Реализация районной целевой программы "Надежда" (2017-2018 уч.год)
материал на тему

Голенкова Наталья Алексеевна

Освещена информация об итогах работы районной целевой программы "Надежда" по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены дополнительные образовательные программы, которые адаптированы на особых детей и успешно реализуются в учреждении; досуговые массовые мероприятия, проведенные в рамках реализации реализации районной программы; освещение итогов работы данного направления в средствах массовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_itog_pedsov_30.05.18_rtsp_nadezhda.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация районной целевой программы «Надежда»

(2017-2018 уч. год)

Голенкова Н.А., методист ДТ «Вектор»

 Дом творчества «Вектор» – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений, общественными организациями, семьями воспитанников и пр.

 На протяжении многих лет в Доме творчества складывалась система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на дому. И, если в период с 2002 по 2009 годы обучающихся на дому по программе «Мастер» было 3 ребенка-инвалида, то с 2010 по 2014 годы – их уже 15 человек (на дому и в УДО). Этому способствует тесное сотрудничество с управлением социальной защиты района, которое переросло в социальное партнерство. Именно учреждения социальной защиты обеспечили информирование семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, о возможностях и перспективах обучения по дополнительным образовательным программам.

 В 2014 учебном году в учреждении расширен спектр ДООП для детей с ОВЗ, а также для категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих тяжелые заболевания. В рамках сетевого сотрудничества между учреждением дополнительного образования и здравоохранения организована работа с пациентами хосписного отделения паллиативной помощи детям   городской детской клинической больницы № 3», где реализовываются программы «Развивай-ка» - ориентирована на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. На занятиях идет разговор о правильном питании, о нормах безопасного поведения и «Умелые ручки» - направлена на овладение детьми навыками начального технического моделирования, конструирования и аппликации из различных видов материала).

В 2015 учебном году в Доме творчества был открыт Монтессори – класс, где реализуется программ «Особые дети» совместно с родителями. Занятия направлены на развитие мелкой моторики, координацию движений, формирование сенсорных навыков.

От своевременной и грамотной помощи специалистов разного уровня во многом зависит качество жизни ребенка с ОВЗ. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной образовательной и коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности с обычными детьми.

И, если обучение детей на дому не требует создания дополнительных специальных условий, то инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился в полной мере, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые материально–технические условия, позитивное общественное мнение. Каждый педагог должен овладеть методиками и технологиями работы с детьми с различными особенностями.

 Для координирования деятельности заинтересованных лиц и организации в работе с детьми с ОВЗ, создания условий для развития особых детей по дополнительным общеобразовательным программам, индивидуальным маршрутам обучения детей-инвалидов как на дому, так и в системе дополнительного образования была разработана районная целевая программа «Надежда», муниципальным заказчиком которой стал отдел образования Орджоникидзевского района. Обучением охватываются разновозрастные дети с особенностями развития с разными физическими возможностями и социальными условиями.

Обоснованием необходимости разработки программы стали:

  • Закон № 273 ФЗ от 29.12.12г. РФ «Об образовании»,
  • Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» от 13.12.2006,
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 N 367 (ред. от 22.06.2015) "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2017 годы")

        Список социальных партнеров с течением времени меняется в сторону увеличения.

Была создана нормативная база:

- Положение о программе (с дополнениями) (30.08.2017),

- РЦП «Надежда»

С целью реализации  ДООП были разработаны и утверждены  локальные акты:

  • Соглашение о предоставлении детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) информации об образовательных услугах МБУ ДО ДТ «Вектор»;
  • Договоры о сетевом взаимодействии с АГБУЗ «Детская больница №3», КЦСОН Орджоникидзевского района г. Новокузнецка; школой №110, школой №53

 В 2015-2016 учебном году в ДТ «Вектор» организована работа 10 творческих объединений, в которых осуществлялась индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, работа на дому и работа в малых подгруппах: Умелые ручки, Умка, Развивай-ка, Мастер, Волшебное руно, Солнечная страна, Солнышко, Солнышко в ладошках, Школа Монтессори, Логоша, в которых обучалось 40 детей-инвалидов.

 На сегодняшний день программу «Надежда» по ДООП реализуют 10 педагогов, работающие с детьми-инвалидами на дому, в детском хосписе, а также в инклюзивных группах на базе ДТ «Вектор».

 В связи с реализацией программы «Надежда» было начато теоретическое изучение этого вопроса и выявилась проблема необходимости научного сопровождения работы с детьми с ОВЗ.

Была разработана документация для открытия МИП, научным руководителем которого стала Л.Г. Качан, консультантом – О.А. Попова.

