглавление:
- Информационная карта…………………………………………………… 2
- Пояснительная записка…………………………………………………… 4
- Содержание программы……………………………………………………6
- Календарно-учебный график………………………………………….. 15
- Учебный план………………………………………………….……………17
- Рабочая программа:
- 1 год обучения………………………………………………………………18
- 2 год обучения………………………………………………………………25
- 3 год обучения……………………………………………………….……...36
- Оценочные материалы…………….…………………………………….47
- Методические материалы……………………………………………….48
- Список используемой литературы……………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………………55
I. Информационная карта
1. | Название программы | Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «ОбраЗ» (далее – Программа) |
2. | Основной разработчик | Шаталова Елена Валерьевна - педагог дополнительного образования |
3. | Направленность программы | Социально-педагогическая |
4. | Место реализации программы | МОУ ДОД Дом детского творчества |
5. | Адрес организации реализующей программу | Город Выкса Нижегородской области, ул. Ульянова, дом 3А |
6. | Телефон организации | 8 (8177) 3-22-53 |
7. | Сроки реализации программы | 3 года |
8. | Возраст обучающихся | с 11 лет |
9. | Количество учащихся в группе | 10-12 человек |
10. | Цель Программы | Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе |
11. | Задачи программы |
|
12. | Формы организации занятий с детьми | Коллективные, групповые, индивидуальные. |
13. | Формы проведения занятий | Учебные, практические, комбинированные, игровые занятия; тренинги; диспуты, репетиции, мастер-классы, выступления и др. |
14. | Ожидаемые результаты (образ выпускника) |
|
II. Пояснительная записка.
…Живой является только та
воспринимаемая истина, которая
порождена собственным мышлением…
Мещеряков Б., Мещерякова Н.
В современных условиях развития общества, на первом месте оказалась потребность в воспитании человека качественно нового типа. Перед обществом встала задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способной к творческому самовыражению.
Каким сам себя видит ребенок в этом обществе? Какой образ себя он создаст и попытается воплотить в жизнь? Каким, он примет себя как ценность? Как укрепит веру в себя и свои силы, ощутит свою уникальность и неповторимость? На эти вопросы поможет ответить дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «ОбраЗ» (Образование - Здоровье) (далее - Программа).
Программа базовая. Отличительной особенностью данной программы является то, что кроме обучения детей, способам общения в социуме, психологической грамотности, предполагает практическое применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков в процессе непосредственного участия детей в общественной жизни:
- мероприятиях, КТД проводимых в ДДТ или в дошкольных (младших школьных) образовательных учреждениях города - на первом году обучения;
- подготовку и проведения мероприятий, мастер-классов, КТД самими детьми по уже готовым сценариям – второй год обучения;
- организацию, подготовку и проведение мероприятий непосредственно воспитанниками объединения – третий год.
Таким образом, новизна программы – это целый комплекс продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, организация такого рода ситуаций, которые адресованы непосредственно к личности подростка. Совместно решая общие проблемы и задачи, участники обучения получают новые знания. Получая эти знания, дети расширяют эту область новыми для них интеллектуальными и коммуникативными средствами общения. Все полученные знания, умения, навыки закрепляют в социально-значимой деятельности. Все участники обучения находятся в постоянном поиске и обогащении, как собственного Я, так и постоянно прогрессирующего, в своем развитии, детского коллектива. В процессе обучения, дети, имеют возможность выбирать разнообразные способы и формы взаимодействия между собой, в своей деятельности учатся учитывать коммуникативно-социальную сторону общения, используя модели научного познания мира.
III. Содержание программы.
Программа построена с учетом нормативных документов:
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
- Федеральный закон №273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" .
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Декларация прав ребёнка.
- Конвенции ООН о правах ребенка.
Программа опирается на воспитательную теорию: системное построение процесса воспитания В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой (создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности).
Принципы реализации программы:
- принцип гуманизации, который предполагает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете развития личности;
- принцип развития, опирается на представление о «зоне ближайшего развития»;
- принцип индивидуализации, который предусматривает учет уровня развития способностей каждого обучающегося, формирование на этой основе индивидуальных планов, программ воспитания и их развития;
- принцип непрерывности, который предполагает создание целостности образовательной системы, органически объединяющей все три года обучения по Программе.
Для успешного восприятия детьми новых знаний применяются адаптированные, для условий дополнительного образования, педагогические технологии:
- деятельностного метода Л.Г. Петерсон (организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, целенаправленно и системно формирующая у них весь спектр деятельностных способностей)
- развития критического мышления (способность подростками ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).
- гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили: одна из целей учебной деятельности - духовная общность между педагогом и его учениками, перестройка внутренних установок ребенка на процесс самопознания и саморазвития. Для формирования личностной уникальности ученика, необходимо дать ему веру в себя, в свои способности. Ребенка в объединении должны окружать любовь, ласка, уважение и мудрость со стороны прежде всего педагога – таким образом, синтез «интеллектуальной» и «личностной» группы реализуется в концепции коллективного способа обучения (КСО).
Цель программы: социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить в ребенке ЗУНы по общей культуре поведения, пробудить в нем тягу к добру и потребность в самосовершенствовании, в овладении средствами для формирования собственной личности;
- научить воспитанников объединения совместному обсуждению различных подходов к решению поставленных целей, выражать свои чувства, отношения;
- научить рационально пользоваться вербальными и невербальными средствами общения;
- научить способам, приемам бесконфликтного общения;
- научить способам, приемам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать; гуманно выстраивать отношения с другими людьми, окружающим миром в целом.
Развивающие:
- развивать внутренний мир ребенка, его уникальность и ценность в окружающем мире;
- развивать психологическую и этическую культуру воспитанников объединения;
- развивать эмоциональный интеллект, творческое воображение;
- развивать творческую инициативу, интеллектуально-познавательную культуру ребенка, коммуникативные способности подростков.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство единения с коллективом
- воспитывать интерес к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
- воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к чувству собственного достоинства окружающих людей.
- воспитывать гуманистическую и психологическую культуру подростков.
В программе участвуют дети с 11 лет. Срок реализации программы 3 года. Набор детей в объединение – свободный: по заявлению родителей. Группы разновозрастные.
Занятия проводятся с постоянным составом группы (по 10 - 12 человек) в каждой – такое количество детей в группе позволяет эффективно проводить тренинги, дает возможность провести с каждым подростком индивидуальные занятия).
