Методическая разработка в помощь организаторам художественного творчества обучающихся. Тема занятий «Вязание цветочков»
методическая разработка на тему

Сорокина Алла Николаевна

Тема блока занятий -  декоративно-прикладное творчество

Тема методической разработки -  Организация и методика  проведения занятий вязания крючком. Тема занятий «Вязание цветочков».

Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса обучающихся на занятиях объединения «Умелые ручки».

Задачи:

·  совершенствовать образовательный процесс в системе дополнительного образования   детей;

·  обеспечить необходимые условия для развития навыков вязания   крючком и создания  композиции из цветов;

·  развивать художественное творчество у воспитанников при изготовлении    

   работы.

При изучении  темы на занятиях применяются  как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, проектный, метод взаимообучения. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, интерес обучающихся к учебному процессу. 

На занятии применяется мультимедийный проектор, интерактивная доска, технологическая карта. Воспитанники используют:  нити разных цветов, крючок, иголки, ножницы, корзиночки, рамочки.

       На занятиях педагог напоминает о правилах техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами: ножницами,  крючком, проволокой, клеем.

       В ходе занятия проводятся физкультминутки с использованием специальных упражнений для снятия усталости глаз. На протяжении всего занятия педагог следит за осанкой воспитанников.

Педагогической психологией выведены этапы усвоения знаний  на занятиях: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из  этой формулы ничего нельзя исключить, этапы взаимосвязаны. Поэтому добавляем еще одну формулу: от ощущений к чувствам, от них к творческому подходу. Такое дополнение способствует более эффективному формированию творчества: воспринимая – ощущай, осмысливая – чувствуй; запоминая – действуй, пробуй; проверяя результат - показывай другому. Уместно подчеркнуть, что объяснения и  замечания педагога должны быть украшены положительными эмоциями (чтобы воспитанник, слушая -  слышал).  Важен и профессиональный показ техники исполнения изделия педагогом (значимо, чтобы воспитанник увидел и удивился простоте выполнения вязания), тем самым  во время занятия воспитанник воспринимает новое, запоминает, пробует технику исполнения изделия, закрепляет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc632.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  «Дом детского творчества»

Красненского района  Белгородской области

Объединение «Умелые ручки»

Организация и методика  проведения занятий

вязания крючком

Тема занятий «Вязание цветочков»

Методическая разработка

в помощь организаторам художественного творчества  обучающихся

Номинация: Методические разработки учебных занятий

для обучающихся

Педагог дополнительного образования

                                            дома детского творчества

                                                  Сорокина Алла Николаевна

с. Красное

СОДЕРЖАНИЕ

1. Краткая аннотация к методической разработке……………………………с.3

2. Описание методической разработки………………………………………...с.4

3. Организация работы на занятии……………………………………………..с.4

    3.1. Тема «Вязание цветочков» - экскурсия

    3.2. Тема «Вязание цветочков» - вязание 1 – 4 ряда

    3.3. Тема «Вязание цветочков» - вязание 5 – 7 ряда  

    3.4. Тема «Вязание цветочков » - вязание  листочков

4. Конспекты занятий по теме «Вязания цветочков»………………………..с.8

    4.1. Конспект занятия № 1 – «Экскурсия»

    4.2. Конспект занятия № 2, № 4, № 6 – «Вязание 1 – 4 ряда»

    4.3. Конспект занятия № 3, № 5, № 7 – «Вязание 5 – 7 ряда»

    4.4. Конспект занятия № 8 – «Вязание  листочков»

5. Результативность……………………………………………………………с.18

6. Литература…………………………………………………………………...с.21

7. Приложение

          Презентация 1 к занятию № 2,4,6

          Презентация 2 к занятию № 8           

               

 

  1. Краткая аннотация

      Вязание известно издавна. Пройдя через века, оно дошла до наших дней, получило большое развитие и стало в ряд любимейших занятий рукодельниц. Ручное вязание - один из самых популярных видов рукоделия. Да, мир изменился, всё можно купить. Но именно поэтому так дороги нам вещи, созданные вручную, хранящие тепло живых рук, имеющие особенную энергетику. Нужно заметить, что никогда ручное вязание не было так модно и популярно, как сейчас…..

     Любое начинание переходит в хобби, а затем и в пристрастие, и порой просто невозможно прожить без ниток и крючка. Вязание – это тот вид рукоделия, который никогда не надоедает и не стареет, он передается от поколения к поколению. Подбор ниток, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определённых трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к усидчивости в работе, прививает навыки общественно-полезного труда.   

