Бесценное богатство
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Бесценное богатство

 

                                  Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос,

Нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле,

          Нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.

                                                                (Народная мудрость)

 

На столе: зерно, колосья, мука, хлеб разный.

Цель: формирование знаний учащихся о цене и значимости хлеба в жизни человека, о труде хлебороба.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bestsennoe_bogatstvo.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Бесценное богатство

                                        Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос,

Нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле,

        Нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.

                                                        (Народная мудрость)

На столе: зерно, колосья, мука, хлеб разный.

Цель: формирование знаний учащихся о цене и значимости хлеба в жизни человека, о труде хлебороба.

Задачи: 

  1. Повысить интерес к истории хлеба.
  2. Развивать творческие способности воспитанников.
  3. Воспитывать  чувство любви к Родине, бережного отношения к Земле, уважения к хлебу и людям труда.

План:

  1. Вводное слово. Цена хлеба.
  2. История хлеба.
  3. Есть такая профессия – хлебороб.
  4. Бережное отношение к хлебу.

     Звучит песня Я. Френкеля «Русское поле».

  1. Вводное слово. Цена хлеба. 

Хлеб! Хлебушко, хлебушек! Теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Нам с детства знаком запах свежеиспеченного хлеба.

Воспитатель: Тема нашей беседы не случайна. В 3 классе мы выступили с презентацией профессии кулинара-кондитера. Тогда мы поняли, что булки, ватрушки пекутся из муки. После выступления подошел один мальчик и спросил у меня: «А откуда берется мука?». Объяснить, ребята, одним словом сложно.

        Прошли годы. Мы уже учимся в 5 классе. Повзрослели, узнали много нового, накоплен, хотя небольшой, но жизненный опыт. Мы с вами уже ведем речь о будущей взрослой жизни, мечтаем быть каменщиками, столярами, заниматься сельскохозяйственным трудом. Некоторые наши мальчики посещают урок «Сельскохозяйственный труд». Вас учат выращивать овощи и не только. Сегодня речь пойдет о сельском хозяйстве, работники которого выращивают хлеб.

          Хлеб – это чудо земли!

          Хлеб – это чудо труда человеческого!

        Хлеб – это основной продукт питания. Наш народ, отцы и деды  всегда с любовью и бережливостью относились  к этому бесценному продукту. Представить  нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Помните, однажды нам предложили завтрак без хлеба. Вы все оглядывались, смотрели друг на друга и не могли понять, почему нет хлеба на столе. Недаром русская пословица гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб нужен человеку каждый день.

        Сегодня мы с вами должны узнать, какой длинный путь проделает хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе в столовой. Многие люди трудятся над тем, чтобы мы покушали сытный завтрак, обед с мягким вкусным хлебом. Наши родители, дедушки и бабушки знают цену хлеба. Как мы относимся к хлебу?

Обращение к детям: Ребята, давайте скажем, каким мы представляем хлеб?

- Хлеб вкусный, …     (мягкий, свежий, душистый, пышный)

  1. История хлеба.

Хлеб не всегда был таким, каким мы его едим каждый день.

Ученик:        Пышный, мягкий пропеченный,

                     Подрумяненный слегка.

                     Хлеб с горбушкой золоченной

                     Шел к нам издалека.

        Воспитатель: Были времена, это было очень и очень давно, люди не знали хлеб. Сразу можно задать вопрос: «А чем же тогда они питались?». Ответы детей.

        Однажды древний человек нашел какие-то семена. Они людям показались очень вкусными. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельченные зерна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши-теста. А выглядел он примерно так. Плотные, подгорелые куски зерновой массы мало напоминали нам пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепешек, они выпекались на горячих камнях, на костре и началось хлебопечение.

        Позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в древнем Египте. Раб, занятый приготовлением пищи, недосмотрел, тесто для хлеба подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепешки.  Они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.

        Вам интересно, откуда пришло к нам слово «хлеб»? Ответы детей.

Слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, их называли «хлибанос».

  1. Есть такая профессия – хлебороб.

Многие тысячелетия живут вместе хлеб и человек. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.

Сотни людей разной профессий трудятся, чтобы выращивать хлеб. Не меньше людей работают, чтобы хлеб оказался на нашем столе. Как понять: вырастить хлеб? Ответы детей.

Ученик:       Когда за столом вы, ребята, сидите,

                        То помните, кто для вас хлеб создает:

                        Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

                        Шахтер, металлург, машинист – народ!

Есть такая профессия – хлебороб. Известно, хлеб выращивают жители села, деревни.

                Рассказ воспитателя о выращивании хлеба.

Обращение детям: у кого из вас родители являются хлеборобами?

        Выйди летом в поле. Посмотри, как тянутся к солнцу колосья зрелой пшеницы! Зрелый колосок слегка колышется на ветру. Подойди, тронь его и на твои ладони упадут зрелые зерна. В каждом из них – жизнь.  Почему «жизнь»? Они необходимы нам, чтобы жить, учиться, трудиться, вырастить хлеб.

