Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой в художественной гимнастике
учебно-методический материал на тему
Методика обечения детей упражнению со скакалкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный материал для тренера | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа №1
Методическая разработка
на тему:
«Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой в художественной гимнастике»
Выполнила:
тренер-преподаватель
Бутова А.В.
Арзамас, 2017 г.
Содержание
Введение
- Общая характеристика упражнений со скакалкой
- Первоначальное изучение скакалки как предмета
- Совершенствование манипуляций
- Соединение базовых движений телом с предметными манипуляциями
- Разминка со скакалкой
Заключение
Литература
Введение
Специфику художественной гимнастики как вида спорта определяют упражнения с предметами. Они отличаются по форме, весу и конструкции, поэтому выполнение тех или иных элементов с использованием предмета определяют сложность, зрелищность и многосторонность подготовки. Данные упражнения призваны усовершенствовать двигательную координацию, быстроту, пространственно-временную координацию, точность движений и реакции. Для них характерно использование нескольких групп технических действий: махи, вращения, броски и ловля, круги и перекаты. При этом они сопровождаются замахами, подседаниями, перехватами и передачами. Основными предметами, которые используются в художественной гимнастике, являются мячи, обручи, скакалки и лента. Дополнительно могут внедряться элементы с использованием шарфов, веера, флажков, вымпелов и т. д.
СКАКАЛКА пеньковая или синтетическая. Ограничений на длину не существует, но она должна быть пропорциональна росту гимнастки – когда на скакалку наступают обеими ногами, концы достают спортсменке до подмышек. Как себя ведет: «Об нее спотыкаются». Хотя считается самой покладистой – именно с нее начинается обучение в художественной гимнастике.
- Общая характеристика упражнений со скакалкой.
Скакалка – это гимнастический предмет, пеньковая (или другая) веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0,5 – 1,0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видным.
Предметы, применяемые в художественной гимнастике, были отобраны из разных источников.
Упражнения со скакалкой были заимствованы из детских игр. Они вошли в отечественную художественную гимнастику с момента ее зарождения (с 1934 года) естественно и просто. Практически сразу же скакалка была признана и в международной художественной гимнастике, став обязательным предметом с 1965 года.
Скакалка обычно удерживается за два конца хватом за узелки: узелок располагается на середине ладони, пальцы сжимаются в кулак и зажимают узелок, скакалка проходит между большим и указательным пальцами. Хват не должен быть слишком сильным, чтобы скакалка могла двигаться, находясь в кулаке. Кроме этого скакалку можно держать: за один конец; за два конца одной рукой; за середину одной и двумя руками; за середину и конец; сложенной в 2-4 раза одной и двумя руками.
Типичные упражнения со скакалкой.
Вращательные движения: вращения и обкрутки – это сходные группы движений предметами, для которых характерно наличие вращательного момента. Серия круговых движений, в которых есть ось вращения находится у края скакалки, называется вращением скакалки. Если ось вращения располагается снаружи от скакалки и на какой-то части тела, то движение называется обкруткой. Обкрутки могут быть: руки; ноги; туловища; шеи; всего тела.
Кроме того, вращательные движения различаются по типу вращения, они различаются по плоскости движений: лицевой; боковой; горизонтальной; наклонной. Неполное круговое движение называется махом ил покачиванием.
Фигурные движения – это условное название группы движений, при выполнении которых предметы описывают в пространстве определенную фигуру. Для скакалки характерны следующие фигурные движения:
- круги: малые – кистью; средние – локтем; большие – от плеча;
- мельницы – сочетание малых кругов в определенной последовательности. Мельницы могут выполняться в трех плоскостях по отношению к телу: в горизонтальной, в лицевой (фронтальной), в боковой (сагиттальной). Так же мельницы могут быть: двухтактные – два последовательных круга справа от кистей, затем два последовательных слева от кистей; трехтактные – три последовательных круга справа от кистей, а затем слева от кистей.
- восьмерки – это два круга относительно любой части тела (головы, руки). Описывается сначала широкий круг слева, затем справа, или спереди и сзади.
- спирали – серия малых кругов, вытянутых в линию в виде спирали.
- «эшапе» - выпуск одного конца скакалки из руки с вращением и обратной ловлей. Может выполняться двумя руками и одной, а также с одним и несколькими оборотами конца скакалки в разных плоскостях.
- «паруса» - концы скакалки в двух руках, широкий круг скакалкой справа над головой, начинает лева рука, продолжает правая. Если круг выполняется влево, то наоборот.
- «удочки» - скакалка за один конец выводится вперед, возвращается к себе и ловится за второй конец.
- «крылья» - развернутое положение скакалки на плечах или спине.
Передачи, перехваты. Передача – перекладывание скакалки из одной руки в другую без фазы полета. Перехват – изменение способа удержания скакалки.
Броски – это безопорные (полетные) движения скакалки. Могут осуществляться: рукой или ее частью; под руку; под ногу; под плечо; за спиной.
