Рабочая программа секции "Водное поло"
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на два года. Контингент занимающихся - учащиеся школы, не имеющие ограничений к занятиям по здоровью. Обязательное условие для реализации программы- умение плавать любым спортивным способом. В дальнейшем ведеться работа по совершенствованию техники плавания всеми стилями, но первоначально учащийся должен уметь проплывать заданную дистанцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnoe_polo._shsk.docx | 61.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №482 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
194362, Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова дом 6.
Тел. +7 991-000-94-47
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета № _____ от ___________________________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №482 ________________________ С.А. Лубенникова «___» _____________2016 год |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Водное поло»
Возраст обучающихся от 11 до 16лет
Срок реализации 2 года
- Автор-составитель:
- Осинцева Марина Валерьевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее - программа) «Водное поло» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность программы
в необходимости приобщения современных детей к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Новизна программы: Программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает большое количество желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков учащийся имел возможность снять эмоциональное напряжение средствами физической культуры. Программа предусматривает занятия с разновозрастными группами, включая учащихся с разными физическими способностями; выполняет компенсаторскую воспитательную функцию, предлагая подростку организованный досуг, ориентируя его на модель здорового образа жизни, которой они могут следовать в будущем.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы выражается в создании условий для систематического тренировочного процесса, только в этом случае создается возможность для успешного физического и духовного развития учащихся, появляется положительная мотивация для занятий спортом.
Программа учитывает соответствие образовательной среды (материально-техническое обеспечение, профессиональный уровень преподавателей), социума возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, состоянию их здоровья и физического развития.
Цель программы:
Развитие личности ребенка, формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом путём создания благоприятных условий для занятий водным поло.
Задачи программы
Обучающие:
- Сформировать представление о виде спорта – водном поло, его возникновении, развитии;
- Изучить правила игры в водное поло;
- Изучить технику спортивных способов плавания;
- Обучить основам техники и тактики игры в водное поло;
- Ознакомить с правилами судейства соревнований по водному поло;
- Совершенствовать умения и навыки в технике игры в водное поло.
Развивающие:
- Развить специальные физические способности при игре в водное поло;
- Развить быстроту и реакцию при игре в водное поло;
- Развить технические и тактические умения и навыки;
- Способствовать укреплению здоровья и общему развитию организма игрока.
Воспитательные:
- Привить интерес к занятиям спортом;
- Способствовать воспитанию морально-волевых, физических качеств;
- Способствовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи.
Срок и условия реализации
Программа рассчитана на 2 года обучения
Программа рассчитана на детей 11-16 лет.
В группы принимаются все желающие без специального отбора, умеющие плавать одним из спортивных стилей, имеющие медицинский допуск к занятиям.
Формы и режим занятий
Количество часов в год:
1 год обучения 144 часа (2часа два раза в неделю);
2 год обучения 144 часа (2часа два раза в неделю).
Наполняемость учебной группы по годам обучения:
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 12 человек.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода.
Особенности программы
В ходе занятий осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а основные – на формирование технических навыков и тактических умений.
Формы организации детей на занятии:
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа в малых группах.
Занятия включают теоретическую, общефизическую и практическую часть. Тема занятия определяется приобретаемыми навыками
Формы проведения занятий:
- учебное занятие;
- беседа;
- игра;
- занятие-праздник;
- соревнования;
сдача контрольных нормативов
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К моменту завершения программы, обучающиеся будут:
- иметь представление о водном поло, как о виде спорта;
- ознакомиться с мерами предосторожности на занятиях и правилах поведения в бассейне;
- знать и соблюдать правила гигиены;
- знать общие правила игры водного поло; - отличать способы плавания и демонстрировать их;
- уметь использовать плавательно-технические навыки;
- изучить технику ведения мяча при плавательном движении;
- уметь выполнять прием и передачу мяча над собой одной рукой;
- изучить основные виды бросков (основной бросок, бросок с лета, бросок назад, бросок кистью, самостоятельный перевод мяча);
- уметь координировать броски с плавательными движениями;
- играть по упрощенным правилам водного поло;
- применять полученные знания в ходе учебной игры.
