Дипломная работа
методическая разработка на тему

Кызласова Оксана Михайловна

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Красноярский краевой институт повышения квалификации работников физической культуры и спорта»

 

Утверждено

____________

Зав. каф., к.ф.н.,

Дипломная работа

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Выполнила:

Кызласова Оксана Михайловна

Проверила:

Фатеева Ольга Альфредовна

Красноярск, 2018

Рецензия

на дипломную работу Кызласовой Оксаны Михайловны

«Прыжки через нарты как средство воспитания специальной выносливости у подростков»

Работа выполнена на основе проведенного педагогического исследования, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к работам научного характера. В соответствии с определенной темой исследования в работе грамотно сформулирована ее методологическая часть: цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, научная новизна и практическая значимость. Дипломная работа состоит из введения двух разделов, заключения, выводов и списка используемой литературы.

В содержательной части первого раздела автор исследует теоретические основы воспитания специальной выносливости у подростков.

Второй раздел посвящен экспериментальной части работы: организации исследования, описанию применяемых методик. Экспериментально обоснована эффективность воспитания специальной выносливости у детей в подростковом возрасте посредством прыжков через нарты: определены методы, дозировка прыжков в соответствии с возрастными особенностями, грамотно описаны физиологические механизмы воспитания специальной выносливости в зоне субмаксимальной мощности. Подобранные методы и методики исследования адекватно отражают полноту оценки изучаемых показателей. В работе представлена эмпирическая база исследования, ход педагогического эксперимента, собственные разработки представленного к защите проекта, программу и условия ее реализации в практике спортивной школы.

Следует отметить достаточно высокий уровень теоретического анализа исследуемой проблемы в целом, многоплановость литературных источников. Представленная работа имеет важное практическое значение, поскольку предоставляет возможность воспитывать скоростно-силовую выносливость, определяющую успешность во многих видах спорта.

Дипломная работа отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и, при соответствующей защите, может быть оценена на «отлично».

29.03. 2018

Рецензент

 доцент, к.п.н. _____________________________          Фатеева О.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..................................

  1. Выносливость и ее виды………………………………………………….
  2. Методы воспитания специальной выносливости у детей подросткового возраста……………………………………………………………………
  3. Методика воспитания специальной выносливости……………………..
  4. Физиологические механизмы воспитания специальной выносливости………………………………………………………….…….

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЫЖКОВ ЧЕРЕЗ НАРТЫ…..........................................................................................................

2.1 Организация исследования.....................................................................

2.2 Экспериментальное обоснование эффективности воспитания специальной выносливости у подростков посредством прыжков через нарты…………………………………………………………………………….

ВЫВОДЫ…........................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….……………...........................................

ВВЕДЕНИЕ

        

Актуальность. Выносливость является одним из физических качеств человека, которое проявляется не только в спортивной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Как указывает ряд специалистов [5, 16, 33], выносливость отражает способность человека более длительно и эффективно выполнять работу вопреки наступающему утомлению.

Уровень развития выносливости обусловлен следующими факторами: энергетическим потенциалом организма, эффективностью и оптимальностью техники и тактики, функциональной устойчивостью, функциональной экономичностью, психическими возможностями индивида. В связи многообразием факторов, выносливость делят на два вида: общую и специальную. Если общая выносливость, с одной стороны, представлена совокупностью функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности, а с другой, проявляется в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп в режиме аэробного обмена, то специальная выносливость имеет существенные отличия. Специальная выносливость характеризуется как способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта [12, 17].

В прыжках через нарты по правилам соревнований в ряд расставляются десять нарт на определенном расстоянии друг от друга. Спортсмену необходимо преодолеть как можно больше нарт, при этом через каждый десяток нарт спортсмену дается лимитированный отдых в пять секунд. Ведущие спортсмены на российской арене прыгают в среднем 500-600 нарт. Рекорд России составляет 1226 прыжков через нарты, который был установлен спортсменом из Ямало-Ненецкого автономного округа Родионом Талигиным в 2006 году на Кубке России в г. Белоярск [4].

Учитывая тот факт, что каждый десяток нарт спортсмен преодолевает в среднем за 6-7секунд, то общее время выполнения прыжков составляет от одной минуты не опытными спортсменами и до нескольких минут (4-8 минут, реже 10 и более) квалифицированными спортсменами. Таким образом, исходя из времени выполнения нагрузки, как мы считаем, работа выполняется в анаэробно-аэробном режиме энергообеспечения при работе субмаксимальной мощности как в беге на средние дистанции (400-1500 м) и в аэробно-анаэробном режиме при работе большой мощности как в беге на длинные дистанции (3000-10000 м) [1, 14, 20]. Именно в подростковом возрасте (13-15 лет) наблюдается сенситивный период для воспитания специальной   анаэробной выносливости[14, 20]. В связи с этим, воспитание специальной выносливости у детей в подростковом возрасте, используя как средство прыжки через нарты, является актуальным в настоящем исследовании.

        Гипотеза исследования. Предполагается, что воспитание специальной выносливости, используя как средство прыжки через нарты, эффективно для детей в подростковом возрасте.