       Главной целью работы объединения является развитие у детей  умений, навыков, чувство цвета, объёма. А чтобы достичь этого, необходимо увлечь воспитанников учебными занятиями, сделать их  участниками педагогического процесса, а значит, творцами своего совершенствования  в этом виде искусства. Необходимо заинтересовать их, ведь только под влиянием интереса воспитанники проявляют изобретательность, творчество и настойчивость в достижении поставленной цели.  В данной разработке учебного занятия соединены как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии.

     Занятия в объединении «Умелые ручки» ведутся по рабочей авторской образовательной программе «Умелые ручки», рассчитанной на четыре года обучения. Тема «Вязание цветочков» изучается воспитанниками 7 – 10 лет в первый год обучения. На эту тему отводится 16 учебных часов (восемь занятий по два часа). На вязание одного цветочка отводится два занятия, всего обучающиеся вяжут три цветочка. В методической разработке последовательно излагается весь материал по данной теме. Практика и теория, трудовое и эстетическое воспитание сливается воедино, взаимно дополняя, и обогащая друг друга.

        Для достижения поставленной цели были использованы информационные технологии, методы проблемного обучения, инновационные формы организации занятий.

  1. Описание методической разработки

Тема блока занятий -  декоративно-прикладное творчество

Тема методической разработки -  Организация и методика  проведения занятий вязания крючком. Тема занятий «Вязание цветочков».

Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса обучающихся на занятиях объединения «Умелые ручки».

Задачи:

  • совершенствовать образовательный процесс в системе дополнительного образования   детей;
  • обеспечить необходимые условия для развития навыков вязания   крючком и создания  композиции из цветов;
  • развивать художественное творчество у воспитанников при изготовлении    

   работы;

При изучении  темы на занятиях применяются  как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, проектный, метод взаимообучения. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, интерес обучающихся к учебному процессу.  

На занятии применяется мультимедийный проектор, интерактивная доска, технологическая карта. Воспитанники используют:  нити разных цветов, крючок, иголки, ножницы, корзиночки, рамочки.

       На занятиях педагог напоминает о правилах техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами: ножницами,  крючком, проволокой, клеем.

       В ходе занятия проводятся физкультминутки с использованием специальных упражнений для снятия усталости глаз. На протяжении всего занятия педагог следит за осанкой воспитанников.

Педагогической психологией выведены этапы усвоения знаний  на занятиях: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из  этой формулы ничего нельзя исключить, этапы взаимосвязаны. Поэтому добавляем еще одну формулу: от ощущений к чувствам, от них к творческому подходу. Такое дополнение способствует более эффективному формированию творчества: воспринимая – ощущай, осмысливая – чувствуй; запоминая – действуй, пробуй; проверяя результат - показывай другому. Уместно подчеркнуть, что объяснения и  замечания педагога должны быть украшены положительными эмоциями (чтобы воспитанник, слушая -  слышал).  Важен и профессиональный показ техники исполнения изделия педагогом (значимо, чтобы воспитанник увидел и удивился простоте выполнения вязания), тем самым  во время занятия воспитанник воспринимает новое, запоминает, пробует технику исполнения изделия, закрепляет.

          В конце занятии обязательно проводится мини - выставка готовых изделий. Где не дается оценка проделанной работе, а идет обсуждение творческого подхода к  изготовлению изделия. Нужно говорить о том, чтобы воспитанник не копировал, а привносил свое видение, свою изюминку этому изделию.

           Занятие должно приносить детям радость, в конце которого они видят результат своего труда, иначе оно теряет половину своего смысла.

3. Организация работы на занятии

      3.1 Тема занятия «Вязание цветочков» - экскурсия.

Цель занятия: знакомство с цветами, растущими на клумбах

Задачи:

- познакомиться с цветами;

- развивать наблюдательность, воображение;

- воспитывать любовь к природе.

Форма занятия:  занятие-экскурсия.

Оборудование: цифровой фотоаппарат, альбом, карандаш и ластик.

Последовательность работы на занятии

Во время проведения экскурсии проводится беседа о цветах. Педагог рассказывает о цветах растущих на клумбах, обращает внимание на особенности каждого цветка. Дети рассматривают розы, бархатцы, хризантемы, гвоздики и другие цветы, сравнивают между собой. Если есть фотоаппарат, цветы фотографируют. Дети делают некоторые зарисовки в своих альбомах. Для закрепления педагог загадывает загадки о цветах. В качестве физкультминутки   проводит игру «Кто в саду?»

  

3.2; 3.4; 3.6.  Тема «Вязание цветочков» - вязание 1 – 4 ряда.

Цель занятия:  формировать знания, умения и навыки при вязании цветочка.

Задачи:

- закрепить полученные знания при вязании воздушных петель, столбиков с накидом;
- развивать мелкую моторику рук, воображение и
 усидчивость;
- воспитывать аккуратность и эстетический вкус
 при выполнении работы.