Ловли – это прием скакалки после ее свободного перемещения. Ловли могут выполняться стоя: руками, ногами, туловищем, а также сидя и лежа различными частями тела. Ловлями могут заканчиваться не только броски, а так же обкрутки, «удочки», «эшапе» и др.
Прыжки через скакалку – выполняются хватом скакалки за концы, за один конец и середину; через вдвое-вчетверо сложенный предмет, вращением скакалки вперед, назад, скрестно, с одним, двумя и даже тремя оборотами.
Элементы входом в скакалку – выполняются «надеванием» замкнутой скакалки, а также шагом или прыжком в относительно неподвижный или движущийся предмет.
Складывание скакалки – не является ни характерной, ни обязательной формой движения. Выполняется тремя основными способами: соединение концов скакалки; поочередными перехватами скакалки, сложение ее в 3-4 раза; накручивание скакалки на кист руки.
Завязывание скакалки – «узлы» могут выполняться только руками; руками и с помощью ноги и т.п.
Все перечисленные движения скакалкой можно использовать совместно с разнообразными движениями телом. Важно грамотно подобрать нужную манипуляцию к выбранному движению телом.
- Первоначальное изучение скакалки как предмета.
№ п/п | Описание задания | Методические указания |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Покачивания в лицевой плоскости, с постепенным нарастанием амплитуды. | Покачивания скакалки выполнять с нарастающей амплитудой. Правой и левой рукой. |
2. | И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Покачивания в боковой плоскости. | Покачивания скакалки выполнять с нарастающей амплитудой. Правой и левой рукой. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Вращения в лицевой плоскости по и против часовой стрелки. | Вращение скакалки выполнять в заданной плоскости. Правой и левой рукой. |
2. | И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, узлы в левой (правой) руке. Вращения в боковой плоскости вперед и назад. | Вращение скакалки выполнять в заданной плоскости. Правой и левой рукой. |
3. | И.п. – стойка на полупальцах, скакалка сложена вдвое, узлы в правой руке. Вращения в горизонтальной плоскости по и против часовой стрелки. | Вращение скакалки выполнять в заданной плоскости. Правой и левой рукой. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка вдвое в левой (правой) руке. Восьмерка скакалкой в боковой плоскости. | Выполнить вращение вперед в боковой плоскости, при достижении рукой верхней точки, перенести ее по диагонали вниз, и снизу вверх. |
2. | И.п. – стойка, скакалка в одной руке вдвое. Восьмерка скакалкой в лицевой плоскости. | Выполнить лицевой круг перед и за телом. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка вдвое в правой (левой) руке. 1-2 – распустить скакалку назад, отпуская один конец. 3-4 – пройти вперед. 5-6 – «удочка» - вывести скакалку вперед. 7-8 – подхватить конец скакалки рукой. | Руку с узлом, выводить вперед плавно, без резких движений, чтобы избежать деформации формы скакалки. Рука вначале подается вперед-вверх, и на себя или вниз. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка сзади. 1 – пронести скакалку вперед по дуге вверх. 2 – перешагнуть скакалку и т.д. То же с вращением скакалки назад. | При переносе скакалки стараться локти прижать к туловищу. |
2. | И.п. – стойка на полупальцах, скакалка сзади. 1 – пронести скакалку вперед по дуге вверх. 2 – опустить скакалку вниз, перепрыгнуть через скакалку. То же с вращением скакалки назад. | Указания те же, что в 5.1. |
3. | И.п. – стойка, скакалка сзади. Поточные прыжки в скакалку. То же с вращением назад. | При выполнении прыжка в скакалку показать полетную фазу с прямыми коленями и натянутыми носками. |
4. | И.п. – стойка на полупальцах, скакалка сзади. Бег в скакалку. | Бег в скакалку выполнять с вращением под каждую ногу и через шаг. |
5. | И.п. – стойка на полупальцах, скакалка вдвое сложена вверх. Прыжки через двое сложенную скакалку. | При прыжку стопы вытягивать. Руки проходят по кругу максимально близко друг к другу. |
| ||
1. | И.п. - стойка, скакалка вперед 1-2 – сложить скакалку вдвое. 3-4 – сложить скакалку вчетверо. 5-8 – в обратном порядке распустить скакалку. | Скакалку складывать и распускать разными способами, включая творчество детей. |
2. | И.п. - стойка, скакалка вперед, в двух руках. 1-2 – правой рукой подхватываем 1/3 скакалки слева. 3-4 – левой рукой подхватывает 1/3 скакалки справа. | Визуально делим скакалку на 3 равные части. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка вперед. Накрутить и раскрутить скакалку на правую (левую) руку. - на ноги; - на туловище; - на шею. | Накрутка выполняется с замаха скакалки, приближая узлы, к обкручиваемой части. Скакалка должна быть натянута. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка вперед. 1-4 – эшапе через руку. | После вращения вперед скакалка должна обкрутить руку, затем «выпустить» один конец скакалки и поймать его. |