        Объект исследования: процесс физической подготовки детей подросткового возраста.

        Предмет исследования: воспитание специальной выносливости посредством прыжков через нарты у детей в подростковом возрасте.

        Цель: экспериментально обосновать эффективность воспитания специальной выносливости у детей в подростковом возрасте посредством прыжков через нарты.

        Задачи:

  1. изучить научную литературу по исследуемой теме;
  2. определить методы по воспитанию специальной выносливости для детей 13-15 лет посредством прыжков через нарты;
  3. экспериментально обосновать эффективность воспитания специальной выносливости, используя как средство прыжки через нарты, у детей в подростковом возрасте.

Методы исследования:

  1. анализ литературных источников;
  2. педагогический эксперимент;
  3. контрольные испытания;
  4. компьютерный анализ данных;
  5. математико-статистическая обработка данных.

        Практическая значимость исследования. Экспериментальное обоснование эффективности воспитания специальной выносливости при помощи прыжков через нарты у детей в подростковом возрасте будет предпосылкой для использования прыжков через нарты на занятиях по физической культуре как средство воспитания специальной выносливости.

        Научная новизна работы обусловлена отсутствием в ранее доступной научно-методической литературе данных о воспитании специальной выносливости при помощи прыжков через нарты у детей подросткового возраста, как в наиболее сенситивном периоде развития специальной выносливости.

        Структура дипломной работы состоит из введения, двух разделов, вывода, библиографического списка. Использовано 33 источника литературы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА

  1. Выносливость и ее виды

        Выносливость является одним из физических качеств человека, которое следует понимать как способность эффективно и более длительное время выполнять физическую нагрузку, преодолевая наступающее утомление [12, 17, 21, 22, 23, 24, 26, 30, 32].

        Наиболее подробно понятие «выносливость» раскрыто Никитушкиным В.Г. [14], который определяет данное двигательное качество как комплекс важнейших физических способностей человека, определяющих его возможности бороться в процессе соревновательной и тренировочной деятельности с наступающим утомлением, выполнять работу заданной продолжительности без снижения ее эффективности, преодолевать дистанции стандартной длины за наименьшее время, поддерживать высокую работоспособность организма в продолжительном тренировочном занятии, бороться с неблагоприятными факторами внешней среды, воздействующими на человека в процессе жизни и спортивной деятельности.

        Уровень развития выносливости предопределен многими факторами, то есть выносливость – это комплексная многофакторная способность. К факторам относятся [11, 12, 13, 21, 25]:

  1. личностно-психические (способность индивида смотивировать себя на достижение поставленной цели);
  2. биоэнергетические (объем имеющихся энергетических ресурсов организма и функциональные возможности его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы);
  3. факторы функциональной устойчивости. При любой физической работе разной интенсивности в организме наступают сдвиги во внутренней среде, вследствие чего наблюдается нарушение гомеостаза [15].Поэтому так необходим высокий уровень развития  факторов функциональной устойчивости, которые позволяют сохранить на том или ином уровне активность функциональных систем организма, вызываемых работой;
  4. факторы функциональной экономичности (выполнение работы при  экономном и эффективном расходовании энергетических ресурсов благодаря оптимальной технике, рационального распределения сил).

        Как указывает Л.П. Матвеев [12], главным параметром для определения выносливости является время, с чем согласны мы и другие специалисты в области физической культуры и спорта. Практика показывает, что определить уровень развития выносливости можно в доступной форме косвенным методом, то есть выполнить работу за более короткий промежуток времени (бег на 1-2 км). Также в литературе описаны следующие интегральные показатели для определения уровня развития выносливости [12]:

- 12-минутный «тест Купера» или «часовой бег» используется в спортивной деятельности циклического характера, задачей которой является преодоление расстояния;

- суммарное число повторений или суммарное число движений в заданное время применяется в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбинированного характера (например, за 20—30 мин при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»);

- степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении определенного времени в сложноорганизованных формах двигательной деятельности типа игр и единоборств (ведется учет числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.).

        В зависимости от вида деятельности, направленности нагрузки на системы организма, использования тех или иных источников энергии в литературе можно выделить следующие виды выносливости: общую и специальную, тренировочную и соревновательную, локальную, региональную и глобальную, аэробную и анаэробную, алактатную и лактатную, мышечную и вегетативную, сенсорную и эмоциональную, статическую и динамическую, скоростную  и силовую, координационную, марафонскую,  по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача или по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача, стайерскую, миттельтшреккерскую и пост-спринтерскую [12, 14, 17, 22, 29, 31].  Но в практике обычно выносливость подразделяют на общую и специальную.

