Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства по предмету "Историко-бытовой танец"
рабочая программа по теме
Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Рабочая программа по историко- бытовому танцу имеет художественно- эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее хореографическое образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko-bytovoy_tanets.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Программа по учебному предмету
В.01. ИСТОРИКО – БЫТОВОЙ ТАНЕЦ
Нижневартовск 2012
«Рассмотрено» методическим советом МАОУДОД г.Нижневартовска «ДШИ №2» | «Утверждаю» Директор: Горина Н.В. |
Дата | Подпись: |
Разработчик программы: Стребкова А.Н. – преподаватель хореографических дисциплин
Рецензент -
Рецензент -
Структура программы учебного предмета
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
• Срок реализации учебного предмета;
• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
• Форма проведения учебных аудиторных занятий;
• Цель и задачи учебного предмета;
• Обоснование структуры программы учебного предмета;
• Методы обучения;
• Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Учебно-тематический план;
• Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
• Методические рекомендации преподавателям;
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
• Список методической литературы.
• Список учебной литературы.
• Средства обучения.
Пояснительная записка
Учебная общеобразовательная программа в предметной области «Хореографическое творчество» по предмету «Историко-бытовой танец» разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86).
Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа составлена на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств рекомендованной МКРФ (1983г.)
Направленность программы:
Рабочая программа по историко- бытовому танцу имеет художественно- эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее хореографическое образование.
Актуальность программы:
Формирование культуры поведения современного человека, средствами хореографического искусства: культура поведения и общения, навыки вежливости, умение вести себя в обществе, быть элегантным, корректным.
Педагогическая целесообразность:
Построение программы основано на следующих основных принципах: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами ( от простого к сложному), систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса. Без соблюдения этих правил историко-бытовой танец теряет силу воздействия как средство эстетического воспитания.
Новизна:
Новизна данной программы заключается в том, что на основе пройденных элементов историко- бытового танца в программу включены учебные танцевальные композиции, которые сопровождаются краткой характеристикой эпохи, стилевыми особенностями и манерой исполнения танцев.
Цель - знакомство с танцевальной культурой различных исторических эпох, эстетическое воспитание детей, развитие творческой гармонично развитой личности.
Задачи:
-научить грамотно и выразительно выполнять элементы историко-бытового танца;
- развить - знания о графическом рисунке, умения ориентироваться в пространстве;
-воспитать понятия о танцевальном этикете и взаимоотношения в паре.
Программа рассчитана на два года при семилетнем обучении для обучающихся 9-10лет.
Занятия проходят в форме групповых, согласно учебному плану:
- класс- 2часа в неделю;
- класс - 2 часа в неделю;
Ожидаемые результаты:
По прохождению всего курса обучающиеся должны уметь: -грамотно и выразительно исполнять танцевальные композиции 16-19 вв; -применять теоретические знания в исполнительской практике; -передать характер и манеру исполнения;
владеть:
-координацией движений в различных темпах; -быстротой запоминания комбинаций; -правилами этикета в паре и ансамбле.
Для осуществления контроля выполнения программы существуют следующие формы:
-текущий (уроки, технические зачёты, наблюдение за работой на уроке, уровень выполнения самостоятельных заданий.)
-промежуточный (контрольный урок, участие в конкурсе и т.д.) -итоговый (экзамен в виде показательного выступления).
Учебно-тематический план
Первый год обучения Третий класс
1. | Полонез | 8 | 1 | 7 |
2. | Вальс | 8 | 1 | 7 |
3. | Полька | 6 | 1 | 5 |
Контрольные мероприятия | 2 | 2 | ||
Итого: | 68 |
1.Элементы историко-бытового танца
№ п/п | Наименование темы | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | |
Теория | Практика | |||
Положение корпуса, головы | 2 | 1 | 1 | |
Позиции ног, положение рук | 4 | 1 | 3 | |
Port de bras | 4 | 1 | 3 | |
Поклоны и реверансы | 4 | 1 | 3 | |
Шаги в историко-бытовом танце | 6 | 1 | 5 | |
2.Характерные танцевальные движения | ||||
Pas полонеза | 4 | 1 | 3 | |
Pas balanse | 4 | 1 | 3 | |
Pas вальса | б | 1 | 5 | |
Pas couru | 2 | 1 | 1 | |
Pas de basques | 4 | 1 | 3 | |
Pasgaloppe, pas польки | 4 | 1 | 3 |
Содержание.
