Человек угрожает природе - человек угрожает себе
классный час (6 класс) на тему

Мальцева Ольга Степановна

в данном документе Вы можете найти интегрированный урок по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatie_po_ekologii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат №2 г.Сочи    Краснодарского края

 

 

«Человек угрожает природе-человек угрожает себе»

Внеклассное мероприятие

5-7 классы

Мальцева О.С

Маслова Л.В

2017 г.

  Тема «Человек угрожает природе – человек угрожает себе»  

Форма мероприятия: Экологический праздник для учащихся 5 -7 классов

Автор и ответственный за проведение: Мальцева О.С.,  

Цель праздника: повышение экологической культуры школьников (4-6 кл.)

Задачи: познакомить с экологическими проблемами г.Сочи, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки. Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.

Оформление: книжная выставка «Это Земля твоя и моя», плакаты о природе на тему «Каждая капля имеет значение», DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки), видеоролик к песне Ю. Энтина  «Дорога добра», презентация «Лечебные растения»

 

        Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому тема сегодняшнего экологического праздника   «Человек угрожает природе – человек угрожает себе»  .

 Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Будь человеком»

В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник –дом.

Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.

Трещала хвоя. Тихо тлел сухой, опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел жестокий эгоист.

Живёшь ты в атомный наш век и сам – не муравей,

Будь Человеком, человек, ты на земле своей.

Всего несколько строк из стихотворения, но они отражают тот факт,  как мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками   печальных изменений нашей планеты. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн. тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...

Просмотр DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки).

Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать.

      Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.

      Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

    А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...»

     Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.

Но вот наступил век научно - технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...

Послушайте стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа...»

Стихотворение звучит на фоне арии из сюиты №3 И.С. Баха.

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в море Черное  стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего здесь только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет...

 

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

 

Все может быть, все может статься

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

 

Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

   За последние несколько лет экологическая ситуация в Сочи претерпела значительные изменения, и явно не в лучшую сторону. В первую очередь это связано с особенностью развития демографической ситуации в данном регионе.

   Речные ресурсы Сочи находятся также не в лучшем состоянии. Мзымта – самая длинная река в России из тех, что впадают в Черное море, основной источник пресной воды. На данный момент она находится в ужасающем состоянии. На побережье Мзымты находится улица Защитников Кавказа. Вот здесь-то предприимчивые промышленники и просто обыватели создали местную свалку. Мусор свозят сюда чаще всего ночью и сваливают на берег реки. Затем тракторы разравнивают его и спихивают вниз на берег, дабы распределить более равномерно по уровню склона. Однако на покатом склоне мусор долго пролежать не может и постепенно падает в реку. Все это привело уже к тому, что Мзымта изменила русло. Один из берегов реки уже обваливается, а между тем река вместе с мусором течет в Черное море, прямо в купальную зону.

 

   - А русский писатель В. Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».

   - Чтобы спасти мир и цивилизацию,   что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо – то всем станет жить веселее и свободнее.

   - Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать. Давайте попробуем ответить на вопросы экологической викторины.

Отвечаем быстро, правильно ответившему-фишку. По окончании подведем итоги.

1.    Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? – Не сбрасывают хвою.

2.    Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? – Сбрасывает свои иголки каждый год.

3.    Сколько живет гриб? — 5-10 дней.

4.    Сколько лет живет грибница? — До 100 лет.

5.    Есть ли корни у мхов? – Нет.

6.    Влияет ли размер крыльев насекомых на скорость полета? – Нет. Лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.

7.    Назовите насекомое, являющееся санитаром леса.

Неприметен в чаще леса, я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса поднял груз в 109 раз. – Муравей.

8.    У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? – У березы.

9.    Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? – Пихты.

10.    Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. – Ива.

11.    Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? – Кедры.

12.    Какая птица не высиживает яиц? – Кукушка.

13.    Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? – Стриж.

14.    Эти птицы прилетают к нам с первым снегом. – Снегири.

 

Игра «Кто здесь лишний?»

В игре участвуют 2 команды («Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики»), в каждой команде по 2 участника. Командам выдаются листы с одинаковым заданием. На листах написаны названия насекомых, птиц, земноводных. Оставить необходимо только насекомых.

    Трясогузка   (птица)

    Тля    (насекомое)

    Сплюшка   (сова)

    Зеленушка   (птица)

    Овсянка   (птица)

    Тритон   (саламандра)

    Полоз    (уж)

    Поползень   (птица)

    Павлиний глаз   (бабочка)

Побеждает команда, не вычеркнувшая тлю  и павлиний глаз.

