Волонтерское движение "Дети Югры"
рабочая программа
Программа социально-педагогичского направления "Дети Югры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_deti_yugry_bazovyy.docx | 92.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»
Принята на заседании Педагогического совета протокол №______ от «___» ________ 20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер» _______________ В.А. Баженова приказ № ___-О от «___» ___ 20__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«ДЕТИ ЮГРЫ»
(Волонтерская деятельность)
Базовый уровень
Возраст учащихся: 10-18 лет
Срок реализации: 216 часов
Разработчик: Котелевец Олег Александрович,
педагог дополнительного образования
Приполярный, 2019
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Дети Югры» |
2. | Основание для разработки программы |
|
3. | Автор-разработчик программы | Котелевец Олег Александрович, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер» |
4. | Руководитель программы | Котелевец Олег Александрович, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер» |
5. | Рецензенты программы | - |
6. | Организация заявитель | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер» |
7. | Адрес организации | 628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп. Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru |
8. | Тип программы | Общеобразовательная общеразвивающая |
9. | Направленность программы | Социально-педагогическая |
10. | Год разработки программы | 2014 |
11. | Год последней корректировки программы | 2019 |
12. | Уровень освоения программы | базовый |
13. | Форма реализации программы | групповая |
14. | Целевые группы | обучающиеся 10-18 лет |
15. | Сроки реализации программы | 1 год |
16. | Цель программы | Оказать позитивное влияние на обучающихся при выборе ими жизненных ценностей; апробировать новые формы организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни; развивать волонтерское движение в поселке, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. |
17. | Краткое содержание программы | Программа «Дети Югры» - организация волонтерского движения в сельской местности. Основная направленность проводимых мероприятий- социальная. Программа состоит из разделов теоретической и практической частей, что способствует полноценному формированию гражданской позиции подростка, прививает правильные жизненные ориентиры. |
| Ожидаемые результаты | Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых интерактивных играх. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ничто нам не стоит так дёшево,
Но ценится мерой большой,
Как сделать хоть малость хорошего
Для радости чьей-то чужой.
И щедро себя отдавая,
Ты будешь согрет и любим.
Цена –это память чужая
Делам и поступкам твоим.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дети Югры» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Программа «Дети Югры» имеет социально-педагогическую направленность[1], относится к базовому уровню[2].
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Актуальность. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Особенность программы заключается в формировании у обучающихся социальных компетенций, которые подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих обучающихся.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Одним из таких методов может явится организация волонтерского движения[3], что особенно актуально в небольшом поселке.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, социальной помощью нуждающимся. Волонтерское движение сейчас развивается очень бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально-значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, то есть при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Педагогическая целесообразность. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы. Немаловажным остается привлечение в волонтерское объединение новых обучающихся. Содержание проектов, входящих в программу, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[4].
Программа адресована детям 10 - 18 лет.
Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 216 часов.
Цель программы:
- Оказать позитивное влияние на обучающихся при выборе ими жизненных ценностей;
- Апробировать новые формы организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;
- Развивать волонтерское движение в поселке, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представления о понятиях «волонтер», «доброволец», сформировать систему знаний об основополагающих принципах, лежащих в основе волонтерской деятельности;
- активация обучающихся на добровольческую деятельность;
- формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров;
- обучение навыкам организации и реализации мероприятий социального значения с использованием разнообразных форм;
Развивающие:
- Развитие новых направлений внеурочной деятельности;
- развитие целостной системы представлений о современных направлениях волонтерской деятельности в России;
Воспитательные:
- воспитание интереса к волонтерской деятельности;
- расширение коммуникативных способностей обучающихся;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
- Формирование в подростковой среде навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
Условия реализации программы – в волонтерское объединение принимаются девочки и мальчики в возрасте 10-18 лет. Форма организации деятельности – групповая (отряд), ограничений по количеству участников нет. Занятия могут проводиться с полным составом, группами и индивидуально.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, что соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 .
