Использование нетрадиционных техник рисования в ИЗО
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техники рисования на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённость—от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности школьников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
- Условия возникновения, становления опыта.
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше ребенок окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат.
Поэтому мною не случайно была выбрана методическая тема “ Нетрадиционные техники на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся”.
На уроках изобразительного искусства, я пытаюсь разнообразить изобразительную деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, развитие творческой одаренности на уроках изобразительного искусства становится одной из основных задач современного образования и воспитания.
2.Актуальность опыта.
Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).
Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.Задача педагога сформировать у детей умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях».
Ведущая идея опыта: развитие творческой одаренности, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение нетрадиционных техник исполнения.
Диапазон опыта.
Опыт рассчитан систему уроков в разных разделах программ по изобразительному искусству для 1-4-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.
Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске
новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом.
Обобщен опыт работы по данной теме на школьном уровне. В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов. Работы стали интересней, оригинальней. Участие школьников в районных, всероссийских, международных творческих конкурсах показывает хороший результат.
3.Теоретическая база опыта.
Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А.В.Бакушинский, А.А.Венгер, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Г.Альтов, И.П.Волков, Б.М.Неменский и др.
Н.С.Лейтес указывал на развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.
С.Л.Рубинштейн говорил о том, что способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.
Б.М.Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.
Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.
Л.С.Выготский считал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.
Т.А.Юшко утверждал, что художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.
И.П.Волков указывал на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Выявить, учесть и развить творческие способности; фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Я.А.Коменский основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важный для обучения рисованию принцип «от общего к частному», затем не менее важный принцип - «от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать «…ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения.
К.Д.Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения, о развитии детского творчества, способностей, одаренности имеющие очень много общего. Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в общении с детьми.
Новизна опыта:
- рассмотрены психолого-педагогические аспекты творчества, уточнены определения творческих способностей учащихся и возможности их развития;
- рассмотрены особенности проявления творческих способностей детей в младшем школьном и подростковом возрасте;
- раскрыта сущность занятий искусством как фактора развития творческих способностей, выявлены специфика и возможности изобразительных нетрадиционных техник для развития творческого потенциала детей;
- показана эффективность использования нетрадиционных изобразительных техник на уроках изобразительного искусства и на занятиях в художественной школе для развития творческих способностей учащихся;
- разработаны методические рекомендации по использованию нетрадиционных изобразительных техник для развития творческих способностей для учащихся 1-7-х классов на уроках изобразительного искусства по программе 1-2 классы по программе ФГОС, 3-4 классы по программе Кузина, 5-7 классы по программе Б.М. Неменского.
Содержание образования.
В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования возрастает повышение качества общего художественного образования. Одной из основных отличительных особенностей изобразительного искусства является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся. Целостная, непрерывная система художественного образования, непрерывно педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства обеспечивают формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, культуры зрителя.
Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Новый тематически-поурочный принцип планирования учебного материала: блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобразительной задачи.
Главный смысловой стержень - связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно- творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. Приоритетные направления в преподавании предмета: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Формой проведения занятий является урок.
Нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-путешествие, урок-праздник, урок-викторина, урок-мастерская, урок-экскурсия и др. Использование видеоматериалов, проведение экскурсий. Осуществляются межпредметные связи, что в целом повышает воспитательное воздействие каждого урока. Триада художественной деятельности - изобразительная, декоративная, конструктивная, систематизирующая основа курса. Впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьника.
В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности.
4. Технология опыта.
Главная цель применения нетрадиционных техник на уроках изо:
- раскрыть и развить потенциальные художественные способности заложенные в ребенке;
- формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности;
- воспитание интересной, творческой личности.
Задачи, способствующие достижению цели:
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
- стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
- сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- закрепить приобретенные умения и навыки и показать широту их возможного применения ;
Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Вот уже несколько лет я собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники изобразительного искусства.
К нетрадиционным приемам прикладной изобразительной деятельности относят различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, редко применяемые в школе.
В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с соленым тестом, с глиной и многое другое.
Привожу далеко не весь перечень нетрадиционных техник, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства:
- Печать картофельным штампом
- Печать природных форм
- Печать тканью
- Печать целофаном
- Печать мятой бумагой
- Печать стирательной резинкой
- Печать поролоном
- Отпечаток картонной аппликации
- Восковка
- Силуэты
- Ниткография
- Акватипия
- Монотипия гуашевая
- Монотипия акварельная
- Клеевой рисунок
- Техника набрызга (аэрография)
- Кляксография
- Рисунок восковыми мелками с акварелью
- Рисунок парафиновой свечкой с акварелью
- Рисование акварелью с солью
- Рисование акварелью на влажной бумаге
- Рисование акварелью в соединении с тушью
- Рисование по фольге.