Форма занятия:  комплексное применение знаний и способов деятельности обучающихся.

Материалы и оборудование:

- описание работы;

- нити разных цветов и оттенков;

- крючок.

Последовательность работы на занятии

Занятие начинается с актуализации опорных знаний  воспитанников. Обучающиеся совместно с педагогом выполняют вязание первой петли одним из двух способов, затем вязания «цепочки» из воздушных петель, а затем вязание столбика с накидом.

Педагог объясняет, как правильно связать нужное количество петель. Объяснение сопровождается наглядным показом способа вязания петель педагогом.

Далее педагог знакомит воспитанников с описанием вязания цветочка, и показывает последовательность выполнения. В ходе  занятия педагог напоминает  технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Затем воспитанники приступают к самостоятельной работе под четким  руководством педагога.

На  четвертом  занятии воспитанники вяжут 1 – 4 ряд второго цветочка.

На шестом  занятии воспитанники вяжут 1 – 4 ряд третьего цветочка.  

В конце занятия на столе выкладываются связанные работы, и проводится самоанализ и анализ работы, где  отмечается  хорошая работа  воспитанников объединения «Умелые ручки».

В качестве закрепления данных тем педагог задает вопросы. На заключительном этапе проводится рефлексия.

В течение самостоятельной работы детей педагог обращает внимание на их осанку и проводит 2 физкультминутки.

3.3; 3.5; 3.7.  Тема «Вязание цветочков» - вязание 5 – 7 ряда.

Цель занятия: формировать знания, умения и навыки при вязании цветочка.

Задачи:

- закрепить полученные знания при вязании столбиков с накидом и столбиков без накида;
- развивать мелкую моторику рук, воображение и
 усидчивость;
- воспитывать аккуратность и эстетический вкус
 при выполнении работы.

Форма занятия:  комплексное применение знаний и способов деятельности обучающихся.

Материалы и оборудование:

- описание работы;

- нити разных цветов и оттенков;

- крючок.

Последовательность работы на занятии

На первом этапе занятия воспитанники повторяют технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Обучающиеся совместно с педагогом вспоминают вязание столбика без накида.

После чего педагог объясняет, как нужно продолжить вязать цветочек, знакомит с описанием, и показывает последовательность выполнения.  

Затем воспитанники приступают к самостоятельной работе под четким  руководством педагога. Педагог оказывает только индивидуальную помощь, обращая внимание на ошибки, которые воспитанники сразу же корректируют.

На  пятом  занятии воспитанники вяжут  5 – 7  ряд второго цветочка.

На седьмом  занятии воспитанники вяжут   5 – 7  ряд третьего цветочка.  

В конце каждого занятия  работа каждого обучающихся анализируется сначала ребенком, а затем педагогом, который указывает наиболее удавшиеся элементы данной работы.

По итогам каждого занятия педагог задает вопросы по пройденным  темам, для наиболее эффективного запоминания пройденного материала, после чего обязательно проводит рефлексию с целью выявления положительной  динамики среди воспитанников.

В течение каждого занятия педагог обращает большое внимание на правильную осанку детей и на протяжении каждого занятия проводит 2 физкультминутки.

3.8.  Тема «Вязание цветочков» - вязание листочков.

Цель занятия: формирование умения вязать листочки.

Задачи:

- научить вязать листочки в разных техниках выполнения;

- развивать художественное творчество у воспитанников при изготовлении работ;

- воспитывать аккуратность и самостоятельность во время выполнения работы.

Форма занятия:  комплексное применение знаний и способов деятельности обучающихся.

Материалы и оборудование:

- крючок;

- нити;  

- проволока;

- кусачки;

- клей;

- корзиночка или рамка.

Последовательность работы на занятии 

Педагог знакомит обучающихся с различными формами листьев. Затем педагог вместе с детьми разбирает схемы вязания листьев. Перед самостоятельной работой воспитанников педагог напоминает о техники безопасности перед началом работы.

 Затем воспитанники выбирают схему для вязания и приступают к самостоятельной работе под четким  руководством педагога. Педагог оказывает только индивидуальную помощь, обращая внимание на ошибки, которые воспитанники сразу же корректируют.

После окончания работы педагог задает вопросы по пройденной  теме.

В конце каждого занятия  работа каждого обучающихся анализируется сначала ребенком, а затем педагогом. Организуется выставка.

После чего обязательно проводит рефлексию с целью выявления положительной  динамики среди воспитанников.

В течение занятия педагог обращает большое внимание на правильную осанку детей и на протяжении занятия проводит 2 физкультминутки.

4. Конспекты занятий по теме «Вязание цветочков»

4.1  

Дата

1год обучения

Занятие № 1

Тема «Вязание цветочков»  - 16 часов

Тема занятия Экскурсия  – 90 мин.

