Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой в художественной гимнастике
учебно-методический материал на тему

Бутова Алёна Валерьевна

Методика обечения детей упражнению со скакалкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебный материал для тренера45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа №1

Методическая разработка

на тему:

«Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой в художественной гимнастике»

Выполнила:

тренер-преподаватель

Бутова А.В.

Арзамас, 2017 г.

Содержание

Введение

  1. Общая характеристика упражнений со скакалкой
  2. Первоначальное изучение скакалки как предмета
  3. Совершенствование манипуляций
  4. Соединение базовых движений телом с предметными манипуляциями
  5. Разминка со скакалкой

Заключение

Литература

Введение

Специфику художественной гимнастики как вида спорта определяют упражнения с предметами. Они отличаются по форме, весу и конструкции, поэтому выполнение тех или иных элементов с использованием предмета определяют сложность, зрелищность и многосторонность подготовки. Данные упражнения призваны усовершенствовать двигательную координацию, быстроту, пространственно-временную координацию, точность движений и реакции. Для них характерно использование нескольких групп технических действий: махи, вращения, броски и ловля, круги и перекаты. При этом они сопровождаются замахами, подседаниями, перехватами и передачами. Основными предметами, которые используются в художественной гимнастике, являются мячи, обручи, скакалки и лента. Дополнительно могут внедряться элементы с использованием шарфов, веера, флажков, вымпелов и т. д.

СКАКАЛКА пеньковая или синтетическая. Ограничений на длину не существует, но она должна быть пропорциональна росту гимнастки – когда на скакалку наступают обеими ногами, концы достают спортсменке до подмышек. Как себя ведет: «Об нее спотыкаются». Хотя считается самой покладистой – именно с нее начинается обучение в художественной гимнастике.


  1. Общая характеристика упражнений со скакалкой.

Скакалка – это гимнастический предмет, пеньковая (или другая) веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0,5 – 1,0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видным.

Предметы, применяемые в художественной гимнастике, были отобраны из разных источников.

Упражнения со скакалкой были заимствованы из детских игр. Они вошли в отечественную художественную гимнастику с момента ее зарождения (с 1934 года) естественно и просто. Практически сразу же скакалка была признана и в международной художественной гимнастике, став обязательным предметом с 1965 года.

Скакалка обычно удерживается за два конца хватом за узелки: узелок располагается на середине ладони, пальцы сжимаются в кулак и зажимают узелок, скакалка проходит между большим и указательным пальцами. Хват не должен быть слишком сильным, чтобы скакалка могла двигаться, находясь в кулаке. Кроме этого скакалку можно держать: за один конец; за два конца одной рукой; за середину одной и двумя руками; за середину и конец; сложенной в 2-4 раза одной и двумя руками.

Типичные упражнения со скакалкой.

Вращательные движения: вращения и обкрутки – это сходные группы движений предметами, для которых характерно наличие вращательного момента. Серия круговых движений, в которых есть ось вращения находится у края скакалки, называется вращением скакалки. Если ось вращения располагается снаружи от скакалки и на какой-то части тела, то движение называется обкруткой. Обкрутки могут быть: руки; ноги; туловища; шеи; всего тела.

Кроме того, вращательные движения различаются по типу вращения, они различаются по плоскости движений: лицевой; боковой; горизонтальной; наклонной. Неполное круговое движение называется махом ил покачиванием.

Фигурные движения – это условное название группы движений, при выполнении которых предметы описывают в пространстве определенную фигуру. Для скакалки характерны следующие фигурные движения:

- круги: малые – кистью; средние – локтем; большие – от плеча;

- мельницы – сочетание малых кругов в определенной последовательности. Мельницы могут выполняться в трех плоскостях по отношению к телу: в горизонтальной, в лицевой (фронтальной), в боковой (сагиттальной). Так же мельницы могут быть: двухтактные – два последовательных круга справа от кистей, затем два последовательных слева от кистей; трехтактные – три последовательных круга справа от кистей, а затем слева от кистей.

- восьмерки – это два круга относительно любой части тела (головы, руки). Описывается сначала широкий круг слева, затем справа, или спереди и сзади.

- спирали – серия малых кругов, вытянутых в линию в виде спирали.

- «эшапе» - выпуск одного конца скакалки из руки с вращением и обратной ловлей. Может выполняться двумя руками и одной, а также с одним и несколькими оборотами конца скакалки в разных плоскостях.

- «паруса» - концы скакалки в двух руках, широкий круг скакалкой справа над головой, начинает лева рука, продолжает правая. Если круг выполняется влево, то наоборот.

- «удочки» - скакалка за один конец выводится вперед, возвращается к себе и ловится за второй конец.

- «крылья» - развернутое положение скакалки на плечах или спине.

Передачи, перехваты. Передача – перекладывание скакалки из одной руки в другую без фазы полета. Перехват – изменение способа удержания скакалки.

Броски – это безопорные (полетные) движения скакалки. Могут осуществляться: рукой или ее частью; под руку; под ногу; под плечо; за спиной.

