Активизация мыслительной деятельности школьников на уроках французского языка и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
статья по теме

В данной статье говориться, что изучение и использование французского языка как средство общения в диалоге двух культур, а также занятие вязанием на уроках дополнительного образования, способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               стр.  из

Активизация мыслительной деятельности школьников на уроках французского языка и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

 

Автор: Кадыкова Юлия Серафимовна, учитель французского языка, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 282

Аннотация

Современный школьник способен творчески осмысливать явления, происходящие в нашем стремительно меняющимся мире. Изучение и использование французского  языка  как средства общения в диалоге двух культур способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В данной  статье  говорится,  как происходит формирование у детей самостоятельного мышления. Данный анализ проводится в условиях реализации ФГОС на базе учебника “Le français en perspective” в 6 классе для школ с углубленным изучением французского  языка, автор Кулигина  А.С. Дается анализ урока по теме « Чтение»(Lecture), а также занятий дополнительного образования студии «Вяжем и играем» объединения «Калейдоскоп». Автор статьи делится наблюдениями из практики своей работы.

Ключевые слова

ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты.

УМК – Учебно-методический комплекс.

Р.Д. – Речевая деятельность

УУД – Универсальные учебные действия

ЛУУД – Личностные универсальные учебные действия

РУУД - Регулятивные универсальные учебные действия

ПУУД – Познавательные универсальные учебные действия

КУУД – Коммуникативные универсальные учебные действия

СУ УМК - сборник упражнений УМК

Переходный возраст от детства к юности (5- 9 классы) характеризуется перестройкой всего организма. При занятии с подростками необходимо обращать внимание на такую психологическую особенность этого возраста, как избирательность внимания, критичность. Заявляя о себе, подросток демонстрирует свое мнение, склонен к возражениям и спорам. Для творческого развития этот возраст самый благоприятный. Школьникам этого возраста нравится находить сходство и различие, определять причину и следствие, решать проблемные ситуации, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту.

Обучение направлено на гармоничное развитие личности обучаемого, т.е. на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, мышления. Выдающийся психолог А.С.Выготский, писал, что обучение забегает вперед за развитием и ведет его за собой.

В настоящее время невозможно запомнить всю необходимую информацию, которую создает научно – технический прогресс. Обучаемые должны самостоятельно мыслить, чтобы приобрести новые знания, умения, навыки

Компоненты мыслительной деятельности делятся на репродуктивные и продуктивные. Шаблонные (репродуктивные) дают обучаемым конкретные знания, умения, навыки.

Творческие (продуктивные) позволяют применять эти знания в той или иной ситуации. Исполнительная часть решения проблемы относится к репродуктивному мышлению.

К продуктивному мышлению относятся: постановка цели, составление плана, ориентировка в данных условиях.

 Мыслительная деятельность обучающихся носит активный творческий характер, а именно: самостоятельная постановка целей, ориентировка в условиях их достижения, выбор оптимальных средств и способов решения – это одна из главных задач ФГОС.

Мысль человека о чем - либо является предметом Р.Д., коммуникативно-познавательной потребностью. Речевое сообщение представляет собой конечный продукт Р.Д.(говорение, письмо). Другой вид Р.Д.(слушание, чтение) – это умозаключение на основании понятой мысли собеседника.

ФГОС не считает результатом образования вызубренный текст, бессмысленно заученный навык. По требованиям ФГОС результатами образования являются предметные, метапредметные и личностные.

К предметным результатам образования относятся знания, умения и навыки, полученные при изучении французского языка в соответствии с государственной программой. Сюда относятся виды деятельности по получению нового знания, преобразование и применение нового знания в типичных, частично новых и незнакомых ситуациях, формирование научного типа мышления.

Метапредметные результаты образования – это УУД (общеучебные умения), межпредметные умения, надпредметные умения.

К УУД (к общеучебным умениям) относятся регулятивные УУД (учебно-организационные: организация рабочего места, принятие учебной цели, планирование, выбор способов деятельности, контроль учебного труда); а также

 познавательные УУД – анализ, сравнение, обобщение, моделирование, классификация и т.д.;

и коммуникативные УУД, которые, в процессе образовательной, учебно – исследовательской, творческой, общественно полезной видов деятельности,  формируют компетентности в общении с людьми разного возраста.

