Бах. Исполнитель и педагог.
учебно-методический материал на тему
В истории каждого искусства есть периоды великих творческих обобщений и создания тех высших культурных ценностей, в которых искания многих предшествующих художников получают наиболее яркое воплощение. В музыкальном искусстве таких периодов было несколько. Один из них связан с деятельностью гениального немецкого композитора И.С. Баха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bah.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Бах. Исполнитель и педагог
(Проблемы интерпретации музыки эпохи барокко.)
В истории каждого искусства есть периоды великих творческих обобщений и создания тех высших культурных ценностей, в которых искания многих предшествующих художников получают наиболее яркое воплощение. В музыкальном искусстве таких периодов было несколько. Один из них связан с деятельностью гениального немецкого композитора И.С. Баха. Особенности баховского искусства неоднократно пытались выразить различные исследователи и интерпретаторы его произведений. Они подчеркивали характерную для него «скрытую силу», энергию, которая для своего выявления словно нуждается в преодолении какого-то препятствия. Т.Н. Ливанова отмечает наличие в баховской патетике противоречия между «предельным напряжением чувства и особого рода спокойствием»», противоречия между богатством нового идейно-эмоционального содержания и старыми формами его выражения. Стремление композитора воплотить в своем творчестве новые идеи приводило его к необходимости громадных новшеств в области средств выразительности. Одним из частых проявлений основного противоречия Баха было несоответствие его клавирного творчества тому инструментарию, на котором оно должно было исполняться. Бах впервые рассматривает клавир как некий универсальный инструмент. Он смело вводит в клавирную музыку элементы органного, скрипичного, вокального искусства, а также оркестрового письма. «Универсальность» клавирного творчества Баха позволяет считать его сочинения одним из первых образцов собственного фортепианного искусства. По меткому замечанию Римского-Корсакова, «контрапункт был поэтическим языком» Баха. Полифонией пронизаны все сочинения композитора. Полифонические сочинения в большинстве своем написаны с педагогической целью и могут рассматриваться как своего рода прогрессивная школа обучения полифонии от начального этапа до высшего. Наиболее легкие пьесы содержатся в «Нотных тетрадках Анны Магдалены БаХ». Более значительны по содержанию и развиты в полифоническом отношении «Маленькие прелюдии и фуги».
Вторая ступень баховской школы полифонии — 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций. Инвенции созданы с педагогической целью. Постоянно стремившийся к новому в искусстве, Бах, видимо, искал в инвенциях новые пути развития полифонического искусства. Не порывая с полифонией как основным принципом мышления, Бах вместе с тем пытался придать полифоническим сочинениям более свободный характер. Новое отношение к полифонии сочетается в инвенциях и с характерными тенденциями в области формы, предвосхищающими будущее сонатно- симфоническое развитие. В этом смысле следует отметить появляющиеся кое-где элементы типичной для классической сонаты тематической и тональной контрастности.
Третья ступень клавирной полифонической школы Баха – «Хорошо темперированный клавир» – своего рода энциклопедия художественных образов Баха. В нем с наибольшей полнотой нашел свое воплощение принцип певучей трактовки клавира. Характерно, что А. Рубинштейн, великий «певец» на фортепиано, отметил в своих «Высказываниях о цикле Баха» мелодическое богатство и певучесть пьес сборника.
Подобно Куперену, Бах стремился ограничить вольности исполнителей в отношении орнаментики. Однако он пошел несколько иным путем. Если Куперен предпослал своим сочинениям таблицу расшифровки украшений и настаивал на точном соблюдении предписываемых правил, то Бах предпочитал значительную часть мелизмов выписывать прямо нотами как составную часть мелодии. Большинство имеющихся в современных изданиях оттенков исполнения, лиги, аппликатура и педаль — все это внесено последующими редакторами, причем далеко не всегда удачно. В клавирном письме Бака уже содержатся некоторые основные приемы фортепианного изложения последующего времени.
Быструю эволюцию немецкой клавирной школы в сторону классицизма можно отчетливо проследить на творчестве сыновей Баха. Искусство старшего из них — Вильгельма Фридемана — особенно тесно связано с традициями отца, с органно-полифоническим стилем. В клавирных сочинениях Фридемана есть нечто от искусства барокко. Иным было искусство Иоганна Христиана Баха. Для него характерна работа уже не в области полифонии и не деятельность органиста. Из всех сыновей Иоганна Себастьяна Баха наибольшую роль в развитии клавирного искусства сыграл Карл Филилп Эммануэль. И как композитор, и как исполнитель, и как педагог, автор знаменитого руководства «Опыт об истинном искусстве игры на клавире», он пользовался громадной популярностью среди современников. «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» можно до известной степени считать сводкой основных знаний, которыми должен был обладать клавирист того времени. Наиболее прогрессивная черта педагогических высказываний Ф.Э.Баха заключается в том, что он борется против бессодержательного, внешне, быть может, и блестящего, но внутренне пустого, лишенного жизненности исполнения. Ф.Э Бах придавал огромное значение «пению на инструменте». Он подчеркивал, что технические трудности можно преодолеть усиленным упражнением и что в действительности они не требуют такой затраты труда, как певучая мелодия. Прообразом исполнения кантилены на клавире для него было пение. Он предлагал не упускать возможности «послушать искусных певцов, так как от них научишься мысленно петь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»
Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...
Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE»
Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE» был дан в апреле 2013 г В новом учебнике 6 класса Л. Босовой (ФГОС) этой темы нет. Хотя, по-моему мнению, пр...
Конспект урока "Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир"
Разработка урока с спользованием среды программирования "кумир"...
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....
Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.
Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. Автор: Жестко...
Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.
Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. Автор: Жестко...