Основной учебный план составлен на 576 академических часа, из расчета:
- 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа – 144 ч. в год;
- 2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа: 2 раза в неделю - групповые занятия; 1 раз в неделю – индивидуальные занятия – 216 часов в год.
- 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа: 1 раз в неделю - групповые занятия; 2 раз в неделю – индивидуальные занятия – 216 часов в год.
По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках учебных часов по рабочему плану.
Содержание и объем программного материала подобраны с постепенным переходом от простого к сложному: не теряя из поля зрения исходную цель обучения, подростки, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. По необходимости, педагог допускается увеличение или уменьшение индивидуальных часов работы с ребенком, отводимых на практические и теоретические занятия, допускаются некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения. Это связано с разным возрастом, уровнем развития детей, умением воспринимать информацию, подготовкой к конкурсам и КТД.
Учебный материал рассчитан на последовательное расширение теоретических и практических умений и навыков.
Первый год обучения предполагает знакомство детей с программой, поиски воспитанниками своего места в работе объединения.
Второй - год посвящен выработке умения складывать свои отношения с людьми, развитию общения между знакомыми им людьми и людьми, которые будут им встречаться на их жизненном пути.
Третий год предполагает развитие творческих и креативных способностей обучающихся, умению использовать полученные ими знания в жизненных ситуациях.
1 год обучения – образовательный уровень – начально-универсальный. Основа его – познавательная деятельность. Уровень коммуникации педагога и обучаемых в образовательном процессе – демонстрационный.
2 год обучения - образовательный уровень – поисково – зондирующий. Основа его – практическая деятельность. Уровень коммуникации на данный год – репродуктивно - проблемный.
3 год обучения – образовательный уровень – поисково-эвристический. Уровень коммуникации – продуктивный.
Немаловажное значение в ходе реализации Программы имеет воспитательная работа. Педагог опирается на следующие методы воспитания:
- общие методы воспитания: рассказ на этическую тему; диспут; диалог – обсуждение; интерпретация символов в литературных, сценарных произведениях; этическая беседа; совместное выполнение заданий; метафоры и аналогии.
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: движение, рисунок, музыка; наблюдения; творческие мастерские; исследовательская работа; чтение вслух; сценическая модель; упражнение; коллективные дискуссии; тренинг; деловые и ролевые игры и т.д.
- Методы стимулирования: одобрение; поощрение; предоставление прав; награждение.
План воспитательной работы составляется ежегодно (Приложение 1).
На занятиях используются следующие методы обучения:
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск учащимися);
- погружения (понятия наращиваются в процессе обучения);
- экспрессии (упражнения психотренинга вплетены в физические движения, образуя единое целое);
- интроспективного анализа (осмысление состояния собственного Я):
- творческого самовыражения (соприкосновение с собственным творчеством);
- интерактивного (коммуникативного) обучения (усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений)
- активные групповые методы (коллективное решение проблем).
Формы проведения учебных занятий: учебные, практические, комбинированные, игровые занятия; тренинги; диспуты, репетиции, мастер-классы, выступления и др.
Формы организации детей на занятиях:
- коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная подготовка КТД, мероприятий);
- групповая – осуществляется с группой воспитанников состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой (репетиции);
- индивидуальная - оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала, подготовка ведущих, репетиции и т.д.: участие в жизни ДДТ, КТД, мероприятиях, конкурсах.
Для успешной реализации программы, требуется материально-техническое оснащение (приложение 2).
Психолого-педагогические особенности детей:
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. В этом возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности.
Подростковый период — время огромных духовных, физических, эмоциональных и социальных перемен.
В возрасте 11 -14 лет подростки особо нуждаются в постоянном личном общении с людьми, проявляющими внимание и любовь к ним. Такое общение помогает им удовлетворять свои психологические потребности. К этим потребностям относятся следующие:
- Потребность в здоровом взгляде на себя. Большинство подростков чувствуют себя не отвечающими требованиям в какой-либо сфере своей жизни. Поэтому, не жалея времени и усилий, следует постараться помочь им осознать, что они, как личности, очень нужны обществу.
- Потребность принадлежать. Подростки хотят принадлежать к группе молодежи, которая представляет собой какую-то значимую группу, содружество. Педагогу дополнительного образования необходимо дать понять подросткам, что объединение — место, где их всегда примут. Большинство подростков просто ожидают, чтобы взрослый человек спросил: «Не хочешь ли ты стать членом нашего объединения?». Именно так и подбирался состав воспитанников объединения «ОбраЗ».
- Потребность в социальной адекватности. Подросткам присущи поиски ответов на вопросы: «Насколько я подхожу для общества?». «Кто я?», «Какой цели я должен добиваться?». Общение с подростками в объединении дает педагогу возможность помочь им решить некоторые их личные проблемы.
Организуя обучение детей, 11-15 лет, учитываются следующие характеристики:
- Физические:
- часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание;
- начинают появляться признаки полового созревания;
- девочки обычно выглядят взрослее мальчиков;
- большинство обладают большим аппетитом.
- Эмоциональные:
- испытывают драматические переживания в связи с быстрыми изменениями в развитии;
- неуверенны в себе, но постепенно начинают обретать эту уверенность;
- обладают большим энтузиазмом;
- часто проявляют вспыльчивость;
- обладают чувством юмора.
- Социальные:
- зависят от родителей, но хотят большей степени независимости;
- любят новые знакомства со сверстниками своего пола, часто собираются группой;
- ценят близкую дружбу;
- могут быть очень критичными и требовательны к другим людям;
- интересуются противоположным полом (у девочек этот интерес появляется раньше);
- пылко влюбляются и создают себе кумиров;
- чувствуют себя наиболее свободно в узком кругу друзей одного с ними пола;
- экспериментируют в отношении как общепринятого, так и неприемлемого в обществе поведения.
- Интеллектуальные:
- требуют фактов и доказательств, не любят разделять одинаковые убеждения с другими;
- начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние, «контрастные» объяснения, либо видят все в черном, либо в белом цвете;
- возрастает способность к логическому мышлению;
- получают удовольствие от решения проблем путем поиска альтернатив и учета обстоятельств;
- развивают возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей;
- чаще всего принимают идеалистические решения.
- Духовные:
- способны посвятить себя определенному делу осознанно;
- имеют обостренное чувство справедливости;
- становятся намного отзывчивее к нуждам других;
- начинают развивать собственную систему ценностей;
- стараются придерживаться этических норм;
- начинают больше разбираться в вопросах, которые ставит перед ними педагог.
