программа по профиориентации
рабочая программа (8 класс) на тему
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться. Сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Курс по выбору «Твой выбор» проводится в рамках предпрофильной подготовки в 8х классах как профориентационная работа. Программа призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период.
На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, игровых методов, элементов тренинга, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм») различных авторских разработок или модификаций существующих, адаптированных к требованиям предпрофильной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2017-2018.docx | 86.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: заместитель директора учебной работе ____________ Л.А.Хайдарова «____» _____________ 2017 г. | Утверждаю: Директор МБОУ КСШ №3 ______________ Р.Д. Бариев Приказ № _______ от «______» ____________ 2017 г. |
Утверждена: на заседании экспертного совета МБОУ КСШ №3 председатель экспертного совета _______________ Л.А.Хайдарова Протокол № _ _ от «___» _____ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профориентации
для 8 классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кукморская средняя школа №3»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2017 - 2018 учебный год
разработала
Аблаева Марина Витальевна
педагог-психолог
I квалификационной
категории
Пояснительная записка
Программа курса для учащихся 8 - классов рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться. Сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Курс по выбору «Твой выбор» проводится в рамках предпрофильной подготовки в 8х классах как профориентационная работа. Программа призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период.
На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, игровых методов, элементов тренинга, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм») различных авторских разработок или модификаций существующих, адаптированных к требованиям предпрофильной подготовки.
Цели курса:
- изучение личностных особенностей школьников,
- ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда, с основными подходами к выявлению профессиональных интересов учащихся, с правилами выбора профессии.
Задачи курса:
- Показать пути формирования готовности учащихся к ответственному выбору профессии и на его основе определения профиля обучения.
- Познакомить учащихся с теоретическими основами профориентации, основными понятиями и компонентами целостной системы планирования карьеры.
- Познакомить с возможностями соответствующих методик активизации процесса профессионального самоопределения учащихся. На основе диагностики и самодиагностики выработать навыки принятия решений: выбора профессии и путей её получения.
- Оказать психологическую поддержку учащимся через создание ситуаций успеха; повышения самооценки, активизации ресурсов для достижения целей, выработки запасных вариантов.
Ожидаемые результаты освоения курса:
Учащийся научится:
- знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий, систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда,
- сделать осознанный выбор будущей профессии и на его основе правильно выбрать профиль обучения в 8 классе, ведь выбор профессии – это выбор жизненного пути.
- должны знать стратегию выбора профессии,
- пути получения профессий,
- систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда,
- получить навыки самопрезентации.
Учащийся получит возможность научиться:
- заполнить профкарту, данные которой можно учитывать при комплектовании профильных классов,
- получить навыки самопрезентации.
Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труде и образовательных услуг), намечен и обоснован профессиональный личный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Проблема профессионального выбора. | 1 час | |
Самооценка и уровень притязаний. | 1 час. | |
Чувства и эмоции. | 1 час. | |
Темперамент и профессия. | 1 час. | |
Профессия и здоровье. | 1 час. | |
Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 час. | |
Классификация типов профессии. | 1 час. | |
Формула профессии. | 1 час. | |
Правила выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. | 1 час. | |
Самая классная профессия. | 4 часа | |
О, наставники наши и менторы! | 2 часа. | |
Стратегия выбора профессии. | 1 час. | |
Способности и профессиональная пригодность. | 1 час. | |
Профессионалы в моей семье. | 1 час. | |
Встреча с мастером. | 3 часа. | |
Профориентационная игра «Профконсультация». | 1 час. | |
Современный рынок труда. | 1 час. | |
Пути получения профессии. | 1 час. | |
«Кем хотите стать вы, дети?». | 1 час. | |
«Мое первое резюме». | 1 час. | |
Мир профессий. Кем быть в этом мире? | 1 час. | |
Ярмарка учебных заведений. | 1 час. | |
Личный профессиональный план. Целеполагание. | 1 час. | |
У меня все получится! | 2 часа. | |
Навыки самопрезентации. | 1 час. | |
Защита творческих работ «Моя будущая профессия». | 2 часа. | |
Итого | 35 часов |
Содержание изучаемого курса
Занятие 1. Проблема профессионального выбора. 1 час
Значение правильного выбора профессии для каждого человека: выбор профессии – выбор жизненного пути.
Ознакомление учащихся с различными видами деятельности на профориентационных занятиях: работа с диагностическим материалом (тестами), информационным; психологические игры, энергизаторы; групповая работа, «мозговой штурм» и др.
Принятие правил работы: активность, принцип добровольности, доверительный стиль общения, уважение говорящего, недопустимость непосредственных оценок, искренность.
Упражнения «Оригинальное знакомство», «Представление».