- Рисование палочкой на влажном фоне
- Рисование на наждачной бумаге
- Рисование зубной щеткой
- Притирание и т.д.
Применение этих техник на уроках, дает возможность нестандартного решения творческих заданий, развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску.
Проведение таких уроков способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.
Осуществляя педагогическую деятельность, применяю особые приемы на уроках изобразительного искусства:
Приём «созерцание»
Цель:развивать у детей способность воспринимать многообразие природы, эмоционально реагировать.
Приём « любования»
Цель: усилить эмоциональное воздействие природы посредством привлечения произведений искусства, учить видеть многообразие красок, обогащения словаря учащихся за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.
Приём: «Одушевления и перевоплощения»
Цель: оказать помощь детям в создании ярких образов, способствовать активизации мышления, творческого воображения.
Прием:“Рисуем словом”.
Цель: усилить эмоциональное впечатление учащихся.
Прием: “Рисуем всем, на всем»
Применяю следующие методы:
-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
-метод сравнений (для активизации мышления);
-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
-метод привлечения жизненного опыта детей;
-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-словесный метод;
-наглядный метод.
Каждый современный педагог стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации.
Для достижения поставленных задач на своих уроках я применяю различные технологии:
- Интегрированное обучение;
- Технология уровневой дифференциации;
- Технология игрового обучения;
- Обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- Проблемное обучение;
- Проектные методы обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология мастерских
- Нетрадиционные методы работы
- Работа с компьютером
Часто в своей работе применяю совместно – индивидуальную форму коллективного творчества( особенно на уроках в начальных классах ): каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Метод коллективного творчества ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний.
К эффективным условиям организации художественно-творческой деятельности детей можно отнести следующие:
1) построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;
2) создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.
- Начинать разговор с похвалы.
- Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом.
- Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках.
- Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.
- Не приказывать, а задавать вопросы.
- Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
- Создавать детям хорошую репутацию.
- Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
- Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что Вы ему предлагаете.
Приемы создания творческой атмосферы:
- первоначально давать легко доступные творческие задания;
- проявлять интерес к действиям учеников;
- признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
- раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
- поощрять чувству предвосхищения и ожидания;
- знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
- строить предположения на неограниченных данных;
- соотносить на первый взгляд несоотносимое;
- повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.
В современной школе происходит переход к новой структуре обучения. Развитие творческого потенциала личности трактуется сегодня как основная задача школы.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт – терапии.
- Арт – терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства.
- Арт – терапия делает акцент на свободное самовыражение ребенка посредством любых материалов и средств, имеющих в его распоряжении.
Выявляя подлинно одаренных детей, всем другим позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. Бытует мнение, что изобразительное искусство - предмет, доступный лишь немногим, исключительным личностям. Между тем практика показывает, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность надо лишь проявить. А люди приучаются с детства не верить в себя, не чувствуют в себе присутствия этой силы. В школе немало ребят, способных делать чудеса. Вот только они сами не знают об этом. Задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, в себя, не только определить, а развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни. Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо.
Уроки изобразительного искусства для детей – уроки познания неизвестного, развития своих сил и способностей. Развитие творческих способностей – это развитие творческого отношения и мышления; зрительной памяти и эмоциональности; целенаправленности и природной чувствительности; сенсомоторных свойств руки. Прежде чем говорить о развитии творческих способностей детей, их одаренности в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности», так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей. «Между развитием способностей и интересов существует …теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями»,- писал С. Л. Рубинштейн. Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность, деятельность которая приносит детям радость и удовлетворение.
Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. Второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы. Третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности.
В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроке изобразительного искусства практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества.
Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного.