К метапредметные результатам образования относятся и

межпредметные умения, которые позволяют формировать измерительные, графические, протекционно -  изобразительные действия;

устанавливать причинно – следственные связи;

связывать и обобщать предметные знания  французского  языка, математики, литературы, истории, для того, чтобы видеть текст в единстве его отношений и многообразных свойств.

Надпредметные умения также относятся к метапредметные результатам образования.

Они обеспечивают совокупное действие учебных предметов: это умение запоминать устный и письменный тест; формулировать учебные задачи, проблемы, задавать вопросы;

формулировать гипотезы, отвечать на вопросы и решать задачи нерепродуктивного характера; составлять план, тезисы, конспект, реферат; выделять главную мысль текста;

сворачивать текст в резюме; пересказывать текст устно и излагать письменно; создавать проекты; принимать решения в ситуации выбора.

Достижение развития у школьников способности к иноязычному общению невозможно без развития у них личностных качеств: способности к культуре общения, к социальному взаимодействию, без формирования у них общих и специальных учебных умений, коммуникативной и страноведческой компетенции.

К личностным результатам образования по ФГОС относятся поведенческие (внешние) социально и нравственно обусловленные качества человека и его нравственные ценности, убеждения, принципы, т. е. его внутренние качества.

Рассмотрим как активизируется мыслительная деятельность обучаемых на уроках французского языка в условиях реализации ФГОС на примере разработки урока « Чтение»(Lecture).Урок строится из нескольких этапов: вводно-мотивационного, технологического, рефлекционного.

Целью урока французского  языка по теме « Чтение»(Lecture) в условиях освоения ФГОС является создание условий для  формирования УУД.

Для реализации разнообразных коммуникативных задач создаются условия естественного общения: доброжелательная, творческая атмосфера на уроке, отношения речевого партнерства учитель – ученик. В такой обстановке школьники понимают творчество как нормальную познавательную деятельность. Для стимулирования самостоятельности обучаемых, их творчества и активности, для того, чтобы вызвать интерес к проблеме урока, учитель делает ее личностно – значимой для каждого участника. Это достигается коллективными и групповыми (социальными) формами работы. Создавая сценарий урока, учитель ищет пути развития интереса к предмету. Авторы УМК предлагают методические приемы работы с темой «Чтение».

На вводно-мотивационном этапе урока учитель создает мотивацию для работы с классом. Для этого существует несколько вариантов, из которых можно выбрать наиболее подходящий для конкретного урока:

1) УМК предлагает текст для аудирования (задание к упр.1стр.78);

2)А-Из сборника упражнений УМК можно использовать аудирования с вариантами ответов по данной теме(Vrai/faux), (задание к упр.1стр.43);.

Б - Обучаемым очень интесно  аудирование (Ecoute et vérifie tes suppositions), (задание к упр.28 стр.51);.  представленное в сборнике упражнений  УМК, в котором речь идет о маленьком принце. При прослушивании учитель может демонстрировать школьникам созданную им презентацию с указанием на ней автора произведения, главных героев, жанров произведений и т.д., предварительно проделав упр.26,27 стр.51, в которых нужно описать картинку, данную в  сборнике упражнений  УМК и выбрать правильный вариант ответа.  

3)Можно воспользоваться ресурсами Интернета для просмотра видеофрагмента о жанрах произведений. Например,  http://blog.okapi.fr или презентацией « Сайт французского журнала  Окапи», созданной учителем заранее.

При помощи аудирования (или видеофрагмента или презентации) и серии (примерных) вопросов:  (1.Что представлено  в этом  видеофрагменте? 2.Где происходит действие? 3.Когда? 4.Почему существуют журналы? 5.Предположите, о чем пойдет речь на уроке?) учитель старается погрузить обучаемых в атмосферу темы – « Чтение». Создаются условия  для формирования  личностных УУД: самоопределение – мотивация освоения темы урока. Обучаемые, на этом этапе, при помощи  просмотра видео  - фрагмента или слайдов французского журнала  погружаются  в атмосферу темы – чтение, отвечают на вопросы. 

