Использование приема ТРИЗ Системный оператор при изучении темы "Возникновение персонального компьютера"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Использование приема ТРИЗ Системный оператор при изучении темы "Возникновение персонального компьютера" - конспект занятия объединения "Информашка"(техническая направленность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priema_triz_sistemnyy_operator_na_zanyatii_vozniknovenie_pk.docx | 716.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор»
на примере занятия «История возникновения ПК»
Цели:
- развитие творческого и системного мышления воспитанников, логики, интереса к информатике;
- введение новых понятий: “система”, “надсистема” и “подсистема”;
- расширение представлений о компьютерной отрасли
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представления учащихся о персональном компьютере, формирование понятий “система”, “надсистема” и “подсистема”;
Развивающие:
- развитие системного логического мышления и познавательных процессов;
- развитие познавательного интереса;
Воспитательные:
- воспитание дружелюбного отношения друг другу, умение работать в коллективе;
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
II. Задание на активацию системного мышления.
Игра «Слова-шифровки»
Правила этой игры также очень просты. Возьмите любое слово и "расшифруйте" его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее.
Например, возьмем слово "суслик".
Солнечным
Утром
Сосновый
Лес
Исключительно
Красив
Паук
Андрей
Учился
Трудиться
И
Научился
Кокосами
Атаковать
Ирина
Не
Терпит
Если
Ребенок
Не
Ест
Творог
Комета
Отлетела
Мимо
Планеты
Ь
Юркая
Тонкая
Еле-еле
Различимая
Ш. Введение нового материала
Несколько вопросов на общее размышление
1.Нужно ли владеть информацией постоянно?
2.Держать в уме столько информации в надежде, что она может неожиданно понадобиться?
Вопрос не прост. С одной стороны, зачем знать лишнее? С другой - чем шире кругозор, тем больше количество данных, которыми может оперировать человек. Следовательно, больше вероятность найти такое решение проблемы, которое никогда не придет в голову тому, у кого кругозор уже.
Значит, знать много, "впрок" - это необходимость? Да.
Но знание обязательно должно быть системным! То есть человек должен четко понимать место и взаимосвязи каждого хранящегося в памяти факта, а также его внутреннюю структуру. Это повышает эффективность оперирования информацией и упрощает решение проблем.
На доске:
Надсистема | 6 | 3 | 9 |
Система | 4 | 1 | 7 |
Подсистема | 5 | 2 | 8 |
Вчера | Сегодня | Завтра | |
Посмотрите на доску. На таблице представлены окошки с номерами. Давайте найдем начало и рассмотрим, как последовательно расположены окошки.
Окно № 1 в центре – сам объект и его функция (система).
Окно № 2 ниже – части объекта (подсистема).
Окно № 3 сверху – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Что за странные термины "система", "надсистема" и "подсистема" встретились нам? Уточним их.
Система - это комплекс организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемой функции, которую определяет человек.
В то же время любая система является частью другой системы, которая по отношению к ней является надсистемой.
Сама система также состоит из различных систем, которые для нее являются подсистемами.
Давайте с помощью простых примеров. Давайте представим, что одуванчик будет нашей системой и попробуем заполнить всю таблицу.
Надсистема | 6 Земля | 3 Поле | 9 Сарай |
Система | 4 семя | 1 одуванчик | 7 сено |
Подсистема | 5 зародыш стебля | 2 стебель, лепестки, листики | 8 Соломинки, сухие стебли и листья |
Вчера | Сегодня | Завтра |
А теперь вернемся к нашему другу компьютеру и посмотрим на примере истории создания персонального компьютера. Ведь это тоже система - ПК полностью удовлетворяет данному выше определению.
Надсистема | 6 | 3 | 9 Информационная супермагистраль |
Система | 4 | 1 | 7 |
Подсистема | 5 | 2 | 8 |
Вчера | Сегодня | Завтра |
Итак, начнем с центрального столбца: "Сегодня". Здесь показывается нынешнее состояние дел. Заполним центральную клетку. Это система сегодня, в нашем случае - ПК.
Что входит в состав современного компьютера, т.е. что является его подсистемой? Процессорный блок, клавиатура, монитор и т.д. Поставим их в соответствующую клетку: центральная клетка нижнего ряда - подсистема сегодня.
Что есть надсистема ПК? Компьютерная сеть, компьютерная промышленность, система торговли компьютерами и т.д. Изобразим здесь пример – компьютерной индустрии – фото с выставки: центральная клетка верхнего ряда - надсистема сегодня.
Итак, блок Сегодня готов.
Возьмем момент зарождения компьютерной техники. Первый компьютер (тогда еще далеко не персональный) появился в 1946 году под крылом Министерства обороны США, работал на электронно-вакуумных лампах, занимал огромное помещение и именовался ENIAC - Electronic Numerical Integrator & Computer. Сведем всю эту информацию в столбец "Вчера". Что еще интересного мы знаем о компьютерах прошлого? Большие размеры, маленькие экраны….
А что же завтра? Перспективы ближайшего будущего уже более-менее ясны. Персональный компьютер перейдет из системы в подсистему. А системой станут внутриквартирные сети, объединяющие всю домашнюю электрическую технику: от стиральной машины до дверного звонка. Надсистему же Билл Гейтс назвал "информационной супермагистралью", которая включает не просто компьютерную индустрию, но и сами сети, которые предлагают пользователю самые разнообразные услуги, как охрана дома, оплата счетов и пр.
Таким образом, окончательный вариант системного оператора для системы "Персональный компьютер" таков.
IV Практический этап. Самостоятельная работа воспитанников.
Попрактикуемся на приеме системного оператора и заполним таблицы.
Огурец, утенок, квартира, карандаш.
Надсистема | 6 | 3 | 9 |
Система | 4 | 1 огурец | 7 |
Подсистема | 5 | 2 | 8 |
Вчера | Сегодня | Завтра |
Надсистема | 6 | 3 | 9 |
Система | 4 | 1 утенок | 7 |
Подсистема | 5 | 2 | 8 |
Вчера | Сегодня | Завтра |
Надсистема | 6 | 3 | 9 |
Система | 4 | 1 квартира | 7 |
Подсистема | 5 | 2 | 8 |
Вчера | Сегодня | Завтра |
Надсистема | 6 | 3 | 9 |
Система | 4 | 1 карандаш | 7 |
Подсистема | 5 | 2 | 8 |
Вчера | Сегодня | Завтра |
V Заключение. Итог занятия.
Что же такое Системный Оператор? Ответы детей.
Более точно можно сказать, что Системный Оператор есть средство для управления мышлением человека в процессе построения достоверной модели процессов, явлений, объектов окружающего Мира в их развитии. Моделей, дающих возможность вырабатывать более правильные решения.
Можно сказать, что на входе человек имеет весьма неопределенное, расплывчатое, кусочное понимание ситуации или системы в ситуации. А на выходе – точную, достоверную модель интересующей его части Мира.
«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С.Альтшуллер в книге «Творчество как точная наука»
о системном мышлении человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приема логико-смыслового моделирования при изучении темы "Энергия"
Для работы с учащимися 7класса мною был разработан урок-лекция по теме "Энергия.Кинетическая и потенциальная энергия" с использованием схем приема ЛСМ,который позволяет легко структурировать...
Урок изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс
Персональный компьютер...
Презентация к уроку изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала с использованием ЭОР по теме «Персональный компьютер» 7 класс...
Использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка
В данной статье описываются приёмы, повышающие мотивацию учащихся к изучению английского языка...
"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"
quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...
«Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »
Презентация «Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »...
Образовательная технология - ТРИЗ. Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.
Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения. Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной техно...