| ||
1. | И.п. – стойка, узлы в одной руке. 1-4 – накрутка скакалки на кисть. 5-6 – толчком бросок скакалки вверх. 7-8 – и.п. | После накрутки взять скакалку в правую (левую) руку. Толчок выполнить разгибанием руки от плеча вверх. Скакалка может падать. |
2. | И.п. – стойка, узлы в одной руке. 1 – вращение скакалки. 2 – бросок вдвое сложенной скакалки. 3-4 – ловля. | При броске рукой тянуться вперед – вверх, а при ловле сопровождать предмет сверху вниз. |
- Совершенствование манипуляций
№ п/п | Описание задания | Методические указания |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. - вращение скакалки в боковой плоскости вперед и назад - вращение скакалки по часовой стрелке и против часовой стрелке в лицевой плоскости - вращение скакалки по часовой стрелке и против часовой стрелке в горизонтальной плоскости. | Вращение выполнять как с согнутым локтем так и с прямым, строго в боковой, лицевой, горизонтальной плоскостях. |
2. | И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. 1-2 – вращение скакалки в горизонтальной плоскости над рукой. 3-4 – вращение скакалки в горизонтальной плоскости под рукой. | Вращение выполнять прямой рукой, строго в горизонтальной плоскости. Вращение выполнить сначала сверху, а затем снизу руки, не касаясь ее. |
3. | И.п. – стойка, развернутая скакалка в правой (левой) руке. 1-8 – вращение по часовой стрелке в горизонтальной плоскости над головой. 1-8 – вращение против часовой в горизонтальной плоскости над головой. | Вращение выполнять прямой рукой, строго в горизонтальной плоскости, скакалка натянута. |
| ||
1. | Обрутка вокруг кисти И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. 1 – замах. 2 – обкрутка скакалки вокруг кисти 3-4 – и.п. | Обкрутка на кисти происходит в лицевой плоскости по или против часовой стрелке. После замаха обкрутить скакалку вокруг кисти и перехватить концы. |
2. | Обкрутка вокруг ноги И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. 1 – замах. 2 – обкрутка скакалки вокруг ноги 3-4 – и.п. | Сделать замах, затем толчок узелков в сторону вращения скакалки, и выполнить обкрутку вокруг ноги. |
3. | Обкрутка вокруг туловища И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. 1 – замах. 2 – обкрутка скакалки вокруг пояса 3-4 – и.п. | Сделать замах, затем толчок узелков в сторону вращения скакалки, и выполнить обкрутку вокруг пояса. |
4. | Обкрутка вокруг шеи И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. 1 – замах. 2 – обкрутка скакалки вокруг шеи 3-4 – и.п. | Сделать замах, затем толчок узелков в сторону вращения скакалки, и выполнить обкрутку вокруг шеи. |
| ||
1. | «Выкручивание» скакалки на шее И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена за головой в двух руках. 1 – один локоть проходит в свободное пространство между рукой и скакалкой. 2-3 – выкручивание. 4 – и.п. | Вдвое сложенная скакалка в двух руках находится за головой, один локоть просовывается в дырку между рукой и скакалкой и выполняется выкручивание. Выкручивание на шее происходит сначала в среднем потом быстром темпе. |
2. | Накрутка скакалки на пояс И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо 1-4 – накручивание скакалки на пояс. 5-8 – раскручивание скакалки. | Руки натянутые, накрутить скакалку на пояс, затем раскрутить (сначала медленно, потом быстро). |
3. | Накрутка скакалки на пояс с отпусканием одного конца. И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо 1 – накрутить скакалку вперед (назад) на пояс. 2 – отпустить нижний узел. 3-2 – и.п. | Закручивание происходит на один оборот, нижняя рука отпускает конец скакалки и сразу же подхватывает ее. |
4. | Спиралевидные движения скакалкой. И.п. – стойка, скакалка в правой (левой) руке за один конец. 1-8 – спиралевидные движения скакалкой То же с другой руки. | Выполнить кистью последовательные круговые движения скакалкой перед собой, сбоку, сзади. |
5. | Спиралевидные движения скакалкой над полом. И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо 1-2 – замах и закручивание скакалки на пояс 3-4 – отпустить конец и вращать скакалку над полом. 5-8 – и.п. 1-8 – с другой руки. | Сделать замах и закручивание на пояс, отпустить нижний узел, сделать круговой движение кистью внизу и поймать узел. |