В младшем школьном возрасте каждый ребенок с упоением рисует. Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в их рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта. Подавляющее большинство учеников средних классов постоянно испытывают значительные, а иногда и непреодолимые трудности в обучении, что приводит к острой неудовлетворенности результатами своих усилий, и как следствие, потере интереса, падению мотивации к изобразительной деятельности. Угасание художественного творчества - явление не изолированное, свойственное не только занятиям искусством, это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса, явление неизбежное, переходный период в развитии человека. В.С.Выготский отмечает: «Это охлаждение детей к рисованию, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах… В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок». Все это не значит, что подростки не склонны к творчеству. Они глубже переживают творческий процесс, осознаннее его ценят. Просто средства и способы для реализации своих замыслов, которые они получили в предшествующий период обучения, недостаточны для нового отношения к художественной деятельности. Причем очень часто эти средства ребенок получает в готовом виде, а не находит их в собственном опыте, поэтому они оказываются им не присвоены, и творческая деятельность носит преимущественно репродуктивный, нетворческий характер. Именно неудачи в работе приводят к падению мотивации к предмету.
Творческие возможности учащихся, эстетический вкус формируются посредством применения самых разнообразных художественных материалов и техник. Исходя из этого используется дифференцированный подход к интересам детей, включается в уроки различная художественная техника и материал, к которым у них сложилась наибольшая склонность и достаточные изобразительные возможности, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы. Применяя разнообразную технику и материал для выполнения работ «маленький художник» раскрывает себя, появляется интерес к изучению искусства, что является необходимым условием формирования личности ребенка. Н.С.Лейтес подчеркивал: «Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребенка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности».
Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач. И дело не только в том, чтобы правильно выбрать тот или иной методический прием, необходимо определенные детские способности, особенности сохранить. Н. С. Лейтес писал: «Очень важно – именно в связи с вопросом о способностях – не упускать из виду, что каждый детский возраст имеет свои особые, неповторимые достоинства и что переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями…Отдельные проявления особых возможностей детской психики приходят и уходят, бывают связаны главным образом с определенным этапом развития». Уловить эти временные, переходящие способности, развить их и закрепить - задача учителя. Необходимо постоянно учитывать возрастные возможности и потребности. Не каждый вид деятельности посилен детям из-за своей сложности, длительности. Кроме того, возрастные возможности ребенка не всегда сочетаются с его потребностями. Например, учащийся хочет повторить какую-либо работу, выполненную взрослым человеком, но она у него не получается. Конечно же, его охватывает разочарование. А все дело в том, что его желание не соответствовало реальным возрастным возможностям. Надо направлять детей по правильному пути для решения поставленной задачи.
Овладение новой техникой работы требует повторности упражнений, чем достигается уверенность в их применении, приобретение в работе некоторой автоматичности. По мнению Б.М.Теплова: « Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности». Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.
Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок должен в меру своих сил и возможностей овладеть некоторым уровнем знаний, умений, обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности, то здесь сами критерии ее оценки более индивидуальны. Это объясняется самим характером творчества, разным возрастом учащихся. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. «В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» (С.А. Рубинштейн). Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность. Используются разные индивидуальные подходы к детям, например: подбираются соответствующие задания, варианты заданий, определенный режим работы, с учетом способностей ориентируют детей на тот или иной вид деятельности.
Степень развития творческих способностей учащихся можно определять по показателям, предложенным психологом П.Торранса: оригинальность, гибкость, скорость и беглость, тщательность разработки идеи. Изобразительные способности условно можно разделить на следующие уровни. Высокий уровень - ученик проявляет повышенный интерес, быстро и легко осваивает способы изображения, адекватно передает свои наблюдения. Таких учеников в классе мало. Средний уровень - это большинство учеников в классе. Повторяют образцы, соединяют на рисунках изображения, которые раньше уже делали и, как им кажется, умеют выполнять. Низкий уровень- это дети, для которых знания и умения оказываются недостижимыми. Обычно в классе это один, два ученика. «Учет уровня развития ребенка и опора на зону его ближайшего развития позволяют сделать обучение средством формирования всесторонне развитой личности»(Л.С.Выготский). Индивидуальный подход предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. По мнению Б.М. Неменского, при коллективной форме работы ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и опыт понимания места и роли искусства в жизни. Чтобы увлечь всех детей художественным творчеством, каждому ребенку важно пережить успех в своей работе, при большом диапазоне деятельности у каждого ребенка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу. При оценке работ внимательно просматривается аккуратность, композиция, цветовое решение, оригинальность замысла.
