Образовательный проект по экологии "Эколята-дошколята. В поисках чистой воды"
методическая разработка на тему
Проект раскрывает методику организации работы по экологическому просвещению и безопасности жизнедеятельности дошкольников через исследовательскую деятельность, применение бросовых материалов в декоративно-прикладном творчестве. Данный материал может быть рекомендован в помощь педагогическим работникам любых типов образовательных организаций. В основу разработки положен практический опыт работы педагога дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОИМЛАДШЕГОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТАНАЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE ON THE LESSONS OF ARTS AND CRAFTS
М.Г. Лаптева
M.G. Lapteva
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ахтубинский центр детского творчества МО «Ахтубинский район»
Municipal budget educational institution of additional education of children «Ahtubinskiy children's creativity center of the municipality «Ahtubinskiy district»
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Annotation: the article covers issues of ecological education of children of preschool and primary school age in the classroom, arts and crafts.
Ключевые слова: экологическое воспитание, охрана природы, Ахтубинский район.
Keywords: environmental education, nature protection,Ahtubinskiy district.
Сложная экологическая обстановка в мире, проблемы экологии родного края, засорённость природной среды – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей, начиная с детского сада.
Чтобы этот процесс стал увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать элементы декоративно-прикладного творчества как средства формирования экологических знаний.
Знакомясь на занятиях декоративно – прикладного творчества с природным или бросовым материалом, ребёнок делает первые шаги к самостоятельной творческой деятельности по созданию простейших объектов. В этом познавательном процессе у детей формируются начальные знания, умения, развивается художественный вкус.
Рассмотрим как пример занятия по изготовлению поделок из бросовых материалов. Данный вид деятельности приобщает детей к использованию,казалось бы, ненужных материалов для улучшения экологической ситуации.Обратимся к примеру. Однажды, проводя экскурсию в парк, дети обратили внимание на то, что различные ёмкости из полистирола, выбрасываемые после использования их содержимого, десятилетиями засоряют почву. Может быть лучше сжигать их? Но это приведёт к загрязнению атмосферы. Так была найдена возможность нового применения бросовых материалов. В нашей коллекции появились изделия на основе не только пластиковых бутылок и банок, но и спичечных коробков и других пустых коробок, капсул от киндер-сюрприза, чупа-чупса и др. На занятиях дети выполняли игольницы, корзиночки с цветами, мыльницы, вертушки, подсвечники, человечков и т.д.
Вся эта работа позволила мобилизовать все творческие силы ребят. Они радовались и удивлялись тому, как преобразились, на первый взгляд, выброшенные и никому ненужные предметы. Дети были довольны тем, что именно благодаря их труду будет меньше загрязняться окружающая среда, а в обиходе появятся удобные и полезные вещи.
Немалую роль в повышении экологической грамотности ребёнка играет работа с природным материалом, которая предусматривает деятельность по сбору и заготовке листьев, плодов, семян, яичной скорлупы, перьев, полезных ископаемых и т.д. Очень плодотворно эта работа может быть организована в Ахтубинском районе, достаточно богатом природными ресурсами (соль, гипс, глина и т. д.), потому что в ней удается совместить не только ручной труд, но и изучение природы родного края. Педагогу очень важно обратить внимание на правила сбора материала при бережном отношении к природе. Обязательно надо упомянуть, в каких случаях запрещаетсязаготавливать растения, например, для гербария – нельзя собирать растения просто так, без конкретной цели, особенно красивоцветущие и редкие экземпляры. Дети должны понять, что в настоящее время на Земле не так много мест, совершенно не тронутых человеком и практически любой вид растений может быть уничтожен неумеренным сбором. При сборе растений надо убедиться, что намеченные экземпляры - не единственные в округе. Соблюдая эти простые правила, дети не только научатся выполнять уникальные поделки из природных материалов, но и вырастут достойными жителями планеты Земля, умеющими беречь и преумножать её природные богатства.
Итак, увлекая в творческие объединения ручного труда дошкольников и младших школьников, педагог закладывает прочный фундамент эстетического, нравственного потенциала личности.
Библиографический список
1. Геронимус Т.М. «Работаем с удовольствием»: мет.пособие - м.:ACT Пресс, 1998-128с:ил.
2.Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры Издательство: Академия Развития, Год: 1997.
3. Уроки трудового обучения. Второй класс. Пособие для учителя/сост. Майорова/М., «Просвещение»; 2009
4. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - 2 изд., перераб.идополн.-М., «Просвещение», 2008- 176с.
