Статья: РАБОТА В ТЕХНИКЕ АЛМАЗНОЙ МОЗАИКИ
статья по технологии (7 класс)

Кузьмина Анна Олеговна

В статье мы разберем правила работы в удивительной технике декоративного мастерства АЛМАЗНАЯ МОЗАИКА. Вас ждут полезные практические советы, призванные облегчить создание творческих работ и повысить их качество.

Это особая техника работы с декоративными бусинами, камнями и стразами. Она позволяет выкладывать на ткани красочные мозаичные панно, при должном уровне навыка – с объемным эффектом и яркими переливами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._rabota_v_tehnike_almaznoy_mozaiki.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии ГБОУ гимназии №116

Приморского района Санкт-Петербурга

Кузьмина А.О.

Работа в технике алмазной мозаики

Алмазная мозаика, которую нередко называют алмазной вышивкой или живописью, представляет собой выкладку ярких сверкающих картин – обычных и модульных по схемам для вышивания крестиком с помощью акриловых стразов.

При алмазной вышивке не нужны нитки и пяльцы, картина выкладывается стразами, которые крепятся на липкий слой на специальном полотне.

При этом прекрасно развивает терпение, мастерство, хорошо выглядит, позволяет создавать настоящие шедевры рукоделия на специальном полотне.

Это особая техника работы с декоративными бусинами, камнями и стразами. Она позволяет выкладывать на ткани красочные мозаичные панно, при должном уровне навыка – с объемным эффектом и яркими переливами.

Преимущества алмазной мозаики

Алмазная мозаика:

  • Успокаивает нервную систему;
  • Развивает мелкую моторику, усидчивость и внимательность
  • мозаика не теряет своих качеств и не выцветает с течением времени;

Использование широкой цветовой гаммы с передачей мельчайших оттенков позволяет передать настоящую игру света и тени, реализуя эффект 3D, в отличие от полотен, вышитых бисером, где это сделать, не удается. Кроме того, алмазная вышивка, наделяет вышитые изделия особым шармом и уникальными качествами.

История алмазной мозаики.

Глядя на прекрасные полотна, выполненные в технике алмазной мозаики, невольно задумаешься: а как появился этот вид декоративного творчества?

Оказывается, история декоративной мозаики уходит в глубь веков. Место и время возникновения алмазной вышивки достоверно неизвестны. Точно установлено только то, что первая техника, похожая на современную, появилась в Древней Греции, более двух тысяч лет назад. Применялась она для декорирования одежды.

Древние искусницы наносили узоры из жемчуга и драгоценностей на воротники, рукава, другие части одежды. Крепилось все воском либо самодельным клеем на основе древесной смолы.

Новый этап развития этого искусства наступил в Позднем Средневековье, когда был изобретен стеклярус. Этот материал был предшественником алмазной вышивки. С появлением стекляруса началось использование канвы с обозначениями на полотне, для вышивки крестом. Затем на ткань наносилось восковое покрытие и выкладывался контур из цветного стекляруса в виде камешков, поначалу даже необработанных.

Особенно широкое распространение вышивка бисером и стеклярусом получила в XIX веке, в России и европейских странах. Моду ввели придворные и знатные дамы, которые обшивали стеклярусом:

  • Картины
  • Браслеты
  • Кошельки
  • Одежду
  • Иконы

Соревнуясь в искусстве вышивки, придворные дамы соперничали друг с другом. Именно в тот период появились современные названия вышивки – «рисование стразами» и «алмазная мозаика».

Уже к началу XX века мода на «рисование стразами» прошла, многие техники были забыты более чем на полвека. После периода упадка алмазная вышивка вновь набрала популярность в последние 30-40 лет. Это связано с появлением множества новых, синтетических материалов, которые позволяют без особых затрат украсить одежду декором, неотличимым от настоящих драгоценностей.

Любое искусство — это не статичное явление, оно живет своей собственной жизнью, эволюционирует, переживает периоды расцвета и упадка. Это в полной мере относится к алмазной вышивке, которая и сейчас динамично развивается. В последние годы появились новые технологии – картины с 5D и 6D эффектами, которые оживают и приобретают настоящий объем, но только под определенным углом зрения. Эффект достигается за счет использования акриловых элементов с новейшим типом огранки – «магический куб».

Гигиена труда

Важным аспектом в занятии рукоделием является соблюдение правил гигиены труда.

Освещение - это главный элемент в процессе выкладки картины стразами. При недостаточном освещении, Ваши глаза будут сильно напрягаться при поиске страз необходимого цвета по схеме, а при слишком ярком свете стразы и сама клеевая основа будут сильно отсвечивать и глаза очень быстро устанут.

Идеально работать при дневном свете, непосредственно у окна, но не всегда получается выкроить днём свободное время.

Искусственный источник света должен находиться слева и немного спереди от Вас (если Вы левша, то справа), исключая создание теней на рабочей поверхности.

Важно настроить положение лампы так, чтобы она не оставляла ярких бликов на выкладываемой клеевой основе!

Можно использовать основной свет в помещении в комбинации с настольной лампой, желательно использовать лампы теплого белого цвета (ЛБТ, обычные лампы накаливания), наиболее близкие к естественному освещению.

Здесь стоит заметить, что при работе со стразами желательно использовать однотонный фон рабочей поверхности, одноцветную, не пёструю скатерть или же подстелить под картину лист ватмана.
Комфортная посадка достигается правильным подбором стула или кресла, обеспечивавющего поддержку прямого положения спины, а руки на столе должны удобно располагаться на уровне груди, локти при выкладке должны помещаться на столе.

На нём же должны помещаться не только локти, клеевая основа и стразы, но и оставаться свободное пространство для манёвров.