По показателю творческой активности детей устанавливаются следующие уровни: оригинальный – заметностремление передать движение или чувства изображенных персонажей, замысел практически не повторяется; необычный- замысел редко повторяется на рисунках класса, заметно движение,тема, сюжет, редко повторяется; интересный – замысел повторяется на рисунках других учеников, но отдельныеизображения передают движение, которых на рисунках простого уровня нет; простой – замысел часто повторяется, рисунки не понятны без словесного объяснения. После урока работы монтируются на съемную выставку. В ходе обсуждения воспитывается доброжелательность, конструктивность в критических замечаниях. Ребята не просто зрители, а критики-искусствоведы. Выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь увеличивает желание работать.
В практике работы для активизации развития творческих способностей детей,их одаренности, стимулирования воображения, фантазии, а значит, и детского творчества используют следующие методы:
- «забегания вперед» и «возвращение к пройденному» применяется при запоминании новых имен художников, новых терминов;
- метод сравнения как основной путь активизации художественного мышления, это и метафорические, образные сравнения по типу: «Что на что похоже»;
- это и наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей разных материалов, видов деятельности;
- метод педагогического ограничения задачи при многообразии вариантов ее решения, где ребятам предоставляется творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой урока.
На уроках используют игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Например, игра в художников и зрителей. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. Обобщащие уроки четверти драматически выстраиваются так, чтобы проверить усвоение тем в ролевых играх: ребята могут выступать в роли экспертов, экскурсоводов, мастеров. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью зрительного материала. Помимо перечисленных методов для создания эмоциональной атмосферы на уроке огромное значение имеет использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда, применение ИКТ. Все это помогает сделать труд детей занимательней, интересней, продуктивней, способствует созданию эмоциональной атмосфере, снимают перегрузки. Но надо помнить, что «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи… Приучайте же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…» ( К.Д.Ушинский).
При выполнении работ учащиеся используют жизненный опыт, примеры из окружающей действительности. «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком».
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени его одаренности. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности учащихся …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).
Приведу примеры применения нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.
Учет особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, поскольку даже известные художники совершенствуют свое мастерство бесконечно.
Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Невозможно перечислить все виды деятельности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы .
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность создает положительные эмоции.
Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
5. Результативность опыта
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.
Нетрадиционные техники на уроках помогают творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Считаю опыт своей работы «Применение нетрадиционных техник на уроках изо в развитии одаренности учащихся» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.
Применение нетрадиционных техник рисования на уроках
изобразительного искусства
Содержание
Введение 3
1. Теоретические сведения 3
1.1. Виды нетрадиционных техник рисования 4
2. Практическое значение 7
2.1. Применение на уроках ИЗО 8
Заключение 8
Список литературы 9
Приложение 10
Введение
Программа Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» основана на изучении художественного материала при помощи традиционных техник рисования. Такими являются: живопись гуашью и акварелью, декоративная живопись и роспись, рисование цветными карандашами и цветными ручками. Такие техники рисования развивают художественный потенциал ребенка, мелкую моторику рук, умение сочетать оттенки цветов и подбирать подходящие по смыслу.
Автор считает, традиционное рисование недостаточно для полноценного развития личности.
Поэтому, перед автором возникла тема для самообразования, которая в последствии придаст урокам интерес к обучению, мотивацию к познанию, а так же раскрытию личностных особенностей каждого ученика.
Цель: изучить всевозможные нетрадиционные техники рисования применимые на уроках изобразительного искусства
Задачи:
- исследовать методическую и художественную литературу по данной теме
- рассмотреть нетрадиционные техники рисования
- рассмотреть инструменты и материалы, применимые для данных техник
- изучить технологические особенности техник
- отобрать виды рисования, применимые на уроках изобразительного искусства
Актуальность данной темы в том что, в современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств.
Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно- познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать и нетрадиционное рисование.
Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражении ученика. Техники способствуют:
проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.
Автор изучил огромное количество нетрадиционных техник, но важно отметить, что не все виды рисования подходят к применению на уроках изобразительного искусства, в связи с возрастом, психологическими особенностями детей, ограничению времени и материалов.
Важно отметить вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования, которые предоставляют учителю возможность творчески подойти к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства. Учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс
желанным, интересным и познавательным.
1. Теоретические сведения
Виды нетрадиционных техник рисования
Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.
Варианты монотипии:
- Монотипия с простым оттиском: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат.
- Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.
- Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.
- Монотипия штампами: нанесение на штамп (листок дерева, кружево, губка и
т. д.) краски с последующим печатанием на чистую поверхность.
Инструменты и материалы, применимые в школе:
- белый или цветной картон, может быть ткань, дерево, пластик
- гуашь, акварель, может быть темпера, акрил
- кисти различного диаметра
- банка с водой
Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.