6. | Спиралевидные движения скакалкой над полом и головой. И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо 1-2 – замах и закрутка. 3-4 – отпустить и вращать конец скакалки над полом. 5-6 – вращение скакалки над головой. 7-8 – и.п. 1-8 – с другой руки. | Сделав замах и закручивание на пояс, отпустить нижний узел, сделать круговое движение кистью внизу, резко перевести вверх и круговое движение вверху, поймать узел. |
7. | Накручивание скакалки в боковой плоскости на руку. И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо 1-4 – накрутить скакалку на руку. 5-8 – раскрутить 1-8 – с другой руки. | Закрутить и раскрутить скакалку на прямой руке. |
8. | Накручивание скакалки в боковой плоскости на руку с отпусканием. И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо 1 – закрутить на руку. 2 – отпустить узел 3-4 – и.п. 1-8 – с другой руки. | Закрутить скакалку на руку, отпустить конец скакалки и тут же подхватить его. Выполнить подряд несколько раз с обеих рук. |
9. | «Эшапе» И.п. – стойка, скакалка в 2-х руках вправо - одинарное «эшапе». - двойное «эшапе». - тройное «эшапе». | Вращать скакалку сбоку, затем левая рука отпускает узелок, а правая подкручивает скакалку один раз, на двойном «эшапе» - два раза. В тройном «эшапе», подкрутить скакалку кистью первый раз перед собой, второй возле плеча, а третий – за спиной. |
10. | «Мельницы» И.п. – стойка, хват развернутой скакалки за середину. - «мельница» вперед и назад развернутой скакалкой перед собой. - «мельница» над головой развернутой скакалкой. | Выполнять малые последовательные круги кистями, локти прямые. |
11. | Круговая «мельница». И.п. – стойка, скакалка в руках за два узелка и середину. 1-2 – «мельница» назад. 3-4 – «мельница» над головой. 5-6 – «мельница» вперед. 7-8 – и.п. | Вращение происходит по кругу: одна рука «убегает», вторая «догоняет», мельница выполняется в среднем темпе. |
12. | И.п. – стойка, скакалка сбоку. 1-4 – «паруса». | Широкий круг скакалкой над головой, начинает левая рука, продолжает правая. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка в двух руках. - прыжки с вращением скакалки вперед - прыжки со скрестным вращением скакалки вперед - чередование прыжков с простым и скрестным вращением скакалки вперед. То же с вращением назад. | Прыжки выполняются с согнутыми и с прямыми ногами, скакалка не должна «биться» об пол. |
2. | И.п. – стойка, скакалка в двух руках. - прыжки с двойным вращением скакалки вперед - прыжки с двойным скрестным вращением скакалки вперед - чередование прыжков с двойным простым и скрестным вращением скакалки вперед. То же с вращением назад. | Прыжки выполняются с согнутыми и с прямыми ногами, скакалка не должна «биться» об пол. Двойные прыжки – это когда скакалка за один прыжок прокручивается два раза. |
3. | И.п. – стойка, вдвое сложенная скакалка перед собой. - прыжки вперед через вдвое сложенную скакалку. - скрестные прыжки через вдвое сложенную скакалку. - чередование простых и скрестных прыжков вперед через вдвое сложенную скакалку. То же с вращением назад | Руки прямые, ноги согнутые, прыжки выполняются подряд, скакалка в прыжках не должна касаться тела. Прыжки выполняются подряд, с вращением скакалки вперед и назад. |
| ||
1. | И.п. – стойка, скакалка вдвое сложена в правой (левой) руке. 1 – поднять руки на уровне груди 2 – руки скрестить 3 – протащить узел вовнутрь правой (левой) рукой 4 - затянуть | Руки на уровне груди, скрестить кисти и один узелок протаскиваем в петлю, скакалка натянутая. Узел завязывать в медленном и быстром темпе. |
2. | И.п. – стойка, скакалка вдвое в правой (левой) руке. 1-2 – обкрутить скакалку свободной рукой 3 – протащить узлы, через образовавшуюся петлю. 4 – затянуть узел. | После завязывания узлы должны находиться ближе к концам скакалки. |
3. | И.п. – стойка, скакалка скрещена на руках 1-2 – наклониться к ноге, зацепить скакалку за стопу. 3 – вытянуть узлы вовнутрь. 4 – затянуть узел. | Руки скрещены, одеть один треугольник на ногу и вытянуть узлы вовнутрь. |
| ||
1. | Броски вдвое сложенной скакалки: - бросок в боковой плоскости. - бросок в лицевой плоскости. - бросок под плечо. - бросок из-за спины. - броски ногой. | Броски выполнять строго в заданных плоскостях. В полете скакалка должна лететь натянутой. Бросок под плечо можно выполнять, как согнутой, так и прямой рукой. Бросок ногой выполнять на разных элементах (колесе, перевороте, прыжках и т.д.). |
2. | Броски развернутой скакалки: - бросок в боковой плоскости. - бросок в горизонтальной плоскости. - бросок ногой. | |
| ||
1. | Ловли: - ногой. - между головой и руками . - во вращение. - в наклон. - в прыжке. - на шею. | - ловля ногой осуществляется после броска скакалки с закручиванием ее на ногу; - ловля в «загривок» осуществляется после броска скакалки между руками и головой; - ловля во вращение осуществляется после броска скакалки и ловли в любое вращение. |
