Эффективное использование дополнительного образования в воздействии на индивидуальность учащихся
статья на тему

Мельник Светлана Матвеевна

На развитие личности ребёнка влияет множество факторов. Что же могут дать для развития мышления занятия музыкой, и в частности занятия на инструменте?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnoe_ispolzovanie_dop_obrazovaniya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №271 Красносельского района Санкт-Петербурга

имени П. И. Федулова

«Эффективное использование дополнительного образования в развитии индивидуальности учащихся»

Педагог дополнительного образования:

Мельник Светлана Матвеевна

Санкт- Петербург, 2015

Музыкальное обучение призвано  помочь обучающемуся не только приобрести знания, умения, навыки, но и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способами решения жизненных проблем, опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Иными словами, формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.  

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к личности, стремящейся к самоопределению, самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: «Что представляет собой ребенок как личность? Какие качества следует у него развивать?».

Только правильно оценивая индивидуальные возможности и потенциал ребенка, можно говорить о личностной траектории развития в построении учебно-воспитательных программ. Прежде всего, это касается обучающихся с низким и высоким уровнями музыкальных  и общих способностей.  В  основу педагогической работы ставятся задачи развития эмоционально-волевой сферы, работоспособности, памяти, внимания, мышления, где музыка станет средством для достижения цели.

Здесь нужно говорить о диагностике способностей и личностных особенностей учащегося, которая проводится в процессе воспитания и обучения.

Диагностика не ограничивается констатацией способностей, а объясняет их

возникновение и расценивает в связи с конкретными педагогическими требованиями, учитывает их предыдущий этап развития, что позволяет достичь верной направленности педагогической деятельности.

Критерии  музыкальных  и общих способностей:

  1. скорость и легкость усвоения музыкального материала;
  2. темп и качество продвижения вперед;
  3. соотношение между затраченным временем и результатом;
  4. быстрая и правильная ориентация в новом музыкальном материале;
  5. вдумчивое отношение к воспринимаемому и творческий характер исполнения;
  6. готовность к преодолению возникающих трудностей;
  7. высокая общая работоспособность, концентрация на решении поставленных задач;
  8. мыслительная деятельность, которая в определенных моментах опережает уровень, типичный для данного возраста;
  9. развитие общих художественных способностей: восприимчивость,

наблюдательность, фантазия, творческий характер исполнения.

Диагностика развития индивидуальных способностей детей позволяет на практике решать следующие задачи: диагностировать уровень развития на начальном этапе; использовать эти данные для того, чтобы обеспечить контроль за динамикой развития ребенка в процессе обучения; видеть потенциальные возможности и искать пути благотворного воздействия на их развитие; наблюдать, анализировать и оценивать уровень развития и обученности каждого воспитанника; анализировать свой педагогический опыт, приемы и методы, их эффективность в успешном построении

учебно-воспитательного процесса.

В реальной практике дополнительного образования детей о результатах судят, прежде всего, по итогам участия в конкурсах, фестивалях, награждению грамотами, дипломами и другими знаками отличия. И понятно, такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Но справедливо ли это по отношению ко всем обучающимся? У разных детей – разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, далеко не все

способны подняться до призовых мест. Истинные достижения ребенка зачастую остаются вне поля зрения и не получают важной и необходимой для него личностной оценки.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов, и достаточно непросто найти показатели, на основании которых можно определить положительную динамику личностного роста.

К тому же характеристики личности будут меняться по мере взросления, да и степень выраженности того или иного качества вряд ли можно выразить в баллах.

Обучение игре на музыкальном инструменте – процесс длительный.

Развитие музыкальных способностей нельзя понимать только как формирование профессиональных навыков музицирования, но, прежде всего, как специфическое развитие общих способностей: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, волевой регуляции.

Что же могут дать для развития мышления занятия музыкой, и в частности занятия на инструменте?

Опыт, приобретённый через исполнение музыки, особенно ценен. Суть в том, что этот опыт — сугубо практического свойства, следствие непосредственных игровых действий.

        В. А. Сухомлинский, равно как и другие психологи и педагоги, специально обращал внимание на роль практических операций в обучении: «Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни, благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук. Если такой работы нет, эти отделы мозга превращаются в тупики».

Начинающему музыканту приходится очень нелегко. Фортепианная музыка чрезвычайно богата по фактуре, поэтому и задачи по обучению практическим умениям и навыкам очень разнообразны. Мало выучить названия нот, надо уметь быстро находить их на клавиатуре и знать месторасположение каждой на нотном стане; надо знать, как их считать и разбираться в соотношении длительностей в различных ритмических построениях; суметь определить, какими штрихами и с помощью каких динамических оттенков музыкальный образ будет воплощен наиболее точно и многое другое.

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает аналитические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить.

Родители тех первоклассников, кто только начинает учиться игре на музыкальном инструменте, сразу замечают эффективность музыкальных занятий  в стимулировании мышления. Уже через полгода занятий на инструменте происходит прорыв – улучшается внимание, логическое мышление, память.

Музыкальные занятия способствуют адекватному  восприятию  и осмыслению интонаций речи; способствуют развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памяти; стимулируют воображение и развитие образной сферы ученика.

Правильно подобранный репертуар, ориентированный на общечеловеческие ценности и смыслы, эффективно воздействует на личностное развитие ученика.

Музыкальный опыт - идеи, мысли, переживания - представляет собой личностный опыт. Воспринимая музыку, человек вступает с ней в контакт, диалог. Триада ценностей «истина – добро – красота» познаются не только через осознание, но и отношение. Недостаточно осмысления этих ценностей, -  их нужно пережить, прожить внутри себя. Только то, что прошло через сердце способно изменить личностные качества. Канал – сердце, а не голова. Для воспитания существенно, чтобы ребенок не только разумом понял, а чувственно пережил определенную ситуацию.

По мысли Л. Н. Толстого, главным качеством человека является его умение понимать другого, быть способным к сопереживанию. Самый опасный результат образования – информированные люди, не отягощённые совестью. Музыка смягчает человеческую природу, учит сопереживать, сочувствовать;

учит душевной пластике, мягкости, отзывчивости.

Познание серьёзной музыки способствует самоанализу, саморефлексии;

развивает эмоционально-волевые качества и работоспособность; регулирует поведенческие реакции: учит  внутренней дисциплине, умению общаться с окружающими.

Дополнительное образование, подчиняясь всем закономерностям образовательного процесса, увеличивает возможность развития творческой и познавательной активности, реализации лучших личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования мультимедийных презентаций для развития творческой индивидуальности учащихся

  Практически все мероприятия, уроки не исключение, в настоящее время проводятся с использованием программы PowerPoint. Количество презентаций с каждым годом растёт, их используют на урок...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Авторская программа дополнительного образования "Азбука будущего юриста" для учащихся 8-9 классов

Данная программа дополнительного образования была сертифицирована в 2008 году. Она может быть использована не только для организации работы объединений, кружков в системе дополнительного образования, ...

Проведение конкурса в детском объединении дополнительного образования, как инструмент стимулирования стремления учащихся к более высоким личностным и метапредметным результатам.

Дорогие коллеги! Перед Вами методическая разработка конкурсного мероприятия для детского объединения дополнительного образования - Кружка росписи по дереву «Русские узоры». Она является неотъемлемой ч...

Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»

Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....