Программа осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Калейдоскоп»
рабочая программа по теме
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osennego_lagerya_kaleydoskop.docx | 441.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРИЗОНТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦДТ «Горизонт»
_____________ М.А. Кириллова
«__»____________2015 г.
ПРОГРАММА
городского осеннего лагеря с дневным пребыванием детей
«Калейдоскоп»
для детей 7-14 лет
Автор (составитель):
Великанова Мария Валерьевна,
педагог-организатор
г. Ярославль, 2015 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Полное название программы | Программа городского осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Калейдоскоп» |
2 | Учреждение, представившее программу | Муниципальное Образовательное Учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Горизонт» города Ярославля |
3 | ФИО автора(ов) программы | Великанова Мария Валерьевна, педагог-организатор |
4 | Краткое содержание программы | Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в каникулярное время. Работа лагеря обеспечивает организацию содержательного досуга как одно из средств профилактики детской безнадзорности и организации полезного досуга детей. Данная программа направлена на реализацию малозатратных форм занятости детей, доступна для всех социальных слоев населения, предлагает удобный режим работы, создает благоприятную воспитательную среду так же и для детей «группы риска» и личностный рост каждого ребенка через участие в выбранном виде деятельности |
5 | Целевая группа и механизм ее формирования | Дети, проживающие в Ленинском районе города Ярославля. Формирование состава смены детей осуществляется на основании заявлений родителей, в основном из числа обучающихся в центре. Предполагается проведение рекламной кампании. |
6 | Возраст и количество участников программы | 7 – 14 лет 20 человек |
7 | Срок проведения площадки | 2 ноября – 6 ноября |
8 | Предполагаемые конечные результаты реализации программы (кратко) | Данная программа позволит детям, не выезжающим на время каникул, отдохнуть, проводя время с теми ребятами, с которыми общались в течение года и познакомиться с новыми детьми. Программа обеспечивает условия для творческого развития личности ребенка, организацию досуговой деятельности, профилактику безнадзорности детей, формирование детского коллектива и социализацию детей. |
9 | Показатели, по которым оценивается результативность реализации программы | - Количество детей, посещающих лагерь; - Количество взрослых, привлекаемых к участию в мероприятиях; - Количество проведенных мероприятий |
Пояснительная записка
Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании
и проведении лагерной смены
Программа осеннего лагеря «Калейдоскоп» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Калейдоскоп» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
- Физкультурно – оздоровительный модуль
- Художественно – творческий модуль
- Интеллектуальный модуль
- Досуговый модуль
- Трудовой модуль
Физкультурно – оздоровительный модуль
Задачи | Основные формы работы |
|
|
Художественно – творческий модуль
Задачи | Основные формы работы |
|
|
Трудовой модуль
Задачи | Основные формы работы |
|
|
Интеллектуальный модуль
Задачи | Основные формы работы |
|
|
Досуговый модуль
Задачи | Основные формы работы |
|
|
Условия реализации программы
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка
- Устав МОУ ЦДТ «Горизонт»
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Планы работы.
2. Материально-технические условия предусматривают:
Наименование кабинетов и залов | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Игровые комнаты, | Материальная база центра. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база центра | Спортивный |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база центра | Спортивный |
Актовый | Праздничные мероприятия и концерты | Материальная база центра | Воспитатели, администрация лагеря |
Комнаты гигиены | Туалеты, места для мытья рук, раздевалки | Материальная база центра | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря;
Кураторы отрядов:
- воспитатели (из числа педагогов центра);
Руководители творческих мастерских
- из числа педагогов центра
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
Календарный план работы
| ВРЕМЯ | МЕРОПРИЯТИЕ |
02.11.2013 понедельник | 08.45 | Встреча детей |
08.45-09.00 | Зарядка | |
09.15 | Завтрак | |
09.30-10.30 | Игра на знакомство | |
10.30 – 11.30 | Танцевально-конкурсная программа | |
11.30 - 11.40 | Плановая тренировочная эвакуация | |
12.00-13.00 | «Мультяшная страна», библиотека №12 | |
13.00-13.30 | Обед | |
13.30-14.30 | Интерактивная викторина «Супергерои» | |
03.11.2013 | 08.45 | Встреча детей |
08.45-09.00 | Зарядка | |
09.15 | Завтрак | |
09.30-10.30 | Мастер-класс по вокалу | |
10.30 – 11.30 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | |
12.00-13.00 | «Минута славы», библиотека №12 | |
13.00-13.30 | Обед | |
13.30-14.30 | Мастер-класс по прикладному творчеству | |
05.11.2013 четверг | 08.45 | Встреча детей |
08.45-09.00 | Зарядка | |
09.15 | Завтрак | |
09.30-10.30 | Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования | |
10.30 – 11.30 | Игра «Угадай мелодию» | |
12.00-13.00 | «Настольный БУМ», библиотека №12 | |
13.00-13.30 | Обед | |
13.30-14.30 | Настольные игры | |
06.11.2013 пятница | 08.45 | Встреча детей |
08.45-09.00 | Зарядка | |
09.15 | Завтрак | |
09.30-10.30 | Спортивное состязание | |
10.30 – 11.00 | Мастер-класс | |
11.00 - 11.30 | Танцевальная программа «Флешмоб» | |
12.00-13.00 | «БиблиоIQ», библиотека №12 | |
13.00-13.30 | Обед | |
13.30-14.30 | Настольные игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Летний пришкольный лагерь - с одной стороны, является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...
Программа детского лагеря с дневным пребыванием детей «Маленькая страна» Смена «7 волшебных королей»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможнос...
Программа работы лагеря с дневным пребыванием детей
Сделать летний отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья - основная цель программы школьного оздоровительного лагеря....
Программа отряда лагеря с дневным пребыванием детей
Представлена программа отряда "Родник" лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"....
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга желаний»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Остров сокровищ». Смена реализуется через сюжетно-ролевую игру «Морские приключения, или «Свистать всех наверх!...
Программа языкового лагеря с дневным пребыванием детей "Sunrise"
Данная программа насыщена различными творческими и интеллектуальными мероприятиями, в ходе которых дети пополнят свой словарный запас и получат дополнительную возможность услышать английскую речь и по...
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологического направленностей «Точка роста»
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в дни осенних каникул на базе Центра естественно-научного и технологи...