Примечание: все манипуляции выполняются как правой, так и левой руками. Рекомендуется начинать с «е ведущей» руки. |
- Соединение базовых движений телом с предметными манипуляциями
№ пп | Описание заданий | Методические указания |
Работа скакалкой на равновесиях | ||
1. | Рановесие «арабеск» с мельницей скакалкой в горизонтальной плоскости. И.п. – стойка, держать скакалку за концы и за середину, двумя руками. 1-3 – равновесие «арабеск», мельница скакалкой вперед в горизонтальной плоскости. 4 – и.п. | Скакалку держим так, чтобы получились «ушки». Кисти во время мельницы не разводить. Руки в локтях прямые. Делать малые круги кистями в горизонтальной (вертикальной) плоскости. Концы скакалки проходят над руками и под руками. Следить за плоскостью скакалки. |
2. | Равновесие «арабеск» с мельницей ска-калки в боковой плоскости, руки вперед. И.п. – стойка, скакалку держать за концы и за середину, двумя руками. 1-3 – равновесие «арабеск»,мельница ска- калкой вперед в боковой плоскости. 4 – и.п. | |
3. | Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг опорной ноги. И.п. – стойка, скакалка сложена вдвое, кончики в правой руке, вращение влево. 1-3 – равновесие «арабеск», обкрутка скакалки вокруг опорной ноги. 4 – и.п. | Скакалка вращается в горизонтальной плоскости над головой. Во время обкрутки следить за плоскостью. Кисть сильно заматывает скакалку и в конце отпускает ее. Поймать скакалку правой рукой. |
4. | Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг шеи. И.п. – стойка, скакалка вдвое, в двух руках, на шее сзади. 1-3 – равновесие в «арабеск» скакалку обкрутить вокруг шеи. 4 – и.п. | Сделать небольшой замах скакалки вправо и закрутить вокруг шеи. Поймать в две руки. |
5. | Равновесие «арабеск» с «эшапе» скакалки одной рукой. И.п. – стойка, скакалка в правой руке, вращение назад. 1-3 – равновесие «арабеск», «эшапе» скакалкой. 4 – и.п. | При вращении скакалка не касается полаю правая рука выпускает на равновесии один кончик вперед, затем ловит его. Скакалка должна как бы раскрыться и вернуться обратно. Руку не поднимать всоко. |
6. | Равновесие «арабеск» с «эшапе» из-за спины. И.п. – стойка, концы скакалки в двух руках, вращение назад. 1-3 – равновесие «арабеск», «эшапе» из-за спины 4 – и.п. | Скакалка вращается сначала слева, затем перед равновесием через верх переносится вправо. На равновесии левая рука заходит за спину и выпускает кончик вперед. То же с левой ноги и руки. |
7. | Равновесие «арабеск» с «парусами» скакалкой. И.п. – стойка, концы скакалки в 2х руках. 1-3 – равновесие «арабеск», открытую скакалку проводим над головой («паруса»). 4 – и.п. | Открытая скакалка перед собой. Во время равновесия, лева рука начинает движение открытой скакалки, затем подключается правая рука. Пока работа скакалки не закончится, ногу не приставлять. |
8. | Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг тела и затем спиралью скакалки. И.п. – стойка, концы скакалки в двух руках, с левой стороны. 1-3 – равновесие «арабеск», обкрутка скакалкой вокруг тела и спираль скакалки. 4 – и.п. | Во время равновесия обмотать скакалку вокруг тела и выпустить кончик, правой рукой сделать спираль скакалкой и поймать кончик. Только потом опустить ногу из равновесия. |
9. | Равновесие «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг ела и спиралью над головой. И.п. – стойка, концы скакалки в двух руках, с левой стороны. 1-3 – равновесие «арабеск», обкрутка скакалкой вокруг тела и затем спиралью над головой. 4 – и.п. | Во время равновесия обмотать скакалку вокруг тела и выпустить кончик, затем сразу сделать спираль скакалкой над головой и потом кончиком сделать спираль об пол и поймать кончик. Только потом отпустить ногу из равновесия. |
2. Работа скакалкой на поворотах | ||
1. | Поворот «арабеск» с «парусами» скакалкой. И.п. – стойка на полупальцах, концы скакалки в двух руках. 1-3 – поворот в «арабеск», открытую скакалку проводим над головой («паруса»). 4 – и.п. | Во время подготовки скакалка открытая перед собой. С началом поворота левая рука начинает круг над головой, затем правая рука продолжает. |
2. | Поворот «арабеск» с обкруткой скакалки вокруг опорной ноги. И.п. – стойка на полупальцах, скакалка в правой руке, вращение над головой влево. 1-3 – поворот в «арабеск», с обкруткой скакалки вокруг опорной ноги. 4 – и.п. | Вращение скакалки в горизонтальной плоскости. С началом поворота скакалку закручиваем на опорной ноге, затем отпускаем ее и ловим после оборота скакалки на ноге. Скакалка натянута. Сохранять положение поворота. Нога 900 назад. |