Варианты аэрографии:
- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.
- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.)
предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.
- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.
Инструменты и материалы, применимые в школе:
- белая или цветная бумага
- гуашь, акварель
- кисти различного диаметра, может быть: пульверизатор, зубная щетка, щетка для одежды, малярная кисть
- банка с водой
Пуантилизм - (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.
Инструменты и материалы, применимые в школе:
- белая или цветная бумага
- кисти различного диаметра
- банка с водой, палитра, тряпочка
Граттаж - буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры. Техника выполнения: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.
Виды граттажа:
- с помощью восковых мелков: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.
- с помощью восковой свечи: готовый цветной рисунок на картоне обработать свечой. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.
Инструменты и материалы, применимые в школе:
- обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага, можно использовать готовый рисунок на картоне
- восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след), можно использовать восковую свечку
- гуашь, лучше темных тонов;
- широкая кисть; деревянная зубочистка (или пустой автоматический карандаш, палочки от чупа-чупсов и т.д.).
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок
Виды кляксографии:
- раздувание краски: капнуть на лист плотной бумаги цветную жидкую краску и дунуть на каплю в соломинку под разными углами, затем получить фантазийный рисунок с помощью дорисовку подходящей по смыслу.
- с помощью нитки: на чистую поверхность положить нитку различными узорами предварительно смоченную в воде и гуаши, затем приложить лист бумаги и примять оба листа. Аккуратно, но резко вытащить нитку не открывая листов.
Полученное изображение откорректировать недостающими линиями.
- клякса закрытыми глазами: предварительно закрыв глаза, нарисовать на листе различные узоры. Затем из полученных клякс создать образ при помощи раскрашивания и добавления, подходящих по смыслу линий.
- ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести. Ученик должен из ладошки создать свой неповторимый образ, желательно из мира фауны.
Инструменты и материалы, применимые в школе:
- гуашь, акварель, цветные карандаши и ручки, фломастеры
- кисти различного диаметра, нитки, коктельная трубочка
- банка с водой, палитра, тряпочка, клеенка или газета
Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.
Виды смешанной техники:
- акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.
- цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером
Рисование подручными средствами – сочетание в рисунках основ живописи и декоративно прикладного искусства
Виды рисования подручными средствами:
- рисование пластилином: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем обработка пластилином поверх рисунка. Образ завершается в процарапывании пластилина, для достижения максимального эффекта новизны.
- рисование на клей: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем поверх образа тонким слоем по контуру наливается клей, поверх насыпают различные сыпучие вещества. Встряхнуть работу и дать высохнуть.
Инструменты и материалы, применимые в школе:
- белый или цветной картон
- пластилин
- клей ПВА, кисточка, газета, тряпочка
- сыпучие вещества (песок, кофе, чай, манка) подручные средства ( вата, кусочки ниток или материала, бисер и т. д.)
Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования
Виды рисования на различных поверхностях:
- рисование на цветном фоне
- на сыром листе
- на жатой, зернистой, наждачной бумагах
- на фактурных обоях, материале, деревянной и пластиковой поверхностях
Таким образом, изучив из огромного количества видов рисования, автор отобрал наиболее применимые к темам по программе Б.М. Неменского. Автор считает, что такое разнообразие техник рисование поможет улучшить уроки рисования: повысит мотивацию к знаниям, интереса к урокам, развитию воображения и фантазии.
2. Практическое значение
Применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является курсом, где изучаются основные виды искусства: живопись, графика, скульптура и архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство в сочетании с региональным компонентом. Таким образом, все изображаемые в рисунках виды можно сочетать с нетрадиционными техниками рисования.
Важно отметить, что нетрадиционные техники можно применять на различных этапах урока.
Так, например,
- при изучении новой темы – может быть практическая работа в сочетании с нетрадиционными техниками
- при восприятии художественного произведения на уроке – может быть разор картины выполненной необычной техникой
- при повторе предыдущей темы – может быть мини-задание на закрепление изученной темы связанной с необычным рисованием
- при первичном закреплении – может быть упражнение в сочетании с нетрадиционной техникой рисования
Следовательно, при применении на уроках рисования необычных техник рисования возможно и даже желательно для повышения уровня активности в работе.
Примеры использования нетрадиционного рисования с 5 по 8 класс в соответствии с темами предложенными программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
5 класс
- «Пятно как средство выражения» - монотипия, в помощь учащимся при обучении смешению цветов.