К вводно-мотивационному этапу урока относится планирование работы по теме урока. Учитель просит школьников составить план изучения темы урока, предварительно проверив у них домашнее задание: детям нужно было дома самостоятельно найти материал о жизни  французских писателей. Например, Jules Verne, Balzac, Jean de la Fontaine. Обучаемые вспоминают и осмысливают деятельность на предыдущем уроке, рассказывают о жизни  французских писателей, участвуют в беседе, обдумывая пункты плана изучения темы урока. Учитель делит школьников на группы. Дети определяют названия групп.

Мы видим, что на данном этапе создается специфическая проблемная ситуация: составление школьниками плана изучения темы урока, что способствует развитию мыслительной активности обучаемых.  Согласно  требованиям ФГОС, результатами образования на данном этапе являются регулятивные УУД: прогнозирование, волевая саморегуляция, а также

познавательные УУД - логические и общеучебные т.е. выведение следствий и формулирование цели.

При знакомстве с жанрами французских книг журнала  ”Je bouquine” с демонстрацией слайдов, организуется  беседа  по вопросам:

1.Какое место в вашей жизни занимает чтение?

2.Какие литературные жанры вы знаете?

3. Какие литературные жанры представлены в журнале?

Школьники рассматривают слайды, участвуют в беседе. Реализуются ЛУУД (смыслообразование) умение находить ответ на вопросы, ПУУД (общеучебные) поиск, выделение, структурирование  информации.

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли).

Этот этап урока  важен для организации работы по определению жанров произведений. А.С.Кулигина «Le français en perspective Французский язык  Учебник для 6 класса» упр.7   Стр.92 Школьники выбирают из перечисленных жанров тот, который подходит для 3 приведенных в упражнении отрывков произведений.  Происходит реализация ПУУД (общеучебные) – при осуществлении смыслового чтения происходит поиск информации, ПУУД (логических). Обучаемые производят  анализ текстов с целью выделения существенных признаков. Происходит анализ сопоставления особенностей выражения мысли на родном и французском языках, т.е. происходит развитие мыслительной активности обучаемых.

Активной умственной работе школьников способствует и театрализация отрывка сказки «Renart parle à Chantecler» стр.89 с восполнением недостающего компонента. Дети предлагают свои варианты окончания сценки. Здесь реализуются: ЛУУД (нравственно - этическое оценивание) оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей.

ПУУД (общеучебные) смысловое чтение, осознанное построение речевого высказывания

ПУУД (логические) синтез, установление причинно-следственных связей

РУУД (волевая саморегуляция) способность мобилизации внимания в процессе  прочтения диалога

КУУД (планирование) определение способов взаимодействия, функций участников

РУУД (прогнозирование); предвосхищение результата.

 РУУД (волевая саморегуляция) способность мобилизации внимания в процессе  прочтения диалога.

В конце этапа актуализации знаний, происходит активизация мыслительной  активности с помощью наводящих вопросов и опоры на слайды.

Школьники формулируют тему урока с помощью анализа увиденного,  услышанного и  наводящих вопросов учителя.

Они формулируют цель урока, записывают название темы на рабочем листе группы. На данном этапе реализуются: ПУУД (логические) выдвижение гипотез и их обоснование

ПУУД (действия постановки и решения проблем) формулирование проблемы

РУУД (целеполагание)  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено, и того, что ещё не известно.

 Второй этап урока - Технологический

 Сюда входят: организация  планирования работы в группах, работа  в группах, публичные выступления групп, итоги работы группы, промежуточная диагностика.

Организация  планирования работы в группах. Учитель выдает задание для каждой группы (соответствует имени французского писателя), определяет сроки выполнения работ, обсуждает с учащимися критерии оценки качества работ в группе.

Обучаемые планируют работу в своей группе, выбирают произведение французского писателя, участвуют в обсуждении.

Происходит реализация КУУД (планирование), определяются способы взаимодействия, функций участников;

Работа  в группах.

Учитель организует  работу  в группах (на данном уроке 1 группа представляет произведения Jules Verne; 2 группа - произведения Balzac; 3 группа - Jean de la Fontaine).

Организатор просит выбрать  названия жанров, характерных для произведений этих писателей. Для выполнения этой задачи, обучаемые могут пользоваться Интернет-ресурсом http://www.Wikipedia.org

Как вариант этого этапа урока,  может быть использована работа с текстом “Lire, pour elle, c’est s’envoler ailleurs”стр.78 (На базе учебника “Le français en perspective” в 6 классе для школ с углубленным изучением французского  языка автор  Кулигина  А.С.) и с  басней Jean de la Fontaine “Le Corbeau et le Renard".( раздаточный материал басни готовит учитель)

 Учитель выдает школьникам  карточки читателей «Литературного ателье чтения» для заполнения.