Ловли – это прием скакалки после ее свободного перемещения. Ловли могут выполняться стоя: руками, ногами, туловищем, а также сидя и лежа различными частями тела. Ловлями могут заканчиваться не только броски, а так же обкрутки, «удочки», «эшапе» и др.

Прыжки через скакалку – выполняются хватом скакалки за концы, за один конец и середину; через вдвое-вчетверо сложенный предмет, вращением скакалки вперед, назад, скрестно, с одним, двумя и даже тремя оборотами.

Элементы входом в скакалку – выполняются «надеванием» замкнутой скакалки, а также шагом или прыжком в относительно неподвижный или движущийся предмет.

Складывание скакалки – не является ни характерной, ни обязательной формой движения. Выполняется тремя основными способами: соединение концов скакалки; поочередными перехватами скакалки, сложение ее в 3-4 раза; накручивание скакалки на кист руки.

Завязывание скакалки – «узлы» могут выполняться только руками; руками и с помощью ноги и т.п.

Все перечисленные движения скакалкой можно использовать совместно с разнообразными движениями телом. Важно грамотно подобрать нужную манипуляцию к выбранному движению телом.

  1. Первоначальное изучение скакалки как предмета.

№ п/п

Описание задания

Методические указания

  1. Покачивания скакалки

1.

И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Покачивания в лицевой плоскости, с постепенным нарастанием амплитуды.

Покачивания скакалки выполнять с нарастающей амплитудой.

Правой и левой рукой.

2.

И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке.

Покачивания в боковой плоскости.

Покачивания скакалки выполнять с нарастающей амплитудой.

Правой и левой рукой.

  1. Вращения скакалки

1.

И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Вращения в лицевой плоскости по и против часовой стрелки.

Вращение скакалки выполнять в заданной плоскости.

Правой и левой рукой.

2.

И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Вращения в боковой плоскости вперед и назад.

Вращение скакалки выполнять в заданной плоскости.

Правой и левой рукой.

3.

И.п. – стойка на полупальцах, скакалка сложена вдвое, узлы в правой руке.

Вращения в горизонтальной плоскости по и против часовой стрелки.

Вращение скакалки выполнять в заданной плоскости.

Правой и левой рукой.

  1. Восьмерки скакалкой

1.

И.п. – стойка, скакалка вдвое в левой (правой) руке.

Восьмерка скакалкой в боковой плоскости.

Выполнить вращение вперед в боковой плоскости, при достижении рукой верхней точки, перенести ее по диагонали вниз, и снизу вверх.

2.

И.п. – стойка, скакалка в одной руке вдвое.

Восьмерка скакалкой в лицевой плоскости.

Выполнить лицевой круг перед и за телом.

  1. «Удочка» скакалкой

1.

И.п. – стойка, скакалка вдвое в правой (левой) руке.

1-2 – распустить скакалку назад, отпуская один конец.

3-4 – пройти вперед.

5-6 – «удочка» - вывести скакалку вперед.

7-8 – подхватить конец скакалки рукой.

Руку с узлом, выводить вперед плавно, без резких движений, чтобы избежать деформации формы скакалки. Рука вначале подается вперед-вверх, и на себя или вниз.

  1. Прыжки через скакалку

1.

И.п. – стойка, скакалка сзади.

1 – пронести скакалку вперед по дуге вверх.

2 – перешагнуть скакалку и т.д.

То же с вращением скакалки назад.

При переносе скакалки стараться локти прижать к туловищу.

2.

И.п. – стойка на полупальцах, скакалка сзади.

1 – пронести скакалку вперед по дуге вверх.

2 – опустить скакалку вниз, перепрыгнуть через скакалку.

То же с вращением скакалки назад.

Указания те же, что в 5.1.

3.

И.п. – стойка, скакалка сзади.

Поточные прыжки в скакалку.

То же с вращением назад.

При выполнении прыжка в скакалку показать полетную фазу с прямыми коленями и натянутыми носками.

4.

И.п. – стойка на полупальцах, скакалка сзади.

Бег  в скакалку.

Бег в скакалку выполнять с вращением под каждую ногу и через шаг.

5.

И.п. – стойка на полупальцах, скакалка вдвое сложена вверх.

Прыжки через двое сложенную скакалку.

При прыжку стопы вытягивать. Руки проходят по кругу максимально близко друг к другу.

  1. Складывание скакалки

1.

И.п. - стойка, скакалка вперед

1-2 – сложить скакалку вдвое.

3-4 – сложить скакалку вчетверо.

5-8 – в обратном порядке распустить скакалку.

Скакалку складывать и распускать разными способами, включая творчество детей.

2.

И.п. - стойка, скакалка вперед, в двух руках.

1-2 – правой рукой подхватываем 1/3 скакалки слева.

3-4 – левой рукой подхватывает 1/3 скакалки справа.

Визуально делим скакалку на 3 равные части.

  1. Накрутки скакалки

1.

И.п. – стойка, скакалка вперед.

Накрутить и раскрутить скакалку на правую (левую) руку.

- на ноги;

- на туловище;

- на шею.

Накрутка выполняется с замаха скакалки, приближая узлы, к обкручиваемой части. Скакалка должна быть натянута.