Таким образом, реализация Программы учитывает возрастные, индивидуальные и мотивационные потребности учащихся и предлагает им деятельность, отвечающую их потребностям и запросам.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- освоение учащимися системы коммуникативных знаний.
- приобретение учащимися практических коммуникативных навыков.
- проявление учащимися умение работать самостоятельно, в группе и коллективе.
- применение полученные базовые практические знания в профессиональной деятельности: аниматор, педагог (учитель), культ-организатор, актер.
- наличие положительной динамики у детей в развитии взаимодействия с людьми.
- проявление творческой активности.
- проявление толерантности, самокритичности, положительной самооценке, навыкам эффективного общения.
IV. Календарно-учебный график
Месяц/ неделя/ Год обучения | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
I | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 4 | 4 | 4 | 4 |
II | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | - | 6 | 6 | 6 | 6 |
III | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | - | 6 | 6 | 6 | 6 |
Всего: | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | - | 16 | 16 | 16 | 16 |
Месяц/ неделя/ | Декабрь | Январь | Февраль | ||||||||||
Год обучения | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
I | 4 | 4 | 4 | 4 | - | - | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
II | 6 | 6 | 6 | 6 | - | - | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
III | 6 | 6 | 6 | 6 | - | - | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Всего: | 16 | 16 | 16 | 16 | - | - | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Продолжение «Календарно-учебный график объ-ния соц. – пед. направ. «ОбраЗ»
Месяц/ неделя/ | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||||||||||||
Год обучения | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | ||||||||||||||||
I | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||
II | 6 | 6 | 6 | 6 | - | 6 | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 6 | 6 | ||||||||||||||||
III | 6 | 6 | 6 | 6 | - | 6 | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 6 | 6 | ||||||||||||||||
Всего: | 16 | 16 | 16 | 16 | - | 16 | 16 | 16 | 16 | 6 | 6 | 16 | 16 | ||||||||||||||||
Месяц/ неделя/ | Июнь | Июль | Август | Всего по программе | |||||||||||||||||||||||||
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | ||||||||||||||||
Год обучения | |||||||||||||||||||||||||||||
I | _ | 4 | 4 | 144 | |||||||||||||||||||||||||
II | 2 | 6 | 6 | 216 | |||||||||||||||||||||||||
III | 2 | 6 | 6 | 216 | |||||||||||||||||||||||||
Всего: | 4 | 16 | 16 | 576 |
Ученый период - Каникулярный период -
IV. Учебный план
№ п/п | Раздел | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | Свод по разделам |
1 | Введение | 3 | 6 | 6 | 15 |
2 | Психология | 47 | 70 | 70 | 187 |
3 | Социология | 47 | 70 | 70 | 187 |
4 | Основы актерского мастерства | 47 | 70 | 70 | 187 |
Всего: | 144 | 216 | 216 | 576 |
VI. Рабочая программа
(учебно-тематический план)
I год обучения
№ п/п | Месяц, общее количество часов | Содержание | Количество часов | Примечание | |
Теория | Практика | ||||
1. | Сентябрь 16 часов | Раздел «Введение»: - Анкетирование детей, Знакомство с Уставом ДДТ. «Техника безопасности, гигиенические требования на занятиях в объединении». «Правила безопасного поведения на улице» (ПДД). Навыки самообразованияЗаконы объединения. Практические занятия по эвакуации детей во время пожара: Учебная тревога, эвакуация детей из здания. Знакомство – ассоциативный образ имени ученика. Всего по разделу: | 1 | 2 | |
3 часа | |||||
Раздел «Психология»:
| 2 | 4 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 2 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
2. | Октябрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 - | 1 1 2 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 | 1 1 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 2 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
3. | Ноябрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| 2 | 4 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 | 1 1 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 2 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
4. | Декабрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| 2 | 4 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Социология»: Мои права и права других людей | 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 4 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
5. | Январь 12 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 | 1 1 | |
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 1 1 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
6. | Февраль 16 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 | 2 2 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
а) упражнение на расслабление, напряжение; б) установка фонационного смешанного дыхания; в) фиксированный шумный вдох-выдох; г) носовое дыхание; д) длинный выдох, доборы в дыхательных упражнениях; е) подготовка мышц речевого аппарата к звучанию (упражнения для глоточного раскрепощения). | 2 | 4 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
7. | Март 16 часов | Раздел «Психология»:
| 2 | 4 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
а) свободное звучание; б) речевой способ произношения; в) собранность звука; г) нахождение середины звука; д) тренировка косых мышц живота для опоры звука (текст, слово, фраза в позиции «замри»). | 2 | 4 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 | ||||
8. | Май 12 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 | 1 1 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
9. | Август 8 часов | Раздел «Психология»:
| 1 | 1 | |
Всего: | 1 | 1 | |||
Всего по разделу: | 2 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 | 1 | |||
Всего: | 1 | 1 | |||
Всего по разделу: | 2 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 2 | |||
Всего: | 2 | 2 | |||
Всего по разделу: | 4 час. | ||||
Всего за год: | 144 часа |
II год обучения
№ п/п | Месяц, общее количество часов | Содержание | Количество часов | Примечание | |
Теория | Практика | ||||
1. | Сентябрь 16 часов | Раздел «Введение»:
Всего: | 1 1 - | 1 1 2 | |
2 | 4 | ||||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Психология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 Гибкость в общении. Функции общения. | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 1 | 1 1 3 | |||
Всего: | 3 | 5 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
2. | Октябрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 2 | 1 1 2 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
3. | Ноябрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 2 | 2 2 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
4. | Декабрь | Раздел «Психология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 - | 4 2 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
5. | Январь | Раздел «Психология»:
| 1 - 1 - | 1 1 1 1 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 _ | 2 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 - | 1 1 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
6. | Февраль | Раздел «Психология»:
| 1 1 | 3 3 | |
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 2 | 1 2 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»: | |||||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
7. | Март | Раздел «Психология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 1 - | 2 1 2 | |||
Всего: | 3 | 5 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 6 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
8. | Май | Раздел «Психология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 6 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
9. | Июнь | Раздел «Психология»:
| |||
Всего: | 1 | 1 | |||
Всего по разделу: | 2 час. | ||||
10. | Август | Раздел «Психология»:
| 1 - | 1 1 | |
Всего: | 1 | 2 | |||
Всего по разделу: | 3 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 | 2 | |||
Всего: | 1 | 2 | |||
Всего по разделу: | 3 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 - | 1 1 | |||
Всего: | 1 | 2 | |||
Всего по разделу: | 3 час. | ||||
Всего за год: | 216 часов |
III год обучения
№ п/п | Месяц, общее количество часов | Содержание | Количество часов | Примечание | |
Теория | Практика | ||||
1. | Сентябрь 16 часов | Раздел «Введение»: Анкетирование детей. Повторение и закрепление знаний по технике безопасности, правилам пожарной безопасности, обсуждение содержания деятельности в учебном году, настрой на результат. Письменный контроль знаний: «Техника безопасности, гигиенические требования на занятиях в объединении»; «Правила пожарной безопасности»; Беседа-обсуждение: «Основные правила овладения навыками самообразования. Проблемная учебная задача: Учебная тревога по пожарной безопасности. Практическое воплощение: эвакуация детей из здания. Форум – театр «Общение». | 2 - - - | 1 1 1 1 | |
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | Всего по разделу:6 час. | ||||
Раздел «Психология»:
| 1 1 1 | 1 2 2 | |||
Всего: | 3 | 5 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 2 | 1 1 2 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
2. | Октябрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 2 2 | 2 2 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
3. | Ноябрь 16 часов | Раздел «Психология»:
| 1 1 - | 1 2 3 | |
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
Понятия «субкультура», «контркультура», культурные универсалии и артефакты.