        Авторы научных трудов трактуют общую выносливость по-своему, но можно среди доступных определений выделить одно обобщенное. Под общей выносливостью (аэробной) мы понимаем способность длительно проявлять усилия большей части мышечной ткани сравнительно невысокой интенсивности при аэробной производительности энергии в неспецифической деятельности [6, 12, 22]. Как указывает Бишаева А.А. [3], общая выносливость может поддаваться совершенствованию только при участии не менее 70% мышечной массы. В понимании Евстратова В.М. [18] существует не «общая выносливость», а «базовая выносливость», которая раскрывается как способность организма противостоять утомлению при любых продолжительных и монотонных видах мышечной деятельности. С другой стороны, данное понятие вполне соответствует общепринятому термину «общая выносливость».

        Филин В.П. [27], Платонов В.Н. [17] и Никитушкин В.Г. [14] рассматривают специальную выносливость как способность проявлять мышечные усилия для специфической по характеру деятельности, противостоять утомлению в условиях специфической соревновательной деятельности при максимальной мобилизации функциональных возможностей для достижения результата в избранном виде спорта.

        В своих трудах Матвеев Л.П. [12] выделяет, что специальная выносливость - это все проявления выносливости, которые детерминированы неаэробными механизмами энергообеспечения. В соответствии с этим различают такие типы специфической выносливости, как скоростная, силовая, координационная и др.  

1.2. Методы воспитания специальной выносливости у детей подросткового возраста

        Высокий уровень развития выносливости всегда был одним из определяющих факторов в соревновательной деятельности. Нельзя не учесть и то, что выносливость необходима не только в спортивной, но и в профессиональной, повседневной деятельности.

        Методы воспитания специальной выносливости по Ляху В.И. [10] следующие:

  1. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
  2. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
  3. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха:

А) силовая (анаэробная-аэробная). Длительность упражнений от 10 до 30 с, повторить от 10 до 15-30 раз при интенсивности от средней до субмаксимальной. Отдых неполный 20-40 сек. Упражнения круговой направленности: 20-30 с работа, 20 с – отдых;

Б) скоростная выносливость (анаэробно-гликолитическая). Длительность от 45 с до 2 минут. Повторить 1-2 раза с субмаксимальной интенсивностью - 85-95% от максимальной мощности. Отдых неполный, 30-60 с. Использовать темповый бег 200х2.

В) скоростная (анаэробно-аэробная). Длительность 2-10 минут. Повторить 1-3 раза при средней интенсивности от 60-65 до 70-75% от максимальной мощности. Отдых неполный. Использовать бег 2х3 мин, 1 минута активного отдыха.        

  1. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений, которые проходят от 1 до 3 раз.
  2. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
  3. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

1.3        Методика воспитания специальной выносливости

        Теоретики и практики физического воспитания и спорта рассматривают период полового созревания как чувствительный для воспитания выносливости. Хотелось бы отметить, что именно в подростковом возрасте проходит сенситивный период развития специальной анаэробно-аэробной и аэробно-анаэробной выносливости.        По данным Бальсевича В.К. [2], возможность длительной работы подростками ограничена в силу того, что абсолютных  запасов углеводов у подростков меньше, чем у взрослых. К тому же Тудор Бомпа [24] акцентирует внимание на нецелесообразность применения методов строгой регламентации и единообразия, которые могут привести к болезненным ощущениям и даже подвергнуть риску здоровье детей.

        Любая программа тренировки выносливости для юных атлетов в период полового созревания должна ставить своей целью дальнейшее воспитание базовой аэробной и анаэробной выносливости. Известно, что невозможно воспитывать те или иные виды специальной выносливости без заложенной базы общей выносливости [24, 28].

        По Л.П. Матвееву [12] в качестве средств воспитания специальной выносливости  выступает категория «целевых упражнений» (или «целевой деятельности»), т. е. упражнения применительно к которой обеспечивается тот или иной уровень развития специфической выносливости.

        В методике воспитания специфической выносливости надо различать два основных раздела и соответствующие им группы методов. К первому относятся методы, основанные на использовании тренировочного эффекта подготовительных упражнений, имеющих существенную общность с целевыми упражнениями (целевой деятельностью) и вместе с тем отличающихся от них по режиму нагрузки и в некоторых других отношениях. Для второго раздела типичны методы, характеризующиеся целостным моделированием целевых упражнений (целевой деятельности) с возможно полным воссозданием условий проявления в них специфической выносливости.

1. Методические подходы, основанные на использовании эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы специфической выносливости:

        1) Методы объединено-транзитивного воздействия. В основе всех методов этой группы лежит  использование закономерностей комплексного переноса тренированности, приобретаемой в процессе выполнения подготовительных упражнений, на работоспособность, проявляемую в целевых упражнениях. Такой перенос обеспечивается путем тренировки в упражнениях более продолжительных, но менее интенсивных, чем целевые упражнения и тренировкой в упражнениях менее продолжительных, но более интенсивных, чем целевые.

        В первом случае нужно руководствоваться вначале поэтапным увеличением объема нагрузки, а затем некоторым его сокращением и приближением интенсивности тренировочной работы к интенсивности целевого упражнения. Во втором случае общая тенденция динамики нагрузок заключается в том, что по мере повышения тренированности продолжительность рабочих фаз упражнений увеличивается (приближаясь к целевой), а интервалы между ними сокращаются.