3. | Поворот «арабеск» с работой раскрытой скакалкой над головой. И.п. – стойка на полупальцах, концы скакалки в двух руках. 1-3 – поворот «арабеск», работа раскрытой скакалкой над головой, правой рукой. 4 – и.п. | С началом поворота, левая рука отпускает кончик, а правая, по ходу поворота, работает раскрытой скакалкой над головой. |
4. | Поворот с ногой вперед с помощью руки, скакалка зажата пальцами ног. И.п. – стойка, один кончик скакалки зажат пальцами правой ноги. 1-3 – поворот с ногой вперед, скакалку держим зажатой пальцами ног. 4 – берем скакалку. | Зажать скакалку пальцами ног, либо другим удобным способом. Во время поворота скакалка должна быть раскрытой и натянутой. Нельзя поддерживать ее рукой. |
5. | Поворот в «кольцо», стоя на скакалке. И.п. – стойка, правая нога на раскрытой скакалке, на полу. 1-3 – поворот в «кольцо» стоя на скакалке 4 – собираем скакалку. | Встаем точно по центру скакалки. Поворот должен выполняться в быстром темпе, для того чтобы скакалка закрутилась. |
6. | Поворот в «аттитюд» с раскрытой скакалкой на плечах. И.п. – стойка, скакалка держится двумя руками за концы, середина на плечах. 1-3 – поворот «аттитюд», скакалка на плечах в стороны 4 – и.п. | С началом поворота отпускаем кончики скакалки и поднимаем ногу. Скакалка должна быть натянута. Затем собираем ее через середину. |
7. | Поворот «аттитюд» с отпусканием концов скакалки. И.п. – стойка, скакалка сзади, правой ногой входим в нее, правый конец надеваем на правое плечо. 1-3 – поворот в «аттитюд», отпускаем концы скакалки, руки в стороны. 4 – собираем скакалку. | Скакалка должна быть натянута. С началом поворота делаем небольшой замах руками и отпускаем концы. Затем спиралью собираем скакалку. Следить за формой поворота. |
8. | Поворот в «аттитюд» с «эшапе» скакалкой из-за спины. И.п. – стойка, скакалка в двух руках, вращение назад. 1-3 – поворот в «аттитюд», «эшапе» скакалкой из-за спины. 4 – и.п. | Сначала скакалка вращается назад с левой стороны. О время подготовки скакалка переводится в правую сторону, и левая рука заходит за спину и выпускает кончик. На повороте ловим кончик скакалки. Следить за формой поворота. |
3. Работа скакалкой в элементах на гибкость (равновесиях) | ||
1. | «Рыбка» с обкруткой скакалки вокруг шеи. И.п. – лежа на животе, скакалка сложена вдвое, в двух руках. 1-2 – держим «рыбку», скакалку положить на шею и сделать замах. 3-4 – обкрутка скакалки вокруг шеи. | Скакалка должна сделать целый оборот вокруг шеи. Поймать в две руки. |
2. | Переворот в «рыбку» с обкруткой скакалки вокруг шеи. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, в двух руках. 1-2 – переворот в «рыбку», скакалка на шею. 3-4 – обкрутка скакалки вокруг шеи. | Во время переворота надеть скакалку на шею, концы держать в руках, затем быстро закрутить на шее в «рыбке», поймать в две руки. |
3. | «Рыбка» мельница скакалкой в лицевой плоскости, руки вверх. И.п. – лежа на животе, держать скакалку за концы и за середину. 1-3 – «рыбка», мельница скакалкой в лицевой плоскости. 4 – и.п. | Кисти во время мельницы вместе, локти прямые. Кисти делают малые круги. Голову на «рыбке» не запрокидывать. |
4. | Переворот в «рыбку». И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, на стопах. 1 – переворот на живот, скакалку ловим руками. 2-3 – держим «рыбку». 4 – и.п. | Во время переворота стопы натянуть, чтобы скакалка начала падать со стоп. Ловим руками и сразу делаем вращение над головой, прямой натянутой рукой. |
5. | Переворот в «рыбку» с ловлей скакалки. И.п. – стойка, скакалка в правой руке, вращение назад. 1 – бросок скакалки. 2 – переворот на живот. 3 – «рыбка», поймать скакалку. 4 – и.п. | Бросок точно вверх, прямой натянутой рукой. Переворот делать быстро и сразу в «рыбку». Скакалку ловить в «рыбке». |
| ||
1. | Прыжок «казачок» со входом в скакалку. И.п. – стойка, вращение скакалки вперед с правой и с левой стороны. - прыжок со входом в скакалку | Прыжок выполнять с одного шага или разбега. |
2. | Прыжок «казачок» с двойным вращением скакалки. И.п. – стойка, вращение скакалки вперед с правой и левой стороны. - прыжок «казачок» с двойным вращением. | Локти в прыжке не разводить, кисти во время прыжка работают быстрее, скакалка делает два оборота. |
3. | Прыжок касаясь со входом и с выбросом «эшапе» из-под ноги. И.п. – стойка, вращение скакалки с правой и с левой стороны вперед. - прыжок касаясь, вход в скакалку и выброс «эшапе» из-под ноги. То же с вращением назад. | Впрыгивая в скакалку, выбросит ее «эшапе», левая рука опускается вниз под ногу и выбрасывает скакалку. |