  1. «Эшапе» скакалкой

1.

И.п. – стойка, скакалка вперед.

1-4 – эшапе через руку.

После вращения вперед скакалка должна обкрутить руку, затем «выпустить» один конец скакалки и поймать его.

  1. Броски скакалки

1.

И.п. – стойка, узлы в одной руке.

1-4 – накрутка скакалки на кисть.

5-6 – толчком бросок скакалки вверх.

7-8 – и.п.

После накрутки взять скакалку в правую (левую) руку. Толчок выполнить разгибанием руки от плеча вверх.

Скакалка может падать.

2.

И.п. – стойка, узлы в одной руке.

1 – вращение скакалки.

2 – бросок вдвое сложенной скакалки.

3-4 – ловля.

При броске рукой тянуться вперед – вверх, а при ловле сопровождать предмет сверху вниз.

  1. Совершенствование манипуляций

№ п/п

Описание задания

Методические указания

  1. Вращения скакалки

1.

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

- вращение скакалки в боковой плоскости вперед и назад

- вращение скакалки по часовой стрелке и против часовой стрелке в лицевой плоскости

- вращение скакалки по часовой стрелке и против часовой стрелке в горизонтальной плоскости.

Вращение выполнять как с согнутым локтем так и с прямым, строго в боковой, лицевой, горизонтальной  плоскостях.

2.

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

1-2 – вращение скакалки в горизонтальной плоскости над рукой.

3-4 – вращение скакалки в горизонтальной плоскости под рукой.

Вращение выполнять прямой рукой, строго в горизонтальной плоскости.

Вращение выполнить сначала сверху, а затем снизу руки, не касаясь ее.

3.

И.п. – стойка, развернутая скакалка в правой  (левой) руке.

1-8 – вращение по часовой стрелке в горизонтальной плоскости над головой.

1-8 – вращение против часовой в горизонтальной плоскости над головой.

Вращение выполнять прямой рукой, строго в горизонтальной плоскости, скакалка натянута.

  1. Обкрутки скакалкой

1.

Обрутка вокруг кисти

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

1 – замах.

2 – обкрутка скакалки вокруг кисти

3-4 – и.п.

Обкрутка на кисти происходит в лицевой плоскости по или против часовой стрелке. После замаха обкрутить скакалку вокруг кисти и перехватить концы.

2.

Обкрутка вокруг ноги

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

1 – замах.

2 – обкрутка скакалки вокруг ноги

3-4 – и.п.

Сделать замах, затем толчок узелков в сторону вращения скакалки, и выполнить обкрутку вокруг ноги.

3.

Обкрутка вокруг туловища

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

1 – замах.

2 – обкрутка скакалки вокруг пояса

3-4 – и.п.

Сделать замах, затем толчок узелков в сторону вращения скакалки, и выполнить обкрутку вокруг пояса.

4.

Обкрутка вокруг шеи

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

1 – замах.

2 – обкрутка скакалки вокруг шеи

3-4 – и.п.

Сделать замах, затем толчок узелков в сторону вращения скакалки, и выполнить обкрутку вокруг шеи.

  1. Фигурные движения скакалкой

1.

«Выкручивание» скакалки на шее

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена за головой в двух руках.

1 – один локоть проходит в свободное пространство между рукой и скакалкой.

2-3 – выкручивание.

4 – и.п.

Вдвое сложенная скакалка в двух руках находится за головой, один локоть просовывается в дырку между рукой и скакалкой и выполняется выкручивание. Выкручивание на шее происходит сначала в среднем потом быстром темпе.

2.

Накрутка скакалки на пояс

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

1-4 – накручивание скакалки на пояс.

5-8 – раскручивание скакалки.

Руки натянутые, накрутить скакалку на пояс, затем раскрутить (сначала медленно, потом быстро).

3.

Накрутка скакалки на пояс с отпусканием одного конца.

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

1 – накрутить скакалку вперед (назад) на пояс.

2 – отпустить нижний узел.

3-2 – и.п.

Закручивание происходит на один оборот, нижняя рука отпускает конец скакалки и сразу же подхватывает ее.

4.

Спиралевидные движения скакалкой.

И.п. – стойка, скакалка в правой (левой) руке за один конец.

1-8 – спиралевидные движения скакалкой

То же с другой руки.

Выполнить кистью последовательные круговые движения скакалкой перед собой, сбоку, сзади.

5.

Спиралевидные движения скакалкой над полом.

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

1-2 – замах и закручивание скакалки на пояс

3-4 – отпустить конец и вращать скакалку над полом.

5-8 – и.п.

1-8 – с другой руки.

Сделать замах и закручивание на пояс, отпустить нижний узел, сделать круговой движение кистью внизу и поймать узел.

6.

Спиралевидные движения скакалкой над полом и головой.

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

1-2 – замах и закрутка.

3-4 – отпустить и вращать конец   скакалки над полом.

5-6 – вращение скакалки над головой.

7-8 – и.п.

1-8 – с другой руки.

Сделав замах и закручивание на пояс, отпустить нижний узел, сделать круговое движение кистью внизу, резко перевести вверх и круговое движение вверху, поймать узел.