Особенно важно следить за посадкой детей при выкладке алмазной мозаики. Растущему организуму ни в коем случае нельзя позволять сидеть с согнутой спиной, это может привести к сколиозу и другим нарушениям осанки.
Также нужно контролировать время, проведённое ребёнком за работой, не позволяя ему переутомляться.

Достаточное пространство для выкладки картины стразами.  Места должно хватать для свободного расположения не только картины, но и рук, т.к. при выкладке Вы постоянно меняете положение Вашей будущей картины стразами, добавляете и убираете цвета страз.

Этапы работы

Я хотела бы рассказать, как я работаю в данной технике и поделиться советами.

Выбирайте для первой работы сюжет небольшого размера 20х20 см. Так вы оцените, нравится ли вам этот вид творчества, не успеете устать от большого набора и довольно быстро получите готовый результат.

  • При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
  • Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  • Постараться, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза
  • После работы клей плотно закрыть и убрать.

Стразы в алмазной мозаике нужно переворачивать, это занимает довольно много времени. Для того чтобы стразы в лоточке всегда лежали лицевой стороной, осторожно постучите по дну лотка пальцем. Конечно, перевернутся не все стразинки, но большинство

Не отклеивайте сразу весь защитный слой, освободите лишь небольшую зону, где планируете выкладывать стразы.

Для выкладывания страз воспользуйтесь пинцетом или стилусом. Если предпочитаете стилус, захватите кончиком немного клеевого слоя, а уже затем подцепляйте на клей стразу.

Следите, чтобы стразы ложились ровными рядами. Так полотно будет выглядеть аккуратным, а картинка цельной. Готовый ряд можно выровнять при помощи металлической линейки.

  • Оформить работу можно в рамочку под антибликовое или же под обычное стекло, это предохранит картину от запыления. Можно покрыть акриловым лаком. Он защитит не только от пыли, которая со временем оседает и забивается между камней, но и предотвратит их от выпадения и внешнего воздействия.
  • Проверьте соответствие пакетиков с камнями рисунку на холсте и цветам на диаграмме. На каждом из пакетов напечатан номер, который также указан на диаграмме и на рисунке-схеме.
  • Очистить загрязненную работу будет проблематично, потому при работе избегайте попадания пыли и грязи на холст и камни.
  • Разложите холст на ровную поверхность и определитесь, откуда будете начинать выкладывать камни. Рекомендуется начинать работу с левого верхнего угла. Не стоит выкладывать картину одновременно с разных углов, т.к. при состыковке может остаться щель.
  • Максимально осторожно освободите небольшой кусочек схемы от защитной пленки. Рекомендуется отклеить ровно столько, сколько вы сможете выложить за один раз, иначе клейкая основа может загрязниться и камешки будут плохо приклеиваться. Не оставляйте проклеенный холст на долго без защитной пленки это может привести к высыханию и засорению клейкого слоя.
  • Стразы, которые расфасованы по пакетикам, лучше разместить по емкостям, которые удобны для работы. Найдите в таблице-ключе номер, который соответствует выбранному Вами на схеме и отсыпьте стразы в пластиковый лоток.
  • Для того, чтобы выложить камень на схему, необходимо подхватить его пинцетом (либо карандашом) и осторожно уложить в нужную клеточку на схеме. Обычно пинцет входит в наборы с квадратными камнями, а карандаш - с круглыми. Но некоторым рукодельницам легче выкладывать карандашом как круглые, так и квадратные камушки. С помощью пинцета или карандаша необходимо совершить легкий нажим на каждый укладываемый кристалл, чтобы обеспечить надежное закрепление и расположение в положенном месте всех частей картины. Нужно стараться при наклеивании расположить камни как можно ближе друг к другу, они должны располагаться так, чтобы закрывать собой символ схемы, соответствующий их номеру.
  • В случае, если камешек содержит дефект (не ровное дно либо он с дырочками), то его лучше не использовать. Все наборы поставляются с запасом камушков как раз на случай, если вам попадутся бракованные. Вероятность того, что необходимый вам цвет камушков закончится до окончания работы - практически нулевая (если вдруг это произойдет, мы пришлем Вам недостающие камешки за свой счет).
  • При перерывах в работе всегда закрывайте липкий слой пленкой.
  • Первое время после завершения работы камни остаются подвижными. Полное схватывание клея происходит в течение суток.
  • После завершения работы всю мозаику необходимо еще раз подровнять, чтобы получить однородную фактуру полотна. Аккуратно прижмите камни к основе по всей площади работы. Также пройдитесь длинной металлической линейкой по краям, чтобы выровнять края.
  • Для того, чтобы картины были максимально долговечны их необходимо покрыть акриловым лаком, либо поместить в рамку под стекло. Покрытые слоем лака камни не будут выцветать и отклеиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая статья Денисовой Е.В. "О работе над техникой с учениками младших классов фортепианного отделения"

О важности технического развития ученика сказано очень много, но вопрос не потерял своей актуальности и в наши дни. Предпосылкой хорошей техники служит налаживание первоначальных пи...

Статья "Особенности обучения технико-тактическим действиям девушек 13-15 лет по мини-футболу в общеобразовательной школе"

В статье пойдет речь об особенностях обучения технико-тактическим действиям  девушек 13-15 лет по мини-футболу в общеобразовательной школе.  О том, что мини-футбол уже не является сугуб...

Творческий проект "Алмазная мозаика"

Творческий проект по технолоогии-самостоятельная итоговая работа учащихся под руководством учителя....

Презентация "Изготовление грелки в технике лоскутной мозаики"

Данная презентация предназначена для уроков рукоделия в 7 классе. Она дает общее представление о видах лоскутных изделий...

Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Эта статья  включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические   техники,помогающие  снять  нервное напряжение    и     подклю...