        2) Методы избирательно направленного воздействия на отдельные факторы специфической выносливости.

        А) Интервальное упражнение в анаэробно-аэробном режиме. Данный метод  ориентирован на увеличение ударного объема сердца и связанной с этим производительности сердечно-сосудистой системы. Многократно повторяемые фазы мышечной работы, совершаемой частично в анаэробных условиях, при таком методе чередуются с интервалами активного отдыха, нормированными таким образом, чтобы достигалась возможно большая активизация аэробных процессов в организме.

        Б) Интервальное упражнение в анаэробно-гликолитическом режиме. Применяется для воспитания скоростной выносливости в тех случаях, когда ее проявление в значительной мере лимитируется способностью организма противостоять нарушению гомеостаза, связанным с образованием во время работы кислородного долга и избытка молочной кислоты.

        Для подготовленных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции или в аналогичных упражнениях, нагрузка характеризуется следующим:

- интенсивность серийно повторяемой нагрузки субмаксимальная (скорость 90-95 % от индивидуально максимальной на данном отрезке);

- продолжительность нагрузки в рамках отдельной рабочей фазы - от 30 с до 2 мин (пробегание 200-600-метровых отрезков или проплывание 50-150 м);

- каждая серия состоит из 3-4 рабочих фаз и повторяется целиком в течение отдельного занятия от 2 до 6 раз;

- интервалы отдыха между рабочими фазами в серии строго регулируются с сокращением: от 5-8 мин (между 1-й и 2-й нагрузками) до 2-4 мин (между предпоследней и последней нагрузками в серии). Интервалы между сериями более продолжительны (10-15 и более минут).

        В) Интервальное упражнение в анаэробно-алактатном режиме. Предполагает воздействие преимущественно на функциональные возможности организма, обеспечивающие проявление скоростной выносливости в работе максимальной мощности, когда особое значение приобретают процессы без кислородного продуцирования мышечной энергии с мобилизацией креатинфосфатного механизма биоэнергетического обмена. Для такого варианта интервального упражнения характерны следующие черты:

- интенсивность нагрузки в серийно повторяемых рабочих фазах предельная или близкая к предельной (скорость 95 % от индивидуально максимальной);

- продолжительность нагрузки в пределах рабочей фазы не превышает 10 с (бег до 70 м, бег на коньках до 100 м);

- увеличение продолжительности разовой нагрузки в данном случае нежелательно, поскольку оно связано с переходом на иные механизмы биоэнергетического обеспечения;

- число повторных нагрузок в одной серии устанавливается в зависимости от уровня тренированности спортсмена и нормируется с учетом возможности поддерживать при повторениях заданную интенсивность;

- интервалы между повторными нагрузками в серии относительно постоянны - приблизительно 2-3 мин, а между сериями  7-10 мин.;

- в межсерийные интервалы целесообразно включать мало интенсивные движения, сходные по форме с движениями в рабочих фазах, чтобы обеспечить активный отдых и поддержать вместе с тем рабочий настрой.

2.Методика целостного моделирования целевых упражнений с заданными параметрами проявления выносливости. Исходная идея этого методического направления опирается на тот очевидный факт, что для воспитания выносливости, требующейся в определенной деятельности, необходимо совершать саму данную деятельность.

        1) Моделирование полного состава целевого упражнения с возможно равноценным замещением неосвоенных элементов (в тех случаях, когда воспитанию специфической выносливости препятствует неполное освоение комплекса двигательных действий, составляющих целевое упражнение, целесообразно идти по пути целостного моделирования этого упражнения с заменой неосвоенных элементов эквивалентными по функциональной нагрузке ранее освоенными элементами, если их можно скомбинировать с другими элементами упражнения).

        2) Последовательная интенсификация модельно-целевого упражнения по постепенно укрупняемым частям на фоне его целостного выполнения. Для адаптации к необходимому режиму проявления выносливости в беге на целевую дистанцию рекомендуется многократно преодолевать ее со скоростью на отдельных отрезках, соответствующей целевому результату, причем длину этих отрезков следует увеличивать от занятия к занятию так, чтобы они составили в итоге суммарно полную целевую дистанцию.

        3) Минимизация пауз в модельно-целевых упражнениях. Смоделировать целевые упражнения с достаточно высоким уровнем проявления скоростных, силовых и других качеств первоначально удается в ряде случаев лишь при условии, если они выполняются хотя бы с небольшими паузами. Необходимо ограничение пауз до того предельного минимума, при котором еще остается возможность выполнять движения с целевой быстротой и мощностью.

        4) Вероятностное моделирование с расчетом на создание резерва выносливости. В таких видах двигательной деятельности, как спортивные игры и единоборства используют ряд методических подходов и приемов: постепенно увеличивают моторную плотность, темп и другие параметры интенсивности тренировочных игр и схваток, удлиняют их и вводят дополнительные эпизоды, практикуют серийные соревновательные нагрузки в уплотненном режиме и т. д.