4. | Прыжок «шагом с поворотом» со входом в скакалку. И.п. – стойка, концы скакалки в 2х руках. - прыжок «шагом с поворотом» со входом в скакалку. | Проследить, чтобы руки были прямыми. Входить в скакалку правой ногой, затем перевести ее назад. Скакалка не должна касаться тела. |
5. | Прыжок касаясь с ловлей со входом в скакалку. И.п. – стойка, вращение скакалки с правой стороны, вперед. - бросок скакалки. - ловля со входом в скакалку на прыжке касаясь. | Вращение скакалки вперед, бросок и на прыжке ловля с проходом в скакалку. Следить за формой прыжка. На прыжке нужно успеть поймать и впрыгнуть в скакалку. |
6. | Прыжок касаясь с выбросом скакалки за середину. И.п. - стойка, хват скакалки за середину. - мельница. - прыжок касаясь с выбросом раскрытой скакалки | Скакалку держать за середину и выполнять мельницу. При выполнении прыжка выбросит скакалку вверх-вперед, так, чтобы она полетела раскрытой. |
7. | Прыжок «шпагат» с броском скакалки из-под ноги. И.п. – стойка, скакалка в правой руке. - прыжок в «шпагат», скакалку выбрасываем из-под ноги. | Скакалку держим удобным способом. На прыжке выбрасываем из-под передней ноги. Кистью делаем акцент вверх. |
8. | Прыжок «шпагат» с ловлей скакалки на «заднюю» ногу. - бросок скакалки в лицевой плоскости. - прыжок в «шпагат», ловля скакалки на «заднюю» ногу. | Скакалку бросаем с узлом. Во время прыжка вся скакалка должна обмотаться вокруг ноги. |
9. | Прыжок «шпагат» с ловлей скакалки под ногой. - бросок скакалки. - прыжок «шпагат», ловля скакалки под ногой. | Бросок выполняем чуть вперед. Во время прыжка правой рукой ловим скакалку под ногой. |
10. | Прыжок касаясь, бросок скакалки ногой. И.п. – стойка, скакалка надета на левую ногу, концы в левой руке. - прыжок касаясь, бросок скакалки ногой. | Бросок выполнять резким махом во время прыжка. Следить, чтобы нога была прямая. Концы из руки выпускаем в самый последний момент, перед броском. |
Примечание: Каждую манипуляцию использовать на любом другом элементе. Важно, чтобы ее было удобно выполнять, и она просматривалась судьями. |
- Разминка со скакалкой.
№ пп | Описание заданий | Методические указания |
| ||
1. | Гимнастический шаг с накручиванием и раскручиванием скакалки на руке поочередно справа и слева. | Натянутую скакалку закрутить в боковой плоскости на накрутить на вытянутую руку. |
2. | Ходьба на полупальцах с накручиванием и раскручиванием скакалки на пояс. | Вращение выполнять в горизонтальной плоскости на уровне пояса. |
3. | Высокий шаг с вращением вдвое сложенной скакалки перед собой. | Вдвое сложенная скакалка вращается на уровне груди на прямых руках. |
| ||
1. | Бег через скрестное вращение скакалки. | Бег через скрестное вращение выпол-нять: первый беговой шаг через простое вращение, второй – через скрестное. |
2. | Бег с захлестыванием голени через скакалку с вращением вперед. | Вращение скакалки выполнять по каждую ногу. |
3. | Бег с высоким подниманием бедра через скакалку с вращением назад. | Бег с подниманием бедра выполнять вперед, а вращение скакалки назад. |
| ||
1. | Волнообразные движения рук со спиралевидным вращением скакалки. | Одной рукой выполнять разные волнообразные движения, другой кругообразные движения скакалкой. |
2. | Складки с закручивание скакалки на кисти. И.п. – сед, скакалкой зацепить стопы. | Скакалку закручивать на кисти, наклоняясь вперед, и притянуться грудью к ногам. |
3. | Движения стопой: - волны ступнями; - поочередные сгибания и разгибания ступней; - круговые движения ступнями. | Выкручивания (вдвое сложенная скакалка в двух руках находится за головой, один локоть просовывается в проем между рукой и скакалкой и выполняется выкручивание). |
4. | И.п. – сед ноги врозь, вдвое сложенная скакалка за головой. 1-2 – обкрутка вдвое сложенной скакалки шеи. 3 – наклон вперед. 4 – и.п. | Обкрутка на шее в поперечном шпагате выполняется с замаха толчком узлов и вращением скакалки на шее. Туловище наклонять до касания пола. |
5. | И.п. – сед ноги врозь, вдвое сложенная скакалка в правой (левой) руке. 1 – наклон к правой ноге, спиралевидные движения скакалкой сбоку. 2 – и.п. – передать скакалку. 3-4 – то же к левой. 5 – закрутить скакалку на шее, наклон вправо. 6 – и.п. | Скакалку держать на вытянутой руке. Выполнять круговые движения кистью. Закрутку скакалки на шее выполнить после вращения над головой резким замахом и закручиванием. |
6. | И.п. – упор сидя скакалка в правой (левой) руке вчетверо. 1-4 – левой ругой взять правую ногу и разогнуть пружинистыми движениями, правая рука выполняет вертикальные вращения скакалкой. 5-8 – держать ногу без помощи рук, горизонтальные вращения скакалкой. То же с другой ноги. | Скакалкой вчетверо сложенной выполнять вращение в вертикальной и горизонтальной плоскости на вытянутой руке в среднем и быстром темпе не задевая при этом части тела. |