Для реализации программы необходим специалист, педагог дополнительного образования, владеющий знаниями по волонтерской деятельности, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства и переподготовки.
Формы организации занятий (социально-значимые мероприятия) акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита и реализация проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, видео-лектории, рейды, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д.
Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.
Формы | Описание |
Родительское собрание | Информирование родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность. |
Дистанционное общение | Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ. |
Массовые мероприятия | Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ, волонтерским движением (спортивный праздник, акция, субботник и пр.) |
При реализации программы «Дети Югры» используются различные педагогические технологии:
- Информационно – коммуникационная технология - применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
- Технология критического мышления - критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
- Проектная технология - чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
- Здоровьесберегающие технологии - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Планируемые результаты
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых интерактивных играх.
Личностные результаты:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни.
Предметные результаты:
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
Метапредметные:
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
- развитие уверенности в себе;
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств.
Для успешной реализации программы «Дети Югры» необходимо: Оборудование и инструменты:
- бумага белая (офисная);
- цветная бумага (офисная);
- клей-карандаш;
- ножницы;
- краски;
- кисти;
- ватманы;
- ластики;
- карандаши простые;
- шпагат (бабина);
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- проектор и экран;
- ПК или ноутбук;
- принтер цветной;
- футболки с логотипом волонтерского движения;
- форма-экипировка «Волонтеры Победы».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ пп | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. С чего все начиналось? | 4 | 4 | - | Устный опрос | |
Волонтер – это звучит гордо | 12 | 10 | 2 | Устный опрос | |
Методика организации мероприятий | 28 | 14 | 14 | Создание проекта | |
Специальная подготовка волонтеров | 12 | 6 | 6 | Устный опрос | |
Проектная деятельность | 16 | 8 | 8 | Создание проекта | |
Организация и проведение акций и мероприятий в течении года (различная направленность) | 116 | 34 | 82 | Участие в акциях | |
Общение и коммуникация | 12 | 6 | 6 | Участие игре | |
Формирование гражданской активности | 12 | 6 | 6 | Устный опрос | |
Итоговые занятия. Подведение итогов за год. | 4 | 4 | - | - | |
Всего: | 216 | 92 | 124 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. С чего все начиналось? (4 часа).
Тема 1: Здравствуй, волонтер.
Теория: Вводное занятие. Волонтерство: что это такое? Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Личность волонтера. История появления волонтеров за рубежом и в России. Направления волонтерской деятельности в России. Знакомство с планом работы на год.
Раздел 2. Волонтер – это звучит гордо (12 часов).
Тема 1: Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.
Теория: Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
Практика: Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции.
Тема 2: Личность волонтера.
Теория: Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Раздел 3. Методика организации мероприятий (28 часов).
Тема 1. Современные формы проведения мероприятий.
Теория: Формы проведения мероприятий с участием волонтеров. Новостная статья. Социальная акция. Флэш-моб.
Практика: Алгоритм проведения социальной акции; научить разрабатывать социальные проекты, выступать в роли организатора различных дел социальной направленности. Разработка и проведение социальных акций.
Тема 2. Информационные технологии в работе волонтеров
Теория: Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: Создание буклетов по тематике. Работа в парах.
Тема 3. Общество и волонтер.
Теория: Методика организации совместных и сетевых мероприятий с социальными партнерами. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Социальный видеоролик. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
Практика: Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Работа над созданием видеоролика.
Раздел 4. Специальная подготовка волонтеров (12 часов).
Тема 1. Категории граждан.
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Помощь детям-сиротам. Работка с подростками девиантного поведения.
Практика: Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.
Тема 2. Люди с ОВЗ и инвалидностью.
Теория: Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Практика: Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост».
Раздел 5. Проектная деятельность (16 часов).
Тема 1. Как создать свой проект.
Теория: Что такое проект и проектная деятельность? Этапы проекта: исследование, проблема, цель, задачи, методы, шаги, бюджет, оценка. Социальный проект.