Анкета «Мой выбор»
Занятие 2. Самооценка и уровень притязаний. 1 час.
Самооценка личности.
Упражнение «Кто Я?»
Упражнение «Какой Я?»
Формула самооценки.
Что такое успех? Упражнение «Успех – это…»
Занятие 3. Чувства и эмоции. 1 час.
Чувства и эмоции – выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Способность выражать чувства.
«Тест эмоций» (модификация теста Басса-Дарки).
Анализ результатов теста.
Умение управлять своими эмоциями и выбор профессии.
Занятие 4. Темперамент и профессия. 1 час.
Темперамент - свойство нервной системы.
«Личностный опросник Г. Айзенка» (модификация Резапкиной).
Определение типов темперамента; соответствие типа темперамента профессиям.
Занятие 5. Профессия и здоровье. 1 час.
Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни.
Все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Профотбор. Четыре группы профессий по условиям труда. Медицинские противопоказания к работе и производственному обучению. Любимая работа сохраняет и укрепляет здоровье.
Методика «Моё здоровье», анализ результатов.
Настоящий профессионал бережно относится к своему здоровью.
Здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры.
Занятие 6. Интересы и склонности в выборе профессии. 1 час.
Классификация интересов по содержанию, по глубине, по длительности. Устойчивость интересов от темперамента.
Влияние окружающей среды, воспитания и образования на формирование интересов.
Методика «Профиль», анализ результатов, сформированность профессиональных интересов.
Развитие интересов в склонности.
Три условия управления своими интересами.
Занятие 7. Классификация типов профессии. 1 час.
Методика Е.А. Климова «ДДО» - определение склонности человека к профессиям типа «человек – природа» (П), «человек – техника» (Т), «человек – человек» (Ч), «человек – знак» (З), «человек – художественный образ» (Х).
Анализ результатов теста.
Классификация профессии
- По предмету труда (типы).
- По целям труда (классы).
- По орудиям труда (отделы).
- По условиям труда (группы).
Занятие 8. Формула профессии. 1 час.
Модификация методики Н.С.Пряжникова.
Игра «Аукцион».
Составление формулы профессии по карточкам.
Занятие 9. Правила выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. 1 час.
«Мозговой штурм» по группам.
Анализ групповой работы, беседа о самых распространённых ошибках при выборе профессии.
Игра «Оптимисты и пессимисты»
Занятие 10. Стратегия выбора профессии. 1 час.
Три слагаемых правильного выбора: «хочу», «могу», «надо»
Целеполагание: конкретные, реалистичные, позитивные и ограниченные цели. Планирование профессиональной карьеры.
Упражнения «За» и «против» и «Машина времени».
Занятие 11. Способности и профессиональная пригодность. 1 час.
Способности (общие и специальные).
Методика «Опросник типа мышления». Анализ результатов теста.
Соотнесение ведущего типа мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения.
Понятие о профессионально важных качествах. (ПВК), о профессиональной пригодности.
Упражнение «Рекламный агент»
Дискуссия на тему «Профессионал»
Занятие 12. Профориентационная игра «Профконсультация». 1 час.
Групповая работа: группа из 3-4 человек разыгрывают ситуацию, где1-2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем». Составление профессиограммы.
Занятие 13. Современный рынок труда. 1 час.
Понятие «рынок труда», трудовое соглашение, контракт. Спрос и предложения на рабочую силу. Заработная плата. Безработица. Рыночное равновесие. Рынок услуг. Конкуренция. Объявления о приёме на работу – критичное оценивание заманчивых предложений.
Занятие14. Пути получения профессии. 1 час.
«Анкета профессионального выбора», «Матрица профессионального выбора».
Занятие15. Навыки самопрезентации. 1 час.
Устраиваемся на работу по правилам. «Правило тридцати секунд». Составление резюме. Основные требования к написанию резюме. Имидж.
Ролевая игра «Собеседование при приёме на работу».
Упражнение «Личное пространство».
Встреча с мастером (3 часа)
Беседа с приглашенным представителем профессии: повар, врач, полицейский.
Занятие16. «Кем хотите стать вы, дети?» (1 час)
Беседа об огромном счастье и труде учительского наставничества, о трудностях и способах их преодоления.
Занятие 17. «Мое первое резюме» (1 час)
Навыки написания резюме для поступления на работу.
Занятие 18. Мир профессий. Кем быть в этом мире? (1 час)
Дискуссия на тему «Кем быть?»;
Профориентационная игра «Три судьбы».
Занятие 19. Личный профессиональный план. Целеполагание. (1 час)
Викторина «Угадай профессию»
Занятие 20. Ярмарка учебных заведений (1 час)
Среднее специальное образование. Высшее образование. Две системы высшего профессионального образования. Очная, заочная, дистанционная формы обучения. Экстернат.
