ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
рабочая программа (8 класс)

Голикова Ольга Владимировна

Программа для учителей истории по внеурочной деятельности. История родного города Ельня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Разработала: Голикова Ольга Владимировна

учитель истории и обществознания


г. Ельня

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Любовь к родному краю, знание его истории –

основа, на которой только и может осуществиться

рост духовной культуры всего общества»  

Д. С. Лихачев. 

Программа внеурочной деятельности «История родного города» составлена для учащихся 5-6 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьников, и их подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение истории родного города способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе

Актуальность данной программы состоит в том, что воспитание патриотических чувств, связанных с понятием Малая Родина сегодня является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности школы.

Новизна программы внеурочной деятельности «История родного города» заключается в использовании новых форм работы с учащимися с использованием современных технологий обучения, в том числе ИКТ: создание обучающимися проектов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий. Исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест в преподавании краеведения. Именно она является одной из перспективных форм деятельности учащихся в рамках современного образовательного процесса.

В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города.

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Ее особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать жизненную дорогу, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою Малую Родину.

Курс «История родного города» носит выраженный краеведческий характер. Краеведение – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.

Данная программа заинтересует учащихся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание.

Программа построена так, что ребенок входит в мир краеведческой культуры через игровую, учебную, исследовательскую, коммуникативную деятельность.

Целью программы является формирование и воспитание духовно-нравственной личности обучающегося, основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Братска, его традициям, памятникам истории и культуры, желание принять активное участие в его развитии.

Задачи программы:

образовательные: знакомство с историей возникновения и развития города Ельни, Смоленской области;

развивающие: развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного города;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь, чувство патриотизма, гордость за свой город; культуру труда и этику общения; бережное отношение к памятникам и памятным местам города.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Патриотическое воспитание в школе представляет собой комплекс мер, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны, по сохранению национально-культурных традиций. Реализация патриотического воспитания предполагается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

Духовно-нравственное направление:

  • формирование нравственной устойчивой личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважения к старшему поколению, мужество, любовь к Отечеству, своей Малой Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего города и Отечества;
  • воспитание уважения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • воспитание активной жизненной;

Культурно-историческое направление:

  • формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников города воинской славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
  • воспитание любви к малой Родине;
  • формирование бережного отношения к природе своей страны, своего города.

Гражданско-правовое направление:

  • изучение символики города Ельня;
  • формирование глубокого понимания гражданского долга;
  • воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности, учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

Военно-патриотическое направление:

  • изучение истории города, знание трудовых подвигов жителей города Братска;
  • сохранение традиций, связей поколений, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных войн;
  • формирование готовности к выполнению трудового и воинского долга.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Программа предполагает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.


Знать/понимать

  • размеры территории Ельни и Ельнинского района;
  • виды источников краеведческой информации; основные краеведческие понятия и термины;
  • значение официальных символов города Ельня;
  • основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического развития города Ельня;
  • основные факты из жизни и деятельности выдающихся людей, жителей города Ельня;
  • градообразующие предприятия города;
  • историю создания памятников и их авторов

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
  • критически анализировать источники исторической информации;
  • выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • соотносить даты и события истории города с основными перодами отечественной истории;
  • участвовать в дискуссиях, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Оценка результативности реализации программы «История родного города» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.


Духовно-нравственные параметры:

  • Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- значение своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах.

  • Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм, любовь к своему городу, своей Родине;

- символика города Ельня;

- права и свободы человека и гражданина;

- уважение чести и достоинства других граждан.

Количественные параметры:

- включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;

- качество отношений (отношение детей к реалиям жизни, к педагогу, к совместным

делам);

- участие в конкурсах по краеведению;

- проведение мероприятий.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, мультимедийных презентаций, видеофильмов; посещение музеев. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы и проекты. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса «История родного города» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с выдающимися жителями города, проектные работы. Такие формы работы позволяют учащимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии. Программа «История родного города» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, викторины, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА:

Предметные результатыосвоение обучающимися в ходе изучения учебного курса умений, понятий, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные результаты: овладение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа внеурочной деятельности «История родного города» рассчитана на учащихся 8 классов, включает 2 этапа, связанных между собой. Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. (8 класс – 34 часа).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе.