7.

Накручивание скакалки в боковой плоскости на руку.

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

1-4 – накрутить скакалку на руку.

5-8 – раскрутить

1-8 – с другой руки.

Закрутить и раскрутить скакалку на прямой руке.

8.

Накручивание скакалки в боковой плоскости на руку с отпусканием.

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

1 – закрутить на руку.

2 – отпустить узел

3-4 – и.п.

1-8 – с другой руки.

Закрутить скакалку на руку, отпустить конец скакалки и тут же подхватить его.

Выполнить подряд несколько раз с обеих рук.

9.

«Эшапе»

И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо

- одинарное «эшапе».

- двойное «эшапе».

- тройное «эшапе».

Вращать скакалку сбоку, затем левая рука отпускает узелок, а правая подкручивает скакалку один раз, на двойном «эшапе» - два раза. В тройном «эшапе», подкрутить скакалку кистью первый раз перед собой, второй возле плеча, а третий – за спиной.

10.

«Мельницы»

И.п. – стойка, хват развернутой скакалки за середину.

- «мельница» вперед и назад развернутой скакалкой перед собой.

- «мельница» над головой развернутой скакалкой.

Выполнять малые последовательные круги кистями, локти прямые.

11.

Круговая «мельница».

И.п. – стойка, скакалка в руках за два узелка и середину.

1-2 – «мельница» назад.

3-4 – «мельница» над головой.

5-6 – «мельница» вперед.

7-8 – и.п.

Вращение происходит по кругу: одна рука «убегает», вторая «догоняет», мельница выполняется в среднем темпе.

12.

И.п. – стойка, скакалка сбоку.

1-4 – «паруса».

Широкий круг скакалкой над головой, начинает левая рука, продолжает правая.

  1. Прыжки через скакалку

1.

И.п. – стойка, скакалка в двух руках.

- прыжки с вращением скакалки вперед

- прыжки со скрестным вращением скакалки вперед

- чередование прыжков с простым и скрестным вращением скакалки вперед.

То же с вращением назад.

Прыжки выполняются с согнутыми и с прямыми ногами, скакалка не должна «биться» об пол.

2.

И.п. – стойка, скакалка в двух руках.

- прыжки с двойным вращением скакалки вперед

- прыжки с двойным скрестным вращением скакалки вперед

- чередование прыжков с двойным простым и скрестным вращением скакалки вперед.

То же с вращением назад.

Прыжки выполняются с согнутыми и с прямыми ногами, скакалка не должна «биться» об пол.

Двойные прыжки – это когда скакалка за один прыжок прокручивается два раза.

3.

И.п. – стойка, вдвое сложенная скакалка перед собой.

- прыжки вперед через вдвое сложенную скакалку.

- скрестные прыжки через вдвое сложенную скакалку.

- чередование простых и скрестных прыжков вперед через вдвое сложенную скакалку.

То же с вращением назад

Руки прямые, ноги согнутые, прыжки выполняются подряд, скакалка в прыжках не должна касаться тела.

Прыжки выполняются подряд, с вращением скакалки вперед и назад.

  1. Завязывание скакалки

1.

И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке.

1 – поднять руки на уровне груди

2 – руки скрестить

3 – протащить узел вовнутрь правой (левой) рукой

4 - затянуть

Руки на уровне груди, скрестить кисти и один узелок протаскиваем в петлю, скакалка натянутая. Узел завязывать в медленном и быстром темпе.

2.

И.п. – стойка, скакалка вдвое в правой (левой) руке.

1-2 – обкрутить скакалку свободной рукой

3 – протащить узлы, через образовавшуюся петлю.

4 – затянуть узел.

После завязывания узлы должны находиться ближе к концам скакалки.

3.

И.п. – стойка, скакалка скрещена на руках

1-2 – наклониться к ноге, зацепить скакалку за стопу.

3 – вытянуть узлы вовнутрь.

4 – затянуть узел.

Руки скрещены, одеть один треугольник на ногу и вытянуть узлы вовнутрь.

  1. Броски скакалки

1.

Броски вдвое сложенной скакалки:

- бросок в боковой плоскости.

- бросок в лицевой плоскости.

- бросок под плечо.

- бросок из-за спины.

- броски ногой.

Броски выполнять строго в заданных плоскостях. В полете скакалка должна лететь натянутой. Бросок под плечо можно выполнять, как согнутой, так и прямой рукой. Бросок ногой выполнять на разных элементах (колесе, перевороте, прыжках и т.д.).

2.

Броски развернутой скакалки:

- бросок в боковой плоскости.

- бросок в горизонтальной плоскости.

- бросок ногой.

  1. Ловля скакалки

1.

Ловли:

- ногой.

- между головой и руками .

- во вращение.

- в наклон.

- в прыжке.

- на шею.

- ловля ногой осуществляется после броска скакалки с закручиванием ее на ногу;

- ловля в «загривок» осуществляется после броска скакалки между руками и головой;

- ловля во вращение осуществляется после броска скакалки и ловли в любое вращение.

Примечание: все манипуляции выполняются как правой, так и левой руками. Рекомендуется начинать с «е ведущей» руки.