        Есть основание считать, что для достижения хоть сколько-нибудь значительного эффекта в воспитании выносливости необходимо не менее двух основных занятий еженедельно, причем при условии немалого объема нагрузки в каждом из них. Более благоприятные возможности для воспитания выносливости создаются при увеличении числа занятий в недельном режиме, вплоть до ежедневных и неоднократных в день.

        Общая тенденция динамики нагрузок в многолетнем процессе воспитания выносливости характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности, затем стабилизацией в соответствии с условиями возможно длительного поддержания достигнутого уровня выносливости и затем уменьшением в силу ограничивающего действия возрастных факторов [12].

  1. Физиологические механизмы воспитания выносливости

        Коц Я.М.[8]указывает, что в спортивной физиологии выносливость обычно связывают с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2-3 мин и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода, обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем.

        Воспитание выносливости у подростков направлено более на достижение соответствующей этому возрастному периоду цели - физиологической адаптации, чем на физическое совершенствование [24].

        Специальная выносливость к статической работе базируется на высокой способности нервных центров и работающих мышц поддерживать непрерывную активность (без интервалов отдыха) в анаэробных условиях. Торможение вегетативных функций со стороны мощной моторной доминанты по мере адаптации организма к нагрузке постепенно снижается, что облегчает дыхание и кровообращение.

        Силовая выносливость зависит от переносимости нервной системой и двигательным аппаратом многократных повторений натуживания, вызывающего прекращение кровотока в нагруженных мышцах и кислородное голодание мозга. Повышение резервов мышечного гликогена и кислородных запасов в миоглобине облегчает работу мышц. Однако почти полное и одновременное вовлечение в работу всех ДЕ лишает мышцы резервных ДЕ, что лимитирует длительность поддержания усилий.

        Скоростная выносливость определяется устойчивостью нервных центров к высокому темпу активности. Она зависит от быстрого восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакций гликолиза.

        Выносливость в ситуационных видах спорта обусловлена устойчивостью центральной нервной системы и сенсорных систем к работе переменной мощности и характера - «рваному» режиму, вероятностным перестройкам ситуации, многоальтернативному выбору, сохранению координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата.

        Выносливость к вращениям и ускорениям требует хорошей устойчивости вестибулярной сенсорной системы. Активные вращения при выполнении специальных упражнений в большей мере способствуют повышению вестибулярной устойчивости, чем пассивные вращения на тренажерах.

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЫЖКОВ ЧЕРЕЗ НАРТЫ

2.1 Организация исследования

        Исследование проходило на базе детско-юношеской спортивной школы по национальным видам спорта им. А.Г. Кизима.

1-ый этап (20.09.17-26.11.17 гг.) посвящен анализу научно-методической литературы по исследуемой теме, определены цель, задачи и методы исследования.

2-ой этап (27.11.17-28.02.18 гг.) посвящен проведению экспериментальной части работы, оформлению результатов исследования в виде дипломной работы.

        В исследовании приняли участие 20 мальчиков в возрасте 13-15 лет, ростовые и весовые данные составляют 158,3±3,6 см и 54,55±2,91 кг соответственно. Данные мальчики были отобраны в ходе эксперимента по определению уровня развития общей выносливости по 6-минотному тесту Г.П. Богданову (Приложение 4), в ходе которого в группу исследуемых вошли подростки с «отличным» (12 человек) и «хорошим» (8 человек) уровнем развития выносливости. Исследуемые были разделены на две группы: экспериментальную (далее ЭГ) и контрольную (далее КГ) со сравнительно одинаковым уровнем развития специальной выносливости, которую мы определили при помощи контрольных упражнений в виде бега на дистанции 1000 и 3000 м. Исходной точкой при выборе данных дистанций явилось наше предположение о том, что в прыжках через нарты действует анаэробно-аэробный и аэробно-анаэробный механизм энергообеспечения, как в беге на дистанции 1000 и 3000 м соответственно. Как уже было отмечено ранее, длительность прыжков через нарты составляет от 1 мин и может достигать более 10 мин в зависимости от уровня физической подготовленности спортсмена. Кроме этого,  группы исследуемых прошли тестирование по прыжкам через нарты.

        27.11.17. – проведено измерение росто-весовых показателей и тестирование в беге на 1000 м.

        30.11.17. – проведено тестирование в беге на 3000 м.

2.2 Экспериментальное обоснование эффективности воспитания специальной выносливости у подростков посредством прыжков через нарты

На практике прыжки через нарты, входящие в состав северного многоборья [7, 19], используются не только в спортивной деятельности, но и на уроках физической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе, где был разработан вариативный компонент программы по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов на основе северного многоборья, а также в Республике Саха (Якутия) с 1992 г. были утверждены программы и методические указания для 1-11 классов общеобразовательной школы также на основе видов северного многоборья [        9].

        Нами были определены методы, в которых средством воспитания специальной выносливости у детей 13-15 лет явились прыжки через нарты. Занятия проводились в течение 12 недель по 3 раза в неделю. Длительность одного занятия составляла 45 минут.

        При воспитании специальной выносливости мы основывались на:

1) методических подходах, основанных на использовании эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы специфической выносливости:

А) методы объединено-транзитивного воздействия (равномерный, переменный).