Цель занятия: знакомство с цветами, растущими на клумбах

 

   Задачи:

- познакомиться с цветами;

- развивать наблюдательность,    

  воображение;

- воспитывать любовь к            природе.

   Оборудование:

- цифровой фотоаппарат,   альбом, карандаш и ластик.

  Критерии оценки:

- творческий замысел;

- умения выполнять зарисовки;

- аккуратность;

Примечание:

Путь до места экскурсии 10 мин

Размер эскиза 20х30см.

Организационная часть 10 мин.

Подготовка детей к экскурсии. Регистрация отсутствующих, причины. Правила техники безопасности во время проведения экскурсии.

Подготовительная часть 5 мин.

Во время экскурсии вы должны рассмотреть цветы, какой формы сам цветок, стебель, листья. Во время проведения экскурсии вы сфотографируете цветы.

Основная часть        55 мин

1. Рассказ о цветах. (Приложение 1)

а) Роза.  

б) Хризантема.

в) Гвоздика.

г) Бархатцы

Контрольная часть 10 мин.

1. Загадки. (Приложение 2)

2. Вопросы для закрепления.

а) С какими цветами мы с вами познакомились?

б) Расскажите строения цветка?

в) Когда начинают цвести цветы?

Информационная часть 5 мин.

Д/з: подумать над будущей работы.

Приготовить нити, крючок.

Итоговая часть 5 мин.

Анализ ответов обучающихся. Рефлексия -    закончи предложения:  

1. «Сегодня я узнала…»

2. «Мне запомнилось...».

Приложение 1к занятию № 1

Тема «Вязание цветочков» - Экскурсия

      Ребята, природа – это неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений изобразительного искусства и литературы.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен…

Не то, что мните вы природа:


   Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                                    Ф.И. Тютчев

 Природа учит и воспитывает нас. Человек – хозяин своей земли, а не расточитель. Бережное отношение к природе – это то же, что уважение к старшим, это определенная культура поведения в обществе.

 Цветы! Сколько в них интересного! Нет не одного человека на земле, чтобы не любил цветы, чтобы не восхищался их красотой. Цветы – это что-то загадочное, необыкновенное. Каждый цветок хорош по-своему, а, сколько аромата в этих прекрасных созданиях.

РОЗА

Роза — самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. В Древней Греции роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (в Риме - Венеры), а также символизировала любовь и желание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность; белая роза — это символ невинности, чистоты, целомудрия; Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку на ней не было греха, "розой без шипов".
Роза — это традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей.  
Также роза — символ тайны и молчания; по греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил
Венеру к любовной связи; чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон, дал ему белую розу. В древности роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa, "под розой", является конфиденциальным.  
    Роза, один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Р. занимает ведущее место. Так,
Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.  В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве Р. символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла).

ХРИЗАНТЕМА

Семейство астровые (Asteraceae) сложноцветные (Compositae), высота 60 -150 см, цветет с сентября по конец октября, травянистый многолетник или полукустарник с прямостоячими стеблями. Листья серо-зеленые, сидячие. Соцветия корзинки простые, полумахровые или махровые, разнообразных форм в зависимости от вида и сорта:

- красные махровые высокорослые
- желтые махровые высокорослые
- белые махровые среднерослые
- бронзовые "Дубки" махровые высокорослые
- розовые простые/полумахровые, ромашковидные.

ГВОЗДИКА
Гвоздика (Dianthus) принадлежит к семейству гвоздичные. Все растения этого рода обладают своеобразным горьковатым запахом, красивыми цветками, имеют узколинейные или даже линейно-шиловидные зимнезеленые листья с сизым, иногда очень сильным налетом. Для озеленения особый интерес представляют многолетние гвоздики.
Сорта гвоздик:
Гвоздика альпийская  
Гвоздика перистая  
Гвоздика серовато-голубая

БАРХАТЦЫ

Бархатцы или тагетес - эти распространенные нарядные и всеми любимые летники появляются на клумбах в конце мая и цветут беспрерывно до снега. Цветение постоянное, обильное и очень продолжительное. Своим названием эти великолепные красивые цветы обязаны, вероятнее всего, мягкому бархатистому отливу красно-коричневых лепестков и теплому тону окраски цветков. Бархатцы достигают высоты 20-100 см, растение сильноветвистое, компактное. Корневая система хорошо развита. Соцветия простые или махровые, размером 5-12 см в диаметре, различных ярких сочных тонов: однотонные (желтые и оранжевые), чаще двухцветные с красно-коричневыми и бордовыми пятнами на желтом и оранжевом фоне, также различные по форме и махровости. Цветы обладают сильным своеобразным запахом. Высота кустов бархатцев зависит от сорта растений. 
Бархатцы служат очень хорошими предшественниками для гладиолусов, астр, тюльпанов и других культур, так как обладают способностью обеззараживать почву. Где растут бархатцы, там меньше скопление вредителей. Низкорослые сорта превосходны в бордюрах, цветниках, клумбах, где среди флоксов, астр, георгин составят основу всей композиции, прекрасно украшают балконы и окна. Растения с длинными цветоносами (их выращивают на срезку) также хорошо смотрятся группами на фоне газона.