7. | И.п. – сед, хват скакалки за два узла и середину. 1 – шпагат на правую ногу, мельница скакалкой назад. 2 – сед ноги врозь, мельница скакалкой над головой. 3 – шпагат на левую ногу, мельница скакалки вперед. 4 – и.п. | Выполнять мельницу вперед, назад и над головой. Мельницу выполнять по кругу, в среднем темпе. |
8. | И.п. – сед, хват скакалки за узлы и середину. 1-2 – переходы через поперечный шпагат мельница скакалкой над головой. 3-4 – и.п. | Выполнять мельницу над головой при переходе через поперечный шпагат, не касаясь руками пола, продолжать выполнять мельницу. |
9. | И.п. – сед на пятках, вдвое сложенная скакалка спереди. 1-2 – волна туловищем, перевести скакалку назад. 3-4 – волна туловищем, перевести скакалку вперед. | Выполнять волну прокручивая руки назад и вперед, с каждым повторением скакалка закручивается на кисть на один оборот. |
10. | И.п. – лежа на животе, вдвое сложенная скакалка вверх. 1-2 – прогиб назад в «рыбку». 3-4 – скакалкой зацепиться за ноги. 5-6 – выпрямить ноги, удержание. 7-8 – и.п. | Вдвое сложенную скакалку зацепить за ноги и стараться выпрямить их. Если получилось, сделать скакалку короче и продолжать выполнение упражнения. |
11. | И.п. – упор лежа на животе на одной руке, вторая вращает скакалку в горизонтальной плоскости вверху. 1-2 – поднять плечи. 3-4 – пружинящие прогибания. 5-6 – поднять руки с пола. 7-8 – удержание. То же с другой руки. | Выполнять пружинистые движения и удержания спины, вращая над головой вдвое сложенную скакалку. |
12. | И.п. – лежа на животе, вдвое сложенная скакалка вверх. 1-2 – поднять спину, прогнуться, скакалку положить на ноги. 3-4 – лечь. 5-6 – поднять спину, прогнуться, взять скакалку с ног. 7-8 – и.п. | Поднять спину, положить скакалку на ноги, далее – поднять спину, взять скакалку с ног, руки прямые. Скакалка натянута. |
13. | И.п. – стойка на ноги врозь, двое сложенная скакалка вниз. 1-2 – выполняя «мостик», скакалкой зацепиться за ноги. 3-4 – тянуть голову к ягодицам. 5-6 – встать на локти. 7-8 – выпрямиться в и.п. | Выполняя «мостик», зацепиться скакалкой за ноги и потянуться головой к ягодицам, скакалку при этом не отпускать, встать на локти так же тянуться головой к ягодицам, потом выпрямиться. |
14. | И.п. – лежа на спине, скакалка вдвое вверх. 1-2 – мах ногой вперед, «надевая» скакалку на ногу. 3-4 – мах ногой вперед, «снимая» скакалку с ноги. | Махи выполнять в среднем и быстром темпе с «надеванием» и «сниманием» скакалки через ногу, руки прямые. |
15. | И.п. – лежа на животе, скакалка вдвое вверх. 1-2 – мах ногой назад, «надевая» скакалку. 3-4 – мах ногой назад, «снимая» скакалку. | То же что и в 14 п. |
Примечание: дозировку упражнений задает тренер с учетом реальных возможностей гимнасток. |
Литература
- Гимнастика: Уч. пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. - М.: Академия, 2005. - 448 с.
- Теория и методика обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике: Учебно-метолическое пособие / под ред. проф. Л.А. Карпенко. – Белгород: ЛитКараВан, 2011. – 100 с.
3. Художественная гимнастика: учебник / Под ред. Т.С. Лисициной. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.
4. Интернет источник http://r-gymnastics.com/uprazhneniya-i-predmety-0.
5. Интернет источник http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14736.
6. Интернет источник http://www.fizkult-ura.ru/sci/art_gymnastics/1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме«Обучение упражнений со штангой на верхний плечевой пояс и мышцы ног. Обучение и совершенствование техники выполнения упражнений на тренажёрах».
Открытое занятие...
Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"
Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"...
ТЕХНИКА УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым ...
Волейбол. Упражнения для обучения и совершенствования передачи мяча.
Упражнения для обучения и совершенствования передачи мяча в волейболе....
Технологическая карта Обучение гимнастики для глаз. Совершенствование упражнений акробатики на развитие гибкости
Технологическая карта урока...
Конспект урока по разделу Гимнастика "Упражнения со скакалкой"
Конспект урока физической культуры для 7-х классов. Раздел ГИМНАСТИКА. Тема "Упражнения со скакалкой"Основные задачи урока: 1) Разучивание упражнений с короткой и длинной скакалкой, 2) разви...
Комплекс общеразвивающих упражнений по физической культуре на тему: "Упражнения со скакалкой"
Физические упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, необходимо выполнять во время общеразвивающих упражнений.Здесь предложены примерные комплексы упражнений со скакалкой....