2

2

Викторина «Как живешь ты, отчий дом».

1

3

Устный журнал «История нашего города».

1

4

Беседа «Что мы видим в родном городе?».

3

5

Беседа «Известные люди родного города».

1

6

Дебаты «Развитие нашего города. Социально-экономический подъем».

2

7

Дебаты «Развитие промышленности и инфраструктуры в городе».

2

8

Дебаты «мой вклад в развитие родного города».

1

9

Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодежи в нашем городе». Итоговая групповая рефлексия.

1

10

Конкурс авторских видеороликов школьников.

16

11

Проблемно-ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения».

2

12

Дискуссия «Наши инициативы по развитию города».

2

ИТОГО

34 часа

Список литературы:

  1. Бродников А.А. Пути строительства острогов служилыми людьми в Восточной Сибири в XVII в.
  2. Герасимов В. Декабрист Муханов на поселении: Ист. очерк. - Братск,1991.
  3. Герасимов В. Памятники и памятные места Братска /Сост. В. Герасимов - Братск, 1991.
  4. Герасимов В. Летопись Братска: В 2 ч. - Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та,1992. - Ч.1. - 167 с.; Ч.2. - 127 с.: ил.
  5. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 55
  6. Леонов О. М. Сибирский музей народного зодчества г. Братска / О. М. Леонов // Сохранение памятников деревянного зодчества и организация музеев под открытым небом. - М., 1977. - С. 12-13.
  7. Попов Ю. Братск-острожный в документах /Ю.Попов // Знамя. - 2001. - 22 июня. - С.2.; Братский лесохимик. - 2002. - 19 апр. - С.3.
  8. Попов Ю. Встреча на Ангаре / Ю.Попов // Братский лесохимик. - 2002. - 23 окт.
  9. Попов Ю. И подвели Братскую землю под высокую государеву руку: /Ю.Попов // Братский лесохимик. - 2002. - 8 мая; 5 июня. - С.5.
  10. Попов Ю. Их имена в твоей памяти, Братск: [основатели Сибири - служилые люди] / Ю.Попов //Братский лесохимик. - 2002. - 7 авг.; 21 авг.
  11. Попов Ю.В. Истоки Братска: Часть первая /Ю.В. Попов. - Братск, 2006. - 195с.
  12. Рудых В. Башня Братского острога. - Братск, 1991. - 15 с.
  13. Уткин Г. Древняя история Земли Братской:[история заселения человеком нынешней территории Братского района с эпохи камня до XVII века]. - Братск: Изд. Дом "Ярмарка Плюс", 2004. - 186 с.


Интернет- ресурсы:

  1. Авдеева, Записки и замечания о Сибири   1837 г. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/kr/avdeeva_zap_i_zam_sib_1837.pdf - свободный.
  2. Багрин Е. А., «ОХОЧИЕ ЛЮДИ» НА ВОЕННОЙ ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ В ПРИБАЙКАЛЬЕ И ЗАБАЙКАЛЬЕ в XVII в. Режим доступа: http://www.arseniev.org/content/?s=41&a=103 – свободный.
  3. Максимов, Сибирь и каторга. В трех частях 1900 г. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/kr/maksimov_sib_i_katorga_3ch_1900.djvu - свободный.
  4. Миллер Г.Ф., Описание сибирских народов. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/doc_bur/miller_sib_nar.htm - свободный.
  5. Сборник документов по истории Бурятии, XVII ВЕК, ВЫПУСК 1 (1609 — 1700 гг.). Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/doc_bur/oglav.htm - свободный.
  6. Титов А., Сибирь в XVII веке. Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. 1890 г. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/sibir_XVII.pdf - свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса

       Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению

программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению

программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........

Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса

Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  «История в лицах» для 6 класса направлена на формирование у учащихся более полного представления о личностях отечественной истории, котрым у...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов

Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В  центре курса находится история Росс...