| 2 - | 4 2 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 2 1 | 1 2 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
4. | Декабрь | Раздел «Психология»: Мои слабости. Мои проблемы. Формирование навыков контроля над своими эмоциональными состояниями. Развитие способности контролировать аффект. Актуализация опыта саморегуляции. Осознание границ своих возможностей и необходимости своевременного обращения за помощью. Осознание важности возможности получить помощь. Стресс и способы его преодоления. Что такое стресс? Остановись – опасность : об употреблении наркотических веществ. | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 3 3 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
5. | Январь | Раздел «Психология»: Конфликты. Мотивы наших поступков. Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей. Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют. Причины возникновения конфликтов: общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях; частные: связаны с конкретными видами конфликтов. Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово». Конфликтогены – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта. Стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 1 | 1 2 2 | |||
Всего: | 3 | 5 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 1 1 | 2 2 | |||
Всего: | 2 | 4 | |||
Всего по разделу: | 6 час. | ||||
6. | Февраль | Раздел «Психология»: Я тебя понимаю. Эффективные приемы общения. Способы самоанализа и самокоррекции. Развитие базовых коммуникативных умений. Фильтры Я-слушания в общении, причины их возникновения. «Эффекты восприятия» человека. Стереотипы и установки в общении. Стремление к адекватному восприятию партнера по общению. | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 1 | 2 1 2 | |||
Всего: | 3 | 5 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 6 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
7. | Март | Раздел «Психология»: Взаимопомощь. Мое влияние на других людей, значимость их в моей жизни. Поиск способов расположения людей к себе. Упрочение благоприятного климата для отношений. Поведение и культура. Доброе слово. | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 6 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
8. | Май | Раздел «Психология»: Деловое общение. Деловей разговор: беседа, обсуждение, собеседование. Спор, полемика. Дискуссия, дебаты. Сотрудничество.Конфликты. Экспрессивное поведение в общении. | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 4 | 4 | |||
Всего: | 4 | 4 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| 2 | 6 | |||
Всего: | 2 | 6 | |||
Всего по разделу: | 8 час. | ||||
9. | Июнь | Раздел «Психология»: Творческая личность. Отличие людей друг от друга. О позитивном выходе из ситуаций. Определение личностных качеств. Рефлексивно-перцептивный тренинг «Театральный сезон». | 1 | 1 | |
Всего: | 1 | 1 | |||
Всего по разделу: | 2 час. | ||||
10. | Август | Раздел «Психология»:
| 1 - | 1 1 | |
Всего: | 1 | 2 | |||
Всего по разделу: | 3 час. | ||||
Раздел «Социология»:
| 1 - | - 2 | |||
Всего: | 1 | 2 | |||
Всего по разделу: | 3 час. | ||||
Раздел «Культура речи»:
| - - | 1,5 1,5 | |||
Всего: | - | 3 | |||
Всего по разделу: | 3 час. | ||||
Всего за год: | 216 часов |
VII. Оценочные материалы
Реализации Программы проводится комплексно. Оценка образовательного и воспитательного процесса осуществляется по параметрам, соответствующими методиками и инструментарием.
1.Образовательный процесс.
Параметрами образовательного процесса выступают: знания, умения и навыки в соответствии с годом обучения по Программе.
Оценка параметров осуществляется посредством:
- анализа;
- самоанализа;
- обсуждения;
- самостоятельной работы;
- анкетирования;
- викторин, кроссвордов;
- практического воплощения.
Результативность обучения по Программе «ОбраЗ» проверяется при помощи диагностики ЗУН (Приложение 6).
Показателями воспитательного процесса выступают:
- сплоченность коллектива
- интеллектуальное, нравственное развитие
- развитие творческого потенциала
- участие детей в КТД, конкурсах, общественной жизни (Приложение 7).
Динамика показателей определяется по результатам анкет:
- «Ценностне ориентации» (М. Рокича) – (приложение 5);
- «Анкета удовлетворенности учащихся в детском объединении» (Приложение 3);
- «Социальная адаптация в УДОД» – (Приложение 4).
Основными формами проведения промежуточной аттестации учащихся и подведения итогов реализации программы являются: спектакли; мастер-классы; открытые занятия.
По итогам года лучшие учащиеся награждают грамотами, дипломами.
VIII. Методические материалы
- Образовательный процесс.
Результативность обучения определяется с помощью: метода наблюдения, анкет, самоанализа, анализа, викторин. Анализ, самоанализ используются на каждом занятии во время его рефлексии, в ходе чего педагог получает обратную связь и выстраивает перспективу обучения и развития учащихся.
Результативность обучения фиксируется в таблице (Приложение 7) на основе полученных данных в начале и в конце учебного года
В связи с тем, что в процессе обучения, знания детей оцениваются по трём постоянным критериям: психология, социология и культура речи, мы имеем возможность проследить:
- образовательный уровень обучения;
- личностный рост обучающегося.
ЗУНы оцениваются:
- 1 год обучения – низший уровень оценки – 0 баллов; высший уровень оценки - 5 баллов;
- 2 год обучения – низший уровень оценки – 0 баллов; высший уровень оценки – 8 баллов;
- 3 год обучения – низший уровень оценки – 0 баллов; высший уровень оценки – 10 баллов.