Практика: создание проекта на выбранную социальную тему (по выбору волонтера).
Раздел 6. Организация и проведение акций и мероприятий в течении года (116 часов).
Теория: Организация акций по комплексному плану мероприятий ОУ.
Практика: Проведение акций по комплексному плану мероприятий ОУ. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ, ПАВ, ПДД, экстремизма и терроризма, законопослушного поведения.
Раздел 7. Общение и коммуникации (12 часов).
Теория: Функции, средства, структура процесса общения. Вербальные и невербальные средства общения. Обратная связь при общении. Открытость, искренность общения. Общение как коммуникация. Рефлексия индивидуальная и коллективная. Система построения устного выступления. Формы публичных выступлений. Умение убеждать.
Практика: Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Интерактивная игра «Умейте жить среди людей. Дискуссия «Добро пожаловать в человеческие джунгли». Деловая игра «Самопрезентация личных качеств».
Раздел 8. Формирование гражданской активности (12 часов).
Теория: Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации. Правовые нормы. Их отличие от других социальных норм. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Поиск и выявление социальных проблем.
Практика: Дискуссия: «Что такое правильное поведение?». Приемы проведения переговоров. Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне.
Раздел 9. Итоговые занятия. Подведение итогов за год (4 часа).
Теория: Подведение итогов за учебный год. Составление плана на следующий год. Вручение дипломов, грамот и благодарственных писем.
Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 09.09.2019 | 24.05.2019 | 36 | 216 часов | три раза в неделю по 2 часа |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Использование теоретического материала и практических методик в реализации программы по развитию волонтерской деятельности. Использование наработок опыта иных городов ХМАО-Югры, изложенных в методической литературе, а также полученного во время межрегиональных семинаров. Обучение методикам проведения современных форм мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных волонтеров в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров;
- необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию , взаимозависимость, сотрудничество волонтеров и взрослых.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога: гуманизация педагогического процесса, индивидуализация и дифференцированный подход; демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме образовательного учреждения; а также дать возможность каждому подростку — члену волонтерского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Наглядности:
- плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни, предоставленные медицинскими учреждениями;
- видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
- раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных ресурсов);
- информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов (из методической копилки ЦТ «Мастер»).
Методы обучения:
Наглядный метод - это показ образца, демонстрация техники выполнения различных видов моделей, всевозможные схемы, иллюстрации. Этот метод помогает привлечь внимание обучающихся, заинтересовать их перспективой дальнейшей работой.
Словесный метод - объяснение, разъяснение последовательности, выполнения. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат.
Метод исследовательской работы — это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными техническим проектами, постепенно формируя у детей техническое мышление.
Практический метод - выполнение практических упражнений, участие в акциях и мероприятиях. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.
Метод проектной деятельности - выполнение проекта способствует развитию способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях.
Метод контроля - метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки на начальном этапе обучения.
Механизм оценки результатов
Оценка эффективности программы «Дети Югры» будет осуществляться инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (появление проектов, структур, привлечение к деятельности новых субъектов, появление нормативно-правовых документов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов
Для подведения итогов деятельности выделены следующие критерии:
- Задействованность обучающихся в волонтерском движении;
- Владение знаниями о здоровом образе жизни и навыков проведения профилактических мероприятий;
- Количество людей, охваченных работой волонтеров.
Информационные источники
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
- Беспалова Г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Моё действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
- Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
- Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011.
- Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
- Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы (http://www.isovet.ru/)
- Классные часы и беседы по профилактике наркомании. - Под ред. В.В. Аршиновой. – М.:Сфера, 2005.
- Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
- Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М.: 2000.
- Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2011.
- Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.
- Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 382с.
