Годовой рабочий план "Водное поло"
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Спортивная школа олимпийского резерва № 3»
г. Волгодонска
(МБУ ДО «Сшор № 3»)
«Одобрено» Методическим советом МБУ ДО «Сшор № 3» «__»_________2023 | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «Сшор № 3» ____________ Н.В.Боева «__»_________»2023
|
Дополнительная образовательная программа
Спортивной подготовки
«Водное поло»
Разработчик – Костенкова Дарья Владимировна, педагог дополнительного образования.
Волгодонск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по водному поло МБУ ДО « СШОР №3» г. Волгодонска разработана для Спортивных Школ в соответствии с нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ («Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» – М., 1995); в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2007 года № 329-ФЗ ≪О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон); (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012, № 53, (ч. 1.), ст.7582 и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч. 2), ст. 4112, № 45, ст. 5822; 2015, № 2. ст. 491, № 18.ст. 2711; 2016, № 28, ст. 4741), определяет условия и минимальные требования к спортивной подготовке в организациях осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом, в соответствии с Приказом Минспорта России № 1005 от 16.11.2022 года «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта водное поло» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.12.2022 года, регистрационный № 71558).
1.1.Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по водному поло имеет следующую структуру:
- титульный лист
-теоретический раздел
-практический раздел
-иные требования и условия реализации Программы
Программа спортивной подготовки по водному поло МБУ ДО «СШОР- №3» разработана в соответствии с концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта водное поло, утвержденного приказом Минспорта России № 1005от 16.11.2022 года, нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ. Программа является основным документом в планировании, организации учебно-тренировочной и воспитательной работы в МБУ ДО «СШОР- №3» по виду спорта водное поло.
Программа по водному поло на практике реализует принципы государственной политики в области физической культуры и спорта. Важнейшим из них является принцип непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, с учётом интересов всех граждан при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта.
Водное поло относятся к игровым командным видам спорта со сложной координацией и с циклической и ациклической структурой движений. Игровая деятельность осуществляется в водной среде и требует от ватерполистов совершенного владения спортивными способами плавания, специальными приемами игрового плавания, владения мячом (передачи, броски, плавание с мячом), передвижения под водой, передачи мяча партнеру и выполнение бросков по воротам одной рукой в ограниченное правилами по водному поло время командного владения мячом (30 секунд), на поле размером 20 Х 30 м. Индивидуальные действия игроков направлены на решение общекомандной задачи – поражение ворот противника и защита своих ворот.
В связи с этим, при организации учебно-тренировочного процесса необходимо использовать намного больше средств, чем в других игровых видах спорта.
Настоящая программа предназначена для подготовки на учебно-тренировочных этапах (этапах спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и этапах высшего спортивного мастерства.
Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва, спортивных сборных команд и спортсменов высокой квалификации.
Типовые планы по году спортивной подготовки, схемы построения годичных циклов, приводятся как допустимые тренировочные нагрузки и методические рекомендации по планированию учебно-тренировочного процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, инструкторской и судейской практике.
В программе представлен материал для практических занятий по основным компонентам, технической, тактической, физической, теоретической подготовки, план схемы годичных циклов подготовки, контрольно-нормативные требования.
Цели дополнительной образовательной программы
Целью реализации программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Характеристика дополнительной образовательной программы.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и
предполагает решение следующих задач:
- удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
- здоровья, закаливания организма и разносторонней физической подготовки, профессиональной ориентации и самоопределения детей и подростков, адаптации их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей и подростков;
- организация содержательного досуга детей и подростков;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей и подростков;
- обеспечение качественной спортивной ориентации, отбора и углубленной специализации в избранном виде спорта;
- создание предпосылок и обеспечения в освоении различных по объему и интенсивности
учебно-тренировочных, и соревновательных нагрузок
Основными формами тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией МБУ ДО «СШОР- №3» по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта.
Планируемые результаты, освоения Программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения всех компонентов учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места учебно-тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в соревнованиях различного уровня.
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Объем учебно-тренировочных занятий устанавливается в Программе в соответствии с возрастом и уровнем спортивной квалификации обучающихся.
1 год занятий(156часов) .