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ, ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
М.Г. Лаптева
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ахтубинский центр детского творчества МО «Ахтубинский район», г. Ахтубинск, Астраханская область
Ручной труд — это мощное средство для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
Занятия творчеством педагог, старается строить так, чтобы детям был понятен и интересен изучаемый материал. Эти занятия важны тем, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности, способствуют проявлению у детей элементов творчества, формируют их эстетические взгляды. Такие занятия учат детей с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Современные методы и технологии образовательного процесса позволяют педагогу интегрировать между собой различные области науки и практики и, тем самым, организовывать художественно-творческую деятельность обучающихся на более высоком профессиональном уровне.
Образовательный и воспитательный процессы всегда очень тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Опытный педагог всегда сумеет превратить в воспитательный момент, казалось бы, совсем не подходящую для этого часть занятия.
Рассмотрим пример.
Для развития мелкой мускулатуры кисти рук и точной координации движений огромную помощь педагогу оказывает работа с соленым тестом. Пластические свойства теста позволяют использовать его в качестве укрепляющего инструмента. Эта работа требует мышечного напряжения, большого терпения, усидчивости, трудолюбия. В итоге работы получаются необычные, интересные.
В начале работы с соленым тестом важно познакомить ребят с компонентами, входящими в его состав, один из которых – соль. Казалось бы, это вещество окружает нас постоянно, и мы очень редко задумываемся, откуда оно пришло в нашу жизнь, достаточно ли его запасов в природе и нужно ли заниматься их охраной. Важно показать детям, что это не просто соль – это часть природы, окружающей человека и без бережного отношения к ней у нас нет будущего.
Проживая в Ахтубинском районе, мы не можем не обратить внимание на уникальное творение природы – соленое озеро Баскунчак. Ахтубинцы гордятся своей достопримечательностью, известной далеко за пределами не только района, но и области. Тысячи туристов ежегодно посещают эти места, чтобы полюбоваться их красотой и необычностью. Педагогу важно формировать не потребительское отношение к природным богатствам, а бережное, планомерное использование их с заботой о будущих поколениях. Помимо практической работы важно провести беседу о самом озере Баскунчак, об истории соледобычи, о заповеднике Богдинско-Баскунчакский, который организован для сохранения природных богатств будущим поколениям.
Подобную работу можно провести на занятиях оригами. Приемы изготовления тюльпанов из бумаги открывает большие возможности в познании растительного мира родного края. Разнообразие видов тюльпанов в степной полосе поражает воображение своей красотой и многообразием расцветок. Наряду с прикладным творчеством знакомство с природоведческой информацией прививает любовь к природе, развивает тягу к её изучению. В процессе работы дети узнают, что эти удивительные растения занесены в Красную книгу России и охраняются государством.
Огромную роль в формировании экологической грамотности младших школьников играет участие в экологических конкурсах, проводимых природоохранными организациями.
Подобная работа позволяет формировать элементы экологического сознания, познавательный интерес к природе родного края, тягу к сохранению и приумножению её богатств.
Библиографический список
- «Соленое тесто». Издательство: АСТ-Пресс, 2013 г. Серия: Хобби Клуб
- Лепим из пластилина и соленого теста: Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Издательство: Стрекоза, 2004 г.
- Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры Издательство: Академия Развития, Год: 1997.
- Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - 2 изд., перераб. и дополн.-М., «Просвещение», 2008- 176с.
- Информация с официального сайта Богдинско-Баскунчакского заповедника http://www.bogdozap.ru/
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
THE USE OF ARTISTIC WORKS OF CHILDREN'S LITERATURE IN THE LIFE SAFETY EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
М.Г. Лаптева
M.G. Lapteva
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ахтубинский центр детского творчества МО «Ахтубинский район»
Municipal budget educational institution of additional education of children «Ahtubinskiy children's creativity center of the municipality «Ahtubinskiy district»
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования художественных произведений детской литературы в организации воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности дошкольников
Abstract: this article discusses the use of artistic works of children's literature in the life safety education of preschool children
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, воспитание, детская литература.
Keywords: safety, education, children's literature.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире встает перед человеком очень остро. В повседневной жизни нас окружает множество предметов и оборудования, которые требуют особого внимания в использовании. К этому надо готовить детей с младшего возраста, потому что ритм современной жизни заставляет нас, взрослых, зачастую оставлять детей одних в быту, на улице и т.д.
Перед педагогами встает вопрос – как научить детей быть осторожными, внимательными, бдительными? Большую помощь в этой ситуации оказывает работа с детской литературой. Примеры ситуаций, происходящих со сказочными героями, близки детям по восприятию и, соответственно, дают положительные результаты. Несомненно, перед такими занятиями важно проводить подготовительную работу, которая улучшает восприятие материала – экскурсии в пожарное депо, беседы с сотрудниками полиции, скорой помощи и т.д.
