Дополнительная общеобразовательная программа «История и быт народов Кавказа».
рабочая программа на тему

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для реализации в хореографическом коллективе грузинского народного танца «Иверия».

Программа состоит из шести основных разделов.

   Содержание первого раздела («Наша земля») позволяет познакомить детей с этническим составом населения Земли; разъяснить понятия «этнос» и «этнография», дать краткие сведения о народах, населяющих Россию, языках, различных религиях, национально-культурных традициях, жанрах народного художественного творчества.

   Второй раздел («Закавказье: Грузия, Армения, Азербайджан») предполагает знакомство детей с историей народов Закавказья. Основное внимание уделяется истории Грузии, ее этнографическим регионам, грузинской художественной культуре.     

Третий раздел   («Северный Кавказ – народы гор и предгорий») знакомит детей целенаправленно с историей и художественной культурой народов Северного Кавказа, позволяет раскрыть особенности семейно-бытовых традиций. Специальное внимание уделяется в этом разделе народному костюму, национальным играм и праздникам, семейно-бытовым обрядам.

Учитывая национальный состав воспитанников ансамбля и то, что многие из них не являются коренными москвичами, введен раздел «Прогулки по Москве», из которого дети узнают об исторических и памятных местах Москвы.

Пятый раздел («Народное художественное творчество») дает представление о национальном своеобразии различных видов народного художественного творчества народов Кавказа (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного).

Шестой раздел («Вечные ценности в искусстве народов России и Грузии») программы обобщающий. На основе изученных ранее материалов у детей формируются представления о важнейших духовно-нравственных ценностях, объединяющих художественные культуры народов Кавказа и русского народа.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная программа

«История и быт народов Кавказа. 1 год обучения»

Срок реализации: 138 часов

Возраст обучающихся: 10-18 лет

(базовый уровень)

Автор-составитель:

                                                                                      педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.

  МОСКВА

           2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для реализации в хореографическом коллективе грузинского народного танца «Иверия».

        Так сложилось, что на протяжении более чем 55-летнего  существования коллектива, грузинские народные танцы и танцы народов Северного Кавказа изучали дети разных национальностей. Задача педагогов «Иверии» всегда состояла  в том, чтобы не только научить детей движениям грузинского, осетинского или дагестанского танцев, но и в том, чтобы юные танцоры умели передавать в танце его своеобразие,  народный колорит, национальную культуру другого народа. Параллельно педагоги стремились привить детям уважение к людям, к своим сверстникам, независимо от их национальности. А для этого необходимо было знать о культурном наследии народов, научиться уважать их традиции.

        Постепенно на фоне изучения хореографии выделился отдельный предмет «История и быт народов Кавказа», для которого и была разработана эта программа.  

        Образовательная программа составлена на основе  переработки целого ряда разделов школьных программ по истории и истории художественной культуры народов России, многочисленных литературных и научно-этнографических источников, посвященных культуре народов Кавказа.

        

        Актуальность  настоящей программы определяется одной из важнейших задач современного дополнительного образования – гражданским воспитанием подрастающего поколения, воспитание личности, которая уважает как культуру своего народа, так и культуру других народов. В современных условиях происходит социальная трансформация общества, растет национальное самосознание разных народов, повышается их интерес к своим культурным традициям, при этом порой обостряются межнациональные отношения. Все это повышает значимость программ данного направления.

На рубеже двух тысячелетий изменились гражданские и политические ориентиры, как в самой России, так и в Грузии, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в лучших образцах народной культуры.

Ансамбль «Иверия» - многонациональный коллектив, поэтому особое значение для его воспитанников приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только даются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России и Грузии, но и формируется уважительное отношение к ним, даются установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие

     

        Новизна данной программы состоит в том, чтобы в процессе обучения дети не только бы получили  определенные знания по народной культуре Кавказа, но и осмыслили ее значение с точки зрения нравственных и эстетических ценностей. Также идет работа над формированием толерантной личности

        Программа направлена не столько на изучение, сколько на освоение народной культуры и призвана помочь ребенку в его личностном творческом и нравственном развитии.

        В то же время, несмотря на присущий программе региональный культурный компонент, нельзя забывать, что с культурой народов Кавказа соседствует русская народная культура. Необходимо в процессе обучения постоянно решать задачу разумного сочетания особенного национального и общечеловеческого в культурах разных народов.

        Основная цель данной программы  - формирование у детей целостного представления о многообразии художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественных культур народов России и Кавказа как части отечественной и мировой художественной культуры.

        Цель программы первого года — познакомить детей с

материальную культуру народов;

ритуалы, обычаи, верования различных народов;

системы родства у различных народов; системы родственных кланов;

социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти);

поведенческие системы, присущие разным народам;

системы воспитания присущие разным народам;

взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;

сравнивание комплекса культурных черт различных народов;

динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения);

психологические особенности различных народов;

системы жизнеобеспечения различных народов, их адаптацию к природной среде;

сравнение ценностных систем этносов;

сравнение картин мира различных народов;

        Программа позволяет решать образовательные и воспитательные задачи:

  • Познакомить обучающихся с  этническим (национальным) составом Кавказа, с многообразием культур кавказских народов и их историей, межэтническими взаимоотношениями.
  • Показать яркую самобытность соседствующих народных культур и их внутреннее сущностное сходство, порожденное единством человеческой духовной природы.    
  • Помочь осмыслить явления народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
  • Развить у детей способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.
  • Воспитать умение общаться с окружающими  людьми, проявляя тактичность, дружелюбие, умение слушать собеседника, почитания старших, межэтническую терпимость, доброту и милосердие.
  • Помочь детям глубже понять национальный характер изучаемых на уроках хореографии танцев через знакомство с народными обрядами, традициями, историей народов Северного Кавказа.
  • Способствовать совместному духовно-художественному творчеству детей и родителей по изучению прошлого своих народов.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

        Данная программа предназначена для обучения детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет и рассчитана на 2 года обучения. Минимальный предлагаемый объем  курса 126 часа в год (3 часа в неделю). Всего программа рассчитана на 252 часа. Из этого расчета распределены часы для каждой темы программы.

        Значительный объем содержания программы способен обеспечить вариативность ее реализации в работе с детьми. Педагог имеет право вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения, но при этом не разрушая логики и общей образовательной концепции программы.

        Программа может дополняться новой тематикой по мере проявления интереса детей к изучаемому предмету или появлением новых народных танцев в репертуаре ансамбля «Иверия».

        

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

        Данная программа интегрировала в себе различные отрасли знаний: историю, литературу, географию, музыку, изобразительное искусство, народную культуру.

        Программа состоит из шести основных разделов. 

        Содержание первого раздела («Наша земля») позволяет познакомить детей с этническим составом населения Земли; разъяснить понятия «этнос» и «этнография», дать краткие сведения о народах, населяющих Россию, языках, различных религиях, национально-культурных традициях, жанрах народного художественного творчества.

        Второй раздел («Закавказье: Грузия, Армения, Азербайджан») предполагает знакомство детей с историей народов Закавказья. Основное внимание уделяется истории Грузии, ее этнографическим регионам, грузинской художественной культуре.    