  1. Соединение базовых движений телом с предметными манипуляциями

№ пп

Описание заданий

Методические указания

 

Работа скакалкой на равновесиях

1.

Рановесие «арабеск» с мельницей скакалкой в горизонтальной плоскости.

И.п. – стойка, держать скакалку за концы и за середину, двумя руками.

1-3 – равновесие «арабеск», мельница скакалкой вперед в горизонтальной плоскости.

4 – и.п.

Скакалку держим так, чтобы получились «ушки». Кисти во время мельницы не разводить. Руки в локтях прямые. Делать малые круги кистями в горизонтальной (вертикальной) плоскости. Концы скакалки проходят над руками и под руками. Следить за плоскостью скакалки.

2.

Равновесие «арабеск» с мельницей ска-калки в боковой плоскости, руки вперед.

И.п. – стойка, скакалку держать за концы и за середину, двумя руками.

1-3 – равновесие «арабеск»,мельница ска- калкой вперед в боковой плоскости.

4 – и.п.

3.

Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг опорной ноги.

И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, кончики в правой руке, вращение влево.

1-3 – равновесие «арабеск», обкрутка скакалки вокруг опорной ноги.

4 – и.п.

Скакалка вращается в горизонтальной плоскости над головой. Во время обкрутки следить за плоскостью. Кисть сильно заматывает скакалку и в конце отпускает ее. Поймать скакалку правой рукой.

4.

Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг шеи.

И.п. – стойка, скакалка вдвое, в двух руках, на шее сзади.

1-3 – равновесие в «арабеск» скакалку обкрутить вокруг шеи.

4 – и.п.

Сделать небольшой замах скакалки вправо и закрутить вокруг шеи. Поймать в две руки.

5.

Равновесие «арабеск» с «эшапе» скакалки одной рукой.

И.п. – стойка, скакалка в правой руке, вращение назад.

1-3 – равновесие «арабеск», «эшапе» скакалкой.

4 – и.п.

При вращении скакалка не касается полаю правая рука выпускает на равновесии один кончик вперед, затем ловит его. Скакалка должна как бы раскрыться и вернуться обратно. Руку не поднимать всоко.

6.

Равновесие «арабеск» с «эшапе» из-за спины.

И.п. – стойка, концы скакалки в двух руках, вращение назад.

1-3 – равновесие «арабеск», «эшапе» из-за спины

4 – и.п.

Скакалка вращается сначала слева, затем перед равновесием через верх переносится вправо. На равновесии левая рука заходит за спину и выпускает кончик вперед. То же с левой ноги и руки.

7.

Равновесие «арабеск» с «парусами» скакалкой.

И.п. – стойка, концы скакалки в 2х руках.

1-3 – равновесие «арабеск», открытую скакалку проводим над головой («паруса»).

4 – и.п.

Открытая скакалка перед собой. Во время равновесия, лева рука начинает движение открытой скакалки, затем подключается правая рука. Пока работа скакалки не закончится, ногу не приставлять.

8.

Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг тела и затем спиралью скакалки.

И.п. – стойка, концы скакалки в двух руках, с левой стороны.

1-3 – равновесие «арабеск», обкрутка скакалкой вокруг тела и спираль скакалки.

4 – и.п.

Во время равновесия обмотать скакалку вокруг тела и выпустить кончик, правой рукой сделать спираль скакалкой и поймать кончик. Только потом опустить ногу из равновесия.

9.

Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг ела и спиралью над головой.

И.п. – стойка, концы скакалки в двух руках, с левой стороны.

1-3 – равновесие «арабеск», обкрутка скакалкой вокруг тела и затем спиралью над головой.

4 – и.п.

Во время равновесия обмотать скакалку вокруг тела и выпустить кончик, затем сразу сделать спираль скакалкой над головой и потом кончиком сделать спираль об пол и поймать кончик. Только потом отпустить ногу из равновесия.

2. Работа скакалкой на поворотах

1.

Поворот «арабеск» с «парусами» скакалкой.

И.п. – стойка на полупальцах, концы скакалки в двух руках.

1-3 – поворот в «арабеск», открытую скакалку проводим над головой («паруса»).

4 – и.п.

Во время подготовки скакалка открытая перед собой. С началом поворота левая рука начинает круг над головой, затем правая рука продолжает.

2.

Поворот «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг опорной ноги.

И.п. – стойка на полупальцах, скакалка в правой руке, вращение над головой влево.

1-3 – поворот в «арабеск», с обкруткой скакалки вокруг опорной ноги.

4 – и.п.

Вращение скакалки в горизонтальной плоскости. С началом поворота скакалку закручиваем на опорной ноге, затем отпускаем ее и ловим после оборота скакалки на ноге. Скакалка натянута. Сохранять положение поворота. Нога 900 назад.

3.

Поворот «арабеск» с работой раскрытой скакалкой над головой.

И.п. – стойка на полупальцах, концы скакалки в двух руках.

1-3 – поворот «арабеск», работа раскрытой скакалкой над головой, правой рукой.

4 – и.п.