- знать терминологию водного поло;
- знать и соблюдать правила игры водного поло;
- изучить технику спортивных способов плавания, способов передвижения ватерполистов и техники специальных приемов игрового плавания;
- овладеть техникой ведения мяча при плавательном движении;
- овладеть приемом и передачей мяча над собой одной рукой;
- уметь координировать броски с плавательными движениями;
- владеть основами техники и тактики игры;
- применять полученные знания в ходе учебной игры;
- ознакомиться с навыками судейства соревнований по водному поло.
Способы определения результативности
- Тестирование
- анкетирование
- школьные соревнования по водному поло,
- посещение соревнований,
- товарищеские игры.
Формы подведения итогов
Участие в соревнованиях, открытые занятия, товарищеские игры, контрольные упражнения по технической и специальной подготовке, результаты фиксируются в протоколах.
Специфика программы
На каждом занятии обучающийся должен иметь: резиновые тапки, мыло, мочалка, полотенце, купальный костюм (плавки, купальник), плавательная шапочка;
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи
Обучающие:
- Сформировать представление о виде спорта – водном поло, его возникновении, развитии;
- Освоить рабочую позу пловца, сформировать чувства опоры о воду и дыхания в воде – как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
- Изучить технику спортивных способов плавания; ватерпольных вариантов плавания кролем на груди, кролем на спине;
- Обучить технике начальных приемов владения мячом;
Развивающие:
- Развить специальные физические качества, необходимые при игре в водное поло;
- Способствовать укреплению здоровья и общему развитию организма игрока.
Воспитательные:
- Привить интерес к занятиям спортом;
- Способствовать воспитанию морально-волевых, общефизических качеств;
- Способствовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи.
К концу первого года обучения, учащиеся будут:
знать:
- теоретические сведения о водном поло, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- правила техники безопасности при проведении занятий в бассейне;
- технику начальных приемов владения мячом;
уметь:
- выполнять упражнения специальной физической подготовки;
- использовать спортивные способы плавания для решения различных двигательных задач;
- применять ватерпольные варианты плавания кролем на груди и кролем на спине;
- выполнять старты и повороты;
- демонстрировать технику начальных приемов владения мячом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 года обучения
№ п/п | Разделы программы Темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Теоретический материал | 13 | ||
1.1. | Вводное занятие. Правила ТБ. Ознакомление с программой | 2 | 2 | |
1.2. | Правила поведения в бассейне. Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена | 1 | 1 | |
1.3. | Правила игры в водного поло | 10 | 10 | |
2. | Плавательная подготовка | 35 | ||
2.1. | Общая плавательная подготовка: изучение техники спортивных способов плавания | 15 | 15 | |
2.2. | Специальная плавательная подготовка: изучение техники комбинированных и специальных способов плавания | 20 | 20 | |
3. | Общая физическая и специальная подготовка | 41 | ||
3.1. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше | 20 | 20 | |
3.2. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на воде | 21 | 21 | |
4. | Техническая подготовка | 45 | ||
4.1. | Изучение техники способов передвижения ватерполистов | 4 | 20 | 24 |
4.2. | Изучение техники начальных приемов владения мячом | 4 | 17 | 21 |
5. | Игровая подготовка | 10 | 10 | |
Итого: | 21 | 123 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1 года обучения
1. Теоретический материал.
1.1. Вводное занятие. Правила ТБ. Ознакомление с программой.
Теория: Знакомство. Общие правила техники безопасности. Предупреждение травматизма. Знакомство с программой. Способы самоконтроля за состоянием здоровья.
1.2.Правила поведения в бассейне. Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена.
Теория: Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Общие гигиенические требования к режиму дня, питанию и отдыху при занятиях водном поло. Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в плавательном бассейне.