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта водное поло
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | Этап совершен-ствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
1 год | Свыше года | До двух лет | Свыше | |||
Общая физическая подготовка (%) | 44-58 | 44-58 | 16-20 | 16-20 | 14-18 | 12-16 |
Специальная физическая подготовка (%) | 17-23 | 17-23 | 17-23 | 17-23 | 19-25 | 19-25 |
Техническая подготовка (%) | 11-15 | 12-16 | 40-52 | 41-53 | 42-54 | 41-53 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 2-4 | 3-5 | 4-6 | 4-6 | 3-5 | 5-7 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 1-3 | 1-3 | 4-6 | 6-8 | 8-10 | 8-12 |
В приложение № 1 к ФССП по виду спорта «водное поло» представлены требования к объёму учебно-тренировочного процесса в том числе к объёму индивидуальной подготовки и предельные тренировочные нагрузки:
Приложение 1
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап Начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | |||
Количество часов в неделю | 3-4 | 6-8 | 10-14 | 16-18 | 20-24 | 24-32 |
Общее количество Часов в год | 140-144 | 312-416 | 520-728 | 832-936 | 1040-1248 | 1248-1664 |
Этап начальной подготовки: до одного года обучения возраст зачисления устанавливается за два года до наступления возраста присвоения спортивного разряда согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по водному поло; свыше одного года возраст перевода устанавливается за один год до наступления возраста присвоения спортивного разряда согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по водному поло.
На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится 9 лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом, при комплектовании групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет.
Учебно — тренировочный этап до трех и свыше трех лет:
возрастные границы зачисления устанавливаются в соответствии с возрастом присвоения спортивных разрядов согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по водному поло.
На учебно-тренировочном этапе группы формируются из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку и выполнивших нормативы, предусмотренные Федеральным стандартом.
Совершенствования спортивного мастерства до одного и свыше одного года:
возрастные границы зачисления спортсменов устанавливаются согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по водному поло. На этапы совершенствования спортивного мастерства допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и выполнившие норматив 1разряда,а также выполнившие требования, необходимые для зачисления в учебно-тренировочные группы, согласно нормативам по физической подготовке, установленные Организацией для этой возрастной группы.
Этап высшего спортивного мастерства:
возрастные границы зачисления спортсменов устанавливаются согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации по водному поло. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются или переводятся спортсмены, выполнившие норматив КМС.
Перевод по годам на этих этапах осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей и выполнения нормативов, предусмотренных Федеральным стандартом. Подготовка спортсменов на этапах ССМ и ВСМ идет на основании индивидуальных планов. Возраст спортсменов на этапах ССМ и ВСМ не ограничивается, если результаты спортсмена соответствуют требованиям этапов.
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки | Количественный состав группы человек | |
Начальной подготовки | до одного года обучения | 12 |
свыше одного года обучения | ||
Учебно-тренировочный (спортивной специализации) | до трех лет обучения | 12 |
свыше трех лет обучения | ||
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года обучения | 6 |
свыше одного года обучения: | ||
Высшего спортивного мастерства | до одного года обучения | 4 |
свыше одного года обучения |
Наполняемость групп определяется Организацией на основании единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по водному поло.
Виды ( формы ) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, включающие:
- Учебно-тренировочные занятия
Учебно-тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Для проведения занятий, кроме основного тренера по виду спорта водное поло, допускается привлечение дополнительно второго тренера по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) учебно-тренировочного процесса, в соответствии с перечнем учебно-тренировочных сборов.
В приложении № 2 к ФССП по виду спорта «водное поло» представлен перечень тренировочных мероприятий:
Приложение 2
Учебно-тренировочные мероприятия
№ п/п | Виды учебно-тренировочных мероприятий | Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) | ||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенство-вания спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям | ||||||
1.1. | Учебно-тренировочные мероприятия | - | - | 21 | 21 | |
1.2. | Учебно-тренировочные мероприятия | - | 14 | 18 | 21 | |
1.3. | Учебно-тренировочные мероприятия | - | 14 | 18 | 18 | |
1.4. | Учебно-тренировочные мероприятия | - | 14 | 14 | 14 | |
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия | ||||||
2.1. | Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке | - | 14 | 18 | 18 | |
2.2. | Восстановительные мероприятия | - | - | До 10 суток | ||
2.3. | Мероприятия | - | - | До 3 суток, но не более 2 раз в год | ||
2.4. | Учебно-тренировочные мероприятия | До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год | - | - | ||
2.5. | Просмотровые | - | До 60 суток |
- Спортивные соревнования, согласно объему соревновательной деятельности
Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в Программе по типу соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей видов спорта, с задачами спортивной подготовки на различных этапах и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки. Соревновательная деятельность является важнейшей частью подготовки спортсменов.