Третий раздел   («Северный Кавказ – народы гор и предгорий») знакомит детей целенаправленно с историей и художественной культурой народов Северного Кавказа, позволяет раскрыть особенности семейно-бытовых традиций. Специальное внимание уделяется в этом разделе народному костюму, национальным играм и праздникам, семейно-бытовым обрядам.

Учитывая национальный состав воспитанников ансамбля и то, что многие из них не являются коренными москвичами, введен раздел «Прогулки по Москве», из которого дети узнают об исторических и памятных местах Москвы.

Пятый раздел («Народное художественное творчество») дает представление о национальном своеобразии различных видов народного художественного творчества народов Кавказа (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного).

Шестой раздел («Вечные ценности в искусстве народов России и Грузии») программы обобщающий. На основе изученных ранее материалов у детей формируются представления о важнейших духовно-нравственных ценностях, объединяющих художественные культуры народов Кавказа и русского народа.

   

        Основными принципами методики работы педагога по данной программе являются:

  • систематичность и последовательность обучения (каждая новая тема основывается на знаниях, усвоенных ранее);
  • доступность обучения (приведение сложности учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей);
  • активность и созидательность обучения (педагог приучает детей к самостоятельной и активной работе);
  • научность (в процессе обучения дети усваивают систему достоверных и научно-обоснованных знаний).

При реализации программы используются различные методы:

  • словесные – лекции, беседы, викторины;
  • наглядные – просмотр репродукций, слайдов, видеофильмов, образцов изделий народных промыслов;
  • игровые;
  • проектные – разработка детьми творческих проектов и участие в их реализации (организация праздников народного календаря, конкурсов народного творчества, выставок народного искусства).

Программа предусматривает следующие формы работы: теоретические занятия; практические занятия.

   

Основная форма проведения занятий — теоретические занятия. В зависимости от содержания программы педагог планирует проведение практических занятий. Это -   изготовление обрядовой и игровой атрибутики, элементов (моделей) народных костюмов, зарисовка орнамента, приготовление несложного национального кушанья, постановка мини-спектаклей по мотивам древних легенд и мифов и др.

При изучении тем, посвященных народным праздникам, обычаям, традициям, фольклору, при их сравнении, необходимо показать самобытность и схожесть народных культур кавказских и русского народов.

Например, совпадение сюжетов русской сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и североосетинской «Брат Уари и сестра Канана». Или, богатырь героического русского эпоса Илья Муромец и его «собратья» - герои нартского (северо-осетинского)  эпоса (Сослан, Батраз); мужественный воин и доблестный защитник Отечества Георгий Победоносец и храбрый воин-рыцарь Святой Георгий.

Большое значение при обучении придается игре. Для лучшего усвоения материала рекомендуется на занятиях проводить дидактические игры, например, «Отгадай героя», «Определи местожительство», «Народные игры» и др. Постановка театрализованных мини-этюдов или мини-спектаклей по легендам и мифам народов Кавказа будет способствовать пониманию и запоминанию материала на эмоциональном уровне.

     

Развитие творческих способностей детей реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных и групповых видах деятельности. Рекомендуется давать домашние задания для самостоятельного изучения или закрепления той или иной темы. Оно может быть в виде написания реферата, творческой работы, оформления альбомов, стенгазет, подготовки выступления на занятии.

Защита творческих проектов, участие в диспутах, дискуссиях, конкурсах призваны обеспечить решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Желательно дополнять занятия экскурсиями по Москве,  в исторические, краеведческие и этнографические музеи, музеи декоративно-прикладного творчества, посещением концертов народных коллективов, тематических выставок, встречами с интересными людьми – музыкантами, актерами, писателями, народными мастерами.

     

Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей, родителей и педагогов (совместное посещение выставок, концертов, совместное проведение праздников). В результате у детей и взрослых исподволь, естественно, складывается привычка и потребность в духовном общении, возникает единый круг интересов, особая эмоциональная, нравственная атмосфера.

Практическая работа на занятиях.

        Просмотр видеофильмов, иллюстраций, прослушивание музыки. Составление конспектов по рассказам педагога, ведение альбомов, составление коллективных рассказов на заданную тему, создание своего генеалогического древа. Работа с географической картой.

        Игры (дидактические, интеллектуальные, народные), конкурсы, викторины.

        Зарисовки костюмов, видов орнамента, изготовление народных костюмов на куклу, тиснение по жесткой фольге, подделка макетов из бумаги, изготовление праздничных атрибутов (открытки, сувениры), приготовление несложных блюд.

        Постановка театрализованных мини-этюдов или мини-спектаклей по мифам и легендам.

        Защита творческих проектов,  творческие работы (поисковые, описания обрядов, ритуалов), диспуты, дискуссии.

  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате прохождения полного курса обучения по программе дети должны

знать:

  • ключевые понятия и термины, связанные с основами народоведения и  художественной народной культуры (этнос, этнография, этнология, народное творчество мировые религии: христианство, мусульманство);
  • названия основных исторических и памятных мест Москвы;
  • республики Северного Кавказа, их столицы, географическое положение;
  • основные жанры устного народного творчества Кавказа: мифы, легенды, эпические произведения;
  • основные традиции и обычаи народов Кавказа и России;
  • национальные костюмы народов Кавказа;

уметь:

  • различать национальные костюмы народов Северного Кавказа и народов Грузии;
  • по сюжетным танцам ансамбля рассказать о традициях и обычаях того или иного кавказского народа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

«Наша земля»:

  • Наука о народах.
  • Религии народов мира: христианство, мусульманство.
  • «Я – Семья – Род – Народ».
  • Народы России. Республики Российской Федерации. Родина «большая» и «малая».
  • Народные праздники.*

3

2

3

6

10

2

2

2

4

4

1

-

1

2

6

3.

«Прогулки по Москве»:

  • Загадка названия столицы.
  • Экскурсия в Кремль.

1,5

1,5

0,5

0,5

1

1

4.

«Вечные ценности в искусстве народов »:

  • Моя земля.
  • Тепло родного очага.
  • Свет материнства.
  • Герои и красавицы.
  • Душа народа.

2

3

2

3

6

1

1

1

2

2

1

2

1

1

4

5.

«Народное художественное творчество»:

  • Народный фольклор Кавказа.
  • Народная  музыка
  • Народный танец.
  • Декоративно-прикладное творчество.

8

4

4

4

6

2

-

2

2

2

4

2

6.

«Северный Кавказ – народы гор и предгорий»:

  • История Кавказа в легендах и мифах.
  • Возникновение народов

     15

 15          

11

11

4

4

7.

«Закавказье: Грузия, Армения, Азербайджан»:

  • Этническая картина Закавказья.
  • Этнографические районы Грузии.

15

15

9

9

6

6

8.

Зачетные и итоговое занятия.

2

2

-

                                                         Итого:               126                75                51

* Примечание: эта тема изучается в течение учебного года в связи с народным календарем.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

        Вводное занятие. Знакомство детей с программой. Цели и задачи программы. Требования к занятиям, материалы для занятий. Выявление степени знаний по данному курсу начало занятий.