Занятие 21. Профессионалы в моей семье (1 час)
Предварительная работа (подготовка учащимися рассказа либо коллажа на тему «Профессия моих родителей»);
Беседа о профессиях родителей, о семейных профессиональных династиях;
Игровое упражнение «Плюс – минус - интересно» (описать плюсы и минусы той ил иной профессии, а так же то, что в ней есть самого интересного для каждого учащегося)
Занятие 22. Самая классная профессия. 4 часа
КНИТУ.
Педагог.
Интернет безопасность.
ТЕЛЕШИК: телевидение, школа и кино.
(экскурсия на фабрики: валяную, швейную, завод металлопосуды, пожарную часть)
Занятие 23. О, наставники наши и менторы! 2 часа.
(просмотр и обсуждение художественного фильма «Доживем до понедельника»)
Занятие 24. Встреча с мастером. 3 часа.
Мед.работник.
Аграрный колледж.
Полицейский
(приглашение родителей учащихся на беседу и встречу «Один день с родителям на рабочем месте»)
Занятие 25. У меня все получится! (2 часа)
Игровое упражнение «Лучше всего у меня получается...».
Занятие 26. Защита творческих работ «Моя будущая профессия». 2 часа.
(защита творческих работ по выбранной профессии с презентациями)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
Проблема профессионального выбора. 1 час | 01.09 05.09 | 02.09, 05.09 | ||
Самооценка и уровень притязаний. 1 час. | 08.09 12.09 | 09.09, 12.09 | ||
Чувства и эмоции. 1 час. | 15.09 19.09 | 16.09, 19.09 | ||
Темперамент и профессия. 1 час. | 22.09 26.09 | 23.09, 26.09 | ||
Профессия и здоровье. 1 час. | 29.09 03.10 | 30.09, 03.10 | ||
Интересы и склонности в выборе профессии. 1 час. | 06.10 10.10 | 07.10, 10.10 | ||
Классификация типов профессии. 1 час. | 13.10 17.10 | 14.10, 17.10 | ||
Формула профессии. 1 час. | 20.10 24.10 | 21.10, 24.10 | ||
Правила выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. 1 час. | 27.10 31.10 | 28.10, 13.11 | ||
Стратегия выбора профессии. 1 час. | 10.11 14.11 | 11.11, 20.11 | ||
Способности и профессиональная пригодность. 1 час. | 17.11 21.11 | 18.11, 27.11 | ||
Профориентационная игра «Профконсультация». 1 час. | 24.11 28.11 | 25.11, 04.12 | ||
Современный рынок труда. 1 час. | 01.12 05.12 | 02.12, 11.12 | ||
Пути получения профессии. 1 час. | 08.12 12.12 | 09.12, 11.12 | ||
Навыки самопрезентации. 1 час. | 15.12 19.12 | 16.12, 18.12 | ||
«Кем хотите стать вы, дети?». 1 час. | 22.12 26.12 | 23.12, 18.12 | ||
«Мое первое резюме». 1 час. | 12.01 16.01 | 13.01, 15.01 | ||
Мир профессий. Кем быть в этом мире? 1 час. | 19.01 23.01 | 20.01, 22.01 | ||
Личный профессиональный план. Целеполагание. 1 час. | 26.01 30.01 | 27.01, 29.01 | ||
Ярмарка учебных заведений. 1 час. | 02.02 06.02 | 03.02, 05.02 | ||
Профессионалы в моей семье. 1 час. | 09.02 13.02 | 10.02, 12.02 | ||
Самая классная профессия. 4 часа КНИТУ. Педагог. Интернет безопасность. ТЕЛЕШИК: телевидение, школа и кино. | 16.02(20.02) 23.02(27.02) 02.03(06.03) 9.03(13.03) | 17.02(19.02) 26.02(24.02) 03.03(05.03) 10.03(12.03) | ||
О, наставники наши и менторы! 2 часа. | 16.03(20.03) 23.03(27.03) | 17.03(19.03) 24.03(02.04) | ||
Встреча с мастером. 3 часа. Мед.работник. Полицейский Аграрный колледж. | 06.04(03.04) 13.04(10.04) 20.04(17.04) | 07.04(09.04) 14.04(16.04) 21.04(23.04) | ||
У меня все получится! 2 часа. | 27.04(24.04) 04.05(08.05) | 28.04(23.04) 21.04(16.04) | ||
Промежуточная аттестация (тест) | 07.05, 28.04 | |||
Защита творческих работ «Моя будущая профессия». 2 часа. подготовиться к защите творческих работ по выбранной профессии | 11.05(15.05) 18.05(22.05) 25.05(29.05) | 12.05(14.05) 19.05(21.05) 26.05 |
Контрольный материал.