Интренет – ресурсы:
- https://fadm.gov.ru/
- http://volonter.ru/
- http://www.isovet.ru/
- https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/
- http://online.volonter-school.ru/tema/tema-4-treningi-dlya-volonterov/
Для учащихся:
- Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
- Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
Приложение №1 к
ДООП «Дети Югры» (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
№ пп | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
09.09.19 | Вводное занятие. Волонтерство: что это такое? Личность волонтера. | 2 | 2 | ||
10.09.19 | Современные движения волонтеров в России | 2 | 2 | ||
13.09.19 | Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы. | 2 | 2 | ||
16.09.19 | Доброволец – социальная и личная значимость. | 2 | 2 | ||
17.09.19 | Концепция развития добровольчества в России, Кодекс добровольцев России | 2 | 2 | ||
20.09.19 | Организация и проведение акции «Формула Мира», приуроченная ко Дню мира – 21 сентября | 2 | 2 | ||
23.09.19 | Направления волонтерской деятельности. Постоянная и разовая помощь. | 2 | 2 | ||
24.09.19 | Волонтерство и общество. Мотивация. Личностный рост. | 2 | 2 | ||
27.09.19 | Игра «Почему я стал добровольцем?» | 2 | 2 | ||
30.09.19 | Формы проведения мероприятий с участием волонтеров | 2 | 2 | ||
01.10.19 | Новостная статья. Социальная акция. Флэш-моб | 2 | 2 | ||
04.10.19 | Алгоритм проведения социальной акции | 2 | 2 | ||
07.10.19 | Разработка и проведение социальных акций | 2 | 2 | ||
08.10.19 | Информационный буклет. | 2 | 2 | ||
11.10.19 | Технические и дизайнерские рекомендации при разработке буклетов | 2 | 2 | ||
14.10.19 | Создание информационных буклетов. Работа в парах. | 2 | 2 | ||
15.10.19 | Методика организации совместных мероприятий. | 2 | 2 | ||
18.10.19 | Понятие социальной рекламы. Технология социальной рекламы. | 2 | 2 | ||
21.10.19 | Социальный плакат. Социальный видеоролик | 2 | 2 | ||
22.10.19 | Технология создания видеоролика | 2 | 2 | ||
25.10.19 | Обучение работы в программе Movie Maker. | 2 | 2 | ||
28.10.19 | Создание видео ролика «Я-Гражданин России» | 2 | 2 | ||
29.10.19 | Создание видео ролика «Я-Гражданин России». Продолжение | 2 | 2 | ||
01.11.19 | Акция «Мы-граждане России», приуроченная ко Дню народного единства – 4 ноября | 2 | 2 | ||
04.11.19 | Социальная подготовка волонтеров | 2 | 2 | ||
05.11.19 | Помощь пожилым и детям-сиротам | 2 | 2 | ||
08.11.19 | Подростковый возраст и его особенности. | 2 | 2 | ||
11.11.19 | Подготовка Акции «Твори Добро и будь счастлив!», приуроченная всемирному дню Доброты | 2 | 2 | ||
12.11.19 | Акция «Твори Добро и будь счастлив!», приуроченная всемирному дню Доброты | 2 | 2 | ||
15.11.19 | Мероприятие, повещённое Дню толерантности «Мы разные, но вместе нам интересно» | 2 | 2 | ||
18.11.19 | Акция к Международному дню отказа от курения. «Скажем «НЕТ» курению!» | 2 | 2 | ||
19.11.19 | Подготовка к проведению акции с волонтерами «День памяти жертв ДТП» | 2 | 2 | ||
22.11.19 | Акция с волонтерами «День памяти жертв ДТП» | 2 | 2 | ||
25.11.19 | Люди с ОВЗ и инвалидностью | 2 | 2 | ||
26.11.19 | Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа» | 2 | 2 | ||
29.11.19 | Подготовка к акция «Будь внимателен, пешеход!» | 2 | 2 | ||
02.12.19 | Акция «Всемирный день борьбы со СПИДом» | 2 | 2 | ||
03.12.19 | Акция «Твори добро и будь счастлив», приуроченная дню инвалида, День неизвестного солдата | 2 | 2 | ||