Дети работают в группах (1 группа: Jules Verne; 2 группа: Balzac; 3 группа: Jean de la Fontaine).Они выбирают литературные жанры, фронтально отвечают на вопрос, Приложение 5, заполняют карточки читателей в «Литературном ателье чтения», в которые могут быть включены следующие пункты: Présentation d’un livre –представление книги, Titre – название, Nom et prénom de l’auteur- фамилия и имя автора, Genre du livre- жанр книги, Date à laquelle le livre a été écrit- дата написания книги, Date de naissance et de mort de l’auteur-дата рождения и смерти автора, Nationalité de l’auteur- национальность автора, Autres livres écrits par lui-другие книги, им написанные, Présentation de l’histoire- представление истории, Époque du récit- время действия рассказа, Durée de l’histoire- длительность истории, Lieu – место действия, Personnage principale- главный персонаж

  • Nom-имя
  • Description physique- описание внешности
  • Description- описание

Situation social (âge, profession)-социальное положение, Autres personages- другие персонажы

-lien avec le personnage principale связь с главным героем

- role dans l’histoire-роль в истории, Présentation de l’histoire(quelques phrases) описание истории.

После прослушивания презентаций книг каждой группы, столбцы таблицы«Votre avis-ваше мнение» заполняются 3группами. Каждая из трех групп отвечает на вопросы:

Ce livre, est – il intéressant?-эта книга интересная?; Quels sentiments évoque cette histoire?-какие чувства вызывает эта история?; Avez –vous éprouvé du plaisir?вы испытали удовольствие?; Y a – t – il de l’humour, du comique?есть ли здесь юмор?; A quoi fait penser ce livre?-О чем заставляет думать эта книга?; Rappelez la situation qui vous a le plus ému/e/.вспомните ситуацию, которая вас больше всего взволновала?

Здесь  реализуются: КУУД (постановка вопросов), происходит инициативное сотрудничество в сборе информации; ПУУД (логические)  осуществляется синтез, устанавливаются  причинно - следственные связи; РУУД (прогнозирование); предвосхищение результата.

Публичные выступления групп.

Учитель консультирует работу групп, помогая школьникам организовать публичное выступление с элементами театрализации по выбранному произведению автора своей группы.

Дети демонстрируют результаты своей групповой работы с элементами театрализации.

Реализуется: ПУУД (общеучебные) поиск, структурирование информации, осознанное построение речевого высказывания

ПУУД (действия постановки и решения проблемы)

ПУУД (логические) установление причинно-следственных связей

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли).

Итоги работы группы.

Учитель организует беседу, обобщая итоги работы группы.

Обучаемые участвуют в беседе, оценивают свою деятельность на уроке,  подводя итоги работы группы.

Происходит осуществление: ПУУД (общеучебные) произвольное и осознанное построение речевого высказывания

КУУД умение с достаточной точностью выражать свои мысли

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения.

Промежуточная диагностика.

Учитель организует проведение  промежуточной  диагностики.

Дети оценивают усвоение материала урока.

Здесь осуществляются: РУУД (волевая саморегуляция) способность мобилизации внимания в процессе построения речевого высказывания, взаимосвязи с партнерами.

ЛУУД (смыслообразование)

Умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»

Третий этап урока – Рефлексия

На данном этапе урока проводится: работа с таблицей в оценочном листе ученика, подведение итогов деятельности  учащихся, домашнее задание по выбору учащихся.

Работа с таблицей в оценочном листе ученика. Учитель организует   работу с таблицей в оценочном листе ученика. Обучаемые заполняют эту таблицу из следующих пунктов: работа в группе, заполнение карточек читателей в «Литературном ателье чтения», промежуточная диагностика (в ходе диагностики проверяются совпадения ответов на вопросы по ходу урока), выступление с результатами работы своей группы, Сценическая деятельность: диалог, монолог, театральный костюм,  участие в обсуждении.

