Рабочая программа объединения «Уровни организации живой материи»
рабочая программа (9 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования Орловской области
Бюджетное учреждение Орловской области
дополнительного образования
«Орловская станция юных натуралистов»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___»____________20___ г. Протокол № _________ | Утверждаю: Директор ….. ________________________/ Т.И.Грекова Приказ от ____________ №_________ |
Рабочая программа объединения
«Уровни организации живой материи»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Алексашкина Ольга Валерьевна.
Орел, 2017 г.
2. Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность программы. Главной целью изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Уровни организации живой материи» является подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. В основу программы положено содержание кодификатора элементов содержания ОГЭ по биологии 2018 г., который составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования. Структура кодификатора построена в соответствии с идеей разно уровневой организации жизни: ген, клетка, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера. Таким образом, одно из ведущих понятий школьного курса биологии – уровни организации живой материи – и послужило названием данной программы, так как оно в наибольшей степени отражает современные взгляды на уровни организации жизни и происходящие на них процессы.
Программа «Уровни организации живой материи» рассчитана на один год очной формы обучения. Содержание занятий варьирует в зависимости от конкретных потребностей учащихся. Учитывая то обстоятельство, что раздел «Общая биология» изучается в 9-м классе, на занятиях по данной программе имеет смысл сделать акцент на других разделах школьного курса биологии, традиционно вызывающих затруднения у обучающихся это «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье».
Эффективную подготовку к ОГЭ в рамках данного элективного предмета можно организовать лишь при наличии у каждого учащегося тематических сборников заданий ОГЭ и сборников вариантов контрольных работ ОГЭ. Только при этом условии можно реально осуществлять индивидуальный подход в обучении и отслеживать степень готовности к экзамену каждого учащегося. С самых первых шагов по подготовке к ОГЭ важно сформировать правильный алгоритм работы с тестами, приучить анализировать содержание заданий и только потом переходит к поиску правильного варианта или формулированию ответа.
Преподавателю данной программы необходимо познакомиться с анализом качества ответов учащихся на ОГЭ в предыдущие годы, для того чтобы вычленить наиболее проблемные темы и типы заданий. Например, в части «В», как правило, вызывают наибольшие затруднения задания на определение последовательности процессов, а в части «С» – задания по работе с текстом или рисунками. Подготовка к выполнению подобных заданий требует особого внимания.
Особенность программы. Программа рассчитана на детей уже ознакомившихся с основами биологических наук. Занятия строятся на уже имеющихся базовых знаниях по биологии у обучающихся. В основном осуществляются на основе развития и обобщения биологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование биологического мышления. Программа рассчитана на обучающихся 9-х классов средней общеобразовательной школы.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом объединения сформированы группы обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав групп постоянный.
Адресат программы: обучающиеся по программе – учащиеся 9-х классов средней общеобразовательной школы, возраст 14-15 лет.
Цель: повторить и систематизировать знания курса биологии основной школы для подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Задачи:
- повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
- формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Планируемые результаты.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
• признаки биологических объектов:
• живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);
• генов, хромосом, клеток;
• популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;
• сущность биологических процессов:
• обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
• круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
• УМЕТЬ объяснять:
• роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
• родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
• роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
• взаимосвязи организмов и окружающей среды;
• роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
• необходимость защиты окружающей среды;
• родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
• взаимосвязи человека и окружающей среды;
• зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
• причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
• роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
• описывать и объяснять результаты опытов;
• описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
• на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;
• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;
• на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;
• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
• культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями
• ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
• для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Календарно – тематический план 2017-2018 года обучения.
Тема занятий | Всего часов | Теор. | Практ. | Форма организации занятия | Форма подведения итогов | Дата проведения | |
1гр 3гр | 2гр 4гр | ||||||
Тема 1. Биология как наука. (8ч.) Теория: 6 Практика: 2 | |||||||
Введение. Входящий контроль. Инструктаж по ТБ. Общая характеристика ОГЭ по биологии. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Биология как наука. Признаки и свойства живого. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Признаки и свойства живого». | 2 | 2 |
| тестирование | |||
Обобщающее занятие по теме «Биология как наука». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 2. Система, многообразие и эволюция живой природы. (40ч.) Теория: 24 Практика:16 | |||||||
Систематика. Основные систематические категории. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Систематика». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Царство бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Водоросли. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Грибы. Водоросли». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Голосеменные. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Грибы, водоросли, мхи, голосемянные». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Покрытосеменные (двудольные и однодольные; краткая характеристика основных семейств). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Покрытосемянные». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Тип кишечнополостные. Типы плоские, круглые и кольчатые черви. Тип моллюски. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Черви. Кишечнополостные». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Тип членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные. Класс насекомые. Основные отряды насекомых. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (ланцетник). Рыбы, различные классы рыб. Классы амфибии и рептилии. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Класс птицы. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Класс млекопитающие. Их систематические подразделения. Основные отряды плацентарных. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Млекопитающие». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Многообразие живой природы» | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 3. Человек и его здоровье (48 ч.) Теория: 26 Практика: 22 | |||||||
Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Ткани. Скелет. Мышцы». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Система крови. Функции форменных элементов. Иммунитет. Свертывание. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Система крови». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Кровеносные сосуды. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Кровеносные сосуды». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Дыхательная система. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Система пищеварения, роль различных органов. Питание (белки, жиры, углеводы, витамины). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Система пищеварения. Дыхание». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Система выделения». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Покровная система. Терморегуляция. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Строение нервной системы. Спинной мозг и его функции. Головной мозг и функции различных его отделов. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Нервная система». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Органы чувств». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Физиология высшей нервной деятельности. Физиологические основы психической деятельности. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Высшая нервная деятельность». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Железы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций в организме. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Железы внутренней секреции». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Половые железы. Развитие эмбриона человека. Развитие новорожденного. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 2 | Лекция семинар | |||||
Практическая работа «Половые железы. Здоровый образ жизни». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Практическая работа «Предупреждение травматизма, оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Человек и его здоровье». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 4. Признаки живых организмов (32 ч.) Теория: 16 Практика: 16 | |||||||
Химический состав клетки. Основные классы веществ, составляющих клетку. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Химический состав клетки». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Клеточная теория. Строение клеток прокариот и эукариот. Разнообразие внутриклеточных органелл и их функции в клетке. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Клеточная теория». | 2 | тестирование | |||||
Обмен веществ в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Строение клетки». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Практическая работа «Обмен веществ в клетке». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Фотосинтез: темновая и световая стадии. Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Фотосинтез». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Размножение клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Размножение клеток». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Основы генетики. Законы Менделя. Наследственная и модификационная изменчивость. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Основы генетики». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Эволюционная теория. Происхождение человека (антропогенез). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Эволюционная теория». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Признаки живых организмов». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч.) Теория:8 Практика:8 | |||||||
Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Цепи и сети питания, их звенья». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Практическая работа: «Решение экологических задач». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Среды обитания организмов» | 2 | 2 | тестирование | ||||
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Глобальные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Взаимосвязи организмов». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Итого: | 144 | 80 | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровни организации живой материи
Данная презентация предназначена для чителей биологии. В презентации подробно рассмотрены все уровни организации живой материи. Содержит большое количество красочных иллюстраций. Для закрепления предл...
Уровни организации живой материи. Признаки живого.
Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо...
Тест на тему "История развития биологии. Уровни организации живой материи"
Данный тест с выбором ответа может быть использован при проверке знаний учащихся 9 и 10 класса...
Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»
Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии"...
Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»
Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи"...
Тест "ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ"
Тест для отработки темы к ЕГЭ...
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»...