06.12.19 | Празднование дня волонтера | 2 | 2 | ||
09.12.19 | Просмотр и обсуждение фильма «Форпост» | 2 | 2 | ||
10.12.19 | Что такое проект и проектная деятельность? Виды проектов. | 2 | 2 | ||
13.12.19 | Этапы проекта: исследование, проблема, цель, задачи, методы, шаги, бюджет, оценка. | 2 | 2 | ||
16.12.19 | Социальный проект. Его специфика в современном обществе. | 2 | 2 | ||
17.12.19 | Проект – как средство выражения идеи | 2 | 2 | ||
20.12.19 | Создание проекта на выбранную социальную тему (по выбору волонтера). | 2 | 2 | ||
23.12.19 | Создание проекта на выбранную социальную тему (по выбору волонтера). | 2 | |||
24.12.19 | Подготовка к акции. Охрана хвойного молодняка в предновогодний период профилактическое мероприятие (акция) «Операция «Ель» | 2 | 2 | ||
27.12.19 | Охрана хвойного молодняка в предновогодний период профилактическое мероприятие (акция) «Операция «Ель» | 2 | 2 | ||
30.12.19 | Завершение работы над проектом. | 2 | 2 | ||
31.12.19 | Защита проекта. | 2 | 2 | ||
10.01.20 | Подготовка к круглому столу | 2 | 2 | ||
13.01.20 | Круглый стол «Профилактика правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних» | 2 | 2 | ||
14.01.20 | Функции, средства и структура процесса общения волонтера | 2 | 2 | ||
17.01.20 | Вербальные и невербальные средства общения | 2 | 2 | ||
20.01.20 | Система построения устного выступления. Как выступать на публике? | 2 | 2 | ||
21.01.20 | Подготовка публичного выступления на свободную тему (по выбору волонтера). Подготовка к выступлению. | 2 | 2 | ||
24.01.20 | Просмотр видеофильма по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да!» | 2 | 2 | ||
27.01.20 | День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда. Квест. | 2 | 2 | ||
28.01.20 | Интерактивная игра «Умейте жить среди людей» | 2 | 2 | ||
31.01.20 | Самопрезентация личных качеств. Выступление на публике. | 2 | 2 | ||
03.02.20 | Участие в квесте Сталинградская битва. | 2 | 2 | ||
04.02.20 | Подготовка к Акции «Сохрани жизнь маленькому пассажиру» | 2 | 2 | ||
07.02.20 | Акция «Сохрани жизнь маленькому пассажиру» | 2 | 2 | ||
10.02.20 | Понятие гражданин, самосознание, самоопределение, общественные объединения и организации | 2 | 2 | ||
11.02.20 | Роль волонтерства в решении социальных проблем. | 2 | 2 | ||
14.02.20 | Общественное движение «Волонтеры Победы», «Добровольцы России». Официальные сайты. | 2 | 2 | ||
17.02.20 | Районный конкурс буклетов среди обучающихся «Безопасный интернет» | 2 | 2 | ||
18.02.20 | Создание буклета. | 2 | 2 | ||
21.02.20 | Создание буклета. Продолжение | 2 | 2 | ||
24.02.20 | Создание поздравительного плаката «День Защитника Отечества» | 2 | 2 | ||
25.02.20 | Подготовка к акции «День борьбы с наркоманией» | 2 | 2 | ||
28.02.20 | Проведение к акции «День борьбы с наркоманией» | 2 | 2 | ||
02.03.20 | Подготовка к акции по профилактике экстремизма «Жить в мире» | 2 | 2 | ||
03.03.20 | Проведение акции по профилактике экстремизма «Жить в мире» | 2 | 2 | ||
06.03.20 | Создание поздравительного плаката «8 Марта» | 2 | 2 | ||
09.03.20 | Беседы на тему: «Неформальные течения». Просмотр видеороликов. | 2 | 2 | ||
10.03.20 | «Энергетические напитки: пить или не пить?» (дискуссия) | 2 | 2 | ||
13.03.20 | Дискуссия «Что такое правильное поведение?» | 2 | 2 | ||
16.03.20 | Районный конкурс видеороликов «Мой взгляд на жизнь без вредных привычек» | 2 | 2 | ||
17.03.20 | Подготовка. Районный конкурс видеороликов «Мой взгляд на жизнь без вредных привычек» | 2 | 2 | ||