1.3. Правила игры в водного поло
Теория: основные правила игры водное поло; жесты судей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1 года обучения
2. Плавательная подготовка
Изучение техники спортивных способов плавания
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Кроль на груди и кроль на спине. Движения руками, ногами, дыхания, согласование движений руками с дыханием, общее согласование движений.
Брасс. Движения руками, ногами, дыхания, согласование движений руками с дыханием, общее согласование движений.
Баттерфляй (дельфин). Движения руками, ногами, дыхания, согласование движений руками с дыханием, общее согласование движений.
Упражнения в совершенствовании техники спортивных способов плавания. Совершенствование техники плавания способами кроль на спине, кроль на груди, брасс, дельфин: плавание с помощью движений одними руками; плавание с помощью движений одной рукой, другая вытянута вперед; плавание с помощью движений одними ногами (с плавательной доской и без нее); плавание с полной координацией; совершенствование техники дыхания при плавании с полной координацией; при помощи движений только руками, при помощи движений только ногами.
Плавание в свободном темпе кролем на груди, на спине и брассом с акцентом на технику, постепенно увеличивая длину преодолеваемых дистанций от 50 до 200м; плавание в свободном темпе дельфином дистанций 25, 50 и 100м. Плавание с акцентом на технику с помощью движений руками или ногами на дистанции 50, 100 и 200м следующими способами: кроль на груди, на спине, брасс.
Повторное плавание с акцентом на технику в свободном и умеренном темпе 3-4 х 25м; 2-3 х 50м с помощью движений только ногами всеми способами. Повторное плавание на технику с полной координацией движений 4-6 х 25м; 3-4 х 50м всеми способами, кроме баттерфляя.
Эстафетное плавание типа N х 25м (с полной координацией движений; с помощью движений одними руками и одними ногами).
3. Общая физическая и специальная подготовка
Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше
Ходьба: друг за другом; с различным положением рук; с различной постановкой стоп; с имитацией движений руками кролем на груди; кролем на спине.
Бег: друг за другом; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боком приставными шагами; спиной вперед.
Прыжки: на двух ногах; на одной ноге; приставными шагами; в приседе; с различным положением рук.
Построение.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных (И.п.) исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание и разгибание рук, махи, отведение и приведение, рывки руками; то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах; приседание; отведение, приведение и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных И.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног.
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки. В различных И.п. – наклоны, повороты, вращения туловищем; в положение лежа – поднимание и опускание прямых и согнутых ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища; седы из положения лежа на спине; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из И.п. лежа, сидя; различные сочетания этих движений.
Для всех групп мышц могут выполняться упражнения с предметами: короткой и длинной скакалками, гантелями, набивными мячами, гимнастическими палками и т.п.
Упражнения для развития силы. Упражнение с преодолением собственного веса; подтягивание на перекладине, отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазание по канату. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание отрезков от 10 до 30м со старта с максимальной скоростью. Бег с целью догнать партнера.
Упражнения для развития гибкости. Упражнения с партнером: пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат.
Упражнения на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке. Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, в длину с места, перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и т.п.).
4. Техническая подготовка.
Упражнения для изучения техники способов передвижения ватерполистов. Ватерпольные варианты плавания кролем на груди и кролем на спине.
Плавание на боку. Движение руками, ногами, дыхание, согласование движений руками с дыханием, общее согласование движений.
Упражнения, имитирующие основные положения туловища в воде и элементы техники плавания, техники способов передвижения ватерполистов.
И.п. – присед, руки вверх, ладонями вперед, кисти вместе, голова между рук : встать, поднимаясь на носки, смотреть на кисти рук и потянуться.
И.п. – то же, но ладонь на ладонь, голова затылком на плечах: встать, поднимаясь на носки, потянуться, смотреть на пальцы ног.
И.п. – лежа на гимнастической скамейке: имитация положения для скольжения на груди.
И.п. – лежа на гимнастической скамейке на спине: имитация положения для скольжения на спине.