- «Натюрморт в графике» - смешанная техника, как восприятие возможности изобразить предмет различными способами.
- «весенний пейзаж» - рисование на различных поверхностях, в основном на сыром фоне, для демонстрации смешения оттенков цветов прямо на листе бумаги
6 класс
- «Человек и его профессия» - смешанная техника на выбор учащихся, для придания оригинальности и выразительности в работе.
- «Новогодний карнавал» - рисование подручными материалами, для осознания детьми, что любую работу можно выполнить подручными средствами
- «Сказочно-былинный жанр» - монотипия как упражнения для развития фантазии
7 класс
- «Внутренний мир русской и коми избы» - смешанная техника (акварель и черная ручка), для придачи картине старины и четкости в работе.
- «Дымковская игрушка» - рисование подручными средствами (пластилин на белый картон), придача работе оригинальности и объема.
- «Искусство Жостова» - рисование на различных поверхностях, рисование на цветном фоне (черный фон) гуашью ярких тонов, для выразительности и оригинальности в работе.
- «Интерьер и вещь в доме» - смешанная техника (цветной карандаш и фломастер), для придачи работе четкости и насыщенности.
«Дизайн и архитектура моего сада» - аэрография фона, для максимального достижения озеленения сада.
Заключение
Применяя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные техники рисования, автор подтвердил свою точку зрения: что такие уроки проходят живее, оригинальнее, с интересом для детей, а так же у детей проявляются творческие способности, мотивация к успеху в учении.
Как показала практика в уроках, такие нетрадиционные техники можно применять для различного возраста, на различных этапах урока, а так же можно применять как часть в уроке, например упражнение или задание.
Список литературы
1. Авдеев Ю.С., Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись. [Текст]/ - М.: Владос, 2010. – 223с.
2. Бочкова И. А. (пер с анг.) Карманная энциклопедия рисунка и живописи. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2003. – 256с.
3. Егоров Р. И. Аэрография: Практическое пособие. [Текст]/ - М.: Этерна, 2007. – 256с.
4. Данкевич Е.В. Сомичева З.Е. Пластилиновая живопись. [Текст]/ - М.: Оникс 21 век, 2002. – 96с.
5. Джек Хамм. Первые уроки рисования и живописи. Натюрморт. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2007. – 43с.
6. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208с.
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. [Текст]/ - М.: Этерна, 2008. – 144с.
8. Мельникова О. В., Гремячинская В. А. Я рисую мир. [Текст]/ - М.: Просвещение (Волшебная мастерская), 2011. – 30с.
9. Молцмен Стенли. Пейзаж. Техника рисования. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2010. – 50с.
10. Никологорская О. А. Игры с красками и бумагой. [Текст]/ - М.: Школьная пресса, 2003. – 48с.
11. Найс Клаудиа. Акварель для начинающих. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2010. – 47с.
12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2010. – 141с.
13. Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать: Узнайте, что такое цвет, как он действует и как сделать так, чтобы он работал в ваших живописных произведениях. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2007. – 64с.
14. Рисовать просто. Рисуем акварельными красками и карандашами. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2010. – 256с.
15. Сайдевей Я., Хоггет С. Рисуем карандашами, тушью и пастелью. [Текст]/ - М.: БММ, 2011. – 160с.
16. Смит Р., Райт М., Хортон Д. Школа изобразительного искусства. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2004. – 479с.
17. Стародуб К. И., Евдокимова Н. А. Рисунок и живопись. [Текст]/ - М.: Феникс, 2011. – 74с.
18. Станьер П. (пер. с анг. Фрейберг С.Х.). Пособие по техникам рисования. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2007. – 207с.
19. Шампарова Л. В. Изобразительное искусство: 5-8-й классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2010. – 55с.
20. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства. [Текст]/ - М.: Академический проект, 2010. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открыттого урока в 4 классе на тему: "Выполнение рисунка весенних цветов с использованием нетрадиционных техник рисования".
Конспект открытого урока в 5 классе на тему: "Выполнение рисунка весенних цветов с использованием нетрадиционных техник рисования", раазработанный для учащихся коррекционной школы 8 ...
Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".
Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо"....
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 3-4 лет
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает инт...
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.
Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...
План по самообразованию на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2-3 лет"
План по самообразованию...
Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Весенние цветы»
Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.Задачи:Образовательные: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом – акварелью по мокрому...