В конце учебного года проводится сравнительный анализ ЗУН начальной и конечной диагностики и выявляется образовательный уровень и личностный рост ребенка по знаниям, умениям, навыкам за год.
В конце обучения по программе, проводится сравнительный анализ ЗУН, первого и последнего года обучения, образовательный уровень и личностный рост ребенка по знаниям, умениям, навыкам за период обучения. В промежуточный период, первый –второй год обучения, второй – третий год обучения- проводится сравнительный анализ для корректировки рабочего и учебного планов, с целью улучшения результативности обучающих показателей программы.
2. Воспитательный процесс.
- В начале первого, второго, третьего годов обучения проводится анкетирование «Ценностные ориентации» (Рокича) – на основе показателей анкетирования, проводится анализ изменения системы ценностных ориентации подростков. На основе анализа корректируется план воспитательной деятельности (Приложение 5);
- В конце первого, второго, третьего годов обучения проводится опрос «Анкета обучающегося в объединении» (Приложение 3), выявляющий интерес подростков к деятельности объединения, на основе анализа анкеты выявляется социальный запрос детей на обучение, их интересы- на основе анализа опросов корректируются планы, программа;
- В конце первого и третьего годов обучения проводится опрос детей «Социальная адаптация в УДОД» – (приложение 4).
С помощью опроса определяется степень зависимости социальной адаптации ребенка от его интереса к деятельности объединения – на первом году обучения. Изменения в социальной адаптации ребенка за время обучения, изменения в интересах подростков, их ценностных ориентаций - на третьем году обучения.
Каждый год обучения проводится анализ социальной активности детей (участия в КТД, конкурсах, мероприятиях) - (Приложение 7).
Результаты анализа ЗУН, анализов диагностики социальной активности детей отражаются через мониторинг образовательного и воспитательного процесса, личностного роста ребенка. Анализ результатов мониторинга определяет степень эффективности образовательной программы, что в дальнейшей поможет корректировке программы в соответствии с поставленными целями и задачами.
IX. Список используемой литературы
Для педагогов:
Нормативно-правовой
- Закон РФ «Об образовании РФ» от 29.12.12. № 273.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.- 273 с.
- Конвенция о правах ребенка.- М.: Кнорус, 2013.-64 с.
- Конституция РФ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 64 с.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России – м.: Просвещение, 2009.- 23 с.
Общая педагогика
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- СПб: Питер, 2013.- 400с.
- Амонашвили Ш. Гуманная педагогика.- Киев: Амрита, 2012.-288 с.
- Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики: в 6 кн..- Киев: Амрита, 2012.
- Блонский П.П. Психология младших школьников.- М.:МПСИ, 2012.-632 с.
- Волков Б.С. Психология возраста.- М: Владос, 2013.-511 с.
- Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология.- М.: Владос, 2013.- 78 с.
- Семейная педагогика.-СПб: Питер, 2011.-400 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая Психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.-541 с.
Методика обучения (дидактика) и воспитания:
- Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб: Речь, 2012.
- Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. – СПб: Питер, 2012.
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2013.
- Березников А. А., Яничева Т. Г. Тренинг расширения ролевого репертуара подростка // 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. – СПб: Речь, 2011.
- Берн Э.Л. "Игры, в которые играют люди" Психология человеческих взаимоотношений. – М.: Эксмо, 2012.
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Педагогика, 1999.
- Вачков И. В. Психология тренинговой работы. – М.: Дрофа-Плюс, 2012.
- 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов // Под ред. В. А. Чикер. – СПб: Речь, 2012.
- Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб: Речь, 2013.
- Горбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга. – СПб: Питер, 2010.
- Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб: Питер, 2010.
- Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб: Питер, 2012.
- Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб: Питер, 2012.
- Греков А. Тренинг развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. - СПб: Питер, 2012.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: Изд-во ЛГУ,1985.
- Жуков Ю. М. и др. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. – СПб: Речь, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Жизнь любит тех, кто любит её, или Как научиться мыслить красиво.- СПб: Речь, 2012.
- Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. – М., 2011.
- Клег Б., Бич П. Интенсивный курс: развитие личности. – М., 2010.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2012. – 144 с.
Микляева А. В. Я – подросток. Я среди других людей: программа уроков психологии (9 класс). – СПб: Питер, 2012. - Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. – М., 2010.
- Николаенко Н. Н. Психология творчества. – СПб: Речь, 2012.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М. Р. Битяновой. – СПб: Речь, 2012.
- Рязанова Д. В. Тренинг с подростками: с чего начать? – М.: Дрофа-Плюс,, 2010.
- Старшенбаум Г. В. Тренинг навыков практического психолога. – М.: М.: Дрофа-Плюс, 2012.
- Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб: Питер, 2010.
- Туник Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. – СПб., 2014.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2010.
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. -М.: Дрофа-Плюс,., 2013.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Дрофа-Плюс, 2013.
- Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб: Речь, 2010.
- Чуркина М. А., Жадько Н. В. Тренинг для тренеров на 100 %: Секреты интенсивного обучения. – М.: Дрофа-Плюс, 2011.
- Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Речь, 2010.
- Шурхут С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб: Речь, 2010.
Для родителей
- Баркан А. Дети нашего времени.- М.: Дрофа-Плюс, 2011.
- Баркан А. Ультрасовременный ребенок.- М.: Дрофа-Плюс, 2009.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб., 1992.
- Гиппенрейтер Ю.Б. общаться с ребенком как? – М.: АСТ, Астрель, 2010.
- Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. – М., 2012.
- Корчак Я. Как любить ребенка – М.: У-Фактория, 2012.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 1990.
- Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать потом.- София, 2010 г.
- Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М.: Дрофа-Плюс, 2011
- Ципкоркина И., Кабанова Е. Взрослые дети, или Инструкция для родителей - М.: АСТ – Пресс Книга, 2007.
Для детей:
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог.- СПб: Речь, 2013.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям.- М.: Аудиокнига, 2012.
- 3. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 2009.
- Прихожан А.М. Психология неудачника.- М., 2006.
Опубликованные материалы:
- Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы: утренники, КВН, театрализованные шоу, игры,
- посиделки /авт.-сост. Е.В. Шаталова.- Волгоград: Учитель, 2008.-189 с.