 

Приложение 2 к занятию № 1

ЗАГАДКИ

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы) 

                       На кустах в саду растет,

                       Запах сладкий, словно мед,

                       Но не редко льются слезы,

                       Тех, кто рвет, их. Это… (Розы)

Голова на ножке,

В голове горошки. (Мак)

                       Эй, звоночки, синий цвет

                       С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.  (Ромашка)

                       Солнце жжёт мою макушку,
                      Хочет сделать погремушку.
(Мак)

Колосится в поле рожь.

Там. Во ржи

Цветок найдешь

Ярко синий и пушистый

Только жаль,

Что не душистый. (Василек) 

                     Я — травянистое растение
                   С цветком сиреневого цвета.
                    Но переставьте ударение —
                    И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)  

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
(Одуванчик) 

                       Лик пахучий,
                     А хвост колючий. (Роза)
 

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.
(Подснежник) 

Приложение 3 к занятию № 1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Игра «Кто в саду?»

Содержание: Дети взявшись за руки, встают в круг лицом к центру. Четыре-пять игроков образуют внутри большого круга маленький круг – это пчелы в саду. Они также стоят лицом к центру. Одновременно все играющие дважды, на распев, произносят слова:

Кто в саду? Кто в саду?

Пчелка в розовом саду.

При этом дети, стоящие в большом кругу. Идут в одну сторону, в маленьком – в другу. Все произносят слова:

Ползай пчелка, с цветочка на цветочек,

С цветочка на цветочек, с листочка на листок.

Наружный круг останавливается: Дети, не отпуская рук, поднимают их вверх, стоящие в маленьком кругу (пчелки) расцепляют руки и идут змейкой в воротца, т.е. под поднятыми руками игроков наружного круга. По окончании слов пчелки становятся каждый за одним из участников игры, находящимся в большом круге. Эти пары меняются. Игра повторяется.

4.2

дата

1 год обучения

Занятие

№ 2,

№ 4,

№ 6.  

Тема «Вязание цветочков» - 16 часов

Тема занятия Вязание 1 – 4 ряда – 90 мин.

Цель занятия: формировать знания, умения и навыки при вязании цветочка.

 

Задачи:

- закрепить полученные знания при вязании воздушных петель, столбиков с накидом;
- развивать мелкую моторику рук, воображение и
  усидчивость;

- воспитывать аккуратность и эстетический вкус при выполнении работы.

 

Материалы и оборудование:

- описание работы;

- нити разных цветов и оттенков;

- крючок.

Критерии оценок:

- творческий замысел;

- техника исполнения;

- аккуратность;

- самостоятельность.

Организационная часть 10 мин.

Подготовка детей к занятию. Регистрация отсутствующих, причины.

 

Подготовительная часть 5 мин.

Сегодня вы вспомните технику вязания воздушной петли, столбика с накидом, а так же начнем вязать цветочек для своей композиции.

Основная  часть        55 мин

1. Повторение изученного материала.

а) Вспомнить технику вязания  первой воздушной петли двумя способами, столбика снакидом (Презентация 1, слайд 3-4)

б)  Вязание «цепочки» из воздушных петель (Презентация 1, слайд 5).

в) Вязание столбика с накидом (Презентация 1, слайд 6-7)

2.Знакомство с описанием работы. (Приложение 1)

а) Объяснение и показ вязания 1 – 4 ряда цветочка.

а) Самостоятельная работа, в ходе которой проводится 2 физкультминутки (Презентация 1, слайд 8 - 9).

Контрольная часть 10 мин.

1.Вопросы для закрепления.

а) Как выполняется первая петля?

б) Как вяжется «цепочка» из воздушных петель?

в) Как  вяжется столбик с накидом?

Ответы детей:  накид, в петельку, захватить нить, вытянуть и провязать через две и через две.

 г) Сколько столбиков с накидом вяжется в круг?

Информационная часть 5 мин.

Самоанализ выполненного задания. Анализ ответов и работ учащихся.

Итоговая часть 5 мин.