В приложении № 3 к ФССП по виду спорта «водное поло» представлено рекомендуемое количество соревнований и контрольных испытаний в годичном цикле.
Приложение 3
Объем соревновательной деятельности
Виды спортивных соревнований, игр | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | |||
Контрольные | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Отборочные | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основные | - | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Игры | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях.
Система соревнований является важнейшей частью подготовки спортсменов.
Система соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований, включенных в единую систему подготовки. Достижение высокого уровня технической и тактической подготовки в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном этапе подготовки спортсмена, выступает как цель, которая придает единую направленность всей системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполняют важную подготовительную функцию, поскольку участие ватерполиста в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специальных физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности. Подчеркивая ведущую роль системы соревнований в подготовки ватерполиста, необходимо учитывать, что взятая отдельно она не может рассматриваться как самостоятельная система, способная обеспечить полноценную подготовленность спортсмена.
Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности в макроцикле определяется с учётом единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе подготовки, в частности соревновательные нагрузки, должны гармонично сочетаться с динамикой тренировочных нагрузок и составлять с ними единое целое. Цель и поставленные задачи участия спортсмена в соревнованиях должны соответствовать уровню его подготовленности и способности решать поставленные задачи.
Годовой учебно-тренировочный план
В приложении № 4 к ФССП по виду спорта «водное поло» указывается, приблизительный объём времени, отводимый для этих разделов. Общее количество часов определено суммированием времени, отводимого на общую, специальную физическую. техническую, тактическую, теоретическую, психологическую подготовку, участие в спортивных соревнованиях, инструкторской и судейской практике.
Объёмы теоретической подготовки определены минимально, в соответствии с тематикой теоретических занятий, медицинские и медико-биологические мероприятия.
Приложение № 4
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№ п/п | Виды спортивной подготовки и иные мероприятия | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенство-вания спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
1. | Общая физическая подготовка (%) | 44-56 | 44-56 | 16-19 | 14-17 | 10-12 | 8-10 |
2. | Специальная физическая подготовка (%) | 17-23 | 17-23 | 17-23 | 11-20 | 13-20 | 13-20 |
3. | Участие в спортивных соревнованиях (%) | - | 1-3 | 2-4 | 5-10 | 5-10 | 10-14 |
4. | Техническая подготовка (%) | 11-15 | 12-16 | 40-52 | 40-53 | 39-50 | 30-40 |
5. | Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 14-19 | 16-21 | 19-26 | 26-35 | 26-35 | 27-34 |
6. | Инструкторская и судейская практика (%) | - | - | 1-3 | 1-4 | 1-4 | 1-4 |
7. | Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование | 1-3 | 1-3 | 2-4 | 2-4 | 4-6 | 5-10 |
Годовой учебно-тренировочный план МБУ ДО « СШОР №3» (далее — учебный план) составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели (в часах), определяет общую структуру планируемого учебно-тренировочного процесса в рамках деятельности МБУ ДО « СШОР №3», совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад в реализацию общей цели реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки.
Примерное распределение часов для этапа начальной подготовки 1 года
(4часа в неделю)
Содержание | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего часов |
Общая физическая подготовка | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 36 |
Специальная физическая подготовка | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 48 |
Техническая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 36 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
Всего часов | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 156 |
Основными задачами соревновательного периода являются:
- Совершенствование техники и тактики игровых ситуаций.
- Приобретение опыта выступления в соревнованиях.
- Приобретение и поддержание высокого уровня тренированности (спортивной формы)
- Совершенствование волевых качеств.
- Совершенствование и поддержание уровня общей и специальной физической подготовленности, достигнутой в подготовительном периоде.
При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение общего объема тренировочной работы.
Вместе с тем, при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. Особенно тщательно следует планировать подготовку в дни, непосредственно предшествующие ответственным соревнованиям. Она строится сугубо индивидуально, не вписывается в стандартные схемы и на ее организацию влияют многие факторы: функциональное состояние спортсменов и уровень их подготовленности, устойчивость соревновательной техники, текущее психическое состояние, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д.
Однако, несмотря на индивидуальный характер подготовки, ее рациональная организация обусловлена рядом общих положений для всей команды. На данном этапе, в частности, не следует добиваться дальнейшего повышения функциональных возможностей основных систем и механизмов, определяющих уровень специальной выносливости, а лишь поддерживать их уровень.