- Шаталова Е.В. Психология труда педагога дополнительного образования//Сборник докладов – 2011/2012. Вып.27.- Москва, 2012. – с. 4 – 13.
- Шаталова Е.В. Через деятельность к самореализации // Педагогический взгляд. Выпуск 1.- Казань: ЦГПО «Восхождение», 2012. - с. 158-161.
- Шаталова Е.В. Через деятельность к самореализации. //Пять первых шагов: Сб. материалов методического объединения педагогов дополнительного образования. – Выкса: УОАГОВ, 2013.- с.14-15.
Приложение 1
План воспитательной работы
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Примечание |
1 | Организация и проведение мероприятий в день Знаний:
| Сентябрь | |
2 | Организация и проведение практических учений - действия во время пожара «Осторожно, огонь!» | Сентябрь | |
3 |
| Октябрь | |
4 | Организация и проведение мероприятий на осенние каникулы:
| Ноябрь | |
5 | Организация и проведения мероприятия «Письмо Дедушке Морозу». | Ноябрь - декабрь | |
6 | Подготовка новогоднего представления для воспитанников. | Ноябрь-декабрь | |
7 | Подготовка и участие в ежегодном открытом Национальном конкурсе социального проектирования «Новое пространство России». | Декабрь | |
8 | Организация и проведение мероприятий на зимние каникулы:
| 28 декабря – 11января | |
9 | Организация и проведение спектакля для детей сирот и детей из многодетных семей - акция воспитанников ДДТ «Станем Дедушкой Морозом» . | Декабрь -январь | |
10 | Подготовка и участие в районных конкурсах:
| В теч. Года | |
11 | Организация и подготовка интернет-исследования «От табакокурения к наркомании». | Февраль | |
12 | Организация и подготовка литературно-музыкальной композиции «Песни военных лет»: к 9 мая. | Март - апрель | |
13 | Организация и подготовка спектакля - диспута «Серая кошка»: весенние каникулы. | Март - апрель | |
14 | Организация и подготовка экскурсии в весенний парк КиО, музей ВМЗ: история родного края. | Апрель | |
15 | Организация и подготовка конкурсной программы «День Победы». | Апрель-май | |
16 | Подготовка номер и участие в отчетном концерте ДДТ. | Май |
Приложение 2
Материально-техническое оснащение программы:
Для успешной реализации данной программы требуется:
- отдельный класс для проведения теоретических и практических занятий;
- аппаратура: компьютер, цифровая видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, DVD-плеер, телевизор, CD-R диски (для фотографий, конкурсных работ, электронных презентаций);
- литература: по психологии (возрастной, социальной, общения), социологии, сценической деятельности, актерскому мастерству, воспитанию, методическая;
- дидактическое сопровождение: наглядные пособия, схемы, графики, иллюстрации и т.д.;
- фонотека, включающая в себя все виды музыкальных жанров;
- подборка видеофильмов о мировой культуре, о культуре народов России
- театральные костюмы и реквизиты.
Приложение 3
Вопрос | Варианты ответа | Кол-во % |
1. Тебе нравится заниматься в объединении «ОбраЗ»? | Да | 100% |
Нет | - | |
Что особенно тебе нравится делать во время занятий? (напиши) | Выступать (по ответам детей) | 91% |
Общаться (по ответам детей) | 8% | |
3. На занятиях тебе (подчеркни) | Легко | 54% |
Интересно | 70% | |
Весело | 42% | |
Трудно | 6% | |
Не интересно | ||
скучно | ||
4.Если тебе придется побывать на таком занятии в другом коллективе, в какой роли ты хотел бы там оказаться: | Зрителем | 21% |
Выступающим | 37% | |
Помощником ведущего | 21% | |
Попробовать все роли | 21% |
В анкетировании приняло участие 15 детей, 12-15 летнего возраста (1 год обучения). В результате анкетирования и последующего опроса детей можно сделать вывод: все дети с удовольствием посещают занятия (100%). Их привлекает возможность выступать и общаться друг с другом, только эти варианты дети написали в анкете. На занятиях им интересно (70%). В общении с педагогом и детьми легко и весело, занятия проходят в непринужденной обстановке.
Учащиеся чувствуют себя не совсем уверено т.к. знания их еще небольшие и 21% занимающихся предпочел бы вместо выступлений, быть зрителем. 37% детей хотели бы показать на публике свои достижения. В результате анкетирования выявлен 21 % детей с явными лидерскими качествами, после анкетирования с детьми состоялась беседа, и в результате беседы дети уточнили, что хотели бы себя показать в разных ракурсах, попробовать во всех делах. А если все правильно распланировать все получится.
Вывод: На занятиях создавать ситуации способствующие уверенности, в собственные силы, ситуации успеха.
На занятиях продолжить работу над лидерскими качествами детей. Дать возможность каждому поверить в себя, своих друзей.
Приложение 4
Анкета
«Социальная адаптация учащихся в УДОД»
(адаптированная анкета «Школа как фактор социализации с точки зрения учеников).
15 сентября 2013 года.
Цель: оценка отношения обучающихся к своему объединению.
Описание методики: опросник состоит из 20 характеристик, по которым испытуемого просят оценить данное положение применительно к его мнению.
Инструкция: «вам предлагается определить свое отношение к объединению с помощью представленных характеристик. Каждое утверждение вы оцениваете по 5-тибальной шкале применительно к себе».
«0» - нет;
«1» - практически нет;
«2» - скорее нет, чем да;
«3» - скорее да, чем нет;
«4» - в целом да;
«5» - да.
Опросник.
№ | Утверждения | Средний балл |
1 | В объединение я хожу без какого-либо принуждения. | 5 |
2. | Если бы таких объединений в городе было много, я все равно ходил в это объединение. | 5 |
3 | Я часто провожу в объединении свое свободное время | 4,8 |
4. | Больше всего в объединении я обращаюсь со сверстниками. | 5 |
5. | Я участвую в трудовых делах объединения. | 5 |
6. | Я участвую в спортивных делах. | 4,7 |
7. | Я участвую в культурных мероприятиях, проводимых в объединении (центре). | 5 |
8. | Основную часть знаний я получаю в объединении, а не из других источников. | 4,5 |
9. | В объединении я получаю не только узкоспециальные знания по изучаемому предмету, но и знания, практические навыки для дальнейшей взрослой жизни. | 5 |
10 | Объединение помогает решать проблемы, связанные с общением | 5 |
11. | Объединение помогает моему умственному, интеллектуальному развитию. | 5 |
12. | Объединение помогает моему физическому развитию | 1 |
13. | Объединение помогает развитию и становлению моего характера. | 5 |
14. | Мои родители проявляют интерес к делам в объединении, а не только к учебе. | 5 |
15. | Мои родители активно взаимодействуют с объединением (ее администрацией, педагогом). | 5 |
16. | Объединении активно взаимодействует детскими садами, школами, детскими центрами и т.д. | 5 |
17. | В объединении мы часто обсуждаем изменения в обществе (изменения в политической жизни, культурной, во взаимоотношениях учеников и учителей). | 5 |
18. | Я часто общаюсь с педагогом на свободные темы. | 5 |
19.
| Объединение помогает развитию моих индивидуальных особенностей | 5
|
20. | Можно сказать, что объединение является моим вторым домом.
| 5 |
Обработка данных.