1. Анкета (приложение 1).
2. Тест (приложение 3)
3. Опросник (приложение 4)
4. Методика (приложение 6.8.11)
Темы творческих работ.
1. «Моя будущая профессия».
Учебно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
- Вахрушева И.Г.. Шакирова Д.М. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодёжи: Учебно-методическое пособие. – Казань: Центр инновационных технологий. 2004.
- Газета «Школьный психолог». 2002. №2.№7; 2003. №4. №27-28; 2006.№17; 2007. №2; №14;
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на Дону: Феникс. 1996
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. – 2002.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – Москва 2002
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М.:Генезис.2004.
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако.2005.
Литература для учащихся:
- Газета «Школьный психолог». 2002. №2.№7; 2003. №4. №27-28; 2006.№17; 2007. №2; №14;
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на Дону: Феникс. 1996
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – Москва 2002
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М.:Генезис.2004.
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако.2005.
Рецензия
на программу элективного курса по профориентации «Твой выбор»
автор программы Аблаева Марина Витальевна.
педагог-психолог первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кукморская средняя школа №3»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Первая серьёзная жизненная проблема. с которой сталкиваются старшеклассники. - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться. Сориентироваться и сделать правильный выбор. соответствующий интересам. способностям. возможностям. ценностным установкам. и. наконец. требованиям. которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху. к самореализации. к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Элективный курс «Твой выбор» проводится в рамках предпрофильной подготовки в 8х классах как профориентационная работа. Программа призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период.
Курс предполагает преподавание в объёме 35 часов.
Практическая значимость программы состоит в том. что в ней представлены методические материалы в помощь педагогу по проведению занятий в рамках программы. в приложении представлены материалы по интерпретации тестов. а также для практической и исследовательской работы учащихся. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик. тестов. упражнений. игровых методов. элементов тренинга. методов групповой работы. таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм») различных авторских разработок или модификаций существующих. адаптированных к требованиям предпрофильной подготовки. Вместе с этим планируется найти ответы на важные вопросы. которые возникают при выборе профессии.
К концу изучения курса учащиеся должны заполнить профкарту. данные которой можно учитывать при комплектовании профильных классов. должны знать стратегию выбора профессии. пути получения профессий. систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда. получить навыки самопрезентации. Итогом занятий служит конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация. полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии. о рынке труде и образовательных услуг). намечен и обоснован профессиональный личный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей. одноклассников. учителей.
В целом программа «Твой выбор» соответствует образовательным стандартам. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся данного возраста.
Таким образом. рабочая программа элективного курса М.В. Аблаевой «Твой выбор» соответствует требованиям. предъявляемым к подобным программам. и может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях.
Рецензент: Л.А. Хайдарова. заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кукморская средняя школа №3» Кукморского муниципального района Республики Татарстан | ________________ Л.А.Хайдарова |
Приложение.
«Анкета профессионального выбора»
(занятие №1)
| 1. Какой вид деятельности тебя привлекает? 1) Управление 2) Обслуживание 3) Образование 4) Оздоровление 5) Конструирование 6) Исследование 7) Защита 8) Контроль (проверка и наблюдение)
|
«Тест эмоций»
(авторская модификация теста Басса-Дарки)
(занятие №3)
Каждый оказывался в ситуации. когда трудно сдерживать свои эмоции. Прослушайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом. обведите в бланке номер вопроса.
- Если я разозлюсь. я могу ударить кого-нибудь.
- Иногда я раздражаюсь настолько. что швыряю какой-нибудь предмет.
- Я легко раздражаюсь. но быстро успокаиваюсь.
- Пока меня не попросят по-хорошему. я не выполню просьбу.
- Мен кажется. что судьба ко мне несправедлива.
- Я знаю. что говорят обо мне за спиной.
- Я не могу удержаться от спора. если со мной не согласны.
- Мне не раз приходилось драться.
- Когда я раздражаюсь. я хлопаю дверьми.
- Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
- Я нарушаю законы и правила. которые мне не нравятся.
- Иногда меня гложет зависть. хотя я этого не показываю.
- Я думаю. что многие люди не любят меня.
- Я требую. чтобы люди уважали мои права.
- Я знаю людей. которые способны довести меня до драки.
- Иногда я выражаю гнев тем. что стучу по столу.
- Я часто чувствую. что могу взорваться. как пороховая бочка.
- Если кто-то пытается мною командовать. я поступаю ему наперекор.
- Меня легко обидеть
- Многие люди мне завидуют.
- Если я злюсь. я могу выругаться.
- Если не понимают слов. я применяю силу.
- Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
- Я могу нагрубить людям. которые мне не нравятся.