Средства и методы подготовки
В данной программе представлены основные упражнения для обучения и совершенствования техники водного поло.
К основным средствам занятием водным поло относятся следующие группы физических упражнений:
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
- учебные прыжки в воду;
- игры и развлечения на воде;
- упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Подвижные и спортивные игры:
Игры и эстафеты с элементами общеразвивающих гимнастических упражнений, бега, прыжков, метаний, типа: «Борьба в квадратах», «Охрана поребежья», «Борьба за флажки», «Сороконожка», «Чехарда», «Борьба за мяч », «Эстафеты со скакалками», «Перетягивание каната». Основы техники ведения, передачи, бросков, приема и ловли мяча по упрощенным правилам (мини-баскетбол, мини-футбол и др.).
Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки.
Приложение №5
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «водное поло»
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив до года обучения | Норматив свыше года обучения | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||||||
1. Нормативы общей физической подготовки | |||||||||
1.1. | Бег на 30 м | с | не более | не более | |||||
6,9 | 7,1 | 6,2 | 6,4 | ||||||
1.2. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | не менее | |||||
110 | 105 | 130 | 120 | ||||||
1.3. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | не менее | |||||
7 | 4 | 10 | 5 | ||||||
1.4. | Наклон вперед | см | не менее | не менее | |||||
+1 | +3 | +2 | +3 | ||||||
1.5. | Челночный бег 3х10 м | с | не более | не более | |||||
- | - | 9,6 | 9,9 | ||||||
2. Нормативы специальной физической подготовки | |||||||||
2.1. | Плавание на 25 м | - | без учета времени | без учета времени |
Приложение № 7
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)для зачисления
и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «водное поло»
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |||
юноши | девушки | |||||
1. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 11-12 лет | ||||||
1.1. | Бег на 30 м | с | не более | |||
5,5 | 5,8 | |||||
1.2. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |||
160 | 145 | |||||
1.3. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |||
18 | 9 | |||||
1.4. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |||
+5 | +6 | |||||
2. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 13-15 лет | ||||||
2.1. | Бег на 60 м | с | не более | |||
9,2 | 10,4 | |||||
2.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |||
24 | 10 | |||||
2.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |||
+6 | +8 | |||||
2.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |||
190 | 160 | |||||
2.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |||
39 | 34 | |||||
3. Нормативы специальной физической подготовки | ||||||
3.1. | Челночный бег 2x15 м с высокого старта | с | не более | |||
7,2 | 7,3 | |||||
3.2. | Плавание вольным стилем на 100 м | мин, с | не более | |||
1.40 | 1.50 | |||||
3.3. | Плавание вольным стилем на 100 м | мин, с | не более | |||
2.05 | 2.15 | |||||
3.4. | Исходное положение – стоя, ноги полусогнуты. Бросок набивного мяча (медицинбола) весом 1 кг двумя руками из-за головы | м | не менее | |||
4 | 3 | |||||
4. Уровень спортивной квалификации | ||||||
4.1. | Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех лет) | требования к уровню спортивной квалификации не предъявляются | ||||
4.2. | Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше трех лет) | спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд»; спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд» |
Приложение № 8
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «водное поло»
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |
юноши/мужчины | девушки/женщины | |||
1. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 13-15 лет | ||||
1.1. | Бег на 60 м | с | не более | |
8,2 | 9,6 | |||
1.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |
36 | 15 | |||
1.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |
+11 | +15 | |||
1.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
215 | 180 | |||
1.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |
49 | 43 | |||
2. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 16-17 лет | ||||
2.1. | Бег на 100 м | с | не более | |
13,4 | 16,0 | |||
2.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |
42 | 16 | |||
2.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |
+13 | +16 | |||
2.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
230 | 185 | |||
2.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |
50 | 44 | |||
3. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 18 лет и старше | ||||
3.1. | Бег на 100 м | с | не более | |
13,1 | 16,4 | |||
3.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |
44 | 17 | |||
3.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |
+13 | +16 | |||
3.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
240 | 195 | |||