И.п. – ноги на ширине плеч, полунаклон вперед прогнувшись: имитаций движений руками в плавании кролем, брассом, дельфином.
И.п. – основная стойка, руки вниз – в стороны: имитация движения руками в плавании на спине.
И.п. – сидя на полу (на скамейке) с опорой руками сзади: имитация движения ног кролем, дельфином, брассом.
И.п. – стоя на одной ноге с опорой рукой о стенку: имитация движения туловищем и другой (не опорной) ногой, как в дельфине.
Изучение техники начальных приемов владения мячом
На суше. Ловля и броски мяча двумя руками из-за головы, толчком от груди, броском с боку и т.п. Ловля двумя руками мяча, брошенного одной рукой из-за головы, толчком от плеча, махом через сторону и т.п. Баскетбольное ведение мяча одной рукой; попеременно правой – левой; с изменением точки отскока; на месте и в движении.
Упражнения, имитирующие технику движения при выполнении основного броска; упражнения без мяча, с мячами уменьшенных размеров (теннисный, гандбольный), с ватерпольными мячами. Броски ватерпольных мячей в вертикальную стенку. Броски мяча партнеру и ловля двумя руками. Броски мяча партнеру и остановка летящего мяча «гасящим» движением кисти на пол перед собой. Подбрасывание мяча вперед перед собой и прием одной рукой снизу; попеременно правой – левой; на месте и в движении. Броски мяча в вертикальную стенку и прием отскакивающих мячей одной как правой, так и левой рукой. Прием – передача мяча в парах на различном расстоянии друг от друга в положении стоя, сидя, лежа. Прием – передача мяча в группах на различном расстоянии друг от друга в разных направлениях, стоя на месте и с элементами движения; сидя. В положении сидя или стоя на коленях: поднимание мяча с пола одной рукой, подхватом катящегося навстречу мяча, подхватом с поворачиванием.
В воде (глубина по пояс или по грудь). Ловля и броски двумя руками из-за головы, толчком от груди, броском с боку и т.п. Ловля двумя руками мяча, брошенного одной рукой из-за головы, толчком от плеча, махом через сторону и т.п.
Упражнения, имитирующие технику движений при выполнении основного броска. Упражнения без мяча, с мячами уменьшенных размеров, с ватерпольными мячами. Броски мяча партнеру и ловля мяча двумя руками. Поднимание мяча, лежащего впереди, сбоку, сзади с воды подхватом и приведение в положении замах, как при выполнении основного броска, стоя на дне бассейна; после подплывания к мячу с опорой на дно; то же с выполнением броска. Поднимание мяча, лежащего впереди, сбоку, сзади с воды подхватом с поворачиванием кисти и приведение в положение замаха, как при выполнении основного броска, стоя на дне бассейна; после подплывания к мячу с опорой на дно; то же с выполнением броска. Поднимание мяча с воды подхватом и надхватом с поворачиванием кисти и броски в вертикальную стену, щит на бортике бассейна, ватерпольные ворота; стоя на дне бассейна; после подплывания к мячу, лежащему на воде, с опорой на дно; в прыжке после отталкивания от дна. Броски мяча партнеру и остановка летящего мяча «гасящим» движением кисти на воду перед собой, стоя на дне; в прыжке оттолкнувшись от дна бассейна. Броски мяча в вертикальную стенку и прием отскакивающих мячей одной рукой, стоя на различном расстоянии от стены. Прием передача мяча в парах, стоя на различном расстоянии друг от друга. Прием – передача мяча в группах (тройках, четверках) на различном расстоянии друг от друга, в различных направлениях, стоя на месте и с элементами движения.
Подвижные игры: «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Салки с мячом», «Борьба за мяч», «Мяч своему тренеру», «Водное поло» по упрощенным правилам, эстафеты с элементами техники владения мячом и т.п.
5. Игровая подготовка
Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи
Обучающие:
- Продолжить знакомство обучающихся с видом спорта водное поло, историей игры, правилами, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований.