- Когда со мной разговаривают свысока. мне ничего не хочется делать.
- Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
- Иногда мне кажется. что надо мной смеются.
- Если кто-то раздражает меня. я говорю все. что о нем думаю.
- На удар я отвечаю ударом.
- В споре я часто повышаю голос.
- Я раздражаюсь из-за мелочей.
- Того. кто любит командовать. я стараюсь поставить на место.
- Я заслуживаю больше похвал и внимания. чем получаю.
- У меня есть враги. которые хотели бы мне навредить.
- Я могу угрожать. хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Физическая агрессия (Ф) | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Косвенная агрессия (К) | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Раздражительность (Р) | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Негативизм (Н) | 4 | 11 | 18 | 25 | 32 |
Обидчивость (О) | 5 | 12 | 19 | 26 | 33 |
Подозрительность (П) | 6 | 13 | 20 | 27 | 34 |
Вербальная агрессия (В) | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 |
Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек. соответствующих семи формам проявления агрессии. и соедините их линией.
Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций. обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии. можно говорить о выраженности следующих форм агрессии.
Физическая агрессия: вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно. ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия: конечно. лучше ударить по столу. чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель. посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того. так недолго и пораниться.
Раздражение: плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком. но будет разъедать вас изнутри. как серная кислота. пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. Физическая агрессия и Косвенная агрессия.
Негативизм: реакция. типичная для подростка. совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз. пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость: готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку. пренебрежение. желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность: готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел. направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптом нездоровья.
Вербальная агрессия: за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть более разрушительны. чем последствия драки. Впрочем. одно другому не мешает.
Личностный опросник Г. Айзенка.
(занятие №4)
Прослушайте ряд высказываний. Если вы чувствуете или реагируете похожим образом, поставьте в бланке рядом с номером высказывания плюс. если нет — минус.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
- Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
- Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
- Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
- Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
- На спор я могу совершить необычный поступок.
- Иногда я нарушаю свои обещания.
- У меня часто меняется настроение.
- Мне нравятся азартные игры.
- У меня бывает учащенное сердцебиение.
- Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.
- Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
- Меня легко обидеть.
- Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
- Временами меня переполняет энергия, а, иногда все валится из рук.
- Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.
- Я долго переживаю неудачу.
- У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
- Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
- Мои нервы часто натянуты до предела.
- Думаю. что меня считают веселым человеком.
- Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.
- На грубость я отвечаю грубостью.
- Я могу опоздать.
- Обычно мне легко и приятно в шумной компании.
- Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
- Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.
- Я часто испытываю чувство вины.
- Мне нравится быть в центре внимания.
- Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
- Мне часто снятся кошмары.
- Мне легко общаться с незнакомым человеком.
- Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
- Думаю, что я — уверенный в себе человек.
- Меня задевает критика.
- У меня есть кое-какие вредные привычки.
- Я могу внести оживление в скучную компанию.
- Я беспокоюсь о своем здоровье.
- Я люблю подшучивать над другими.
40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6. 12. 18. 24. 30. 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов. Возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие». «правильные» ответы. Запишите результат на строке Искренность (см. приложение 1).
Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 1. 3. 5. 8. 11. 14. 16. 19. 21. 23. 25. 27. 29. 32. 34. 37. 39. Запишите сумму на строке Общительность.
1-5 баллов. Если вы набрали меньше 6 баллов, вы — интроверт. Интроверт (от латинского «1пtrо», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому, профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджер, требующие интенсивного общения, могут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности и аккуратности.
6-11 баллов. Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин — амбиверт (от латинского «атbi» —двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компани, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только професси, связанные с общение, но и требующие умения работать одному.
12-17 баллов. Если вы набрали больше 12 балло, вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского «ехtrа, что означает «сверх, «снаружи, «вне») — это человек. который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятн, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия. требующие усидчивости и терпения. даются вам усилием воли. Вам подошли бы профессии. требующие интенсивного общения с покупателями. клиентами. пациентами. учениками. студентами. пассажирами. Профессии. требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером. исследовательская деятельность. расчеты и вычисления). будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.
Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 2. 4. 7. 9. 10. 13. 15. 17. 20. 22. 26. 28. 31. 33. 35. 38. 40. Запишите сумму на строке Стабильность.
1-5 баллов. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы скорее поможете делом. чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии. требующие самоконтроля и умения рисковать. будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен).
Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга. военного. сотрудника правоохранительных органов. испытателя техники. спасателя.
6-11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека. поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми. обратите внимание на такие сферы деятельности. как обслуживание. обучение. воспитание. медицина. управление.