С началом поворота, левая рука отпускает кончик, а правая, по ходу поворота, работает раскрытой скакалкой над головой.

4.

Поворот с ногой вперед с помощью руки, скакалка зажата пальцами ног.

И.п. – стойка, один кончик скакалки зажат пальцами правой ноги.

1-3 – поворот с ногой вперед, скакалку держим зажатой пальцами ног.

4 – берем скакалку.

Зажать скакалку пальцами ног, либо другим удобным способом. Во время поворота скакалка должна быть раскрытой и натянутой. Нельзя поддерживать ее рукой.

5.

Поворот в «кольцо», стоя на скакалке.

И.п. – стойка, правая нога на раскрытой скакалке, на полу.

1-3 – поворот в «кольцо» стоя на скакалке

4 – собираем скакалку.

Встаем точно по центру скакалки. Поворот должен выполняться в быстром темпе, для того чтобы скакалка закрутилась.

6.

Поворот в «аттитюд» с раскрытой скакалкой на плечах.

И.п. – стойка, скакалка держится двумя руками за концы, середина на плечах.

1-3 – поворот «аттитюд», скакалка на плечах в стороны

4 – и.п.

С началом поворота отпускаем кончики скакалки и поднимаем ногу. Скакалка должна быть натянута. Затем собираем ее через середину.

7.

Поворот «аттитюд» с отпусканием концов скакалки.

И.п. – стойка, скакалка сзади, правой ногой входим в нее, правый конец надеваем на правое плечо.

1-3 – поворот в «аттитюд», отпускаем концы скакалки, руки в стороны.

4 – собираем скакалку.

Скакалка должна быть натянута. С началом поворота делаем небольшой замах руками и отпускаем концы. Затем спиралью собираем скакалку. Следить за формой поворота.

8.

Поворот в «аттитюд» с «эшапе» скакалкой из-за спины.

И.п. – стойка, скакалка в двух руках, вращение назад.

1-3 – поворот в «аттитюд», «эшапе» скакалкой из-за спины.

4 – и.п.

Сначала скакалка вращается назад с левой стороны. О время подготовки скакалка переводится в правую сторону, и левая рука заходит за спину и выпускает кончик. На повороте ловим кончик скакалки. Следить за формой поворота.

3. Работа скакалкой в элементах на гибкость (равновесиях)

1.

«Рыбка» с обкруткой скакалки вокруг шеи.

И.п. – лежа на животе, скакалка сложена вдвое, в двух руках.

1-2 – держим «рыбку», скакалку положить на шею и сделать замах.

3-4 – обкрутка скакалки вокруг шеи.

Скакалка должна сделать целый оборот вокруг шеи. Поймать в две руки.

2.

Переворот в «рыбку» с обкруткой скакалки вокруг шеи.

И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, в двух руках.

1-2 – переворот в «рыбку», скакалка на шею.

3-4 – обкрутка скакалки вокруг шеи.

Во время переворота надеть скакалку на шею, концы держать в руках, затем быстро закрутить на шее в «рыбке», поймать в две руки.

3.

«Рыбка» мельница скакалкой в лицевой плоскости, руки вверх.

И.п. – лежа на животе, держать скакалку за концы и за середину.

1-3 – «рыбка», мельница скакалкой в лицевой плоскости.

4 – и.п.

Кисти во время мельницы вместе, локти прямые. Кисти делают малые круги. Голову на «рыбке» не запрокидывать.

4.

Переворот в «рыбку».

И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, на стопах.

1 – переворот на живот, скакалку ловим руками.

2-3 – держим «рыбку».

4 – и.п.

Во время переворота стопы натянуть, чтобы скакалка начала падать со стоп. Ловим руками и сразу делаем вращение над головой, прямой натянутой рукой.

5.

Переворот в «рыбку» с ловлей скакалки.

И.п. – стойка, скакалка в правой руке, вращение назад.

1 – бросок скакалки.

2 – переворот на живот.

3 – «рыбка», поймать скакалку.

4 – и.п.

Бросок точно вверх, прямой натянутой рукой. Переворот делать быстро и сразу в «рыбку». Скакалку ловить в «рыбке».

  1. Работа скакалкой на прыжках.

1.

Прыжок «казачок» со входом в скакалку.

И.п. – стойка, вращение скакалки вперед с правой и с левой стороны.

- прыжок со входом в скакалку

Прыжок выполнять с одного шага или разбега.

2.

Прыжок «казачок» с двойным вращением скакалки.

И.п. – стойка, вращение скакалки вперед с правой и левой стороны.

- прыжок «казачок» с двойным вращением.

Локти в прыжке не разводить, кисти во время прыжка работают быстрее, скакалка делает два оборота.

3.

Прыжок касаясь со входом и с выбросом «эшапе» из-под ноги.

И.п. – стойка, вращение скакалки с правой и с левой стороны вперед.

- прыжок касаясь, вход в скакалку и выброс «эшапе» из-под ноги.

То же с вращением назад.

Впрыгивая в скакалку, выбросит ее «эшапе», левая рука опускается вниз под ногу и выбрасывает скакалку.

4.

Прыжок «шагом с поворотом» со входом в скакалку.