- Обучить на практике основам здорового образа жизни
Развивающие:
- Продолжить развивать опорно-двигательный аппарат учащихся;
- Способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся, укреплять здоровье, закаливать организм.
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширить спортивный кругозор детей.
Воспитательные:
- Научить ребенка добиваться поставленной цели.
- Воспитывать упорство и силу воли.
К концу второго года обучения, занимающиеся будут:
знать:
- историю водного поло в России, о спортивной квалификации, разрядах, званиях
уметь:
- правильно распределять нагрузки в режиме дня;
- использовать свои нравственные и волевые качества в игре, станут более выносливыми к любым нагрузкам;
- использовать технико-тактический арсенал игры;
- применять в игре спортивные и специальные способы плавания;
- переходить от одного стиля плавания на другой в зависимости от игровой ситуации;
- выполнять основной бросок одной рукой с места и с хода;
- выполнять поднимание мяча с воды подхватом и надхватом;
- выполнять ведение мяча;
- перемещаться с мячом в руке;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 года обучения
№ п/п | Разделы программы Темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Теоретический материал | 13 | ||
1.1. | Вводное занятие. Правила ТБ. Ознакомление с программой | 2 | 2 | |
1.2. | Правила поведения в бассейне. Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена | 1 | 1 | |
1.3. | Правила игры в водного поло | 10 | 10 | |
2. | Плавательная подготовка | 35 | ||
2.1. | Общая плавательная подготовка: изучение техники спортивных способов плавания | 15 | 15 | |
2.2. | Специальная плавательная подготовка: изучение техники комбинированных и специальных способов плавания | 20 | 20 | |
3. | Общая физическая и специальная подготовка | 41 | ||
3.1. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше | 20 | 20 | |
3.2. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на воде | 21 | 21 | |
4. | Техническая подготовка | 45 | ||
4.1. | Изучение техники способов передвижения ватерполистов | 4 | 20 | 24 |
4.2. | Изучение техники начальных приемов владения мячом | 4 | 17 | 21 |
5. | Игровая подготовка | 10 | 10 | |
Итого: | 21 | 123 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2 года обучения
1. Теоретический материал.
1.1. Вводное занятие. Правила ТБ. Ознакомление с программой 2 года обучения.
Теория: Общие правила техники безопасности. Предупреждение травматизма. Знакомство с программой 2-го года обучения. Способы самоконтроля за состоянием здоровья.
1.2.Тактика водного поло.
Теория: Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Взаимосвязь тактики с другими видами подготовки. Индивидуальная тактика наступления и обороны. Командная тактика наступления. Руководящая роль капитана команды в процессе игры.
1.3. Техника водного поло.
Теория: Понятие о спортивной технике. Классификация и терминология технических приемов. Техника способов передвижения ватерполистов. Техника специальных приемов игрового плавания. Техника приемов защиты, техника владения мячом.
1.4. Правила игры в водного поло
Теория: основные правила игры водное поло; жесты судей.
Содержание практической подготовки
2 год обучения
2.Плавательная подготовка
Кроль на груди. Плавание с полной координацией движений. Плавание с помощью движений одними руками; плавание с помощью движений ногами с различными положениями рук и вариантов дыхания. Плавание с «обгоном»: вытянутая вперед рука начинает гребок в момент, когда вторая войдет в воду, вдох под одну руку в конце гребка. Плавание с «двусторонним дыханием». Плавание с помощью ног кролем. Плавание кролем с задержкой дыхания и непрерывным движением рук.
Кроль на спине. Плавание с полной координацией движений. Плавание с помощью одновременных и попеременных движений руками. Плавание на «сцепление». Плавание на спине со вдохом как под левую, так и под правую руку. Плавание на спине с помощью ног кролем и одновременных движений руками.
Дельфин. Плавание с полной координацией движений; плавание брассом с помощью движений руками дельфином и ногами – кроль; плавание с помощью движений ногами дельфином в положениях на спине, на груди и на боку с различными положениями рук.