        Раздел «Наша земля»:

        Наука о народах.  Этническая общность или этносы - понятие «народ». Наука о народах – этнология (этнография), что она изучает. Ранние сведения о народах.            

        Классификация народов мира: географическая, антропологическая, языковая. Следует оговорить один из признаков народа – «наличие территории». Он не является обязательным при решении вопроса о принадлежности к тому или иному народу. В жизни народов и в жизни людей бывают ситуации, когда представители одного народа живут на территории другого или других народов, когда несколько народов живут на единой территории, которая с течением времени становится для них одинаково родиной. Понятие «диаспора».

        Понятие о народной культуре как исторической памяти народа. Области народной художественной культуры – рукотворные, материальные виды (произведения традиционного народного быта, художественных народных промыслов) и нерукотворные (сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы и пр.).

        Религии народов мира: христианство, мусульманство. Язычество. Вера в духов. Остатки древних культов духов, шаманизм, тотенизм (культ животных) у некоторых народов Севера и других народов России. Православие (одно из направлений христианства) как наиболее распространенная в России религия. Ислам на территории России. Заповеди-запреты у христиан и мусульман, их сходство и совпадение. Влияние религии на материальную и духовную культуру народов.

        «Я – Семья – Род – Народ». Понятие «память»: личная, семейно-родовая, общенародная. Их различия и взаимосвязь. Народ – цепь поколений, множество родов, семей, людей, связанных друг с другом общим происхождением, межсемейными узами, общей памятью. Родословное древо семьи и место человека в системе «предки – потомки». Составление вместе с родителями своего генеалогического древа.

        Народы России. Республики Российской Федерации. Родина «большая» и «малая». Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповеданий. Республики Российской Федерации как центры сохранения национально-культурных традиций коренных народов России, их столицы. Понятие «большой» и «малой» родины.

             Народные праздники. Понятия «праздник», «календарный праздник», «церковный календарь». Связь календарных народных праздников с весенним и летним солнцеворотом, с циклами сельскохозяйственных работ, с народной верой. Традиционный народный календарный праздник как сочетание магических обрядов, ритуалов, гаданий, торжественной трапезы, игр, музыки, танцев, представлений и т. д. Наиболее самобытные праздники: Зимние Святки (от Рождества до Крещения), Масленица, Пасха, Троица. Праздники народов Кавказа: «40 дней весны» (дагестанский), «День матери» (осетинский), День Святого Георгия, Курбан-байрам.

        Раздел  «Прогулки по Москве. Изучение материала этого раздела тесно связано с проведением экскурсий по Москве.

Загадка названия столицы. Москва – столица России. Основатель Москвы – Юрий Долгорукий. Легенды об основании Москвы. Герб и гимн Москвы. Этнический состав Москвы.

«Экскурсия» в Кремль. Московский Кремль, его архитектурные особенности. Кремлевские ворота. Спасские ворота. Соборная площадь. Колокольня Ивана Великого. Царь-пушка. Царь-колокол. Оружейная палата.

Раздел «Вечные ценности в искусстве народов».

        Моя земля. Человек как часть природы. Национальные образы природы в произведениях народного творчества. Выражение в этих произведениях уважения, поклонения, любви  к родной земле, к природе; бережное отношение к природе, восхищение ее красотой.

        Времена года. Поэзия и музыка русского леса, кавказских гор, снегов Севера. Известные народные мастера, писатели, художники, композиторы, воспевающие красоту родной природы.

        Тепло родного очага. Национальные образы традиционных жилищ и семьи в произведениях народного творчества, классического и современного искусства, созданных представителями разных народов России и Грузии. Памятники архитектуры и народного зодчества. Поэтические и музыкальные образы родного дома. Темы семьи и родного очага в кино и театре.

        Свет материнства. Священный лик Богоматери. Иконы Богоматери. Дева Мария с младенцем Иисусом – возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям. Национальные образы женщины-матери и тема материнства в произведениях народного  творчества, классического и современного искусства, созданных представителями разных народов России и Грузии. Воплощение в художественных образах высших духовно-нравственных качеств матери.

        Герои и красавицы. Национальные образы героев (богатырей) и красавиц в устном народном творчестве, народных песнях, танцах, декоративно-прикладном творчества. Сравнительный анализ образов героического эпоса различных народов.    

        Портреты и скульптурные изображения героев и красавиц – представителей разных народов России и Грузии.

        Душа народа. Человек – главная и неизменная тема художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры. Образы представителей разных народов России в произведениях народного  творчества, классического и современного искусства. Качества народной души, народного характера, отраженные в музыке, живописи, литературе, поэзии, театре, киноискусстве.

        Раздел.  «Народное художественное творчество».

        Народный фольклор Кавказа. Понятие «устное народное творчество». Основные виды и жанры устного народного творчества. Предания. Сказки. Пословицы и поговорки. Нартский эпос (у осетин и других народов Кавказа). Эпос «Шарвели» (у лезгин). Творчество поэтов-ашугов. Грузинский эпос.    

        Народная музыка. Народная музыка Северного Кавказа (Дагестан, Осетия). Многообразие тем и жанров народной музыки. Трудовые и обрядовые песни, бытовые и лирические песни. Нартовские сказания и песни о героях балладного типа (кадаг).

        Певческое творчество Грузии, его жанры. Певцы-сказители. Певческая культура Грузии. Особенность грузинской народной музыки – разнообразное многоголосие. Одноголосные и многоголосные песни. Диалекты грузинского музыкального фольклора (хевсурский, пшавский, мохевский, картлийский, кахетинский, рачинский, лечхумский, сванский и др.). Грузинское церковное пение.

        Грузинские народные музыкальные инструменты: духовые – саламури (свирель), авили, най (ее разновидности), ствири (дудки), саквири (сигнальный рог), карахса (рожок), чибони (волынка); струнные щипковые – чанги (арфа), кнари (типа лиры), чонгури (типа лютни), цинцили (типа цымбал); струнные смычковые – чианури; ударные – бобгани, думба, ноба, доли, таблаки.

        Национальные инструменты народов Дагестана: духовые – зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые – агач-кумуз, тамур, чонгур; смычковые – чагана; однорядная «азиатская» гармоника; ударные – тэп и гавал.

        Национальные инструменты народов Осетии: струнно-щипковые – дыуадастанон (12-струнная арфа) и дала-фандыр; духовые – уадындз (свирель), лалымуа-дындз (волынка), фидиугаг (духовой инструмент из бычьего рога); карцганаг – ударный инструмент; клавишная гармоника.

        Известные ансамбли и оркестры народных инструментов. Современные народные хоровые и вокальные коллективы.

        Народный танец.

        Танец – один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Понятие о хореографии. Танец и пляска, их основные различия. Жест и ритм – важнейшие элементы танца.

        Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца: сценический и фольклорный.    

        Разнообразие танцев горцев. Лезгинки, быстрые пляски (в двухдольном метре), медленные плавные танцы, танцы локального происхождения («Ахтынский танец», «Мтиульский», «Хевсурский» и др.).

Танцевальное искусство Осетии: массовый танец – симд; парные – хонга-кафт (кабардинка) и тымбыл-кафт (лезгинка); сольный танец – рог-кафт.

        Русские народные танцы, их основные виды: хороводы (орнаментальные, игровые), пляски (одиночные, парные, перепляс, русская кадриль).

        Профессиональные ансамбли песни и танцев России и Грузии.    

        Декоративно-прикладное творчество. Традиционные виды народного декоративно-прикладного творчества Северного Кавказа и Грузии (чеканка, художественная обработка камня, ювелирное искусство, узорное и ковровое ткачество, керамика, войлочные изделия).

        Знакомство с декоративно-прикладным творчеством русского народа: богородская резьба, хохломская и городецкая роспись, дымковская игрушка, миниатюрная  живопись на лаковых изделиях Палеха и Федоскино, гжельская керамика, вологодское кружево.

Раздел  «Северный Кавказ – народы гор и предгорий».

        История Кавказа в легендах и мифах. Библейское сказание о Всемирном потопе. Легенды и мифы народов Кавказа. Географическое положение Кавказа. Северный Кавказ и Закавказье. Национальные республики Северного Кавказа.

        Возникновение народов. Горы и степь. Этногенез (возникновение народов). Этническая картина народов Северного Кавказа (осетины,  ингуши, чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, кабардинцы, балкарцы и др.). Разница между горцами и населением предгорных районов. Ираноязычное и тюркское влияние на жителей Кавказа. Политические события на Кавказе и их этнические последствия (Кавказская война 1817-1864 гг.).

Раздел «Закавказье: Грузия, Армения, Азербайджан».

        Этническая картина Закавказья. Общие сведения о народонаселении Закавказья. Три крупных народа: азербайджанцы, армяне, грузины. Из этнической истории Азербайджана. Из этнической истории Армении.       

        Этническая картина Грузии: грузины (картвелы): картлийцы, аджарцы, мегрелы, сваны и др. Абхазы.

Вероисповедания народов Закавказья. Баку и Ереван – столицы Азербайджана и Армении.

        Этнографические районы Грузии. История Грузии в мифах, легендах, исторических хрониках. Древнегреческий миф о титане Прометее. Древнегреческая легенда о золотом руне.

        Аджария, Абхазия, Гурия, Имерети, Кахети, Картли, Мегрелия, Сванетия, Хевсуретия, Южная Осетия. Географическое положение, центральные города. Самобытность каждого из районов.

        Возможные экскурсии, посещения выставок, концертов. Экскурсии в Музей декоративно-прикладного творчества, Музей музыкальной культуры им.Глинки, посещение тематических выставок в павильоне «Культура» на ВВЦ, посещение концертных выступлений народных коллективов песни и танца.

        Зачетные занятия. Проверка знаний обучающихся по каждому разделу программы проводится в виде тестирования, разгадывания кроссвордов, проведения различных викторин или конкурсов.

        Итоговое занятие. Выставка лучших работ учащихся. Подведение итогов обучения по программе. Поощрение и награждение детей.

Календарный-тематический учебный план         

месяц

Учебная тема

Кол-во часов

Сентябрь

1

Вводное занятие. Беседа

1,5

2

Наука о народах. Этнос, этнография.

1,5

3

Этнический состав населения Земли, этногенез.

1,5

4

Классификации народов. Географическая, антропологическая.

1,5

5

Классификации народов. Языковая, историко- этнографическая.

1,5

6

Роль религии в жизни общества.

1,5

7

Религии народов мира.

1,5

8

Я- Семья- Род- Народ. Что у нас общее и чем мы различаемся.

1,5

Всего

12

Октябрь

9

Кто родился и не умирал- род человеческий.

1,5

10

Формы памяти (индивидуальная, семейно-бытовая и общенародная)

1,5

11

Какого роду- племени? Родословное древо.

1,5

12

Народы России.

1,5

13

Русский народ. Самоназвание.

1,5

14

Религия. Святыни России. Просмотр видео.

1,5

15

Открытый урок «Мой народ»

1,5

16

Родина большая и малая.

1,5

17

Россия. Материальная культура.

1,5

Всего

13,5

Ноябрь

18

Русский фольклор. Народные сказки.

1,5

19

Русский народный танец. Просмотр видео.

1,5

20

Народные праздники России. Народный календарь.

1,5

21

Москва и москвичи.

1,5

22

Моя земля. Родина.

1,5

23

Имянаречение. Мое имя.

1,5

24

Тепло родного очага. Бытовая культура народа.

1,5

25

Природа родного края. Труд. Оцовское наследство.

1,5

26

29.11

День матери.

1,5

Всего

13,5

Декабрь

27

Свет материнства.

1,5

28

Герои и красавицы

1,5

29

Богатарский эпос, осмысляющий историю народа.

1,5

30

Могучие богатыри разных народов мира.

1,5

31

Семейная культура народа.

1,5

32

Семейные обряды и традиции.

1,5

33

Вечные ценности в искусстве народов России и Кавказа.

1,5

34

Новогодний огонек

1,5

Всего

12

Январь

35

Народная культура.

1,5

36

Новогодние праздники народов России.

1,5

37

Новогодние праздники народов Кавказа.

1,5

38

Фольклор-душа народа.

1,5

39

Просмотр видеоматериалов «Фестиваль народного творчества».

1,5

40

Кавказ.

1,5

41

История Кавказа в легендах и мифах.

1,5

42

История Кавказа в легендах и мифах.

1,5

Всего

12

Февраль

43

Северный Кавказ- народы гор и предгорий.

1,5

44

Многообразие народов, языков, культур Северного Кавказа.

1,5

45

Просмотр видеоматериала « По Северному Кавказу».

1,5

46

Легенда об амазонках.

1,5

47

Нартский эпос.

1,5

48

Просмотр мультфильма из серии « Гора самоцветов».

1,5

49

Народная игрушка.

1,5

50

Изготовление народной куклы.

1,5

Всего

12

Март

51

Декоративно- прикладное творчество. Народный костюм.

1,5

52

Декоративно- прикладное творчество. Народный костюм.

1,5

53

Народный орнамент.

1,5

54

Жилища народов Кавказа.

1,5

55

Песня- душа народа. Колыбельные разных народов мира.

1,5

56

Просмотр видео. Ансамбль песни и танца «Рустави».

1,5

57

Народные игры народов Северного  Кавказа.

1,5

58

Народные приметы.

1,5

Всего

12

Апрель

59

Закавказье- край гор, садов и виноградников.

1,5

60

Этнический состав Закавказья.

1,5

61

Кавказ в мифах Древней Греции.

1,5

62

Легенда о Прометее. Просмотр мультфильма «Прометей».

1,5

63

Легенда об аргонавтах. Просмотр мультфильма.

1,5

64

Жилища народов Закавказья. Сванские башни.

1,5

65

Просмотр видеоматериала «Природа Закавказья».

1,5

66

Сказки Армении и Азербайджана.

1,5

67

Просмотр видеоматериала. « Танцевальные коллективы Закавказья».

1,5

Всего

13,5

Май

68

Народные игры народов Закавказья.

1,5

69

Загадка названия столицы

1,5

70

Москва многонациональная.

1,5

71

«Прогулки по Москве»

1,5

72

«Экскурсия в Кремль»

1,5

73

Зачетное занятие

1,5

74

Итоговое занятие.

1,5

75

Посещение концерта

1,5

Всего

12

итого

112,5

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

        Для реализации данной программы лучше всего иметь  большое светлое помещение с рабочими столами, соответствующими возрасту детей.

        В помещении должны быть предусмотрены стеллажи или полки для  хранения методических и дидактических пособий, стенды для экспозиции материала и выставочных работ. Для проведения массовых народных игр желательно отвести отдельное помещение.

        Кроме этого, необходимо иметь:    

  1. Видеомагнитофон.
  2. Видеофильмы по художественной культуре России, народным промыслам,  видеофильмы, рассказывающие о Северном Кавказе и Грузии.
  3. Магнитофон и комплект аудиокассет и дисков для прослушивания.
  4. Географические карты России и Грузии, детский географический Атлас.
  5. Образцы изделий декоративно-прикладного творчества.
  6. Наглядные пособия (национальные костюмы, предметы быта, иллюстративный материал – фото, репродукции, книги по истории и культуре Кавказа).
  7. Элементы костюмов для театрализации игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ.

  1. Александров Ю. Москва заповедная. – М.: 1991.
  2. Бахтин В.С. От былин до считалки. Рассказы о фольклоре. Л.: Детская литература. 1988.
  3. Голубая роза. Мифы для детей. – СПб., «Стайл», 1992.
  4. Гомер. Одиссея./пер. с древнегреческого В.Жуковского. – М.: Художественная литература, 1967.
  5. Зурабова К.А., Сухачевский В.В. Мифы и предания. – М.: «Герра», 1993.
  6. Кеннель А. Мифы и легенды.- М.: Диалог, 1995.
  7. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. Исторический обзор и полный указатель ее достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996.
  8. Мифы народов мира. Т.1-2. –М.: Искусство, 1995-1998.
  9. Русские богатыри. Былины.-  СПб., «Стайл», 1992.
  10. Успенский В.В., Успенский Л.В. Мифы древней Греции. - Л.: Детская литература, 1978.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. АгамоваН.С., Слепцова И.В., Морозов М.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. Сборник игр по традиционной народной культуре. М.: Айрисс-Пресс, 1995.
  2. Браллашвили Н. Этнография Грузии. – Груз.: 1981
  3. Векслер А.Г. Десять маршрутов по Москве: Путеводитель. – М.: Моск.рабочий, 1985.
  4. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. –СПб., 1993.
  5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (методические рекомендации) / Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова  – М.: АРКТИ, 2005.
  6. Календарь в культуре народов мира. – М.: Наука, 1993.
  7. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М., 1980.
  8. Кузина Т.Ф., Бабурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  9. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: кн. для учителя. –М.: Дрофа, 2001.
  10. Народы России: Энциклопедия. – М.: 1983.
  11. Мейлах Б.С. Художественная картина мира: Вопросы комплексного изучения. – М., 1983.
  12. Музыка: Большой энциклопедический словарь. – М.: Музыка, 1998.
  13. Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, Центральные площади /Гл.ред. М.В.Посохин. – М.: Искусство, 1982.
  14. Сказания о народных героях: Героический национальный эпос. – М., 1995.
  15. Челидзе В. Исторические хроники Грузии. /пер. с груз.А.Беставашвили. – Груз., Мерани, 1980.
  16. Челехсаты К. Осетия и осетины. – Владикавказ, 1983.

        



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная программа

«История и быт народов Кавказа. 2 год обучения»

Срок реализации: 138 часов

Возраст обучающихся: 10-18 лет

(базовый уровень)

Автор-составитель:

                                                                                      педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.

  МОСКВА

           2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для реализации в хореографическом коллективе грузинского народного танца «Иверия».

        Так сложилось, что на протяжении более чем 55-летнего  существования коллектива, грузинские народные танцы и танцы народов Северного Кавказа изучали дети разных национальностей. Задача педагогов «Иверии» всегда состояла  в том, чтобы не только научить детей движениям грузинского, осетинского или дагестанского танцев, но и в том, чтобы юные танцоры умели передавать в танце его своеобразие,  народный колорит, национальную культуру другого народа. Параллельно педагоги стремились привить детям уважение к людям, к своим сверстникам, независимо от их национальности. А для этого необходимо было знать о культурном наследии народов, научиться уважать их традиции.

        Постепенно на фоне изучения хореографии выделился отдельный предмет «История и быт народов Кавказа», для которого и была разработана эта программа.  

        Образовательная программа составлена на основе  переработки целого ряда разделов школьных программ по истории и истории художественной культуры народов России, многочисленных литературных и научно-этнографических источников, посвященных культуре народов Кавказа.

        

        Актуальность  настоящей программы определяется одной из важнейших задач современного дополнительного образования – гражданским воспитанием подрастающего поколения, воспитание личности, которая уважает как культуру своего народа, так и культуру других народов. В современных условиях происходит социальная трансформация общества, растет национальное самосознание разных народов, повышается их интерес к своим культурным традициям, при этом порой обостряются межнациональные отношения. Все это повышает значимость программ данного направления.

На рубеже двух тысячелетий изменились гражданские и политические ориентиры, как в самой России, так и в Грузии, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в лучших образцах народной культуры.

Ансамбль «Иверия» - многонациональный коллектив, поэтому особое значение для его воспитанников приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только даются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России и Грузии, но и формируется уважительное отношение к ним, даются установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие

     

        Новизна данной программы состоит в том, чтобы в процессе обучения дети не только бы получили  определенные знания по народной культуре Кавказа, но и осмыслили ее значение с точки зрения нравственных и эстетических ценностей. Также идет работа над формированием толерантной личности

        Программа направлена не столько на изучение, сколько на освоение народной культуры и призвана помочь ребенку в его личностном творческом и нравственном развитии.

        В то же время, несмотря на присущий программе региональный культурный компонент, нельзя забывать, что с культурой народов Кавказа соседствует русская народная культура. Необходимо в процессе обучения постоянно решать задачу разумного сочетания особенного национального и общечеловеческого в культурах разных народов.

        Основная цель данной программы  - формирование у детей целостного представления о многообразии художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественных культур народов России и Кавказа как части отечественной и мировой художественной культуры.

Цель второго года обучения — более глубокое знакомство с культурой народов, проживающих на территории Грузии.

        Программа позволяет решать образовательные и воспитательные задачи:

  • Познакомить обучающихся с  этническим (национальным) составом Кавказа и Грузии, с многообразием культур кавказских народов и их историей, межэтническими взаимоотношениями.
  • Показать яркую самобытность соседствующих народных культур и их внутреннее сущностное сходство, порожденное единством человеческой духовной природы.    
  • Помочь осмыслить явления народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
  • Развить у детей способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.
  • Воспитать умение общаться с окружающими  людьми, проявляя тактичность, дружелюбие, умение слушать собеседника, почитания старших, межэтническую терпимость, доброту и милосердие.
  • Помочь детям глубже понять национальный характер изучаемых на уроках хореографии танцев через знакомство с народными обрядами, традициями, историей народов Северного Кавказа и Грузии.
  • Способствовать совместному духовно-художественному творчеству детей и родителей по изучению прошлого своих народов.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

        Данная программа предназначена для обучения детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет и рассчитана на 2 года обучения. Минимальный предлагаемый объем  курса 126 часа в год (3 часа в неделю). Всего программа рассчитана на 252 часа. Из этого расчета распределены часы для каждой темы программы.

        Значительный объем содержания программы способен обеспечить вариативность ее реализации в работе с детьми. Педагог имеет право вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения, но при этом не разрушая логики и общей образовательной концепции программы.

        Программа может дополняться новой тематикой по мере проявления интереса детей к изучаемому предмету или появлением новых народных танцев в репертуаре ансамбля «Иверия».

        

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

        Данная программа интегрировала в себе различные отрасли знаний: историю, литературу, географию, музыку, изобразительное искусство, народную культуру.

        Программа состоит из шести основных разделов.

        Содержание первого раздела («Наша земля») позволяет познакомить детей с этническим составом населения Земли; разъяснить понятия «этнос» и «этнография», дать краткие сведения о народах, населяющих Россию, языках, различных религиях, национально-культурных традициях, жанрах народного художественного творчества.

        Второй раздел («Закавказье: Грузия, Армения, Азербайджан») предполагает знакомство детей с историей народов Закавказья. Основное внимание уделяется истории Грузии, ее этнографическим регионам, грузинской художественной культуре.    

Третий раздел   («Северный Кавказ – народы гор и предгорий») знакомит детей целенаправленно с историей и художественной культурой народов Северного Кавказа, позволяет раскрыть особенности семейно-бытовых традиций. Специальное внимание уделяется в этом разделе народному костюму, национальным играм и праздникам, семейно-бытовым обрядам.

Учитывая национальный состав воспитанников ансамбля и то, что многие из них не являются коренными москвичами, введен раздел «Прогулки по Москве», из которого дети узнают об исторических и памятных местах Москвы.

Пятый раздел («Народное художественное творчество») дает представление о национальном своеобразии различных видов народного художественного творчества народов Кавказа (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного).

Шестой раздел («Вечные ценности в искусстве народов России и Грузии») программы обобщающий. На основе изученных ранее материалов у детей формируются представления о важнейших духовно-нравственных ценностях, объединяющих художественные культуры народов Кавказа и русского народа.

   

        Основными принципами методики работы педагога по данной программе являются:

  • систематичность и последовательность обучения (каждая новая тема основывается на знаниях, усвоенных ранее);
  • доступность обучения (приведение сложности учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей);
  • активность и созидательность обучения (педагог приучает детей к самостоятельной и активной работе);
  • научность (в процессе обучения дети усваивают систему достоверных и научно-обоснованных знаний).

При реализации программы используются различные методы:

  • словесные – лекции, беседы, викторины;
  • наглядные – просмотр репродукций, слайдов, видеофильмов, образцов изделий народных промыслов;
  • игровые;
  • проектные – разработка детьми творческих проектов и участие в их реализации (организация праздников народного календаря, конкурсов народного творчества, выставок народного искусства).

Программа предусматривает следующие формы работы: теоретические занятия; практические занятия.

   

Основная форма проведения занятий  -  теоретические занятия. В зависимости от содержания программы педагог планирует проведение практических занятий. Это -   изготовление обрядовой и игровой атрибутики, элементов (моделей) народных костюмов, зарисовка орнамента, приготовление несложного национального кушанья, постановка мини-спектаклей по мотивам древних легенд и мифов и др.

При изучении тем, посвященных народным праздникам, обычаям, традициям, фольклору, при их сравнении, необходимо показать самобытность и схожесть народных культур кавказских и русского народов.

Например, совпадение сюжетов русской сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и североосетинской «Брат Уари и сестра Канана». Или, богатырь героического русского эпоса Илья Муромец и его «собратья» - герои нартского (северо-осетинского)  эпоса (Сослан, Батраз); мужественный воин и доблестный защитник Отечества Георгий Победоносец и храбрый воин-рыцарь Святой Георгий.

Большое значение при обучении придается игре. Для лучшего усвоения материала рекомендуется на занятиях проводить дидактические игры, например, «Отгадай героя», «Определи местожительство», «Народные игры» и др. Постановка театрализованных мини-этюдов или мини-спектаклей по легендам и мифам народов Кавказа будет способствовать пониманию и запоминанию материала на эмоциональном уровне.

     

Развитие творческих способностей детей реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных и групповых видах деятельности. Рекомендуется давать домашние задания для самостоятельного изучения или закрепления той или иной темы. Оно может быть в виде написания реферата, творческой работы, оформления альбомов, стенгазет, подготовки выступления на занятии.

Защита творческих проектов, участие в диспутах, дискуссиях, конкурсах призваны обеспечить решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Желательно дополнять занятия экскурсиями по Москве,  в исторические, краеведческие и этнографические музеи, музеи декоративно-прикладного творчества, посещением концертов народных коллективов, тематических выставок, встречами с интересными людьми – музыкантами, актерами, писателями, народными мастерами.

     

Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей, родителей и педагогов (совместное посещение выставок, концертов, совместное проведение праздников). В результате у детей и взрослых исподволь, естественно, складывается привычка и потребность в духовном общении, возникает единый круг интересов, особая эмоциональная, нравственная атмосфера.

Практическая работа на занятиях.

        Просмотр видеофильмов, иллюстраций, прослушивание музыки. Составление конспектов по рассказам педагога, ведение альбомов, составление коллективных рассказов на заданную тему, создание своего генеалогического древа. Работа с географической картой.

        Игры (дидактические, интеллектуальные, народные), конкурсы, викторины.

        Зарисовки костюмов, видов орнамента, изготовление народных костюмов на куклу, тиснение по жесткой фольге, подделка макетов из бумаги, изготовление праздничных атрибутов (открытки, сувениры), приготовление несложных блюд.

        Постановка театрализованных мини-этюдов или мини-спектаклей по мифам и легендам.

        Защита творческих проектов,  творческие работы (поисковые, описания обрядов, ритуалов), диспуты, дискуссии.

  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате прохождения полного курса обучения по программе дети должны

знать:

  • название древнего государства Грузии, ее современные этнографические районы;
  • основные жанры устного народного творчества Кавказа: мифы, легенды, эпические произведения;
  • основные традиции и обычаи народов Кавказа и России;
  • лучшие образцы певческого народного творчества Грузии;
  • национальные костюмы народов Кавказа;

уметь:

  • различать национальные костюмы народов Северного Кавказа и народов Грузии;
  • по сюжетным танцам ансамбля рассказать о традициях и обычаях того или иного кавказского народа;
  • самостоятельно работать над программным материалом и написать творческую работу;
  • участвовать в проектной деятельности: разработке и реализации творческого проекта.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

        Методика проверки результатов предполагает по каждому разделу проведение зачетных занятий,  которые могут проводиться в виде тестирования, разгадывания кроссвордов, проведения различных викторин или конкурсов. Это могут быть игры типа «Что, где, когда?», «Поле чудес», «Что вы знаете о культуре Кавказа».

В конце года можно провести отчетную выставку творческих работ и рефератов учащихся;  различных подделок декоративно-прикладного творчества (национального костюма, сшитого на куклу, бутафорского и танцевального реквизита, зарисовок орнамента и др.).

Такие выставки способствуют ознакомлению широкого круга учащихся и их родителей с искусством народной культуры, развитию художественного вкуса, творческой активности, представляют собой наглядную популяризацию предмета.

Также для оценки результативности дети могут подготовить рефераты, выступления на интересующие их темы, затронутые в течение учебного года.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (138 часов)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

«Северный Кавказ – народы гор и предгорий»:

  • Календарные  и семейно-бытовые обряды и традиции.
  • Города, поселения, жилища.
  • Пища.
  • История народного костюма.
  • Народы Северного Кавказа

3

3

3

6

27

2

2

-

2

19

1

1

3

        4        

8

3.

«Закавказье: Грузия»:

  • Города, поселения, жилища.
  • Пища.
  • История народного костюма.
  • Этнические группы грузин.

6

6

15

47

2

1

7

32

4

5

8

15

4.

«Прогулки по Москве»:

  • Красная площадь. Храм Христа Спасителя.
  • Лужники и Воробьевы горы.

3

3

1

1

2

2

5.

Экскурсии.

9

-

9

5.

Зачетные и итоговое занятия.

6

-

6

                                                            Итого:            138           70                68

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

        Вводное занятие. Повторение темы мифы и легенды Северного Кавказа. Просмотр летних домашних работ.

        Раздел. «Северный Кавказ – народы гор и предгорий».

        Календарные  и семейно-бытовые обряды и традиции. Знакомство с понятием «обряд» Календарные обряды, связанные в основном с хозяйственной деятельностью. Соотношение календарной и семейной обрядности. Древние истоки в семейно-обрядовой культуре. Родильный, свадебный, погребальный обряды, обряды принятия в род народов Кавказа. Особенности этих обрядов у разных народов России. Семейно-бытовые традиции народов Северного Кавказа (куначество, клятва побратимства, уважительное отношение к старшим, обычаи гостеприимства, кровная месть).

        Города, поселения, жилища. Понятие «традиционная материальная культура». Поселения народов Северного Кавказа. Колорит селений, расположенных в высокогорье. Застройка селений в долинах. Древнейший город на Северном Кавказе – Дербент. Исторические центры городской жизни – Екатеринодар (Краснодар), Владикавказ, Грозный. Интерьер крестьянского жилища и домов горожан. Традиционная  архитектура культовых храмов: церквей, мечетей.

        Пища.  Особенности питания народов Северного Кавказа. Национальные кухни: общее и характерное.  Традиционные блюда.

            История народного костюма. Знакомство с историей одежды, особенностями возникновения народного костюма в зависимости от климата, ландшафта и трудовой деятельности человека. Мужской костюм в одежде народов Северного Кавказа, его элементы: бешмет, черкеска, бурка, папаха, башлык. Символы мужского достоинства в костюме – пояс с кинжалом, головной убор.

        Женский костюм, его элементы: туникообразного покроя рубаха, штаны, распашное платье с застежкой на талии, кафтанчик, большой головной платок, кожаный пояс с серебряной застежкой. Общее и отличительное в одежде народов Северного Кавказа.  Разнообразие женского костюма у народов Дагестана. Традиционные украшения костюма. Народный концертный костюм (осетинский, дагестанский).

           Народы Северного Кавказа.  К моменту изучения этого раздела дети уже имеют представление об этническом составе Севрного Кавказа. Здесь же они ближе познакомятся с народами, населяющими Северный Кавказ ( адыги, балкарцы, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы, народы Дагестана), с их культурой, обычаями. В этом разделе предусмотрен просмотр документальных и художественных фильмов по данной теме.

        Раздел. «Закавказье: Грузия».

        Города, поселения, жилища. Традиционность поселений народов Закавказья. Столица Грузии – Тбилиси, один из древнейших городов мира.  Мцхета – древняя столица Грузии. Памятники материальной культуры – развалины крепости Нарикала (IVв.); древнейшая культовая постройка – Анчисхатская базилика; Метехский храм. Старая часть города. Сионский собор.

        Пища. Национальные традиции в кухне Грузии. Основной продукт питания – лаваш, его разновидности. Знаменитые грузинские хачапури. Гостевые и обрядовые блюда. Традиционный этикет при приеме гостей.

        История народного костюма. Схожесть народной традиционной одежды Грузии с северокавказской. Отличия в одежде, особенно в комплектах женской одежды. Концертные народные костюмы: картлинский, аджарский, хевсурский, мтиульский..

          Этнографические группы грузин. К моменту изучения этого раздела дети уже имеют представление об этнографических районах Грузии. Здесь же они ближе познакомятся с этническими группами грузин: картлийцами, имеретинами, сванами, рачинцами, кахетинцами, хевсурами, тушинами, пшавами, аджарцами, лазами, мегрелами, гурийцами. В этом разделе предусмотрен просмотр документальных и художественных фильмов по данной теме.

        Раздел  «Прогулки по Москве. Изучение материала этого раздела тесно связано с проведением экскурсий по Москве.   

        Красная площадь. Храм Христа Спасителя.  Красная площадь. Лобное место. Памятник Минину и Пожарскому. Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Храм Христа Спасителя.

        Лужники и Воробьевы горы. Лужники. Ново-Девичьий монастырь. Московский государственный университет.

        Поклонная гора. Поклонная гора как исторический символ Отечественной войны 1812 года. Современная интерпретация названия – «Великая Отечественная».

        Зачетные занятия. Проверка знаний обучающихся по каждому разделу программы проводится в виде тестирования, разгадывания кроссвордов, проведения различных викторин или конкурсов.

        Итоговое занятие. Выставка рефератов и творческих работ учащихся. Задание на лето: сбор материала по народной художественной культуре родных мест.

Календарный-тематический учебный план         

месяц

Учебная тема

Кол-во часов

Сентябрь

1

Вводное занятие. Беседа

1,5

2

Северный Кавказ: Календарные и семейно-бытовые обряды и традиции.

1,5

3

Календарные и семейно-бытовые обряды и традиции.

1,5

4

Города, поселения, жилища.

1,5

5

Города, поселения, жилища.

1,5

6

Пища.

1,5

7

Пища.

1,5

8

История народного костюма. Общее и различное в костюмах народов С.К.

1,5

Всего

12

Октябрь

9

История народного костюма. Одежда осетин, чеченцев, ингушей, адыгов.