1. Отдельно по каждому вопросу подсчитывается средне арифметическое (до десятых).
2. Высчитывается средний показатель по всем результатам, который обозначается в процентной отношении, - деятельность, значение школы, социализация детей (100 % - при ответе на все 20 вопросов «5» баллов).
Интерпретация.
В результате проведенного анкетирования среди воспитанников объединения 11-15 лет - (подростки) показатель деятельности объединения как основного института социализации детей – 99 %, а средний бал – около 4,9 т.е. объединение реализует свои потенциальные возможности в процессе социализации в достаточно высоком объеме. То, что объединение является вторым домом для ребенка воспринимается, как вполне приемлемый факт удовлетворяющий подростков. Следует принять во внимание следующее: большинство из участников опроса продолжали бы посещать объединение в том случае, даже если бы таких объединений в городе было много. Объединение, в настоящее время, воспринимается как источник, из которого они комплекс знаний, умений и навыков, помогающих выступить на равных в обществе со взрослыми. Из результатов анкеты видно, что объединение нацелено на воспитание многоплановой, хорошо образованной и приспособленной в социуме личности и представляет собой открытую систему социализации. Объединение взаимодействует с другими образовательными, воспитательными организациями, по мнению ребят, спокойно относится к нововведениям в обществе. Следует отметить и тот факт, что в объединении установлен контакт с родителями воспитанников объединения. И это также определяет и отношение ребят к объединению исходящий из семьи.
В плане индивидуального становления личности, по опросу ребят, объединение помогает им 100 %. Это позволяет говорить о том, деятельность ребят объединении способствует творческому, индивидуальному развитию детей.
К сожалению, масштабы территории ДДТ, в котором происходит учебно-воспитательная работа не позволяет проводить спортивные и др., способствующие физическому развитию детей мероприятия (1 %). Обучающиеся считают, что спортивная жизнь находится в упадке. Однако большое внимание в объединении придается общественно-трудовым мероприятиям, трудовому воспитанию. Обращает на себя внимание и активное участие воспитанников объединения в культурно-массовых мероприятиях. Развитие культуры общения, столь необходимой в процессе социализации детей в объединении на высоком уровне. Объединение помогает своим воспитанникам в решении проблем общения. Интересно, что свободное общение с педагогом по своей реализации – 100 % - одинаково с процентом общения в стенах объединения со сверстниками, родителями, можно предположить, что в объединении сложилась система доверия между обучающимися, родителями и педагогом.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования позволяют говорить о том, что объединение «ОбраЗ» дает необходимую систему знаний для целостного, разностороннего развития личности в процессе социализации; является, системой открытой, взаимодействующей с другими социальными институтами.
Приложение 5
«Ценностные ориентации» (М. Рокич)
20 сентября 2013 и 15 ноября 2014 г. в объединении «ОбраЗ» было проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 12 детей. В результате анкетирования выявлены следующие ценности:
Первый год обучения:
Терминальные ценности (ценности к которым дети стремятся, ценности-цели):
- Здоровье, счастливая семейная жизнь (37,5%)
- Красота природы и искусства, любовь, наличие хороших и верных друзей, познание, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (25%)
- Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива), развлечения (приятное, необременительное времяпровождение), свобода, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей) (12,5%)
Второй год обучения:
Терминальные ценности (ценности к которым дети стремятся, ценности-цели):
- Наличие хороших и верных друзей (99%)
- Здоровье, любовь (66%)
- Счастливая семейная жизнь (55%)
- Свобода, творчество, уверенность в себе (33%)
- Активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, общественное призвание, познание, развитие (22%)
- Жизненная мудрость, интересная работа, развлечения (11%)
Инструментальные ценности (убеждения в том, что данный образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации, ценности-средства):
- Жизнерадостность (55%)
- Исполнительность, честность (44%)
- Аккуратность, воспитанность, образованность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (33%)
- Рационализм, самоконтроль, твердая воля, терпимость, широта взглядов, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), чуткость (11%).
Инструментальные ценности (убеждения в том, что данный образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации, ценности -средства):
- Воспитанность, жизнерадостность (37,5)
- Аккуратность, честность (25%)
- Независимость, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (12,5)
Резюме: Анализируя иерархию ценностей, которым дети первого года обучения отдают предпочтения ценностям личной жизни, этическим ценностям, ценностям общения, альтруистским ценностям.
Свои приоритеты дети второго года обучения распределили иначе: на первом месте у них ценности общения, ценности самореализации и личной жизни, индивидуальные и конформистские ценности.
Приложение 6.
Таблица 1
«Диагностика знаний, умений, навыков в объединение «ОбраЗ»
Первый год обучения 2013-2014 учебный год
№ п/п | Список детей | Психология | Социология | Культура речи | Личностный рост ребенка | |||||||||||
Количество баллов | Личностный рост | |||||||||||||||
1 | С | 3 | 1 | С | 3 | 1 | С | 3 | 1 | 3 | Сумма | Низкий (Н) | Стабильный (С) | Повышенный (П) | ||
1 | Аликперова Айшен | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 | 4 | 12 | 17 | - | - | П | |||
2 | Вандышева Анна | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 5 | 4 | 13 | 17 | - | - | П | |||
3 | Вилков Игорь | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 8 | 12 | - | - | П | |||
4 | Грашкина Юлия | 1 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 9 | 14 | - | - | П | |||
5 | Грицких Анна | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 7 | 12 | - | - | П | |||
6 | Занин Николай | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 5 | 9 | 14 | - | - | П | |||
7 | Карасева Ольга | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 6 | 9 | 15 | - | - | П | |||
8 | Кочергина Александра | 3 | 5 | 2 | 3 | 1 | 2 | 6 | 10 | 16 | - | - | П | |||
9 | Макарова Ольга | 1 | 5 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 | 13 | 17 | - | - | П | |||
10 | Пушкарева Дарья | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 | 10 | 14 | - | - | П | |||
11 | Смирнов Игнатий | 0 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 12 | 14 | - | - | П | |||
12 | Скороделова Анастасия | 1 | 5 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 | 13 | 17 | - | - | П |
Анализ результатов обучения в объединении «ОбраЗ» 1 год обучения 2013-2014 год:
Учебный материал первого года обучения освоен детьми на 100% (таблица 1).