Брасс. Плавание с полной координацией движений; плавание брассом с помощью движений руками; плавание с раздельным согласованием движений руками и ногами и с обычным согласование движений.
Упражнения для совершенствования техники комбинированных и специальных способов плавания.
Совершенствование техники плавания способами – ватерпольный кроль на спине: плавание с помощью движений одними руками с поднятой головой и высоким положением плечевого пояса (с использованием поплавка между ног и без него); плавание с помощью движений одними ногами (с плавательной доской и без нее) с поднятой головой и различным И.п. рук; плавание в полной координации.
Совершенствование техники плавания на боку: плавание с помощью движений одними руками (с поплавком между ног и без него); плавание с помощью движений одними ногами (с плавательной доской и без нее) с поднятой головой и различным И.п. рук; плавание в полной координации.
3.Общая физическая и специальная подготовка
Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше
Ходьба: друг за другом; с различным положением рук; с различной постановкой стоп; с имитацией движений руками кролем на груди; кролем на спине. Бег: друг за другом; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боком приставными шагами; спиной вперед.
Прыжки: на двух ногах; на одной ноге; приставными шагами; в приседе; с различным положением рук.
Построение.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных (И.п.) исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание и разгибание рук, махи, отведение и приведение, рывки руками; то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах; приседание; отведение, приведение и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных И.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног.
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки. В различных И.п. – наклоны, повороты, вращения туловищем; в положение лежа – поднимание и опускание прямых и согнутых ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища; седы из положения лежа на спине; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из И.п. лежа, сидя; различные сочетания этих движений.
Для всех групп мышц могут выполняться упражнения с предметами: короткой и длинной скакалками, гантелями, набивными мячами, гимнастическими палками и т.п.
Упражнения для развития силы. Упражнение с преодолением собственного веса; подтягивание на перекладине, отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазание по канату. Упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание отрезков от 10 до 30м со старта с максимальной скоростью. Бег с целью догнать партнера. Упражнения для развития гибкости. Упражнения с партнером: пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат.
Упражнения на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, в длину с места, перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и т.п.).
Спортивные и подвижные игры и эстафеты.
Специальные упражнения: Упражнения для укрепления мышц. Упражнения с резиновыми амортизаторами, набивными мячами и без предметов для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях плавания (передвижение ватерполистов) и бросковых движениях; упражнения на растягивание и подвижность суставов, в которых происходят основные движения в водном поло; в плечевом, в голеностопном, тазобедренном, коленном, шейном и поясничном отделах позвоночного столба.
Упражнения, имитирующие основные положения туловища в воде и элементы техники плавания, техники способов передвижения ватерполистов.
И.п. – присед, руки вверх, ладонями вперед, кисти вместе, голова между рук: встать, поднимаясь на носки, смотреть на кисти рук и потянуться.
И.п. – то же, но ладонь на ладонь, голова затылком на плечах: встать, поднимаясь на носки, потянуться, смотреть на пальцы ног.
И.п. – лежа на гимнастической скамейке: имитация положения для скольжения на груди.
И.п. – лежа на гимнастической скамейке на спине: имитация положения для скольжения на спине.
И.п. – ноги на ширине плеч, полунаклон вперед прогнувшись: имитаций движений руками в плавании кролем, брассом, дельфином.
И.п. – основная стойка, руки вниз – в стороны: имитация движения руками в плавании на спине.
И.п. – сидя на полу (на скамейке) с опорой руками сзади: имитация движения ног кролем, дельфином, брассом.
И.п. – стоя на одной ноге с опорой рукой о стенку: имитация движения туловищем и другой (не опорной) ногой, как в дельфине.
4.Техническая подготовка
Упражнения для совершенствования техники способов передвижения ватерполистов.