И.п. – стойка, концы скакалки в 2х руках.

- прыжок «шагом с поворотом» со входом в скакалку.

Проследить, чтобы руки были прямыми. Входить в скакалку правой ногой, затем перевести ее назад. Скакалка не должна касаться тела.

5.

Прыжок касаясь с ловлей со входом в скакалку.

И.п. – стойка, вращение скакалки с правой стороны, вперед.

- бросок скакалки.

- ловля со входом в скакалку на прыжке касаясь.

Вращение скакалки вперед, бросок и на прыжке ловля с проходом в скакалку. Следить за формой прыжка. На прыжке нужно успеть поймать и впрыгнуть в скакалку.

6.

Прыжок касаясь с выбросом скакалки за середину.

И.п. - стойка, хват скакалки за середину.

- мельница.

- прыжок касаясь с выбросом раскрытой скакалки

Скакалку держать за середину и выполнять мельницу. При выполнении прыжка выбросит скакалку вверх-вперед, так, чтобы она полетела раскрытой.

7.

Прыжок «шпагат» с броском скакалки из-под ноги.

И.п. – стойка, скакалка в правой руке.

- прыжок в «шпагат», скакалку выбрасываем из-под ноги.

Скакалку держим удобным способом. На прыжке выбрасываем из-под передней ноги. Кистью делаем акцент вверх.

8.

Прыжок «шпагат» с ловлей скакалки на «заднюю» ногу.

- бросок скакалки в лицевой плоскости.

- прыжок в «шпагат», ловля скакалки на «заднюю» ногу.

Скакалку бросаем с узлом. Во время прыжка вся скакалка должна обмотаться вокруг ноги.

9.

Прыжок «шпагат» с ловлей скакалки под ногой.

- бросок скакалки.

- прыжок «шпагат», ловля скакалки под ногой.

Бросок выполняем чуть вперед. Во время прыжка правой рукой ловим скакалку под ногой.

10.

Прыжок касаясь, бросок скакалки ногой.

И.п. – стойка, скакалка надета на левую ногу, концы в левой руке.

- прыжок касаясь, бросок скакалки ногой.

Бросок выполнять резким махом во время прыжка. Следить, чтобы нога была прямая. Концы из руки выпускаем в самый последний момент, перед броском.

Примечание: Каждую манипуляцию использовать на любом другом элементе. Важно, чтобы ее было удобно выполнять, и она просматривалась судьями.

  1. Разминка со скакалкой.

№ пп

Описание заданий

Методические указания

  1. Упражнения в ходьбе

1.

Гимнастический шаг с накручиванием и раскручиванием скакалки на руке поочередно справа и слева.

Натянутую скакалку закрутить в боковой плоскости на накрутить на вытянутую руку.

2.

Ходьба на полупальцах с накручиванием и раскручиванием скакалки на пояс.

Вращение выполнять в горизонтальной плоскости на уровне пояса.

3.

Высокий шаг с вращением вдвое сложенной скакалки перед собой.

Вдвое сложенная скакалка вращается на уровне груди на прямых руках.

  1. Упражнение в беге

1.

Бег через скрестное вращение скакалки.

Бег через скрестное вращение выпол-нять: первый беговой шаг через простое вращение, второй – через скрестное.

2.

Бег с захлестыванием голени через скакалку с вращением вперед.

Вращение скакалки выполнять по каждую ногу.

3.

Бег с высоким подниманием бедра через скакалку с вращением назад.

Бег с подниманием бедра выполнять вперед, а вращение скакалки назад.

  1. Разминка со скакалкой

1.

Волнообразные движения рук со спиралевидным вращением скакалки.

Одной рукой выполнять разные волнообразные движения, другой кругообразные движения скакалкой.

2.

Складки с закручивание скакалки на кисти.

И.п. – сед, скакалкой зацепить стопы.

Скакалку закручивать на кисти, наклоняясь вперед, и притянуться грудью к ногам.

3.

Движения стопой:

- волны ступнями;

- поочередные сгибания и разгибания ступней;

- круговые движения ступнями.

Выкручивания (вдвое сложенная скакалка в двух руках находится за головой, один локоть просовывается в проем между рукой и скакалкой и выполняется выкручивание).

4.

И.п. – сед ноги врозь, вдвое сложенная скакалка за головой.

1-2 – обкрутка вдвое сложенной скакалки шеи.

3 – наклон вперед.

4 – и.п.

Обкрутка на шее в поперечном шпагате выполняется с замаха толчком узлов и вращением скакалки на шее. Туловище наклонять до касания пола.

5.

И.п. – сед ноги врозь, вдвое сложенная скакалка в правой (левой) руке.

1 – наклон к правой ноге, спиралевидные движения скакалкой сбоку.

2 – и.п. – передать скакалку.

3-4 – то же к левой.

5 – закрутить скакалку на шее, наклон вправо.

6 – и.п.

Скакалку держать на вытянутой руке. Выполнять круговые движения кистью. Закрутку скакалки на шее выполнить после вращения над головой резким замахом и закручиванием.

6.