 Что уже сделано в данном направлении?

На первом педагогическом совете был утвержден календарный план инновационной деятельности, включая программу внутриорганизационного семинара по теме «Организация педагогической поддержки детей с ОВЗ средствами здравотворческой образовательной деятельности» (30. 08.2017).

С целью координации инновационной деятельности в учреждении были приняты локальные акты:

  • Приказ об организации МИП;
  • Индивидуальные образовательные маршруты для учащихся с ОВЗ в рамках адаптированных дополнительных общеразвивающих программ;
  • Приказ № 208-о от 11.09.2017 «Об организации инновационной деятельности на 2017-2018 учебный год»;
  • Приказ № 213-о от 19.09.2017 «О проведении мероприятия (районного практико-ориентированного семинара «Организация педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации индивидуальных образовательных маршрутов»);
  • Приказ № 237-0 от 18.10.2017 «Об организации подготовки к дням КОиН в Орджоникидзевском районе 27.10.2017 г.»;
  • Приказ № 05-0 от 09.01.2018  «Об организации работы по подготовке к  XIX городским Дням науки 2018 г.»;
  • Приказ № от 30.05.2018. «По решению педагогического совета».

Фундаментальную поддержку в научно-методическом обеспечении, опытно-экспериментальной деятельности оказали учреждению МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» и КОиН администрации г. Новокузнецка, научный руководитель  Качан  Л. Г., канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования МАОУ ДПО ИПК, почетный работник общего образования РФ; консультант  Попова О.А, старший преподаватель кафедры управления образованием, психологии и педагогики,

  • Научное руководство МИП,
  • Консультирование по актуальным вопросам и мероприятиям учреждения в рамках МИП,
  • организация внутриорганизационного повышения квалификации и пр.

ИД является частью плана реализации РЦП «Надежда» и информация о ходе реализации инновационной деятельности представлена на сайте МБУ ДО ДТ «Вектор» в разделе «Научно-методическая работа», информации обновляется по мере поступления, ссылка на сайт образовательной организации В 2017-2018 учебном году был создан блог «Инновационная деятельность МБУ ДО ДТ «Вектор».

 Осуществление инновационного проекта расширяет спектр социального партнерства через организацию досуговых массовых мероприятий, организацию сетевого взаимодействия, а также через индивидуальное обучение детей на дому и в ДТ, что и предусматривает программа «Надежда».

Культурно-массовые мероприятия с детьми с ОВЗ и их родителями стали включаться в общий план воспитательной работы дома творчества, о чем говорят приказы о проведении культурно-массовых мероприятий:

- Приказ № 204-о от 11.09.2017 «Об организации I районного фестиваля «Дом, где вас ждут»;

- Приказ № 51-0 от 22.02.2018  «Об организации I городского литературного фестиваля-конкурса «Мой взгляд на мир» для детей с ОВЗ»;

- Приказ № 07-0 от 09.01.2018  «Об организации районной благотворительной акции «Дари Добро»;

- впереди еще одна благотворительная акция «Дари добро». Все эти мероприятия, надеемся, станут у нас традиционными.

Газеты «Кузнецкий рабочий», «Горняцкая солидарность», «Эхо Кузбасса» регулярно освещают работу ДТ «Вектор» в данном направлении в рубрике «Благотворительность»: статья «Вектор доброты» - о благотворительном концерте «Новый год для каждого ребенка» и «Дорожка к звездам», «Мечты сбываются» и др.

 В рамках реализации РЦП «Надежды» по запросу родителей в сентябре 2017 года был открыт центр педагогической поддержки детей с ОВЗ «Белый цветок», цель которого помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация районной программы "Моя Петроградская сторона" в условиях коррекционной школы

Работа по реализации районной программы "Моя Петроградская сторона" в условиях коррекционной школы (VII вида) для детей с ограниченными возможностями здоровья (с презентацией)....

Районная целевая программа "Возрождение" по развитию детского общественного движения на 2015-2020 г.г.

Районная целевая программа «Возрождение» по развитию детского общественного движения в Орджоникидзевском районе на 2015-2020 г.г....

Реализация Программы целевой модели наставничества в МБУДО ЭБЦ МО г.Братска.

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наибо...

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...

Долгосрочная целевая программа развития детского туризма для обучающихся муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан «Моя Родина - Россия» на 2018-2023 годы

Долгосрочная целевая программа развития детского туризма для обучающихся муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан«Моя Родина - Россия»на 2018-2023 годы...

«О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»

laquo;О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»...