Пока команды выполняют задание, зрители слушают песню «Прекрасное далеко» и стараются услышать звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?

Варианты ответов ребят: можно построить скворечники, сделать кормушки, посадить дерево, нужно потушить в лесу костер, ходить в лесу по тропинкам и т. д.

Комментарий. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек – тропу, а тысячи – пустыню. Отдыхаете на природе – убирайте мусор. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.

 Конкурс «Узнай целебное растение».

Одновременно с описанием растения показывается его изображение. (Слайд шоу )

1.    Зеленые кусточки,

    Алые цветочки.

А плоды – в красной рубашечке, Брюшко камешками набито.

В ягоде этого кустарника много витамина С. А сам куст, на котором она растет, – с шипами. (Шиповник).

2.    В белом сарафане

Под платком зеленым

Тужит на поляне

Стройная Алена. (Береза).

3.    С детворой играю в прятки,

Не прошусь в лукошко к ней.

Кто я? – Ягодок десятки

    В каждой ягодке моей.

Сушеные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру. (Малина).

4.    Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

Эти ягоды помогают улучшить зрение. (Черника).

5.    Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (Валериана).

7.    Цветок как бубенчик, беленький венчик,

Цветет он не пышно, звенит ли — не слышно. (Ландыш).

8.    Сколько белых и темно – лиловых

 Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая дрожь. (Сирень).

9.    О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей. (Роза).

10.    Расцветаю повсюду смело.

И порой бывает так,

    Что цепляюсь озверело

    Даже в самых злых собак. (Репей).

11.     На солнечной опушке в траве стоит она,

    Лиловенькие ушки тихонько подняла.

    И тут поможет вам смекалка –

    Все знают, что зовут цветок... (Фиалкой).

12.    Цветки белые кистями,

Плоды черные, с костями. (Черемуха).

13.    У маленькой елочки колкие иголочки,

Шарики синие, словно бы в инее. (Можжевельник).

14.    Красна, сладка, душиста,

Растет низко, к земле близко. (Земляника).

                   Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., Т: тюльпан, О: одуванчик) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

    - Скажите, ребята, без чего, кроме воздуха, человек долго не может прожить? Правильно, без воды. Хотя мы к ней привыкли, она повсюду нас окружает - это настоящее чудо природы. Без нее нет жизни. Наш край богат водными ресурсами.  Сейчас ребята представят вам свои работы – плакаты на тему «Каждая капля имеет значение». Я предлагаю каждому взять бумажную «капельку» и положить рядом с плакатом, который вам больше всего понравился. Подведение итогов.

 

       Тест № 1 по теме: «Лес и человек».

1) Найди ошибочное высказывание.

А) Лес – дом для растений, животных и грибов.

Б) Лес – источник древесины.

В) Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.

2) За что лес называют «легкими планеты»?

А) За защиту водоемов.

Б) За охрану почвы.

В) За очистку воздуха.

3) Для чего вдоль дорог сажают деревья?

А) Чтобы водитель не сбился с пути.

Б) Чтобы на листьях деревьев оседали пыль и копоть.

В) Чтобы вдоль дорог было удобно собирать грибы.

4) Какой заповедник находится в лесной зоне?

А) Таймырский                  

Б) Приокско-Террасный                  

В) Дальневосточный

5) Какая птица занесена в Красную книгу?

А) Филин                        

Б) Кедровка                        

В) Глухарь

6) Какой зверь занесен в Красную книгу?

А) Лось                  

Б) Бурый медведь                  

В) Амурский тигр

7) На каком месте можно разводить костер?

А) На сухой траве              

Б) Под деревьями              

В) В выкопанном углублении

8) Как называется верхний слой почвы?

А) Трава                          

Б) Дерн                      

В) Земля

9) В какую погоду нельзя разводить костер?

А) В сухую                      

Б) В холодную                

В) В сырую

10) Чем нельзя гасить костер?

А) Водой                        

Б) Песком                      

В) сухими листьями

 

- Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем ?

 

Послушайте стихотворение в исполнении Аркадия А, ученика 7 «А» класса

Я сорвал цветок – и он увял,

 Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

 И тогда я понял, что прикоснуться

 К красоте можно только сердцем

Подведение итогов.

Звучит песня «Дорога добра».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

"Человек-природа, или в природе человек!"

Диспуп-беседа с учащимися по экологическому воспитанию. В беседе участвуют три команды. Жюри отценивает ответы детей....

Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.

Влияние человека на окружающую среду....

Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности

Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа - ...

Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.   Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...