Духовное краеведение Подмосковья
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Духовное краеведение Подмосковья» разработана в соответствии с
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- авторской программой Л.Л.Шевченко «Красота Божьего мира» (1 год обучения), «Радостный мир православной культуры» (2 год обучения).
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 1-2 классов, рассчитана на 2 года обучения.
Цель курса – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение к культуре православия.
Задачи курса:
- Актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников.
- Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историкокультурном контексте.
- Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
- Формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Название раздела | Кол-во часов |
Основные религиозные понятия и представления | 14ч | |
Православная культура | 6ч | |
Православный образ жизни | 14ч | |
Итого: | 34ч |
Тематическое планирование
2 год обучения
№ | Название раздела | Кол-во часов |
Основные религиозные понятия и представления | 4ч | |
Священная история Ветхого Завета | 10ч | |
Священная история Нового Завета | 10ч | |
Православная этика | 6ч | |
Православный образ жизни | 8ч | |
Итого: | 34ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
- первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;
- базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);
- краткую историю и традиции главных православных праздников;
- православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры.
уметь
- вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;
- видеть красоту мира;
- давать нравственную оценку поступкам людей;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Основные религиозные понятия В добрый путь! Мир Божий | |||
Мир видимый и невидимый. Сотворение Богом ангельского мира. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель | |||
Бог – Творец видимого мира и человека | |||
Жизнь первых людей в раю. Как Адам и Ева покинули рай. Обетование Спасителя как проявление любви Божией к людям | |||
Тайна Пресвятой Троицы | |||
Рождество и детство Девы Марии. Благовещение | |||
Спаситель приходит в мир. Рождество Христово. Поклонение волхвов | |||
Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери. Исторические события, связанные с ним | |||
Детство Иисуса Христа. Послушание. Крещение Господне. Таинство Крещения в жизни человека. Крестный отец и крестная мать | |||
Чему учил людей Иисус Христос | |||
Как Иисус Христос помогал людям. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы | |||
Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа | |||
Явления воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне | |||
Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование Церкви Христовой | |||
Православная культура Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? | |||
*Пресветлое Рождество Христово. (Внеклассное мероприятие) | |||
Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». Икона и картина. *Праздник Крещение Господне. Крещенская вода и ее свойства | |||
Как человек говорит с Богом. Молитва | |||
Что такое пост? | |||
Православные праздники. Праздники в нашем доме: день рождения, день именин. *Праздник Сретение Господне. Иконография праздника. | |||
Православный образ жизни Добродетели. Любовь как христианская добродетель | |||
Совесть – голос Божий в душе человека | |||
Добрые и злые дела человека | |||
Простить – исправить зло. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста | |||
Радость послушания. Дети и родители | |||
Доброе отношение к животным | |||
Милосердие. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы | |||
Зависть. *Праздник Входа Господня в Иерусалим | |||
*Страстная седмица. Воскресение Христово | |||
*Празднование Светлого Воскресения Христова | |||
Отношение к чужому. Не укради | |||
Ложь. Обман. Честность Жадность. Трусость. Смелость | |||
О трудолюбии. *День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки | |||
Заключительный урок |
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Основные религиозные понятия и представления. Наша Родина – Россия. Крещение Руси | |||
Откуда мы знаем о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий | |||
Свойства Божии: Всеведущий, Всемогущий, Всеблагой. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица – Заступница рода человеческого | |||
Учение о Святой Троице. *Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест, его смысл и сила | |||
Священная история Ветхого Завета. Бог – Творец мира (сотворение ангельского мира) | |||
Бог – Творец мира (сотворение видимого мира и человека). *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы | |||
Жизнь первых людей в раю. Грехопадение – результат непослушания и гордыни. Зло в жизни людей от непослушания и гордыни | |||
Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство как следствие зависти. *Праздник Казанской иконы Божией Матери. Дмитриевская родительская суббота | |||
Всемирный потоп – наказание за грех. Спасение праведного Ноя и его семьи. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных сил | |||
Дети Ноя. Отношение к родителям | |||
Вавилонская башня. О гордости и славолюбии | |||
Пророк Моисей. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Песнопения и иконография праздника. Начало Рождественского поста | |||
Исход еврейского народа из Египта | |||
Чудеса Божии в пустыне. Дарование Закона Божьего на горе Синай. | |||
Священная история Нового Завета. Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы | |||
Рождество Христово. Сретение Господне. Детство и юность Иисуса Христа | |||
*Пресветлое Рождество Христово. (Внеклассное мероприятие) | |||
Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. *Праздник Крещение Господне. Явление Святой Троицы на Иордане. Традиции празднования Крещения Господня в христианском мире | |||
Таинства Крещения и Миропомазания. Таинство Исповеди – освобождение от грехов. | |||
Иисус Христос в пустыне. Пост и искушение. Первые ученики Иисуса Христа | |||
Учение Господа Иисуса Христа. Закон Божественной любви. Нагорная проповедь. *Праздник Сретение Господне | |||
Чудеса Господа Иисуса Христа | |||
Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Таинство Святого Причащения | |||
В саду Гефсиманском. Иисус Христос на суде. Крестный путь Спасителя. Распятие, смерть, погребение и воскрешение Иисуса Христа | |||
Явления воскресшего Господа. Вознесение Господне. День Святой Троицы. Пятидесятница. Служение апостолов. Образование церкви Христовой. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста | |||
Успение Божией Матери. Помощь Божией Матери людям | |||
Православная этика Жизнь святых людей – пример для всех людей. Доброта. Святой великомученик Георгий Победоносец. Любовь русского народа к этому святому. Древний и современный русский герб | |||
Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. Любовь русского народа к святителю Николаю | |||
Мужество. Былинный богатырь Илья Муромец как святой русской Православной Церкви. Подвиги Ильи Муромца. *Праздник Вход Господень в Иерусалим | |||
*Празднование Светлого Воскресения Христова | |||
Святой Дмитрий Донской – защитник земли Русской | |||
Жизнь святых в семье. Святые Петр и Феврония Муромские | |||
Великомученица Елизавета Феодоровна Романова – образец молитвенного, благотворительного и жертвенного подвига | |||
Отношение святых людей к животным. *Летние православные праздники. Заключение. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Шевченко Л.Л. Православная культура: учебное пособие.1-й, 2-й год обучения Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 112с.
- Шевченко Л.Л. Православная культура: учебное пособие.1-й, 2-й год обучения Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 112с.
- Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие.1-й, 2-й год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 128с.
- Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации», 1,2 класс. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 112с.: ил.
- Шевченко Л.Л. Православная культура: музыкальное пособие «Звуковая палитра» (в 2-х дисках), 1,2 класс
«Согласовано» Протокол заседания ШМО от _____ августа 2012 №_____________ __________Фёдорова Е.Б. | |
«Согласовано»
Заместитель директора по ОВВВР
____________ Аверкина Е.И.
«_____» августа 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"
Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...
Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"
Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...
Духовное краеведение Подмосковья
2 год обучения...
Духовное краеведение Подмосковья
1 год обучения...
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...
«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»
Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...