Совершенствование техники плавания способами – ватерпольный кроль на спине: плавание с помощью движений одними руками с поднятой головой и высоким положением плечевого пояса (с использованием поплавка между ног и без него); плавание с помощью движений одними ногами (с плавательной доской и без нее) с поднятой головой и различным И.п. рук; плавание в полной координации.
Совершенствование техники плавания на боку: плавание с помощью движений одними руками (с поплавком между ног и без него); плавание с помощью движений одними ногами (с плавательной доской и без нее) с поднятой головой и различным И.п. рук; плавание в полной координации.
Изучение техники приемов владения мячом
На суше. Ловля и броски мяча двумя руками из-за головы, толчком от груди, броском с боку и т.п. Ловля двумя руками мяча, брошенного одной рукой из-за головы, толчком от плеча, махом через сторону и т.п. Баскетбольное ведение мяча одной рукой; попеременно правой – левой; с изменением точки отскока; на месте и в движении.
Упражнения, имитирующие технику движения при выполнении основного броска; упражнения без мяча, с мячами уменьшенных размеров (теннисный, гандбольный), с ватерпольными мячами. Броски ватерпольных мячей в вертикальную стенку. Броски мяча партнеру и ловля двумя руками. Броски мяча партнеру и остановка летящего мяча «гасящим» движением кисти на пол перед собой. Подбрасывание мяча вперед перед собой и прием одной рукой снизу; попеременно правой – левой; на месте и в движении. Броски мяча в вертикальную стенку и прием отскакивающих мячей одной как правой, так и левой рукой. Прием – передача мяча в парах на различном расстоянии друг от друга в положении стоя, сидя, лежа. Прием – передача мяча в группах на различном расстоянии друг от друга в разных направлениях, стоя на месте и с элементами движения; сидя. В положении сидя или стоя на коленях: поднимание мяча с пола одной рукой, подхватом катящегося навстречу мяча, подхватом с поворачиванием.
В воде (глубина по пояс или по грудь). Ловля и броски двумя руками из-за головы, толчком от груди, броском с боку и т.п. Ловля двумя руками мяча, брошенного одной рукой из-за головы, толчком от плеча, махом через сторону и т.п.
Упражнения, имитирующие технику движений при выполнении основного броска. Упражнения без мяча, с мячами уменьшенных размеров, с ватерпольными мячами. Броски мяча партнеру и ловля мяча двумя руками. Поднимание мяча, лежащего впереди, сбоку, сзади с воды подхватом и приведение в положении замах, как при выполнении основного броска, стоя на дне бассейна; после подплывания к мячу с опорой на дно; то же с выполнением броска. Поднимание мяча, лежащего впереди, сбоку, сзади с воды подхватом с поворачиванием кисти и приведение в положение замаха, как при выполнении основного броска, стоя на дне бассейна; после подплывания к мячу с опорой на дно; то же с выполнением броска. Поднимание мяча с воды подхватом и надхватом с поворачиванием кисти и броски в вертикальную стену, щит на бортике бассейна, ватерпольные ворота; стоя на дне бассейна; после подплывания к мячу, лежащему на воде, с опорой на дно; в прыжке после отталкивания от дна. Броски мяча партнеру и остановка летящего мяча «гасящим» движением кисти на воду перед собой, стоя на дне; в прыжке оттолкнувшись от дна бассейна. Броски мяча в вертикальную стенку и прием отскакивающих мячей одной рукой, стоя на различном расстоянии от стены. Прием передача мяча в парах, стоя на различном расстоянии друг от друга. Прием – передача мяча в группах (тройках, четверках) на различном расстоянии друг от друга, в различных направлениях, стоя на месте и с элементами движения.