Осуществляется РУУД (контроль) сличение результата с эталоном

Подведение итогов деятельности  учащихся. Учитель организует подведение итогов деятельности обучаемых на уроке, т.е. заполнение школьниками анкеты обратной связи.

Анкета выполняется в виде теста: удовлетворен,/не удовлетворен  результатами занятия, своим выступлением; понравилась/ не понравилась форма занятия; какие чувства испытывал  во время урока, выступления;  оценка своей работы по пятибалльной системе.

Обучаемые участвуют в подведении итогов, они оценивают свою деятельность на уроке,  

 заполняя анкеты.

Происходит реализация : КУУД (управление поведением партнера)контроль, коррекция, оценка действий партнера

РУУД (контроль) сличение результата с эталоном

РУУД (оценка) выделение и осознание того что усвоено, и что предстоит усвоить

Домашнее задание по выбору учащихся. Учитель предлагает школьникам определиться с выбором домашнего задания:

1.написать сочинение на тему: «Любимая статья французского журнала», пользуясь сайтом http://blog.okapi.fr

2. написать письмо другу, советуя ему прочитать понравившуюся вам книгу или статью французского журнала.

3.сочинить рассказ о школьной библиотеке.

Здесь реализуются: ЛУУД (нравственно-эстетическое оценивание) оценивание усвояемого материала, исходя из личных ценностей;

ПУУД (действия постановки и решения проблем) решение проблем  творческого и поискового характера;

РУУД (целеполагание)  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено, и того, что ещё не известно.

Из вышесказанного видно, что для создания условий, стимулирующих мыслительную деятельность школьников, необходимо создание на уроке ситуаций, когда дети могут обмениваться своими мыслями, творить, высказывать свое мнение. Надо учитывать их интересы, жизненный опыт, индивидуальные особенности, что им кажется наиболее значимым. В процессе обучения французскому языку на базе учебника “Le français en perspective” в 6 классе для школ с углубленным изучением французского  языка ( автор Кулигина )  создаются для каждого ребенка условия, стимулирующие и развивающие его интеллектуальную активность и его мыслительную деятельность.

Пользуясь этим учебником, учитель может построить свой урок с помощью специфических проблемных ситуаций, заданий, направленных на обучение иноязычному общению, реализовать принцип коммуникативности на уроке.

В статье проведен анализ построения урока по теме «Чтение», но все другие темы, данные в учебнике, обладают набором текстов, интересных заданий, упражнений, адресов сайтов Интернета, на базе которых можно создать уроки, активизирующие мыслительную деятельность  детей.

Все вышесказанное можно отнести и к занятиям дополнительного образования студии «Вяжем и играем» объединения «Калейдоскоп» , на которых создаются условий для развития творческих способностей в области художественного вязания и применения знаний французского языка при подготовке итоговых занятий (постановка кукольного спектакля, викторина «Регионы Франции»).

 Происходит интеграция прикладного искусства с французским языком. Итогом занятий первого года обучения является показ сказок с изготовленными игрушками и использование знаний французского языка ( стихи , песни , ролевая игра ) ,

Итогом занятий второго года - выставка кукол в национальном костюме России и ряда регионов Франции, викторина « Регионы Франции» на французском языке. Дети, помимо получения умений и навыков в области художественного вязания  - изготовления игрушек своими руками, знакомятся с основами сценической деятельности и умением использовать полученные знания в области изучения  французского языка.

Список источников:

1.  ФГОС. Глоссарий // Институт стратегических исследований в образовании РАО: [сайт]. URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 33с.

3. Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб: ИПК СПО, 2012. – 244с.

4.Поташник М.М. Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 320с.

5.Кулигина  А.С.Французский язык.  Учебник для учащихся 6 класса образовательных школ с углубленным изучением французского языка.  – М.: Просвещение. 2013. -  192с.

6.Дубанова М.В. Экзамен? Это так просто…Сборник текстов. – СПб: КАРО, 2012. – 384с.  7. Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

       Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида

В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...

Тема «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Предложенные приемы активизации мыслительной деятельности позволяют:повысить мотивацию учащихся к обучению;активизировать познавательную активность;развивать мышление и креативные способности учащихся...

Целеполагание современного занятия дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

Статья может быть полезна и интересна. педагогам  для определения целей и задач при разработке занятия в системе дополнительного образования....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...