Рефлексия. «Я научилась…» закончи предложение». Для меня это…» (Презентация 2 слайд 10)

Приложение 1к занятиям № 2,4,6

Цветок «Гвоздика»

Описание работы

Связать цепочку из 8 в. п. и соединить ее в кольцо 1 пс. б/н. Вывязать 3 в. п. подъема для замены 1-го ст. с/н. (провязывая следующие ряды, нужно 1 -й ст. с/н. заменять 3 в. п.), затем связать вкруговую еще 24 ст. с/н., заканчивать ряд, как и все последующие, нужно 1 пс. б/н. в 3-ю начальную в. п.

2-й         ряд: вязать 2 ст. с/н. над каждым ст. с/н. предыдущего ряда = 50 ст. с/н.

3-й         ряд: как 2-й ряд =100 ст. с/н.

4-й        ряд: как 2-й ряд = 200 ст. с/н.

   

4.3

дата

1 год обучения

Занятие

№ 3, № 5, №  7.    

Тема «Вязание цветочков» - 16 часов

Тема занятия Вязание 5 – 7 ряда – 90 мин.

 Цель занятия: формировать знания, умения и навыки при вязании цветочка.

 

Задачи:

- закрепить полученные знания при вязании столбиков с накидом и столбиков без накида;
- развивать мелкую моторику рук, воображение и
 усидчивость;
- воспитывать аккуратность и эстетический вкус
 при выполнении работы.

 

Материалы и оборудование:

- описание работы;

- нити разных цветов и оттенков;

- крючок.

 Критерии оценок:

- творческий замысел;

- техника исполнения;

- аккуратность;

- самостоятельность.

Организационная часть 10 мин.

Подготовка детей к занятию. Регистрация отсутствующих, причины.

Подготовительная часть 5 мин.

На прошлом занятие мы вспомнили технику вязания воздушной петли, столбика с накидом, и  начали вязать цветочек для своей композиции. Сегодня мы вспомним технику вязания столбика без накида, и закончим вязать цветочек.

Основная  часть        55 мин

1. Повторение изученного материала.

а) Вспомнить технику вязания  столбика без накида. (Приложение 1)1

2.Знакомство с описанием работы. (Приложение 2)

а) Объяснение и показ вязания 5 – 7 ряда цветочка.

а) Самостоятельная работа, в ходе которой проводится 2 физкультминутки (Приложение 3)

Контрольная часть 10 мин.

1.Вопросы для закрепления.

а) Как выполняется столбик без накида?

Ответы детей: в петельку, захватить нить, вытянуть и провязать через две нити.

б) Что нужно учитывать при подборе нитей?

в) Какие цвета холодные, а какие теплые?

Информационная часть 5 мин.

Самоанализ выполненного задания. Анализ ответов и работ учащихся.

Итоговая часть 5 мин.

Рефлексия. «Я научилась…» закончи предложение». Для меня это…» (Презентация 2 слайд 10)

 Приложение 1к занятиям  № 3,5,7

Вязание столбика без накида

Описание работы

Столбик без накида вывязывается на петлях цепочки или предварительного ряда аналогично соединительному столбику. Узор получается достаточно плотным. Вводим крючок в 3-ю петлю основания спереди назад и делаем накид. Провязываем петлю и еще раз делаем накид. Протягиваем рабочую нить через 2 петли, висящие на крючке, получилась глухая петля (рис. 2.13, а, б). 

Провязывание столбиков без накида, как и всех других столбиков, можно выполнить по-разному, в зависимости от того, в какую часть столбика предыдущего ряда вкалывается крючок. Это можно сделать под обе стенки, переднюю стенку, в раскол, за заднюю стенку.

Техника выполнения

Приложение 2 к занятиям  № 3,5,7

Цветок «Гвоздика»

Описание работы

5- й        ряд: попеременно вязать 1 ст. с/н. над ст. с/н., 2 ст. с/н. над 1 ст. с/н. = 300 ст. с/н.

6-й         ряд: попеременно по 1 ст. с/н. над 2-я ст. с/н., 2 ст. с/н. над 1 ст. с/н. = 400 ст. с/н.

7-й        ряд: 1 ст. б/н. над каждым ст. с/н., 3 в. п.

Приложение 3 к занятиям № 3,5,7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

«Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет, (всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)

Следом за папой мама идет, (то же левой рукой)

За мамой следом детишки идут, (обеими руками вместе)

Вслед за ними самые малышки бредут. (обеими руками вместе)

Красные юбочки носят они, (постучать указательными пальцами по столу)

Юбочки с точками черненькими. (постучать указательными пальцами по       столу)     

Папа семейку учиться ведет. (всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)

А после школы домой заберет. (всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)

Микропаузы при утомлении глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.

Повторять 6-8 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.

Повторять 3 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.

Повторять в течение 20-30 секунд.