Подвижные игры: «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Салки с мячом», «Борьба за мяч», «Мяч своему тренеру», «Водное поло» по упрощенным правилам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Водное Поло»
1 год обучения
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1. | Теоретический материал: | |||||
1.1. | Правила ТБ. Ознакомление с программой | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, рассказ, объяснение нового материала. | Специальная литература, справочные материалы, видеозаписи. Правила соревнований по водному поло. | Вводный. Положение о соревнованиях. | |
1.2. | Правила поведения в бассейне. Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. | Специальная литература, справочные материалы. | Текущий, фронтальный. | |
1.3. | Техника водного поло | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. | Специальная литература, справочные материалы, видеозаписи. | Текущий, фронтальный. | |
2. | Основные упражнения начальной тренировки: | |||||
2.2 | Освоение с водой | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. | Литература, схемы, справочные материалы, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест. | |
2.3. | Плавание. Элементарные гребковые движения | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. | Литература, схемы, справочные материалы, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест. | |
3. | Плавательная подготовка: | |||||
3.1. | Изучение техники спортивных способов плавания | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
3.2. | Изучение техники выполнения стартов | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, тестирование. | |
3.3 | Изучение техники выполнения поворотов | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, тестирование. | |
4. | Общая физическая и специальная подготовка: | |||||
4.1. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
4.2. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на воде | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
5. | Техническая подготовка: | |||||
5.1. | Изучение техники способов передвижения ватерполистов | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тройках, группах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
5.2. | Изучение техники начальных приемов владения мячом | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тройках, группах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
6 | Итоговое занятие | Групповая, коллективно-групповая | Учебная игра. | Мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, соревнование |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Водное Поло»
2 год обучения
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1. | Теоретический материал | |||||
1.1. | Вводное занятие. Правила ТБ. Ознакомление с программой | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, рассказ, объяснение нового материала. | Специальная литература, справочные материалы, видеозаписи. Правила соревнований по водному поло. | Вводный. Положение о соревнованиях. | |
1.2. | Правила поведения в бассейне. Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. | Специальная литература, справочные материалы. | Текущий, фронтальный. | |
1.3. | Техника водного поло | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. | Специальная литература, справочные материалы, видеозаписи. | Текущий, фронтальный. | |
2. | Основные упражнения начальной тренировки | |||||
2.2 | Освоение с водой | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. | Литература, схемы, справочные материалы, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест. | |
2.3. | Плавание. Элементарные гребковые движения | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. | Литература, схемы, справочные материалы, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест. | |
3. | Плавательная подготовка | |||||
3.1. | Изучение техники спортивных способов плавания | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
3.2. | Изучение техники выполнения стартов | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, тестирование. | |
3.3 | Изучение техники выполнения поворотов | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный. | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, тестирование. | |
4. | Общая физическая и специальная подготовка | |||||
4.1. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
4.2. | Общеразвивающие и специальные физические упражнения на воде | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты. | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
5. | Техническая подготовка | |||||
5.1. | Изучение техники способов передвижения ватерполистов | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тройках, группах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
5.2. | Изучение техники начальных приемов владения мячом | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тройках, группах, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Комбинированный, текущий, промежуточный тест, тестирование, соревнование. | |
6 | Итоговое занятие | Групповая, коллективно-групповая | Учебная игра. | Мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, соревнование |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к оснащенности учебного процесса:
основной учебной базой для проведения занятий является бассейн ОУ.
Техническое оснащение занятий:
- ватерпольные мячи
- набивные мячи
- ватерпольные ворота
- секундомер
- резиновые мячи
Вспомогательное оборудование:
вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря и оборудования.
Список литературы:
- Билык Д.М., Сергиевич Е.А. Организация и методика проведения занятий в бассейне. - Омск, 2001. - 24 с.
- Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФКиС, 2001. -400 с.
- Булгакова Н.Ж. Водные виды спорта. – М., 2003.
- Водное поло: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства– М.: Советский спорт, 2005. – 184с.
- Рыжак М. М. Водное поло: История развития игры в СССР и России — М., 2002.
Электронные источники:
- http://ruswaterpolo.com
- http://www.waterpolo.ru/xml/t/default.xml?lang=ru
- http://waterpolospb-federation.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Годовой рабочий план "Водное поло"
Программа по "Водному поло"...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...