Б) методы избирательно направленного воздействия на отдельные факторы специфической выносливости (интервальный в анаэробно-аэробном и анаэробно-гликолитическом режимах).

2) методике целостного моделирования целевых упражнений с заданными параметрами проявления выносливости:

А) минимизация пауз в модельно-целевых упражнениях.

Б) моделирование полного состава целевого упражнения с возможно равноценным замещением неосвоенных элементов.

        На рисунке 1 представлен исходный уровень физической подготовленности на дистанции 1000 и 3000 м.

Рис. 1. Исходный уровень физической подготовленности на дистанции 1000 и 3000 м

 до эксперимента (среднее арифметическое значение)

        Далее подготовка детей экспериментальной группы шла по определенным нами методами с включением как средства воспитания специальной выносливости прыжков через нарты. Хотелось бы отметить размеры нарт: высота 40 см, ширина верхнего основания 40 см, ширина нижнего основания 60 см. Расстояние между нартами 55 см.

        Поскольку прыжки через нарты технически сложный вид спорта, для воспитания специальной выносливости впервые 2 недели мы использовали набивные мячи, скамейки, барьеры для того, чтобы смоделировать полный состав целевого упражнения. Объем прыжков при этом соответствовал той сумме, которую бы выполнили участники эксперимента при владении техникой прыжков через нарты. Здесь же мы включили равномерный метод: участники ЭГ выполняли поточным методом прыжки через нарты, прыгая 10 нарт, каждый возвращался на исходную точку выполнения задания, отдыхая 20 с. Минимальный объем составил 100 нарт, к концу эксперимента доведя это число до 500 нарт. Также время отдыха в конце эксперимента составил 15-16 с, таким образом, используя минимизацию пауз в модельно-целевом упражнении.

        Начиная с 3 недели, мы ввели переменный метод, при котором необходимо было чередовать скорость выполнения прыжков через каждый 10-ок нарт. Необходимо отметить, что через каждые 10 нарт также давался отдых 20 с после спокойного выполнения прыжков и после интенсивного выполнения прыжков в легкой пробежке. Минимальный объем  в начале составил 60 нарт, в конце эксперимента 200 нарт.

        С 5 недели эксперимента был включен интервальный метод. 1)Аэробно-анаэробная направленность прыжков: продолжительность прыжков составляла 30 с, в одной серии таких подходов было 2, количество серий 2.  К концу эксперимента мы довели длительность работы в одном подходе до 45 с, количество подходов 3 в одной серии, количество серий 2. Интервалы отдыха между подходами в серии сокращались от 5 мин между 1-ой и 2-ой нагрузками до 3 мин между предпоследней и последней нагрузками в серии. Интервалы отдыха между сериями 10 минут.

2) Анаэробно-гликолитическая направленность прыжков: повторно-интервальные прыжки по времени от 45 с в начале эксперимента и до 1,5 минут к концу эксперимента. Количество повторений 1-2. Отдых 1 мин.

        Ниже мы приводим сравнительный анализ результатов занятий в ЭГ по предложенным методам и КГ, которая занималась по программе физическому воспитания.

Рис. 2. Уровень физической подготовленности на дистанции 1000 и 3000 м в конце эксперимента (среднее арифметическое значение)

Рис. 3.Разница в уровне физической подготовленности до и после эксперимента из среднего времени

        Для определения эффективности используемых методов, средством в которых выступали прыжки через нарты, мы использовали оценку достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Так, из зависимых выборок на дистанции 1000 м мы получили следующее: t = 6,89 при p< 0,05. Из выборок на дистанции 3000 м мы получили: t = 1,62 при p > 0,05. Таким образом, мы можем утверждать, что применение прыжков через нарты в физическом воспитании подростков в целях воспитания специальной выносливости эффективно для повышения уровня физической подготовленности в беге на 1000 м. На данной дистанции работает анаэробно-аэробный механизм энергообеспечения. На дистанции 3000 м не удалось достоверно повысить уровень подготовленности. Как мы считаем, это может быть связано с тем, что в основном тренировочная нагрузка предъявляла высокие требования к анаэробно-аэробному механизму энергопродукции, нежели к аэробно-анаэробной. Возможно, что больший прыжковый объем в равномерном, переменном методах позволили бы повысить специальную выносливость на дистанции 3000 м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Анализ литературы показал многообразие видов выносливости. Однако принято делить выносливость на общую и специальную. Общая выносливость это способность длительно проявлять усилия большей части мышечной ткани сравнительно невысокой интенсивности при аэробной производительности энергии в неспецифической деятельности. Специальная выносливость проявляется в специфической деятельности, характеризующаяся анаэробным механизмом энергообеспечения.

        В прыжках через нарты имеет место быть специальная выносливость. Так как длительность прыжков составляет от 1 минуты менее подготовленными спортсменами и достигает 8-10 минут и более, мы предположили, что в прыжках через нарты действует анаэробно-аэробный и аэробно-анаэробный механизм энергопродукции, как в беге на средние и длинные дистанции соответственно. Как показал анализ литературных источников, данный механизм энергообеспечения, а, следовательно, специальная выносливость, развиваются и воспитываются благоприятно в подростковый период (13-15 лет).