Рассмотрим несколько примеров использования художественных произведений детской литературы в работе по безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Пожарная безопасность в быту – основное условие сохранения жизни и здоровья человека. Дошкольники знакомятся с пожарной безопасностью через восприятие сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», где помимо нравственно-этических норм поведения, они узнают, что такое пожар и как его не допускать. На примере героев сказки дети учатся быть дружными, сплоченными, всегда приходить на выручку попавшему в беду человеку.
В нашем обществе множество негативных явлений, в которых дети оказываются беззащитными. В современном мире это приобретает глобальное значение в связи с распространением террористической угрозы.
Правила поведения с незнакомыми людьми малыши узнают на примере сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Просмотренный мультфильм и чуть осовремененная педагогом ситуация встречи Красной Шапочки и Волка, поможет ребятам понять опасность, которая может подстерегать их при встрече с незнакомцем. При этом важно отметить, что хороших людей гораздо больше и не все незнакомые люди хотят нам зла, но лучше быть осторожными и не попасть в беду.
Одним из негативных моментов современной жизни является телефонный терроризм. От него чаще конечно страдают взрослые, но дети, как правило, являются причиной подобных историй и дошкольникам это нужно знать, что бы быть готовым к подобной ситуации и не попасть в неё самим. В этом случае можно провести беседу, мини сценку по мотивам сказки Чуковского «Телефон», которая перефразирована под данный случай:
У меня телефон зазвонил. | Полицейский, пожарный расчет |
Кто говорит? – Тут Ваш сын! | Даже скорая помощь примчалась, |
Беда, беда, | Чтоб быть рядом в опасный |
Пришлите нам денег сюда! Ваш бегемот, провалился в болото! | момент! Обыскали мы все карусели, |
Провалился в болото? | Но опасных вещей не нашли – |
Нет, погодите, чуток, объясните | Обманули нас эти газели, |
Объясните, чего вы хотите? | Ложный вызов они провели! |
И бегемот наш находится дома, | Ах, газели, что ж вы натворили – |
Ваши уловки давно всем знакомы – | Сколько страха на нас навели |
Денег мы вам никаких не дадим | Испугали родителей, деток, |
И баловство ваше вмиг прекратим! | На подмогу людей привели! |
(тут же повесили трубку). | Так запомните, злые газели, |
А потом позвонили газели, | Вас накажут за эти дела! |
Говорят, что заминированы карусели | Пусть работают все карусели |
Дайте выкуп большой вы газелям, | Не хотим мы желать людям зла! |
А не то мы взорвем карусели! Что же делать? Спасать карусели! | Я скажу телефонным любителям «шуток» – |
Там же дети на них уже сели, Кто ж беднягам помощь окажет свою | Будет ваше жестоко наказано зло, С терроризмом бороться мы все не устанем, |
Позвоню-ка я в ПО-ЛИ-ЦИ-Ю! | Что бы в жизни у нас было все |
Через миг все на помощь сбежались | хорошо! |
После такой беседы дети должны усвоить, что телефонные шутки опасны, они не доводят до добра, отвлекают работников важных служб, которые в этот момент могли бы оказать помощь действительно нуждающимся людям.
При подведении итогов данной работы дети должны понять, что только будучи внимательными и бдительными они смогут обезопасить себя от подобных ситуаций.
Библиографический список
- Знаки пожарной безопасности. http://www.markpro.ru/signs/fire.html
- Как действовать при пожаре и взрыве. http://www.arhcity.ru/?page=311/66
- Маршак С.Я «Кошкин дом». http://sheba.spb.ru/libra/marshak_koshdom.htm
- Спас-экстрим. Портал детской безопасности. http://old.spas-extreme.ru//
- Шарль Перро «Красная Шапочка», М.: Детская литература, 1981 г., Серия: Мои первые книжки, (сказка, перевод С. Маршака)
- Чуковский К. И. Издательство: Мелик-Пашаев, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...
Урок чистой воды
Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов....
Урок «Чистая вода»
Урок по экологическому воспитанию....
Презентация проекта "Чистая вода".
Данная презентация -это отчёт о проектной деятельности учащихся 9 А,10 А классов,которая проводилась под руководством учителя географии высшей категории ГБОУ СОШ № 448 ДО...
Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.
Социальный проект как форма социализации обучающихся...
Презентация Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.
Актуальность проекта обусловлена большим интересом того, что мы пьем, так как состояние организма человека зависит от протекающих процессов, в которых важнейшую роль играет вода.Инновационный потенциа...
Проект по географии 6-7 класс "Чистые берега, чистая вода"
Проект "Чистые берега, чистая водв" 14.11.2013.МБОУ "Астрахановская ООШ"Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы и членов их семей бережному отношению к природе....