12-17 баллов. Вероятно. вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы. но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку. вероятно. нравится другим людям. Есть масса профессий. где это качество является профессионально важным. Например. все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью. чуткостью и ранимостью.
Природа наградила вас более тонкой нервной системой. чем других людей. Если помнить об этом. то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей. которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.
На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность). а на вертикальной — сумму баллов по шкале «Стабильность» .
Отметив на осях координат обе точки. вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра. тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалось на одной из двух осей. значит. вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы «попали в яблочко». то есть в центр. вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться. что самые лучшие.
Методика «Профиль»
(занятие № 6)
Инструкция. Нравится ли вам делать то. о чем говорится в опроснике. Если да. то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс. Если не нравится — минус. Если сомневаетесь. поставьте знак вопроса. Чем искреннее вы ответите на все вопросы. тем точнее будет результат.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Мне нравится...
- Узнавать об открытиях в области физики и математики.
- Смотреть передачи о жизни растений и животных.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать научно-популярные технические журналы.
- Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
- Бывать на выставках. концертах. спектаклях.
- Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
- Наблюдать за работой медсестры. врача.
- Создавать уют и порядок в доме. классе. школе.
- Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
- Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
- Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
- Ремонтировать бытовые электроприборы.
- Посещать технические выставки. знакомиться с достижениями науки и техники.
- Ходить в походы. бывать в новых неизведанных местах.
- Читать отзывы и статьи о книгах. фильмах. концертах.
- Участвовать в общественной жизни школы. города.
- Объяснять одноклассникам учебный материал.
- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
- Соблюдать режим дня. вести здоровый образ жизни.
- Проводить опыты по физике.
- Ухаживать за животными. растениями.
- Читать статьи об электронике и радиотехнике.
- Собирать и ремонтировать часы. замки. велосипеды.
- Коллекционировать камни. минералы.
26. Вести дневник. сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков. книги по истории.
28. Играть с детьми. помогать делать уроки младшим школьникам.
- Закупать продукты для дома. вести учет расходов.
- Участвовать в военных играх. походах.
- Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
- Замечать и объяснять природные явления.
- Собирать и ремонтировать компьютеры.
- Строить чертежи. схемы. графики. в том числе на компьютере.
- Участвовать в географических. геологических экспедициях.
- Рассказывать друзьям о прочитанных книгах. увиденных фильмах и спектаклях.
- Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
- Ухаживать за маленькими детьми или близкими. если они заболели.
- Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
- Участвовать в физико-математических олимпиадах.
- Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
- Разбираться в принципах работы электроприборов.
- Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. Читать географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях. концертах.
- Изучать политику и экономику других стран.
- Изучать причины поведения людей. строение человеческого организма.
- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок.
Десять колонок — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
- — физика и математика;
- — химия и биология;
- — радиотехника и электроника;
- — механика и конструирование;
- — география и геология;
- — литература и искусство;
- — история и политика;
- — педагогика и медицина;
- — предпринимательство и домоводство;
10— спорт и военное дело.
«Формула профессии»
(модификация методики Н.С. Пряжникова)
(занятие № 8)
Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели. предметы. средства и условия труда (один-два варианта).
1.Цели труда
- Оценивать. проверять.
- Исследовать что-либо. делать открытия.
- Перевозить. перемещать людей. грузы.
- Изготавливать какие-нибудь предметы.
- Учить. воспитывать. консультировать.
- Создавать произведения искусства.
- Руководить людьми.
- Обслуживать кого-либо или что-либо.
2. Предмет труда
- Человек.
- Информация.
- Финансы.
- Техника.
- Искусство.
- Животные и растения.
- Изделия и продукты.
- Природные ресурсы.
3. Средства труда
- Ручные.
- Механические.
- Автоматические.
- Компьютерные.
- Мышление.
- Голос. мимика. пантомимика.
- Физические возможности организма.
- Органы чувств.
4. Условия труда
- Бытовой микроклимат.
- Помещения с большим числом людей.
- Разъезды и командировки.
- Открытый воздух.
- Экстремальные условия
- Работа на дому.
- Особые условия.
4.8.Повышенная ответственность.
Если вы уже выбрали профессию. подумайте. соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали — подберите профессию. которая соответствует этим признакам.