        Нельзя не отметить и тот факт, что специальная выносливость может быть воспитана после заложенной базы общей выносливости. Воспитание выносливости сопровождается такими методами, как: равномерный, переменный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой. Занятия по воспитанию выносливости проводятся как минимум два раза в неделю, причем при условии немалого объема нагрузки в каждом из них. Более благоприятные возможности для воспитания выносливости создаются при увеличении числа занятий в недельном режиме, вплоть до ежедневных и неоднократных в день. Общая тенденция динамики нагрузок в многолетнем процессе воспитания выносливости характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности, затем стабилизацией в соответствии с условиями возможно длительного поддержания достигнутого уровня выносливости и затем уменьшением в силу ограничивающего действия возрастных факторов.

  1. Нами были определены методы, в которых средством воспитания специальной выносливости у детей 13-15 лет явились прыжки через нарты. Занятия проводились в течение 12 недель по 3 раза в неделю. Длительность одного занятия составляла 45 минут.

        В первые 2 недели мы использовали набивные мячи, скамейки, барьеры для того, чтобы смоделировать полный состав целевого упражнения. Объем прыжков при этом соответствовал той сумме, которую бы выполнили участники эксперимента при владении техникой прыжков через нарты. Здесь же мы включили равномерный метод: участники ЭГ выполняли поточным методом прыжки через нарты, прыгая 10 нарт, каждый возвращался на исходную точку выполнения задания, отдыхая 20 с. Минимальный объем составил 100 нарт, к концу эксперимента доведя это число до 500 нарт. Также время отдыха в конце эксперимента составил 15-16 с, таким образом, используя минимизацию пауз в модельно-целевом упражнении.

        Начиная с 3 недели, мы ввели переменный метод, при котором необходимо было чередовать скорость выполнения прыжков через каждый 10-ок нарт. Необходимо отметить, что через каждые 10 нарт также давался отдых 20 с после спокойного выполнения прыжков и после интенсивного выполнения прыжков в легкой пробежке. Минимальный объем  в начале составил 60 нарт, в конце эксперимента 200 нарт.

        С 5 недели эксперимента был включен интервальный метод.                    1) Аэробно-анаэробная направленность прыжков: продолжительность прыжков составляла 30 с, в одной серии таких подходов было 2, количество серий 2.  К концу эксперимента мы довели длительность работы в одном подходе до 45 с, количество подходов 3 в одной серии, количество серий 2. Интервалы отдыха между подходами в серии сокращались от 5 мин между 1-ой и 2-ой нагрузками до 3 мин между предпоследней и последней нагрузками в серии. Интервалы отдыха между сериями 10 минут.

2) Анаэробно-гликолитическая направленность прыжков: повторно-интервальные прыжки по времени от 45 с в начале эксперимента и до 1,5 минут к концу эксперимента. Количество повторений 1-2. Отдых 1 мин.

3. В результате эксперимента были повышены результаты в обеих группах на дистанциях 1000 и 3000 м. Однако наибольший прирост был в экспериментальной группе. Для определения эффективности используемых методов, средством в которых выступали прыжки через нарты, мы использовали оценку достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Так, из    зависимых выборок на дистанции 1000 м мы получили следующее: t = 6,89 при p < 0,05. Из выборок на дистанции 3000 м мы получили: t = 1,62 при p > 0,05.

        Таким образом, мы можем утверждать, что применение прыжков через нарты в физическом воспитании подростков в целях воспитания специальной выносливости эффективно для повышения уровня физической подготовленности в беге на 1000 м. На данной дистанции работает анаэробно-аэробный механизм энергообеспечения. На дистанции 3000 м не удалось достоверно повысить уровень подготовленности. Как мы считаем, это может быть связано с тем, что в основном тренировочная нагрузка предъявляла высокие требования к анаэробно-аэробному механизму энергопродукции, нежели к аэробно-анаэробной. Возможно, что больший прыжковый объем в равномерном, переменном методах позволили бы повысить специальную выносливость на дистанции 3000 м.

        Таким образом, мы можем констатировать, что использование прыжков через нарты в равномерном, переменном и интервальном методах могут повысить уровень специальной выносливости, которая наблюдается на средних дистанциях. Для воспитания выносливости к длинным дистанциям, как мы считаем, необходимо больше объемной работы в равномерном и переменном методах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979.- 195 с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсевич - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред.проф. Образования / А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

4. Журнал Саха спорт.  «Быстрые» нарты обретают популярность в Якутии»URL: http://bmsi.ru/doc/74bf4141-7317-47be-99b3-2063fcf92635(дата обращения: 14 декабря, 2008)

5. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: 1970. – 213 с.

6. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 238 с.

7. Косенков Д.И. Техническая и физическая подготовка начинающих спортсменов в северном многоборье. Методические рекомендации. Нижневартовск. – 2011. – 49 с.

8. Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.

9. Кочнев В.П. Пути повышения эффективности применения традиционных народных упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в условиях Якутии. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Якутск 1995. – 29 с.

10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.— 272 с.

11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2005. – 384 с.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

13. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов.- Киев: Здоров’я, 1990.- 200 с.

14. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие. - М.: Москомспорт, 2009. – 113 с.

15. Нормальная физиология: учебник / Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. - 2-е изд., исправл. и доп. 2010. - 832 с.

16. Платонов В.Н., Матвеев, Физическая культура студента: Учебник / Под. Ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448 с.

17. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

18. Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова. М., Советский спорт; 2003 г. 135 с.

19. Самоловова Н.В., Самоловов Н.А. Национальные виды спорта: северное многоборье: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов физической культуры и спорта / Сост. Н.В. Самоловова, Н.А. Самоловов. — Нижневартовск: НГГУ, 2008. — 87 с.

20. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. —528 с, ил.

21. Солопов И.Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка  спортсменов. Монография.- Волгоград: ВГАФК, 2003.- 263 с.  

22. Суслина И.В. Физиологические аспекты выносливости в спорте: учебное пособие. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 87 с.

23. Суслов Ф.П., Попов Ю.А., Кулаков В.Н. Бег на средние и длинные дистанции. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 176 с.

24. Тудор О. Бомпа. Подготовка юных чемпионов. Перевод с английского оригинального издания «Totaltrainingforyoungchampions». Москва АСТ – Астрель 2003. 259 с.

25. ТханьФамЧонг .  Исследование значения экономизации в тренировке пловцов : Автор.дис.  канд. пед. наук. - М., 1970.- 21 с.

26. Фатьянов И.А. Выносливость и методика ее развития. Учебное пособие. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010. – 38 с.

27. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 220 с.

28. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

29. Харре Д. Учение о тренировке. (Под обш. ред. Д. Харре). М., ФиС, 1971, 254 с.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. — 480 с.

31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / - М.: Академия, 2000. - 512 с.

32. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

33. Яковлев Н.Н., Платонов В.Н., Матвеев Л.П., Физическая культура студента: Учебник/Под. Ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448 с.

Приложение 1

Показатели роста и веса

№ исследуемого

Рост

Вес

1

153

51

2

154

53

3

154

49

4

160

57

5

161

55

6

162

57

7

157

53

8

158

52

9

154

50

10

155

52

11

160

56

12

157

53

13

156

56

14

162

59

15

164

59

16

155

54

17

165

58

18

163

57

19

159

56

20

158

54

Приложение 2

Показатели бега на 1000 и 3000 м до эксперимента

Группа-№ исследуемого

1000 м

3000 м

ЭГ-1

4,18

14,2

ЭГ-2

4,29

14,44

ЭГ-3

4,22

14,37

ЭГ-4

4,35

15,17

ЭГ-5

4,27

15,07

ЭГ-6

4,21

14,48

ЭГ-7

4,30

15,15

ЭГ-8

4,19

14,32

ЭГ-9

4,20

14,42

ЭГ-10

4,32

15,04

КГ-1

4,21

14,25

КГ-2

4,26

14,38

КГ-3

4,27

15,09

КГ-4

4,21

14,46

КГ-5

4,32

15,12

КГ-6

4,38

15,19

КГ-7

4,20

14,49

КГ-8

4,19

14,23

КГ-9

4,19

14,28

КГ-10

4,24

14,36

Приложение 3

Показатели бега на 1000 и 3000 м после эксперимента

Группа-№ исследуемого 

1000 м

3000 м

ЭГ-1

3,54

14,06

ЭГ-2

4,13

14,31

ЭГ-3

4,02

14,22

ЭГ-4

4,15

14,59

ЭГ-5

4,06

14,52

ЭГ-6

4,04

14,31

ЭГ-7

4,13

15,01

ЭГ-8

3,59

14,19

ЭГ-9

4

14,32

ЭГ-10

4,11

14,48

КГ-1

4,19

14,2

КГ-2

4,20

14,35

КГ-3

4,27

15,08

КГ-4

4,18

14,4

КГ-5

4,30

15,04

КГ-6

4,30

15,11

КГ-7

4,16

14,42

КГ-8

4,13

14,23

КГ-9

4,15

14,21

КГ-10

4,24

14,28

Приложение 4

Тестирование по определению уровня развития общей выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)

Возраст

Количество детей, получивших оценку:

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

15 лет

4

6

14 лет

2

2

13 лет

2

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя, а также анализу методической работы с классными руково...

Дипломная работа на тему "Групповая работа как форма учебного взаимодействия в процессе обучения говорению на старшей ступени"

Данная работа-это дипломный проект, посвященный исследованию такой проблемы, как обучение говорению на старшей ступени обучения с использованием групповой формы работы. Работа состоит из двух частей: ...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)

В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Дипломные проекты (дипломные работы) студентов

Фрагменты презентаций выпускных квалификационных работ студентов, рекомендованных к опубликованию по результатам защиты....

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...