3.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |
48 | 43 | |||
4. Нормативы специальной физической подготовки для всех возрастных групп | ||||
4.1. | Плавание на 100 м вольным стилем | мин, с | не более | |
1.10 | 1.17 | |||
4.2. | Плавание на 100 м брассом (для вратарей) | мин, с | не более | |
1.33 | 1.40 | |||
4.3. | Плавание на 400 м вольным стилем | мин, с | не более | |
5.23 | 5.45 | |||
4.4. | Исходное положение –сидя, ноги полусогнуты. Бросок набивного мяча (медицинбола) весом 1 кг двумя руками из-за головы | м | не менее | |
5,5 | 4 | |||
5.Уровень спортивной квалификации | ||||
5.1. | Спортивный разряд«первый спортивный разряд» |
Приложение № 9
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта
«водное поло»
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |
юноши/ | девушки/ | |||
1. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 14-15 лет | ||||
1.1. | Бег на 60 м | с | не более | |
8,2 | 9,6 | |||
1.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |
36 | 15 | |||
1.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |
+11 | +15 | |||
1.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
215 | 180 | |||
1.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |
49 | 43 | |||
2. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 16-17 лет | ||||
2.1. | Бег на 100 м | с | не более | |
13,4 | 16,0 | |||
2.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |
42 | 16 | |||
2.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |
+13 | +16 | |||
2.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
230 | 185 | |||
2.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |
50 | 44 | |||
3. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы 18 лет и старше | ||||
3.1. | Бег на 100 м | с | не более | |
13,1 | 16,4 | |||
3.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |
44 | 17 | |||
3.3. | Наклон вперед из положения стоя | см | не менее | |
+13 | +16 | |||
3.4. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
240 | 195 | |||
3.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | не менее | |
48 | 43 | |||
4. Нормативы специальной физической подготовки для всех возрастных групп | ||||
4.1. | Плавание на 100 м вольным стилем | мин, с | не более | |
1.05 | 1.12 | |||
4.2. | Плавание на 100 м брассом | мин, с | не более | |
1.25 | 1.32 | |||
4.3. | Плавание на 400 м вольным стилем | мин, с | не более | |
4.55 | 5.20 | |||
4.4. | Исходное положение –стоя, ноги полусогнуты. Бросок набивного мяча (медицинбола) весом 1 кг двумя руками из-за головы | м | не менее | |
8 | 5 | |||
5.Уровень спортивной квалификации | ||||
5.1. | Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» |
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «водное поло».
1.Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «водное поло» основаны
на особенностях вида спорта «водное поло» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «водное поло», по которым осуществляется спортивная подготовка.
2.Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «водное поло» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
3Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
4.Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «водное поло» и участия
в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «водное поло» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
5.В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «водное поло».
Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям
1. Организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, должны обеспечить соблюдение требований к кадровым
и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки
и иным условиям, установленным ФССП.
2. Требования к кадровому составу организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки:
3.1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России
от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203),профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России
от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
3.2. Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия
в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «водное поло», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
4. Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
наличие бассейна (25м или 50м);
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой
и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных
и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238)[1];
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки представлены в Приложение № 10;
обеспечение спортивной экипировкой ;
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
5. К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
5.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20%
от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
5.2. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия
при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки– двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов;