20.03.20 | Подготовка. Районный конкурс видеороликов «Мой взгляд на жизнь без вредных привычек» | 2 | 2 | ||
23.03.20 | Подготовка к акции «Белая ромашка» - всемирный день борьбы с туберкулезом | 2 | 2 | ||
24.03.20 | Акция «Белая ромашка» - всемирный день борьбы с туберкулезом | 2 | 2 | ||
27.03.20 | Подготовка и проведение акции «Час Земли» - выключи свет на час. | 2 | 2 | ||
30.03.20 | Разработка «Безопасная работа в сети Интернет» для учителей, обучающихся и родителей. | 2 | 2 | ||
31.03.20 | Разработка памяток «Безопасная работа в сети Интернет» для учителей, обучающихся и родителей. Продолжение | 2 | 2 | ||
03.04.20 | Распространение памяток «Безопасная работа в сети Интернет» для учителей, обучающихся и родителей. | 2 | 2 | ||
06.04.20 | Развитие гражданско-патриотического воспитания | 2 | 2 | ||
07.04.20 | Организация встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне | 2 | 2 | ||
10.04.20 | Выступление «Кто я будущем?». Практическое выступление на публике | 2 | 2 | ||
13.04.20 | Создание плаката «Нет наркотикам» | 2 | 2 | ||
14.04.20 | Создание плаката «Нет наркотикам». Продолжение | 2 | 2 | ||
17.04.20 | Старт акции «Письмо Победы» | 2 | 2 | ||
20.04.20 | Старт акции «Георгиевская Ленточка» | 2 | 2 | ||
21.04.20 | Создание проекта «Письма в фронта». Подготовительный этап | 2 | 2 | ||
24.04.20 | Создание проекта «Письма в фронта». Стартовый этап | 2 | 2 | ||
27.04.20 | Создание проекта «Письма в фронта». Основной этап | 2 | 2 | ||
28.04.20 | Создание проекта «Письма в фронта». Основной этап. Продолжение | 2 | 2 | ||
01.05.20 | Создание проекта «Письма в фронта». Завершающий этап | 2 | 2 | ||
04.05.20 | Участие в «Миле Победы» | 2 | 2 | ||
05.05.20 | Подготовка к празднованию 9 Мая | 2 | 2 | ||
08.05.20 | Участие в шествии «Бессмертный полк» | 2 | 2 | ||
11.05.20 | Конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры» | 2 | 2 | ||
12.05.20 | Создание экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры» | 2 | 2 | ||
15.05.20 | Создание экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры». Продолжение | 2 | 2 | ||
18.05.20 | Профилактическая акция «Внимание дети!». Подготовка. Проведение | 2 | 2 | ||
19.05.20 | Подведение итогов за учебный год. | 2 | 2 | ||
22.05.20 | Вручение дипломов и благодарственных писем. | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 92 | 124 | 216 |
[1] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[2] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
[3] Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
[4] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие волонтерской деятельности среди учащихся, на примере волонтерского отряда "Храни добро"
Аннотация. В последние десятилетия наблюдается тенденция повышение напряженности в отношениях между людьми и отсутствие сочувствия к чужому горю.Соответственно, в настоящее время од...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Нормативно - правовой документ...
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Нормативный документ...
Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"
урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...
«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»
Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...
Волонтерский проект «Мой выбор» ( волонтерская группа «Мы вместе»)
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать ...