Создание образовательной среды для самореализации учащихся в социальном творческом проекте «Рукодельный вернисаж»
статья на тему

Филимонова Светлана Вячеславовна

В течение 2015-2016 учебного года в Доме детского творчества г. Тарко-Сале реализовался социальный творческий проект «Рукодельный вернисаж». Этот проект был направлен на оформление интерьера детской поликлиники г. Тарко-Сале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Создание образовательной среды для самореализации учащихся

в социальном творческом проекте «Рукодельный вернисаж»

Филимонова С.В.,

методист по ИЗО и ДПИ

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, коммуникабельности, ответственности. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать лучшие качества, познать ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни.

Социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. В результате совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение. Объектом деятельности в социальном проектировании выступают социальные отношения. Субъектами - учащиеся и их партнеры, вовлеченные в проектирование.

В течение 2015-2016 учебного года в Доме детского творчества г. Тарко-Сале реализовался социальный творческий проект «Рукодельный вернисаж». Этот проект был направлен на оформление интерьера детской поликлиники г. Тарко-Сале.

         У многих комната зелёного или белого цвета ассоциируется именно с больницей. Эти устоявшиеся стереотипы постепенно развеиваются. Сейчас в больших городах запускаются такие акции, когда волонтёры художники и архитекторы собираются вместе, обсуждают будущий дизайн поликлиники и воплощают все свои смелые идеи. И потом при входе в поликлинику всех приветствуют красочные рисунки, скульптуры или произведения искусства.

В нашем маленьком и уютном городе Тарко-Сале, чтобы преобразить пространство детской поликлиники и изменить привычную больничную атмосферу, ребята из объединений изобразительного и декоративно-прикладного искусства побывали в роли сказочных художников, в результате они создали своими  руками  яркие панно на сказочные темы.

В творческую группу собрались ребята из 7 объединений: «Юный художник», «Фантазёры», «Волшебный клубок», «Живопись иглой», «Северянка», «Школа моды» и «Акцент». Идею детей поддержали и помогли её воплотить творческая группа педагогов и  администрация детской поликлиники, которая выделила средства на его реализацию.

Для оформления интерьера детской поликлиники были выбраны темы панно и техники выполнения: «В гостях у сказки» (Бисероплетение); «Весёлый зоопарк» (Аппликация из фетра); «Витамины» (Живопись шерстью); «Времена года» (Вязание); «Цветочная поляна» (Вышивка лентами); «На крыльях фантазии» (Декоративная живопись); «Подводный мир» (Аппликация из природного материала); «Народное творчество» (Лоскутная пластика); «Северные мотивы» (Аппликация из ткани).

Творческая группа детей определила следующие задачи:

  • Научиться работать в команде.
  • Изучить этапы социального проектирования.
  • Разработать план реализации проекта, составить смету расходных материалов.
  • Обсудить идею проекта с представителями администрации детской поликлиники

г. Тарко-Сале.

  • Изготовить декоративные панно.
  • Прорекламировать детские творческие объединения Дома детского творчества.

Первой и главной задачей кураторов проекта была:

  • Создать образовательную среду для творческого общения и самореализации учащихся в проекте.
  • Познакомить детей с этапами социального проектирования.
  • Организовать консультирование педагогов по вопросам  использования метода проектов в образовательной деятельности.
  • Организовать финансовое и материально-техническое обеспечение реализации проекта.
  • Расширить пространство социального взаимодействия через выполнение социального заказа детской поликлиники г. Тарко-Сале.
  • Популяризировать детское творчество в различных видах искусства и детские объединения Дома детского творчества.

Для решения поставленных задач для участников проекта были организованы занятия по изучению основ социального проектирования, консультации для педагогов по вопросам использования метода проектов в образовательной деятельности.  

Над проектом мы начали работать ещё в конце 2014 учебного года. Творческая группа из числа детей и педагогов объединилась, чтобы разработать план реализации нашего проекта, составить смету расходов, обсудить идею проекта с представителями администрации детской поликлиники г. Тарко-Сале. За лето были приобретены все материалы для ручного труда.

В начале учебного года в объединениях ИЗО и ДПИ сформировались творческие группы ребят. Пятьдесят желающих захотели принять участие в таком интересном проекте. В октябре началась работа по созданию эскизов декоративных панно. В ноябре 2015 года состоялось торжественное открытие проекта. В актовом зале дома творчества дети совместно с педагогами провели презентацию проекта, представили эскизы будущих работ, а также рассказали о технике их выполнения. Со словами благодарности к ним обратилась заместитель главного врача по детству Тарко-Салинской центральной районной больницы Галина Васильева. Она одобрила интересные задумки и пожелала ребятам успехов.

        Далее началась кропотливая работа - изготовление панно. Ребята усердно шаг за шагом создавали своими руками яркие панно на сказочные темы. Нашим девизом стали путеводные слова, которые произнесли мастерицы и рукодельницы на открытии проекта:

На занятиях трудиться,

К вершинам творчества стремиться,

Высоких результатов добиться,

Педагогов удивить,

Радость людям подарить!

        Мы были уверенны, что у нас всё получится. У детей был багаж знаний, они владели умениями и навыками, с легкостью использовали разные техники, знали принципы композиционного построения.

В феврале творческая группа детей поучаствовала с проектом «Рукодельный вернисаж»  в районном конкурсе «Лучшие социальные инициативы детей» и успешно защитила его, получив грамоту за 3 место. В мае были готовы 44 декоративные панно. Мастерство и ответственность помогли завершить начатое дело. Состоялось закрытие проекта. Получился «Праздник творчества» с гостями и играми.

      24 мая состоялось открытие вернисажа в детской поликлинике г. Тарко- Сале. Главный врач ЦРБ Кирилл Трапезников поблагодарил ребят и их руководителей за успешную реализацию совместного проекта и вручил грамоты детям и благодарственные письма педагогам, а также вкусные и полезные призы. «Вы сделали очень большое и важное дело! До этого пустующие стены детской поликлиники теперь засияли яркими красками. Ваши замечательные, все такие разные, но профессионально выполненные работы будут радовать наших пациентов и их родителей и, конечно же, помогать детям в выздоровлении».

Наши творческие работы стали своеобразным вкладом на благо родного города. А наградой за творчество стали положительные эмоции  детей и взрослых. 

«Рукодельный вернисаж» стал успешным совместным проектом Дома детского творчества и Тарко-Салинской центральной районной больницы.

  Результаты проекта

  1. Вернисаж из 44 декоративных панно, выполненных в различных техниках.
  2. Увеличение количества учащихся (50), занимающихся проектной деятельностью.
  3. Освоение учащимися основ социального проектирования.
  4. Положительная динамика индивидуального развития учащихся (высокий показатель обученности (100%) участников проекта, опыт социально-значимой деятельности).
  5. Рост профессионального мастерства педагогов. Практическое применение  метода проектов в образовательной деятельности.
  6. Опыт организации социального взаимодействия МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале с детской поликлиникой г. Тарко-Сале по реализации социального творческого проекта «Рукодельный вернисаж». Открытие и закрытие проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Современная  школа многообразна и сложна и  непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого,  перед л...

Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной ...

Проект " Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся"

D настоящее время отмечается снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми сталкиваются дети и подростки, обилие коротких бытовых текстов, возн...

Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт

Участие в краевом конкурсе  проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0»  с проектом «Создание образовательной среды, спосо...