на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
5.3. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий участия в спортивных соревнованиях.
Приложение № 7
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
№ | Наименование оборудования | Единица измерения | Количество изделий | |
1. | Весы электронные | штук | 1 | |
2. | Ворота для водного поло | штук | 2 | |
3. | Ворота для водного поло (юношеские) | штук | 2 | |
4. | Гантели массивные (от 1 до 5 кг) | комплект | 1 | |
5. | Доска для плавания | штук | 15 | |
6. | Доска тактическая (макет игрового поля) | штук | 2 | |
7. | Конус – указатель для разметки зон игрового поля | штук | 18 | |
8. | Ласты | пар | 15 | |
9. | Лопатки для плавания | пар | 15 | |
10. | Мяч баскетбольный | штук | 2 | |
11. | Мяч ватерпольный утяжеленный (женский) | штук | 3 | |
12. | Мяч ватерпольный утяжеленный (мужской) | штук | 3 | |
13. | Мяч гандбольный | штук | 1 | |
14. | Мяч набивной (медицинбол) (весом 1 кг) | штук | 2 | |
15. | Мяч набивной (медицинбол) (весом 2 кг) | штук | 2 | |
16. | Мяч набивной (медицинбол) (весом 3 кг) | штук | 2 | |
17. | Мяч набивной (медицинбол) (весом 5 кг) | штук | 1 | |
18. | Мяч соревновательный для водного поло (юношеский) | штук | 10 | |
19. | Мяч соревновательный для водного поло (женский) | штук | 10 | |
20. | Мяч соревновательный для водного поло (мужской) | штук | 10 | |
21. | Мяч тренировочный для водного поло (женский) | штук | 15 | |
22. | Мяч тренировочный для водного поло (мужской) | штук | 15 | |
23. | Мяч тренировочный для водного поло (юношеский) | штук | 15 | |
24. | Мяч футбольный | штук | 2 | |
25. | Перекладина гимнастическая | штук | 2 | |
26. | Поплавки-вставки для ног (колобашка) | штук | 15 | |
27. | Пояс для плавания с сопротивлением воды | штук | 15 | |
28. | Пояс утяжелительный | штук | 5 | |
29. | Разметка поля (дорожки) | комплект | 1 | |
30. | Резиновый амортизатор для воды | штук | 5 | |
31. | Резиновый амортизатор для суши | штук | 15 | |
32. | Свисток судейский | штук | 4 | |
33. | Секундомер электронный | штук | 4 | |
34. | Секундомер электронный стационарный (30 с) | штук | 4 | |
35. | Сетка для ворот | штук | 4 | |
36. | Сетка для мячей (стационарная) | штук | 2 | |
37. | Сетка заградительная | штук | 4 | |
38. | Скамейка гимнастическая | штук | 2 | |
39. | Сумка для мячей | штук | 2 | |
40. | Табло электронное (основное) | штук | 1 | |
41. | Тележка для мячей | штук | 2 | |
42. | Щит (макет ворот) | штук | 2 |
Список используемой литературы
1. Рыжак М., Михайлов В. Водное поло - М., 1977. - 189 с.
2. 2.Кудрявцев В., Кудрявцева Ж. Спорт мира и мир спорта - М., 1987. - 250 с.
3. Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000. - 420 с.
4. Водные виды спорта. - Учебник для вузов. Под ред. Н.Булгаковой. М., 2003. - 350 с.
5. Г. Решетько. Проблемы в наследство. - Мн., 2006. - 2 с.
6. Рыжак М.М. Водное поло. История развития игры с СССР и России. - М.: ЗАО «Олимпийская панорама», 2002 - 332 с.: ил.
7. Зайцев Ю. «Всю жизнь я занимаюсь водным поло…» Статья, М. 2006,- 2 с.
8. Смирнов В. Водное поло. М., 2006. - 45 с.
9. Крупнейшие соревнования по водному поло и их победители. Справочник. М., 2002, -3 с.
10. Рыжак М.М. История чемпионатов СССР. - М., 2002, - 200 с.: ил.
11. Анихимовский А.В. Как все начиналось. Интервью, апрель 2008.
12. Андриевский А.П. Водное поло в Гомеле. Интервью, апрель 2008.
13. Анихимовский А.В. Спортивная база гомельских ватерполистов. Интервью, апрель 2008.
14. Емелин В.А. Успехи прошлых лет. Интервью, апрель 2008.
15. Водное поло. - Учебник для вузов. Под ред. Н.Булгаковой. М., 2003. - 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой рабочий план преподавателя-организатора ОБЖ
Составлен к учебникам Смирнова, Хренникова....
Векторные поля. Поле скоростей. Электростатическое поле. Магнитное поле. Характеристики полей. Движение тел в однородных полях.
Методическая разработка предназначена для обучающихся МБОУ, ПТУ, студентов техникумов, лицеев и колледжей, а также учителей физики.В методической разработке предлагается совместное изучение гравитацио...
Поурочное планирование.: Уход за полами. Средства по ухода за полами. Практическая работа. Мытьё полов.
Цель урока: учить детей ухаживать за полом в зависимости от покрытия (лак, линолеум, масляная краска, ламинат, паркет, плитка), используя химические средства, закрепить правила пользования пылес...
Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля
В данной презентации рассматривается закон Кулона, выводится его математическая запись, так же напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей...
Поле скоростей. Гравитационное поле. электрическое поле. магнитное поле. Характеристики полей.
Векторные поля. Характеристики полей. Плотность энергий. Энергия полей. Ёмкость конденсатора. Индуктивность катушки....
Векторные поля. характеристики полей. ёмкость конденсатора .индуктивность катушки. энергия полей.
Векторные поля. характеристики полей. ёмкость конденсатора .индуктивность катушки. энергия полей....