Использование приема ТРИЗ Системный оператор при изучении темы "Возникновение персонального компьютера"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Клименкова Ольга Петровна

Использование приема ТРИЗ Системный оператор при изучении темы "Возникновение персонального компьютера" - конспект занятия объединения "Информашка"(техническая направленность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Использование приема ТРИЗ  «Системный оператор»

 на примере занятия «История возникновения ПК»

Цели:

  • развитие творческого и системного мышления воспитанников, логики, интереса к информатике;
  • введение новых понятий: “система”, “надсистема” и “подсистема”;
  • расширение представлений о компьютерной отрасли

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление представления учащихся о персональном компьютере, формирование понятий “система”, “надсистема” и “подсистема”;

Развивающие:

  • развитие системного логического мышления и познавательных процессов;
  • развитие познавательного интереса;

Воспитательные:

  • воспитание дружелюбного отношения друг другу, умение работать в коллективе;

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

II. Задание на активацию системного мышления.

Игра «Слова-шифровки»

 Правила этой игры также очень просты. Возьмите любое слово и "расшифруйте" его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее.

Например, возьмем слово "суслик".

Солнечным
Утром
Сосновый
Лес
Исключительно
Красив

Паук
Андрей
Учился
Трудиться
И
Научился
Кокосами
Атаковать

Ирина
Не
Терпит
Если
Ребенок
Не
Ест
Творог

Комета
О
тлетела

Мимо

Планеты

Ь

Юркая

Тонкая

Еле-еле

Различимая

Ш. Введение нового материала

Несколько вопросов на общее размышление

1.Нужно ли владеть информацией постоянно?

2.Держать в уме столько информации в надежде, что она может неожиданно понадобиться?

Вопрос не прост. С одной стороны, зачем знать лишнее? С другой - чем шире кругозор, тем больше количество данных, которыми может оперировать человек. Следовательно, больше вероятность найти такое решение проблемы, которое никогда не придет в голову тому, у кого кругозор уже.

Значит, знать много, "впрок" - это необходимость? Да.

Но знание обязательно должно быть системным! То есть человек должен четко понимать место и взаимосвязи каждого хранящегося в памяти факта, а также его внутреннюю структуру. Это повышает эффективность оперирования информацией и упрощает решение проблем.

На доске:

Надсистема

6

3

9

Система

4

1

7

Подсистема

5

2

8

Вчера

Сегодня

Завтра

Посмотрите на доску. На таблице представлены окошки с номерами. Давайте найдем начало и рассмотрим, как последовательно расположены окошки.

Окно № 1 в центре – сам объект и его функция (система).

Окно № 2 ниже – части объекта (подсистема).

Окно № 3 сверху – окружение объекта (надсистема).

Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).

Окно № 5 – части объекта в прошлом.

Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.

Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).

Окно № 8 – части объекта в будущем.  

Окно № 9 – место объекта в будущем.

Что за странные термины "система", "надсистема" и "подсистема" встретились нам? Уточним их.

Система - это комплекс организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемой функции, которую определяет человек.

В то же время любая система является частью другой системы, которая по отношению к ней является надсистемой.

Сама система также состоит из различных систем, которые для нее являются подсистемами.

Давайте с помощью простых примеров. Давайте представим, что одуванчик будет нашей системой и попробуем заполнить всю таблицу.

Надсистема

6 Земля

3 Поле

9 Сарай

Система

4 семя

1 одуванчик

7 сено

Подсистема

5 зародыш стебля

2 стебель, лепестки, листики

8 Соломинки, сухие стебли и листья

Вчера

Сегодня

Завтра

А теперь вернемся к нашему другу компьютеру и посмотрим на примере истории создания персонального компьютера. Ведь это тоже система - ПК полностью удовлетворяет данному выше определению.

Надсистема

6загруженное.jpg

3индустрия.jpg

9 Информационная супермагистральimages (2).jpg

Система

4эниак.jpg

1 ПК.jpg

7images (1).jpg

Подсистема

5лампы.jpg

2проц.jpg

8ПК.jpgотопл.jpgпл.jpg

Вчера

Сегодня

Завтра

Итак, начнем с центрального столбца: "Сегодня". Здесь показывается нынешнее состояние дел. Заполним центральную клетку. Это система сегодня, в нашем случае - ПК.

Что входит в состав современного компьютера, т.е. что является его подсистемой? Процессорный блок, клавиатура, монитор и т.д. Поставим их в соответствующую клетку: центральная клетка нижнего ряда - подсистема сегодня.

Что есть надсистема ПК? Компьютерная сеть, компьютерная промышленность, система торговли компьютерами и т.д. Изобразим здесь пример – компьютерной индустрии – фото с выставки: центральная клетка верхнего ряда - надсистема сегодня.

Итак, блок Сегодня готов.

Возьмем момент зарождения компьютерной техники. Первый компьютер (тогда еще далеко не персональный) появился в 1946 году под крылом Министерства обороны США, работал на электронно-вакуумных лампах, занимал огромное помещение и именовался ENIAC - Electronic Numerical Integrator & Computer. Сведем всю эту информацию в столбец "Вчера". Что еще интересного мы знаем о компьютерах прошлого? Большие размеры, маленькие экраны….

А что же завтра? Перспективы ближайшего будущего уже более-менее ясны. Персональный компьютер перейдет из системы в подсистему. А системой станут внутриквартирные сети, объединяющие всю домашнюю электрическую технику: от стиральной машины до дверного звонка. Надсистему же Билл Гейтс назвал "информационной супермагистралью", которая включает не просто компьютерную индустрию, но и сами сети, которые предлагают пользователю самые разнообразные услуги, как охрана дома, оплата счетов и пр.

Таким образом, окончательный вариант системного оператора для системы "Персональный компьютер" таков.

IV Практический этап. Самостоятельная работа воспитанников.

Попрактикуемся на приеме системного оператора и заполним таблицы.

Огурец, утенок, квартира, карандаш.

Надсистема

6

3

9

Система

4

1 огурец

7

Подсистема

5

2

8

Вчера

Сегодня

Завтра

Надсистема

6

3

9

Система

4

1 утенок

7

Подсистема

5

2

8

Вчера

Сегодня

Завтра

Надсистема

6

3

9

Система

4

1 квартира

7

Подсистема

5

2

8

Вчера

Сегодня

Завтра

Надсистема

6

3

9

Система

4

1 карандаш

7

Подсистема

5

2

8

Вчера

Сегодня

Завтра

V Заключение. Итог занятия.

Что же такое Системный Оператор? Ответы детей.

  Более точно можно сказать, что Системный Оператор есть средство для управления мышлением человека в процессе построения достоверной модели процессов, явлений, объектов окружающего Мира в их развитии. Моделей, дающих возможность вырабатывать более правильные решения.

   Можно сказать, что на входе человек имеет весьма неопределенное, расплывчатое, кусочное понимание ситуации или системы в ситуации. А на выходе – точную, достоверную модель интересующей его части Мира.

«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся»  Г.С.Альтшуллер в книге «Творчество как точная наука»

о системном мышлении человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приема логико-смыслового моделирования при изучении темы "Энергия"

Для работы с учащимися 7класса мною был разработан урок-лекция по теме "Энергия.Кинетическая и потенциальная энергия" с использованием схем приема ЛСМ,который позволяет легко структурировать...

Презентация к уроку изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс...

Использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка

В данной статье описываются приёмы, повышающие мотивацию учащихся к изучению английского языка...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...

«Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »

Презентация «Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »...

Образовательная технология - ТРИЗ. Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.

Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.      Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной техно...