        Святое дело: вырастить хлеб. Когда ты берешь в руки кусочек хлеба, помни, что совершается что-то великое. Ты прикасаешься не только к хлебу, к труду многих людей: пахарей, сеятели, комбайнеров, пекарей и многих других. Все они создали это чудо-хлеб своими руками. Их труд нелегкий. Хлеб надо уважать и  беречь, если даже  на наших полях работает современная техника.

      Обращение детям: знаете ли вы, какая техника сегодня работает на наших полях?

Как тяжело убрать уже выращенный урожай? Осень этого года показала хлеборобам еще раз, это была страда, уборочная страда. Еще в октябре убирали хлеб.

        Физкультминутка.

  1. Бережное отношение к хлебу.

     Труд человека стал намного легче в наши дни. Хлеб – бесценное богатство. У нас нет права пренебрежительного и легкомысленного отношения к нему. Хлеб нужен всем, но относимся к нему по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.

        Все меньше людей остается тех, кто знает и помнит хлеб военный. Воспитатель показывает кусочек хлеба 125 граммов, суточная норма жителя блокадного Ленинграда.

        За один килограмм колхозного зерна женщин отправляли в тюрьму. Не на один месяц, на 5 лет.  Когда вместо хлеба люди кушали торф. Навсегда остается в моей памяти рассказ   одной бабушки, пережившей войну. Она ходила к соседке занимать торф, чтобы испечь хлеб.  Она должна была вернуть торф после того, как сама съездит за торфом на лошади, а это в 15 км от ее дома. Верить в это нам всем тяжело. Но это было именно так.

        Дума народная о хлебе выразилась и сохранилась в пословицах, поговорках, загадках. «Хлеб – всему голова», Хлеб – батюшка, водица – матушка».

        А сейчас отгадайте загадки:

Ученик:                В землю теплую уйду,

К солнцу золотом взойду

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит. (Колос)

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница в поле)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин,

Там работаю один. (Комбайн)

Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Мнут и катают,

В печи закаляют.

А потом за столом,

Нарезают ножиком. (Хлеб)

        Хлеб – бесценное богатство. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Много достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается. Хлеб – символ гостеприимства, дружелюбия, мира. Всех дорогих гостей русский народ встречает хлебом-солью.

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

 Исполняется сценка «Булка» (С.В.Михалков)

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул.

И на ребят, почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

А мальчики стояли молча,

Опустив головы, глаза.

Нам очень стыдно за такое поведение.

Из глаз катилася слеза.

Ведь прав был пекарь

Дороже хлеба в жизни нет.

Воспитатель:      Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

        Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать, потому что хлеб нельзя топтать. Да разве найдешь его в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох.

        С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за свое бережное отношение к хлебу.

        Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар. Берегите хлеб!

        Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть у каждого человека. Эти чувства сравнимы с уважением к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

        Хлеб всегда был в почете у людей. Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец – так ласково называют его в народе. Это не только продукт питания. Хлеб – мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты.

        Хлеб – наша гордость, богатство, сила!

Воспитатель: 1. Какое значение имеет хлеб в жизни человека?

                              2. Как надо относиться к хлебу?

Звучит песня Л.Зыкиной «Хлеб всему голова».

                                        Комната №

  1. Софронов Никита                        5 «А» класс
  2. Бузунов Александр                     5 «А» класс
  3. Тойшев Максим                        5 «А» класс

Воспитатели:   Медведева Л.Я.

                          Григорьева Ю.М.

Комната №

  1. Михайлов Даниил                        5 «А» класс
  2. Мокеев Денис                        5 «А» класс
  3. Любимов Николай                        5 «А» класс

Воспитатели:   Медведева Л.Я.

                          Григорьева Ю.М.

Комната №

1. Князев Максим                         5 «А» класс

         2. Бадасян Андраник                 5 «А» класс

  3. Бузунов Ярослав                         5 «А» класс

Воспитатели:   Медведева Л.Я.

                          Григорьева Ю.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье-бесценное богатство

Классный час "Здоровье- бесценное богатство". Цель: убеждение учащихся в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни. Актикизируют знания детей: беседа, "Что говорили о здоровье в ...

Классный час на тему: «Здоровье –бесценное богатство".

Классный час способствует  формированию знаний о последствиях  вредных привычек на здоровье человека;содействует  воспитанию ответственности подростка  за свое поведение и наличие ...

Классный час "Здоровье - бесценное богатство!"

Классный час проводится в рамках темы  "Здоровый образ жизни"...

Классный час "Здоровье - бесценное богатство"

Самое большое богатство – здоровье. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями. ...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО». К классному часу прилагается видео "Уроки Мойдодыра"....