Формула профессии
(занятие №8)
1.1. Оценивать. проверять 1.2. Исследовать что-либо. делать открытия. 1.3. Перевозить. перемещать людей. грузы. 1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы. 1.5. Учить. воспитывать. консультировать. 1.6. Создавать произведения искусства. 1.7. Руководить людьми. 1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо. |
2.1. Человек. 2.2. Информация. 2.3. Финансы. 2.4. Техника. 2.5. Искусство. 2.6. Животные растения. 2.7. Изделия и продукты. 2.8. Природные ресурсы |
3. Средства труда. 3.1. Ручные. 3.2. Механические. 3.3. Автоматические. 3.4. Компьютерные. 3.5. Мышление. 3.6. Голос. мимика. выразительные движения. 3.7. Физические возможности организма. 3.8. Органы чувств. | 4. Условия труда 4.1. Бытовой микроклимат. 4.2. Помещения с большим числом людей. 4.3. Разъезды и командировки. 4.4. Открытый воздух. 4.5. Экстремальные условия. 4.6. Работа на дому. 4.7. Особые условия. 4.8. Повышенная моральная ответственность. |
Стратегия выбора профессии
(занятие №10)
Достоинства | Недостатки |
|
|
Возможности | Препятствия |
|
|
Методика «Опросник типа мышления»
(занятие №11)
Прослушайте утверждения. Если вы согласны. в бланке ответов поставьте плюс. если не согласны — минус.
- Мне легче что-либо сделать самому. чем объяснить другому.
- Мне интересно составлять компьютерные программы.
- Я люблю читать книги.
- Мне нравится живопись. скульптура. архитектура.
- Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
- Я лучше понимаю. если мне объясняют на предметах или рисунках.
- Я люблю играть в шахматы.
- Я легко излагаю свои мысли как в устной. так и в письменной форме.
- Когда я читаю книгу. я четко вижу ее героев и описываемые события.
- Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
- Мне нравится все делать своими руками.
- В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
- Я придаю большое значение сказанному слову.
- Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
- Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
- При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
- Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм. журналиста.
- Мне легко представить предмет или животное. которых нет в природе.
- Мне больше нравится процесс деятельности. чем сам результат.
- Мне нравилось в детстве собирать конструктор.
- Я предпочитаю точные науки (математику. физику).
- Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
- Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
- Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
- Когда я слышу музыку. мне хочется танцевать.
- Я понимаю красоту математических формул.
- Мне легко говорить перед любой аудиторией.
- Я люблю посещать выставки. спектакли. концерты.
- Я сомневаюсь даже в том. что для других очевидно.
- Я люблю заниматься рукоделием. что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
- Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
- Я согласен с утверждением. что красота спасет мир.
- Не люблю ходить одним и тем же путем.
- Истинно только то. что можно потрогать руками.
- Я легко запоминаю формулы. символы. условные обозначения.
- Друзья любят слушать. когда я им что-то рассказываю.
- Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
- Я не могу успокоиться. пока не доведу свою работу до совершенства.
Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти строк (см. «Опросник типа мышления» в приложении 1) и запишите полученное число. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой строке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий. 3~5 — средний. 6-8 — высокий).
1. Предметно-действенное мышление (П~Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины. стоят у станков. собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены. танцоры.
- Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки — физики. математики. экономисты. программисты. аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов. формул и операций. которые нельзя ни потрогать. ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
- Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый. преподаватель. переводчик. писатель. филолог. журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям. политикам и общественным деятелям.
- Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума. которые могут представить и то. что было. и то. что будет. и то. чего никогда не было. — художники. поэты. писатели. режиссеры. Архитектор. конструктор. дизайнер. художник. режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
- Креативность (К) — это способность мыслить творчески. находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество. отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Для того чтобы составить правильное резюме на работу, необходимо знать,
какие пункты оно должно содержать.
- Ф.И.О. Необходимо включить в документ вашу фамилию. имя и отчество для того. чтобы работодатель знал. кто является кандидатом на должность. а также автором резюме. Также оно должно содержать данные о вашем возрасте (год рождения). Укажите адрес. по которому вы проживаете. Для того чтобы работодатель мог связаться с вами. оставьте свой номер телефона. e-mail. Skype и т. д.
- Цель. В своём резюме вы должны чётко описать. на какую должность вы претендуете. а также объяснить. почему именно вы должны быть приняты на ту или иную вакансию.
- Укажите своё образование. После этого вы можете отметить. что проходили курсы либо тренинги. которые могут помочь вам при устройстве на работу.
- Опыт работы. Укажите профессиональный опыт работы. Необходимо указать дату начала и окончания работы на последней занимаемой вами должности. название и сферу деятельности фирмы. Также укажите название должности. которую вы занимали. и успехи. которых достигли за весь срок работы.
- Опишите свои навыки в резюме. Примеры: знание иностранных языков. наличие водительских прав. хобби. которое помогает вам развиваться в данной профессии. владение ПК.
- Ваши достоинства и преимущества над другими кандидатами на данную должность. Вам необходимо убедить работодателя в том. что именно вы должны занимать вакантную должность. так как вы лучший среди всех других кандидатов.
- Дополнительная информация о вас. Здесь вы можете указать свои положительные качества. которые помогут вам в работе. Например. коммуникабельность. добросовестность. внимательность. пунктуальность и т. д.