I. Элементы историко-бытового танца.
Изучение историко-бытового танца начинается с элементов самых простейших танцевальных форм. В отличие от классического и характерного танца учащимся здесь не приходится осваивать технически сложные движения и комбинации. Но изучение простейших поз, шагов, поклонов и положений корпуса представляет известные трудности.
В первый год обучения историко-бытовой танец не только знакомит с программой данного предмета, но и начинает формировать будущего актера. И это, пожалуй, самое сложная и ответственная часть курса.
1. Положение корпуса и головы.
В историко-бытовом танце приняты те же положения корпуса и головы, что и в классическом танце- epaulement croisee, efface, en face. Корпус необходимо держать прямо, плечи опущенными, голова чуть приподнята.
2. Позиции ног, позиции и положения рук.
Позиции ног те же, что и в классическом танце - 1-2-3-4; кроме 5 но менее выворотные.
Позиции рук характерные для бытового танца - 1-2-3 -классические позиции и подготовительное положение. Положение рук в паре:
- руки накрест
- за две руки (2 позиция)
- за одну руку (променадное положение, характерное для полонеза)
- за одну руку, стоя лицом друг к другу (3 позиция)
3. Port de bras
Port de bras - это упражнение для рук. Здесь могут использоваться любые вариации, на различные музыкальные темпы: 2/4; 3/4; 4/4.
Port de bras может соответствовать тому или иному танцу и комбинироваться с поклонами и реверансами.
3. Поклоны и реверансы.
Поклоны и реверансы - играют огромную роль в историко-бытовом танце. Они являются частью этикета. Исполнению их во все времена уделялось огромное значение, по ним судили о мере воспитанности.
Поклон и реверанс имеют несколько значений: приветствие, приглашение к танцу, выражение благодарности, как элементы танца.
4. Шаги в историко-бытовом танце.
Существует несколько видов шагов:
- бытовой шаг (естественный)
- танцевальный шаг (шаг с вытянутого носка)
- pas glisse (скользящий шаг)
- шаг menu (легкий шаг на низких полупальцах)
- pas eleve (подъемный шаг)
- pas chasse (двойной скользящий шаг, состоит из двух pas glisse)
II. Характерные танцевальные элементы.
1. Pas полонеза - исполняется на 3/4.
Этому движению характерно: торжественность, горделивая осанка и не сложный шаг.
2. Pas balance — мягкое покачивание из стороны в сторону. В
г©тличие от классического pas balance, в историко-бытовом
танце отсутствует четкое sur le cou-de-pied. Активно участвует
корпус, что усиливает движение покачивания. Все делается
слитно и непрерывно.
- Pas вальса — разучивается сначала соло, потом в парах. Вальс исполняется в три pas, в два pas и по кругу. Так как вальс в два pas построен на pas chassc, необходимо следить за тщательностью скольжения. Движение нужно выполнять слитно, плавно. Голова поворачивается по ходу движения.
- Pas couru — мелкий бег, исполняется на низких полупальцах. Pas couru - преимущественно женское движение, но может исполняться и мужчинами. Корпус при исполнении этого движения должен оставаться неподвижен; должно создаваться впечатление, будто танцующие летят вперед, не касаясь пола.
- Pas de basques - исполняется в двух направлениях: с продвижением вперед и назад. Используется это движение при исполнении вальса.
- Pas польки - это движение исполняется на полупальцах с невысоким подскоком. Характер этого движения задорный и веселый. Pas польки исполняется с продвижением вперед и назад, боковое и с вращением (соло).
I. Учебные танцевальные композиции.
1. Полонез.
Этот танец получил широкое распространение в XVIII-XIX веках. Его обязательно исполняли на балах. Этому способствовали торжественное шествие, горделивая осанка, внимание к даме. Торжественное открытие танцевального бала начиналось с полонезу
На первом году обучения предполагается простейшая композиция, состоящая из основного шага и построенная на рисунке.
2. Вальс.
Вальс как бальный танец возникает в конце XVIII века, но слава к нему пришла в XIX веке и связана с появлением прекрасной музыки, создаваемой для танца лучшими композиторами. Особое внимание в этом танце следует обратить на музыкальность исполнения.
Строится свободная композиция состоящая: из «дорожки»,раз balance , поклонов и реверансов.
3. Полька.
Бальный танец полька возник на основе чешского народного танца в 40-х гг. XIX века. «Poulka» - по-чешски означает полшага, чем определяется характер танца. Новый увлекательный танец имел шумный успех.
ИТОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
По окончанию первого года обучения на контрольном уроке учащиеся должны показать:
- грамотное исполнение характерных танцевальных элементов
- умение передать манеру исполнения танцев «Полонез», «Вальс», «Полька»
- умение ориентироваться в пространстве и коллективе
- иметь понятие о графическом рисунке танцев
Учебно-тематический план
Второй год обучения (Четвёртый класс)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | |
Теория | Практика | |||
1. | Положение корпуса, головы | 2 | 1 | 1 |
2. | Позиции ног, положение рук | 4 | 1 | 3 |
3. | Port de bras | 4 | 1 | 3 |
4. | Виды шагов | 2 | 1 | 1 |
2. Формы chasse | ||||
1. | 1, II формы chasse | 2 | 1 | 1 |
2. | II, IV формы chasse | 2 | 1 | 1 |
3. | Double chasse | 2 | 1 | 1 |
З.Характерные танцевальные элементы | ||||
1. | Pas menuet | 2 | 1 | 1 |
2. | Balance | 2 | 1 | 1 |
3. | Pas grave | 2 | 1 | 1 |
4. | Pas de bourre suivi | 2 | 1 | 1 |
5. | Pas gala | 2 | 1 | 1 |
6. | Coup de talon | 2 | 1 | 1 |
7. | Pas boite | 2 | 1 | 1 |
8. | Pas coupe | 2 | 1 | 1 |
9. | Заключение простое, одинарное | 2 | 1 | 1 |
4. Танцевальные композиции
1. | Менуэт | 4 | 1 | 3 |
2. | Гавот | 6 | 1 | 5 |
3. | Алеман | 6 | 1 | 5 |
4. | Миньон | 4 | 1 | 3 |
5. | Падеграс | 4 | 1 | 3 |
6. | Шакон | 4 | 1 | 5 |
7. | Мазурка | 6 | 1 | |
8. | Контрольные мероприятия | 2 | 2 | |
Итого: | 68 |
Содержание.
Прежде чем перейти к изучению нового материала по историко-бытовому танцу, необходимо повторить и закрепить основные элементы, для того чтобы учащиеся могли лучше и быстрее освоить более сложную программу.
На втором году обучения учащиеся должны работать в паре, ориентироваться в пространстве и коллективе, четко исполнять движения в различных ритмах.
II. Формы
Существует четыре формы chasse. Они являются основными элементами французской кадрили, лансье, гавота и других бальных танцев. Сочетание форм chasse позволяет создавать композиции в линиях, по кругу, в колоннах. Композиции развивают ловкость, координацию, хореографическую память, умение сохранять стиль и манеру.
Каждая из форм chasse имеет две разновидности, которые называют формами «А» и «Б».
Разновидность «А» соответствует закрытому повороту - en dedans; разновидность «Б» соответствует открытому повороту - en dehors.
III. Характерные танцевальные элементы.
- Pas menuet - это основной шаг танца «Менуэт» XVII века. Исполняется на низких полупальцах вперед, назад и в повороте.
- Balance - это движение названо balance , но позже его стали именовать «реверансом». Оно служило как бы заключительным движением других па и никогда не повторялось одно за другим. Исполняется влево и вправо.
- Pas grave — один из элементов Менуэта. Танцевальный словарь характеризует это движение как шаг, исполняемый подчеркнуто важно и горделиво. Оно придает менуэту своеобразный характер.
Pas grave может исполняться в начале менуэта, как до, так и после balance.
4. Pas de bourree suivi - это мелкий перебор ногами на
; полупальцах. В основном; это движение используется при
- исполнении бытового танца XIX века - Алеман.
- Pas gala — это летящее движение, исполняется в быстром темпе. Особую красоту придают короткие, динамические подскоки, удлиненность позы за счет вытянутого носка, поворотов корпуса и положения рук и головы. Рекомендуется сочетать pas couru и pas gala.
- Coup de talon - мужское па бальной мазурки. В комбинации его может исполнять и женская половина. «Голубец» в паре исполняется лицом друг к другу.
- Pas boite (хромой шаг)- это па могут исполнять как кавалеры, так и дамы, но у мужчин оно встречается чаше. Pas boite может исполняться вперед, назад, а главное - с вращением solo и в паре.
- Pas coupe - режущий шаг. Движение похоже на pas boite, но в pas coupe шаг производится не проходящий, а таким образом, что одна нога как бы «подрезает», подбивает другую.
- Заключение.
В отличие от характерного танца, в котором имеется много различных форм заключений, в историко-бытовом танце изучается два вида: простое заключение и одинарное.