И.п. – упор сидя скакалка в правой (левой) руке вчетверо.

1-4 – левой ругой взять правую ногу и разогнуть пружинистыми движениями, правая рука выполняет вертикальные вращения скакалкой.

5-8 – держать ногу без помощи рук, горизонтальные вращения скакалкой.

То же с другой ноги.

Скакалкой вчетверо сложенной выполнять вращение в вертикальной и горизонтальной плоскости на вытянутой руке в среднем и быстром темпе не задевая при этом части тела.

7.

И.п. – сед, хват скакалки за два узла и середину.

1 – шпагат на правую ногу, мельница скакалкой назад.

2 – сед ноги врозь, мельница скакалкой над головой.

3 – шпагат на левую ногу, мельница скакалки вперед.

4 – и.п.

Выполнять мельницу вперед, назад и над головой. Мельницу выполнять по кругу, в среднем темпе.

8.

И.п. – сед, хват скакалки за узлы и середину.

1-2 – переходы через поперечный шпагат мельница скакалкой над головой.

3-4 – и.п.

Выполнять мельницу над головой при переходе через поперечный шпагат, не касаясь руками пола, продолжать выполнять мельницу.

9.

И.п. – сед на пятках, вдвое сложенная скакалка спереди.

1-2 – волна туловищем, перевести скакалку назад.

3-4 – волна туловищем, перевести скакалку вперед.

Выполнять волну прокручивая руки назад и вперед, с каждым повторением скакалка закручивается на кисть на один оборот.

10.

И.п. – лежа на животе, вдвое сложенная скакалка вверх.

1-2 – прогиб назад в «рыбку».

3-4 – скакалкой зацепиться за ноги.

5-6 – выпрямить ноги, удержание.

7-8 – и.п.

Вдвое сложенную скакалку зацепить за ноги и стараться выпрямить их. Если получилось, сделать скакалку короче и продолжать выполнение упражнения.

11.

И.п. – упор лежа на животе на одной руке, вторая вращает скакалку в горизонтальной плоскости вверху.

1-2 – поднять плечи.

3-4 – пружинящие прогибания.

5-6 – поднять руки с пола.

7-8 – удержание.

То же с другой руки.

Выполнять пружинистые движения и удержания спины, вращая над головой вдвое сложенную скакалку.

12.

И.п. – лежа на животе, вдвое сложенная скакалка вверх.

1-2 – поднять спину, прогнуться, скакалку положить на ноги.

3-4 – лечь.

5-6 – поднять спину, прогнуться, взять скакалку с ног.

7-8 – и.п.

Поднять спину, положить скакалку на ноги, далее – поднять спину, взять скакалку с ног, руки прямые. Скакалка натянута.

13.

И.п. – стойка на ноги врозь, двое сложенная скакалка вниз.

1-2 – выполняя «мостик», скакалкой зацепиться за ноги.

3-4 – тянуть голову к ягодицам.

5-6 – встать на локти.

7-8 – выпрямиться в и.п.

Выполняя «мостик», зацепиться скакалкой за ноги и потянуться головой к ягодицам, скакалку при этом не отпускать, встать на локти так же тянуться головой к ягодицам, потом выпрямиться.

14.

И.п. – лежа на спине, скакалка вдвое вверх.

1-2 – мах ногой вперед, «надевая» скакалку на ногу.

3-4 – мах ногой вперед, «снимая» скакалку с ноги.

Махи выполнять в среднем и быстром темпе с «надеванием» и «сниманием» скакалки через ногу, руки прямые.

15.

И.п. – лежа на животе, скакалка вдвое вверх.

1-2 – мах ногой назад, «надевая» скакалку.

3-4 – мах ногой назад, «снимая» скакалку.

То же что и в 14 п.

Примечание: дозировку упражнений задает тренер с учетом реальных возможностей гимнасток.

Литература

  1. Гимнастика: Уч. пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. - М.: Академия, 2005. - 448 с.
  2. Теория и методика обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике: Учебно-метолическое пособие / под ред. проф. Л.А. Карпенко. – Белгород: ЛитКараВан, 2011. – 100 с.

3. Художественная гимнастика: учебник / Под ред. Т.С. Лисициной. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.

4. Интернет источник http://r-gymnastics.com/uprazhneniya-i-predmety-0.

5. Интернет источник http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14736.

6. Интернет источник http://www.fizkult-ura.ru/sci/art_gymnastics/1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"

Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"...

ТЕХНИКА УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым ...

Волейбол. Упражнения для обучения и совершенствования передачи мяча.

Упражнения для обучения и совершенствования передачи мяча в волейболе....

Конспект урока по разделу Гимнастика "Упражнения со скакалкой"

Конспект урока физической культуры для 7-х классов. Раздел ГИМНАСТИКА. Тема "Упражнения со скакалкой"Основные задачи урока: 1) Разучивание упражнений с короткой и длинной скакалкой, 2) разви...

Комплекс общеразвивающих упражнений по физической культуре на тему: "Упражнения со скакалкой"

Физические упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, необходимо выполнять во время общеразвивающих упражнений.Здесь предложены примерные комплексы упражнений со скакалкой....