4.5

дата

1 год обучения

Занятие №  8 

Тема «Вязание цветочков» - 16 часов

Тема занятия «Вязание листочков» – 90 мин.

Цель занятия:

формирование умения вязать листочки.

Задачи:

- научить вязать листочки в разных техниках выполнения;

- развивать художественное творчество у воспитанников при изготовлении работ;

- воспитывать аккуратность и самостоятельность во время выполнения работы

Материалы и оборудование:

- крючок;

- нити;

- проволока;

- кусачки;

- клей;

- корзиночка или рамка.

 Критерии оценок:

- творческий замысел;

- техника исполнения;

- аккуратность;

- самостоятельность.

Организационная часть 10 мин.

Подготовка детей к занятию. Регистрация отсутствующих, причины.

 

Подготовительная часть 5 мин.

Сегодня вы будете вязать листики, прикреплять цветок к стеблю и листьям.

Основная  часть

55 мин

1. Познакомить с разными формами листа (Презентация 2, слайды 2 - 5).

2. Знакомство со схемами вязания листиков (Презентация 2, слайды 6 -7)  

3. Техника безопасности перед началом работы. (Презентация 2, слайд 8).

4. Самостоятельная работа, в течение которой проводятся 2 физкультминутки (Презентация 2, слайд 9).

Контрольная часть

10 мин.

1.Вопросы для закрепления.

а) Какие формы листьев вы знаете?

б) В каких техниках можно связать листья?

в) Откуда нужно начинать обматывать нитями стебель сверху или снизу?

Информационная часть

5 мин.

Самоанализ выполненного задания. Выставка творческих работ.

 

Итоговая часть 5 мин.

Рефлексия. На столах карточки разного цвета (красная, зеленая, черная) Выберите ту звездочку, цвет которой близок  вашему настроению

(Презентация 2, слайды 10).

Приложение 2к занятию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Ежик»

Ёжик серенький бежит.                      Маршируем

Видит палочка лежит.                       Руку поднимаем ко лбу, смотрим вдаль 

Ёж нагнулся палку взял                     Нагибаемся

Да и дальше побежал.                       Маршируем

Вот болото, а по ней                         Руки на поясе

Ёжик с палочкой своей.                    Покачивающие движения вправо-влево

Прыг – скок, прыг – скок                  Подпрыгиваем

Перебрался на песок.

Дальше ёжик наш бежит.                  Маршируем

Птенчик жалобно пищит.           Руками беремся за головы и качаем головой

Ёжик птенчика берет                        Нагибаемся

И в гнездо его кладет.                      Становимся на носочки

Лапкой птенчик помахал                Машем рукой

И домой побежал.

«Раз, два, три…»

Раз – на цыпочки подняться  -   Поднимаемся на цыпочки.

Надо всем, друзья, размяться.

Два – нагнулись до земли      -    Наклоны вперед-назад.

И не раз, а раза три.

Три – руками помахали           -   Руки в стороны, машем.

Наши рученьки устали.

На четыре – руки в боки.         -    Руки в боки, прыгаем.

Дружно делаем подскоки.

Пять – присели раза - два.      -    Приседаем.

Шесть – за парты нам пора.

«Две лягушки»

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.

Гимнастика для глаз

«Далеко – близко»

Педагог называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 секунды – предмет, расположенный близко. Воспитанники быстро отыскивают предметы и называют их.

5.  Результативность

методической разработки по теме «Вязание цветочков»

Для оценки результативности данной темы можно использовать перечень вопросов теоретической и практической подготовки и отмечать для каждого воспитанника его результат. Мониторинг освоения конкретной  темы способствует улучшению качества образования, повышению самообразования  как педагога так и воспитанников.

П- полностью усвоен материал, Н- усвоен с некоторыми недочетами, С- материал усвоен слабо.

№ п/п

Ф.И. воспитанника

Тема

Уровень усвоения теоретического материала

Тема №1

Тема №2

Тема №3

Тема №4

1.

Астанина Дарья  

1. Технология выполнения цепочки из воздушных петель.

2. Технология выполнения столбика с накидом.

3. Технология выполнения столбика без накида.

4. Последовательность работы над изделием.

П

П

С

Н

2.

Грачева Милана  

П

П

П

П

3.

Двали Ева  

Н

П

Н

Н

4.

Десенхо Кристина  

П

П

П

П

5.

Дзиконская Лейла  

П

П

П

П

6.

Еньшина Альбина  

П

П

П

П

7.

Латынина Мария  

Н

П

С

Н

8.

Мазалова Лидия  

П

П

Н

П

9.

Стрекозова София  

П

П

Н

Н

10.

Хачикян Татьяна  

П

П

С

Н

11.

