"Толерантность"
план-конспект урока на тему

Ефремова Елена Эдуардовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tolerantnost.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока  на тему:

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Возраст обучающихся: 12-16 лет

                                                                                   Автор:

Ефремова Елена Эдуардовна -

педагог дополнительного образования,

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Центр творчества»

Новосильского района

Орловской области

2017

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи:

  • Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым жизненным условиям;
  • Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Форма проведения:

Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными

вопросами.

Оборудование:

Раздаточный материал:  карточки на каждого, ручки, цветные карандаши, кружочки из бумаги белого и черного цвета, ватман (по количеству групп), анкеты.

На доске:  таблица  «Толерантность - интолерантность»,  зарисовка «Дерево толерантности».

Ход занятия.

Учитель.  Здравствуйте! Урок я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви (читает сказку).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- помоги мне,  дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость,  другую – Удача, третью – Красота, а четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник- они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам  поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

Учитель (обращается к учащимся) Задумайтесь и вы… Напишите на листке имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листочки и покажите всем свой         выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь. (читает окончание сказки) . Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Учитель (обращается к ученикам). Почему Любовь выбрала девушку Доброту?

Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.

Учитель. Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющее это понятие. На выполнение вам отводится 5 минут.

Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей групп 2-3 минуты).

Учитель (делает выводы): эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что  мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи». В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным. И я предлагаю вам игру, которая называется «Дополни».

Педагог раздает ученикам карточки, на которых необходимо закончить предложение «Быть толерантным – это значит…».

Выделяют ключевые слова:

- быть терпимым у окружающим;

- уважать людей, их мнения, религию;

- принимать других такими, какие они есть;

- понимать многообразие культур нашего мира и т.д.

Учитель. Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо сделать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм  

Немотивированная агрессивность

Учащиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы. Учитель высказывает свою точку зрения.

Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.

Учитель (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время?

Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы: потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»; потому, что продолжает расти подростковая преступность; потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.

Учитель. Прием  «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мещает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми.

Учащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого с другой) и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна.

Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.

Учащиеся берут кружки из бумаги белого цвета с двух сторон и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна.

После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках. А затем о достоинствах. Смело заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на середину стола надписью вверх, дарят сидящему рядом, или обмениваются.

Цель: сделать достоинства одного человека достоинством группы. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего, и  помогает ему бороться с  недостатками.

Учитель. Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наш Центр творчества. Я предлагаю вам творческую работу «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на нем то что, по-вашему, мнению нужно сделать, чтобы Центр творчества стал пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными.

Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности». Пока они работают, ученики выполняют следующее упражнение «Отличия».

Учитель. Встаньте  в круг. Выполните следующие действия: посмотрите на своего соседа (соседку) справа и скажите, чем вы отличаетесь друг от друга. Назовите как внешние, так и внутренние отличия. Затем скажите, что вы чувствуете по этому поводу, как вы к этому относитесь.

Учащиеся представляют «Дерево толерантности»,  комментируют результаты.

Учитель. Подведем итог нашему занятию. Мы выяснили, что значит толерантный и интолерантный человек.

Толерантный значит: человек, хорошо знающий себя, терпимый к окружающим, понимающий других людей, готов всегда придти на помощь, доброжелателен  к иным культурам, взглядам, традициям. Человек, который стремится к способности поддерживать дружелюбные отношения с людьми и т.д.

Интолерантный значит: человек с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности  существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, характеризует себя собственной исключительностью и т.д.

Заключительное анкетирование

Напишите, пожалуйста, на листочках мнение о том, где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на занятии?

Листочки учащиеся складываю в специальный ящик.

Учитель. Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...