- Если вы использовали образец резюме при устройстве на работу. вам необходимо знать. что существуют определённые ошибки. которые могут препятствовать устройству на работу.
- Неграмотность. Тщательно проверьте составленный вами документ. который содержит основную информацию о вас. и исправьте все ошибки. Проверьте правильность всех контактных данных для того. чтобы работодатель мог с вами связаться в любой момент.
Одной из самых распространённых ошибок является краткое описание ваших навыков и умений. Неуместное проявление и демонстрация чувства юмора.
Описание всех мест работы. которые не интересуют работодателя. Также не следует указывать причины. по которым вы ушли с прошлых должностей.
Образец резюме
- Иванов Иван Иванович. дата рождения - 11.07.1985 г. Место жительства - город Санкт-Петербург. проспект Шахтостроителей. 25-а. Номер телефона: +7 (495) 567 33 96.
- Я претендую на должность главного бухгалтера. Считаю. что должен быть принят на эту должность. так как имею соответствующее образование и большой опыт работы.
- С 1998 по 2002 гг. получил образование в Санкт-Петербургском институте внешнеэкономических связей. экономики и права. В 2003 г. проходил курсы бухгалтера предприятия в учебном центре «Развитие».
- С 2004 по 2009 гг. работал главным бухгалтером в компании «Бизнес». Составлял отчётность по заработной плате работников. проводил анализ экономического и финансового состояния предприятия с последующим налоговым планированием. контролировал денежные потоки.а также вел учёт всех материальных ценностей компании.
- Есть водительские права. знаю английский и немецкий язык. владею ПК на уровне пользователя: знаю программы Word. а также Excel. имею навыки в пользовании интернетом.
- Я имею преимущества над другими кандидатами на данную должность. так как у меня есть стаж работы в этой области. а также большой опыт. Я имею навыки в организации бухгалтерских отчётов и ведении отчётности.
- Я ответственный человек. который всегда выполняет всю работу в назначенный срок. Умею быстро ориентироваться в любых непредвиденных ситуациях. Я целеустремлённый и обучаемый человек. который делает свою работу качественно и добросовестно.
Теперь вы знаете. как написать резюме. Образец поможет вам сделать это правильно. На какие вопросы необходимо ответить перед тем. как составить резюме?
- Детально изучите. как написать резюме. Образец поможет вам при устройстве на работу. Также вам необходимо ответить себе на некоторые вопросы:
- Что вы можете делать лучше других кандидатов на должность?
- Почему именно вы заслуживаете того. чтобы вас приняли на работу?
- Каких успехов вы достигли?
- Чего вы хотите добиться в жизни?
- Ответы на эти вопросы должны быть включены в ваше резюме на должность. Постарайтесь ответить на них креативно. ясно и чётко. Тогда вы увеличите процент того. что работодатель возьмёт на должность именно вас. Не забудьте описать все свои навыки в резюме. Примеры: владение ПК. знание любого иностранного языка. наличие водительских прав и т. д.
- На что необходимо обратить особое внимание при написании резюме?
- Когда вы пишете о своих достижениях. подумайте над тем. что было бы действительно интересно и ценно для вашего работодателя. Ваша цель – заинтересовать его. привлечь внимание и убедить в том. что вы – лучший кандидат на данную должность.
- Тщательно проверьте ошибки. исправьте неправильно построенные предложения. Если работодатель заметит наличие ошибок и неграмотных предложений. у него. скорее всего. появится ощущение того. что кандидат был невнимателен и несерьёзно относится к работе.
- Не пишите неправдивых данных о себе. Если вы будете описывать то. к чему вы не имеете отношения. вывести вас на чистую воду будет довольно просто. После этого вас. естественно. не примут на должность. а вам останутся только негативные эмоции.
- Обратите внимание на то. что резюме. написанное ручкой. уступает напечатанному тексту. Второй вариант выглядит намного аккуратнее. чем первый. поэтому не ленитесь. напечатайте документ.
Можно ли составить резюме если у вас нет опыта работы?
- Образец резюме при устройстве на работу обычно содержит пункт «Опыт работы». Но многие люди. которые хотят устроиться на ту или иную должность. не имеют опыта работы в данной профессии. Есть ли подсказка. как составить такое резюме - образец? Без опыта работы. оказывается. тоже можно получить должность.
- Как составить резюме без опыта работы?
- Если у вас нет опыта работы. то не следует писать об этом в целях или дополнительной информации. Работодатель. изучив резюме. поймёт. что вы не работали в данной сфере. Вам необходимо пропустить пункт «Опыт работы». Но если вы работали на других специальностях. вам разрешается указать опыт работы на других должностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...