1,5

10

История народного костюма. Национальный костюм народов Дагестана

1,5

11

История народного костюма. Национальный костюм народов Дагестана

1,5

12

Народы Северного Кавказа. Общее и различное

1,5

13

Народы Северного Кавказа. Просмотр видео.

1,5

14

Народы Северного Кавказа. Народные промыслы

1,5

15

Народы Северного Кавказа. Народные промыслы

1,5

16

Народы Северного Кавказа. Осетины

1,5

17

Народы Северного Кавказа. Осетины

1,5

Всего

13,5

Ноябрь

18

Народы Северного Кавказа. Вайнахи

1,5

19

Народы Северного Кавказа. Вайнахи

1,5

20

Народы Северного Кавказа. Адыги

1,5

21

Народы Северного Кавказа Адыги

1,5

22

Народы Северного Кавказа Карачаевцы, балкарцы.

1,5

23

Народы Северного Кавказа- Дагестан

1,5

24

Народы Северного Кавказа- - аварцы, даргинцы.

1,5

25

Народы Северного Кавказа-лакцы, лезгины.

1,5

26

Народы Северного Кавказа-табасараны, агулы, цахуры.

1,5

13,5

Декабрь

27

Народы Северного Кавказа- кумыки, ногайцы.

1,5

28

Закавказье: Грузия: Города, поселения, жилища.

1,5

29

Города, поселения, жилища.

1,5

30

Пища.

1,5

31

Пища.

1,5

32

История народного костюма.

1,5

33

История народного костюма.

1,5

34

Зачетное занятие

1,5

Всего

12

Январь

35

История грузинского народного костюма.

1,5

36

Грузинский орнамент

1,5

37

Народный костюм центральных районов Грузии.

1,5

38

Народный костюм Восточной Грузии.

1,5

39

Народный костюм Западной Грузии.

1,5

40

Народный костюм горных районов Грузии.

1,5

41

Народный костюм горных районов Грузии.

1,5

42

Этнические группы грузин. Карталинцы

1,5

12

Февраль

43

Карталинцы

1,5

44

Карталинцы

1,5

45

Имеретины

1,5

46

Имеретины

1,5

47

Имеретины

1,5

48

Кахетинцы

1,5

49

Кахетинцы

1,5

50

Рачинцы

1,5

Всего

12

Март

51

Рачинцы

1,5

52

Горные районы Грузии.

1,5

53

Хевсуры

1,5

54

Хевсуры

1,5

55

Тушины

1,5

56

Тушины

1,5

57

Мтиульцы

1,5

58

Мтиульцы

1,5

Всего

12

Апрель

59

Пшавы

1,5

60

Пшавы

1,5

61

Сваны

1,5

62

Сваны

1,5

63

Сваны

1,5

64

Мегрелы

1,5

65

Мегрелы

1,5

66

Мегрелы

1,5

67

Гурийцы

1,5

Всего

13,5

Май

68

Аджарцы

1,5

69

Аджарцы

1,5

70

Лазы

1,5

71

Лазы

1,5

72

Абхазы

1,5

73

Абхазы

1,5

74

«Прогулки по Москве»

1,5

75

Итоговое занятие

1,5

Всего

12

итого

112,5

        

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

        Для реализации данной программы лучше всего иметь  большое светлое помещение с рабочими столами, соответствующими возрасту детей.

        В помещении должны быть предусмотрены стеллажи или полки для  хранения методических и дидактических пособий, стенды для экспозиции материала и выставочных работ. Для проведения массовых народных игр желательно отвести отдельное помещение.

        Кроме этого, необходимо иметь:    

  1. Видеомагнитофон.
  2. Видеофильмы по художественной культуре России, народным промыслам,  видеофильмы, рассказывающие о Северном Кавказе и Грузии.
  3. Магнитофон и комплект аудиокассет и дисков для прослушивания.
  4. Географические карты России и Грузии, детский географический Атлас.
  5. Образцы изделий декоративно-прикладного творчества.
  6. Наглядные пособия (национальные костюмы, предметы быта, иллюстративный материал – фото, репродукции, книги по истории и культуре Кавказа).
  7. Элементы костюмов для театрализации игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ.

  1. Александров Ю. Москва заповедная. – М.: 1991.
  2. Бахтин В.С. От былин до считалки. Рассказы о фольклоре. Л.: Детская литература. 1988.
  3. Голубая роза. Мифы для детей. – СПб., «Стайл», 1992.
  4. Гомер. Одиссея./пер. с древнегреческого В.Жуковского. – М.: Художественная литература, 1967.
  5. Зурабова К.А., Сухачевский В.В. Мифы и предания. – М.: «Герра», 1993.
  6. Кеннель А. Мифы и легенды.- М.: Диалог, 1995.
  7. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. Исторический обзор и полный указатель ее достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996.
  8. Мифы народов мира. Т.1-2. –М.: Искусство, 1995-1998.
  9. Русские богатыри. Былины.-  СПб., «Стайл», 1992.
  10. Успенский В.В., Успенский Л.В. Мифы древней Греции. - Л.: Детская литература, 1978.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. АгамоваН.С., Слепцова И.В., Морозов М.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. Сборник игр по традиционной народной культуре. М.: Айрисс-Пресс, 1995.
  2. Браллашвили Н. Этнография Грузии. – Груз.: 1981
  3. Векслер А.Г. Десять маршрутов по Москве: Путеводитель. – М.: Моск.рабочий, 1985.
  4. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. –СПб., 1993.
  5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (методические рекомендации) / Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова  – М.: АРКТИ, 2005.
  6. Календарь в культуре народов мира. – М.: Наука, 1993.
  7. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М., 1980.
  8. Кузина Т.Ф., Бабурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  9. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: кн. для учителя. –М.: Дрофа, 2001.
  10. Народы России: Энциклопедия. – М.: 1983.
  11. Мейлах Б.С. Художественная картина мира: Вопросы комплексного изучения. – М., 1983.
  12. Музыка: Большой энциклопедический словарь. – М.: Музыка, 1998.
  13. Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, Центральные площади /Гл.ред. М.В.Посохин. – М.: Искусство, 1982.
  14. Сказания о народных героях: Героический национальный эпос. – М., 1995.
  15. Челидзе В. Исторические хроники Грузии. /пер. с груз.А.Беставашвили. – Груз., Мерани, 1980.
  16. Челехсаты К. Осетия и осетины. – Владикавказ, 1983.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и быт народов Кавказа. Грузия (презентация)

Цель материала: сформировать у учеников первое представление о Грузии, дать общие сведения о стране, познакомить с ее символикой, культурой, историей....

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Урок по программе «История и быт народов Кавказа» по теме:«Царица Тамар и «золотой век» Грузии»

Царица Тамар - знаковая фигура в истории Грузии. С её именем тесно связан один из самых благодатных периодов существования государства - "Грузинский Золотой Век". В годы её правления в стран...

Урок по программе «История и быт народов Кавказа» по теме: «Тайны осетинских пирогов»

В этой работе дается первичное представление об этносе осетины, их обычаях и культуре; Осетины — один из самых загадочных этносов Кавказа. Осетинские пироги, несомненно, являются одной из в...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...