Шорстова Наталья  

П

П

П

П

12.

Щербинина Анастасия  

П

П

Н

П

Группа

Наименование темы

Дети усвоили теоретический материал в полном объеме

Дети усвоили теоретический материал с некоторыми недочетами

Дети усвоили теоретический материал слабо

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

Технология выполнения цепочки из воздушных петель.

10

83

2

17

-

-

Технология выполнения столбика с накидом.

12

100

-

-

-

-

Технология выполнения столбика без накида.

5

42

4

33

3

25

Последовательность работы над изделием.

7

58

5

42

-

-

№ п/п

Ф.И. воспитанника

Тема

Уровень усвоения  

практического  материала

Тема №1

Тема №2

Тема №3

Тема №4

1.

Астанина Дарья  

1. Техника выполнения первой петли.

2. Техника выполнения воздушных петель.

3. Выполнение эскиза.

4. Вязание цветочков.

П

П

С

Н

2.

Грачева Милана  

П

П

П

П

3.

Двали Ева  

П

П

С

Н

4.

Десенхо Кристина  

П

П

П

Н

5.

Дзиконская Лейла  

П

П

Н

П

6.

Еньшина Альбина  

П

П

Н

Н

7.

Латынина Мария  

П

П

С

Н

8.

Мазалова Лидия  

П

П

Н

Н

9.

Стрекозова София  

П

П

Н

Н

10.

Хачикян Татьяна  

П

П

С

Н

11.

Шорстова Наталья  

П

П

П

П

12.

Щербинина Анастасия  

П

П

Н

П

Группа

Наименование темы

Дети усвоили практический материал в полном объеме

Дети усвоили практический материал с некоторыми недочетами

Дети усвоили практический материал слабо

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

Техника выполнения первой петли.

12

100

-

-

-

-

Техника выполнения воздушных петель.

12

100

-

-

-

-

Выполнение эскиза.

3

25

6

50

3

25

Вязание цветочков.

4

33

8

67

-

-

Уровень выполнения темы

1 группа

кол-во

%

I – полностью выполняет работу самостоятельно,   помогает товарищам, работает в более быстром темпе

2

17

II – обращается к помощи руководителя, выполняет задание самостоятельно, но с некоторыми ошибками

7

58

III – слабо справляется с заданием, очень низкий уровень знаний и выполняемых работ

3

25

По результатам педагогической оценки теоретический материал полностью усвоили 42% детей, с недочетами 33 %, усвоили слабо 25 % воспитанников. Практический материал полностью усвоили 16,7% детей,  с недочетами-  50 %, слабо усвоили 33,3  % обучаемых.

       

Результаты изучения темы «Вязание цветочков»

 

          Таким образом, подведение промежуточных итогов обучения позволяет дать оценку успешности  продвижения воспитанников.

          Тесное взаимодействие педагога и воспитанника позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны педагога поднять свой квалификационный уровень. Анализируя индивидуальные способности  своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти качества, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Важно продолжать поиски

новых способов обучения и воспитания. Ведь только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.

6. Литература 

  1. Алиева Л.B., Новикова Л.И, Сельская школа в воспитательном пространстве села. [Текст]2001, №1.
  2. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии. / [Текст] Изд. 2-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999. –112 с.
  3. Даль В.И. Пословицы и загадки русского народа (сборник) М.: 1957 – 991с.
  4. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком – М.: Просвещение 1984. – 143с.
  5. Сашко Л.Н. Секреты педагогического мастерства [Текст] // Дополнительное образование. 6. 2005. 31с.
  6. Чижик Т.Б. Вязание крючком – Харьков, 2009. – 284с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки (в помощь организатору воспитательной работы)

Литературно-музыкальная композиция «Россия, тебе славу пою»;Встреча поколений, посвящённая Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. «Чтобы помнили!»;Дидактический игровой ...

Методические разработки (в помощь организатору воспитательной работы)

Литературно-музыкальная композиция «Россия, тебе славу пою»;Встреча поколений, посвящённая Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. «Чтобы помнили!»;Дидактический игровой ...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание корпусной библиотеки с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания посадочного места  элемента с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный ...

Методическая разработка «В помощь организатору учебно-тренировочных сборов по многоборью радистов и спортивному ориентированию»

Описание опыта работы педагога дополнительного образования по организации и проведению учебно-тренировочных сборов по спортивному ориентированию и многоброрью радистов. Содержит ссылки на основные нео...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме «Cвoя игра»

Цель - oбoбщение и cиcтематизация знаний oбучающихcя пo предмету «Шахматы» первoгo гoда oбучения.Задачи:- фoрмирoвать у oбучающихcя пoлoжительную мoтивацию к предмету «Шахм...