Таблица 2
Результаты учебно-воспитательной деятельности
1 | Доля обучающихся освоивших дополнительную образовательную программу | Начало года | Конец года |
1 | 1 | ||
2 | Количество обучающихся в творческом объединении | 12 | 12 |
3 | Сохранение контингента обучающихся | 12 | 12 |
Уровень знаний детей по предметам (сумма баллов):
- высокий – 11- 15 баллов;
- средний 6- 10 балла;
- низкий 0-5 баллов.
Уровень личностного роста детей: - стабильный
стабильный - высокий - низкий -
Анализ показал (табл.3):
На начало учебного года, в своем большинстве, подростки не обладали (83%) знаниями, умениями и навыками в изучаемой им области.
На конец года, высокие темпы роста, показали все учащиеся.
Таблица 3.
Результаты диагностики знаний, умений, навыков обучающихся (1 год)
2013-2014 | Всего | Уровень результативности | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
число | % | число | % | число | % | |||
Начало года | 12 | - | - | 2 | 17% | 10 | 83% | |
Конец года | 12 | 5 | 42% | 7 | 58% | - | - |
Вывод: результаты диагностики показывают, что детям курс данного года обучения был интересен. 42 % детей имеют высокие знания, 58 % - средние. Заметен личностный рост каждого обучающегося.
Следует отметить, успешность обучения детей, по программе - не успевающих детей в группе нет. Все обучающиеся показали высокий личностный рост.
Приложение 7
Участие детей в мероприятиях (выставках, соревнованиях и т.д.)
Мероприятия/ конкурсы Дома детского творчества
№ п/п | Фамилия воспитанника объединения | Название конкурса |
1 | Скороделова Анастасия | «Фотоконкурс» |
2. | Денежкина Екатерина | «Вьюга творческих идей» |
Кочергина Александра | ||
3. | Борисов Максим | Театрализованная развлекательная программа для малышей по сказкам Ш. Перро |
Смирнов Игнатий | ||
Вилков Игорь | ||
Занин Николай | ||
Качаева Кристина | ||
Саюталина Ульяна | ||
Ярославцева Татьяна | ||
Пушкарева Даша | ||
Филимонова Елена | ||
Алекперова Айшен | ||
Вандышева Анна | ||
4. | Авраменко Анастасия | «Ох уж, эти кошки…»: экологическая театрализованная программа |
Асташкова Анастасия | ||
Борзова Ирина | ||
Грицких Анна | ||
Кочергина Александра | ||
Макарова Ольга | ||
Радаева Татьяна | ||
Савченко Владислава | ||
Слесарева Татьяна | ||
Старикова Алиса | ||
Скороделова Анастасия | ||
Привезенова Алена | ||
Шикова Диана | ||
5. | Авраменко Анастасия | Благотворительная новогодняя ёлка для детей сирот и детей из многодетных семей |
Асташкова Анастасия | ||
Борзова Ирина | ||
Грицких Анна | ||
Кочергина Александра | ||
Радаева Татьяна | ||
Дереневская Анна | ||
Слесарева Татьяна | ||
Старикова Алиса | ||
Скороделова Анастасия | ||
Привезенова Алена | ||
Зуев Валерий | ||
Вилков Игорь | ||
Шикова Диана | ||
6. | Кочергина Александра | Кружковец года |
7. | Кочергина Александра | «Сказка ложь, да в неё намек»: интеллектуально-познавательная программа |
Вилков Игорь | ||
Занин Николай | ||
Качаева Кристина | ||
Саюталина Ульяна | ||
Ярославцева Татьяна | ||
Пушкарева Даша | ||
Филимонова Елена | ||
Алекперова Айшен | ||
Вандышева Анна |
Городские, муниципальные мероприятия/ конкурсы
№ п/п | Фамилия воспитанника объединения | Название конкурса |
1 | Смирнов Игнатий | «Участие в концерте для педагогов ко дню 8 марта, СОШ № 4 |
Вилков Игорь | ||
Занин Николай | ||
Качаева Кристина | ||
Саюталина Ульяна | ||
Пушкарева Даша | ||
Филимонова Елена | ||
Алекперова Айшен | ||
Вандышева Анна | ||
2. | Смирнов Игнатий | Благотворительное представление для детей в МБОУ ДОУ ДСКТ № 36 «Аленький цветочек» |
Вилков Игорь | ||
Занин Николай | ||
Качаева Кристина | ||
Саюталина Ульяна | ||
Ярославцева Татьяна | ||
Пушкарева Даша | ||
Филимонова Елена | ||
Алекперова Айшен | ||
Вандышева Анна | ||
Колесников Антон | ||
Скороделова Анастасия | ||
Старикова Алиса | ||
Слесарева Татьяна | ||
5. | Скороделова Анастасия | Районный «Фотоконкурс» |
Старикова Алиса | ||
6. | Слесарева Татьяна | Муниципальный конкурс творческих и исследовательских работ «С малой родины начинается Россия»: |
7. | Борисов Максим | Театрализованная развлекательная программа для малышей по сказкам Ш. Перро СОШ № 4 |
Смирнов Игнатий | ||
Вилков Игорь | ||
Занин Николай | ||
Качаева Кристина | ||
Саюталина Ульяна | ||
Ярославцева Татьяна | ||
Пушкарева Даша | ||
Филимонова Елена | ||
Алекперова Айшен | ||
Вандышева Анна |
Областные, Всеросиийские, Федеральные конкурсы
№ п/п | Фамилия воспитанника объединения | Название конкурса |
1 | Старикова Алиса | Областной этап «Фотоконкурс» |
2. | Слесарева Татьяна | VII Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» |
3. | Слесарева Татьяна | Ежегодный открытый Национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России» 2013/2014 гг. для молодёжи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика»
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 12-15 лет с нарушением интеллекта. Направленность....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...