IV. Танцевальные композиции.
1. Менуэт.
Менуэт - один из самых популярных танцев XVI-XVII вв., он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Менуэт возник из французского крестьянского бранля.
Любимым танцем королевского двора этот танец становится при короле Людовике XIV.
В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.
Композиция строится на рисунках, основных движениях и
позировках.
2. Гавот.
Гавот завоевывает одно из самых видных мест среди бытовых танцев на рубеже XVII-XVIII вв. Это галантный, жеманный и манерный танец - стиль рококо в хореографии. В этом танце усложняется танцевальная лексика. Его основными движениями стали не только pas chasse, pas balance, pas glissade, но и pas assemble, pas jete, pas emboite.
3. Алеман.
Алеман иначе называют «вальс втроем». Он исполняется кавалером и двумя дамами. Движения его состоят из легких глиссирующих шагов pas chasse вперед и pas de bourree suivi. Особое значение имеет рисунок сплетенных рук танцующих.
4. Миньон.
Бальный танец конца XIX в. Состоит этот танец из pas balance, скользящих шагов и вальса.
Танец исполнялся мягко и спокойно.
5. Падеграс.
Это танец XIX в., прост по лексике. Состоит из различных позировок, шагов с переходом через plie , и графических рисунков.
6. Шакон.
Парный бальный танец конца XIX века. Сочетание красивых поз, простота движений и в то же время почти балетная, грациозность вырабатывают изящную манеру у танцующих. Танец исполняется мягко и плавно. В основном он построен на движениях менуэта и гавота.
7. Мазурка.
Родина этого танца - Польша.
Мазурка - стремительный и динамичный танец, требующий большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры. Начинался танец променадом - движением танцующих по кругу зала.
Композиция строится на различных графических рисунках с использованием характерных движений: заключения; pas couru; pas gala; coup de talon; pas boite; pas coupe.
Итоговые требования.
В целях комплексной проверки развития учащихся, в конце учебною года проводится контрольный урок, на котором оцениваются знания, умения и навыки каждого ученика.
На контрольном уроке учащиеся должны показать:
- танцевальные композиции старинных танцев 16-19 вв.
- навыки грамотного и выразительного исполнения программных движений и танцев.
- умения координировать движения рук, ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе.
- взаимоотношения в паре и ансамбле.
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
- умение передать характер и манеру исполнения того или иного танца.
- умение анализировать исполнение друг друга.
Методическое обеспечение рабочей программы учебного предмета:
-иллюстративный материал к урокам историко - бытового танца;
-обеспечение конкурсов (положения, требования к конкурсным произведениям по хореографическому искусству Окружного, Российского, Международного уровней.)
-видео материал (фрагменты из балетов).
Примерный список образцов хореографического наследия:
1.Детский танец из балета Л. Делиба « Фадетта», постановка Л.Лавровского.
2.Вальс из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», постановка М.Петипа в обработке Ю.Григоровича.
3.Классический менуэт из оперы В. Моцарта «Дон Жуан», постановка М. Петипа. 4.Полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
5.Мазурка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», постановка М. Петипа.
б.Танец с подушками {танец рыцарей) из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», постановка Л. Лавровского.
Перечень рекомендуемой литературы по учебному предмету для
педагогических работников:
- О.В. Кветная «Историко-бытовой танец», 1997г. Т.Б. Нарекая «Историко-бытовой танец»Д996г.
- СЛ. Фадеева, Т. Н. Неугасова «Теория и методика преподавания историко-бытового танца»,2000г.
- М.В.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»,1987г.
- Е.В.Конорова «Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства», 1936г.
Перечень рекомендуемой литературы по учебному предмету для
обучающихся:
- М.В.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»,1987г. О.В. Кветная «Историко-бытовой танец», 1997г.
Используемая литература при составлении рабочей программы:
- Т.Б. Нарекая «Историко-бытовой танец»,1996г.
- СЛ. Фадеева, Т. Н. Неугасова «Теория и методика преподавания историко-бытового танца»,2000г.
- М.В.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»,1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства по предмету "Классический танец"
Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности образовательных программ в области хореографического искусства и основных профессионал...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе ...
Методическая разработка « Порядок отбора детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и о...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Мониторинг результатов освоенияобучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчес...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программав области хореографического искусства «Хореографическое творчество»...
Протокол промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» за 2021-2022 уч.г., 2022-2023 уч.г., 2023-2024 уч.г.
Протокол промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программев области хореографического искусства «Хореографическое т...