«Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»
план-конспект на тему
Дополниетльное образование. Разработка занятия по устройству трактора - "Устройство дизельного двигателя". Для старшеклассников, посещающих занятия в д/о "Тракторист".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка итогового занятия по устройству двигателя | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект открытого занятия
«Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»
Курчатов – 2017 г.
Конспект занятия по устройству трактора.
Старший школьный возраст.
Тема: «Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»
Ф.И.О.: ___________________________________________________
Место работы: МКУДО «ДДТ»
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Тракторист»
Группа: учащиеся 1 года обучения.
Тема и номер урока в теме: раздел «Устройство
Вид урока: обобщающий.
Формы работы учащихся: круглый стол, беседа с учащимися.
Базовый учебник: дополнительная общеобразовательная программа
Цель урока: Подвести итоги усвоения учащимися пройденных тем раздела, выявить недоработки.
Оборудование: учебный кабинет МКУДО «ДДТ», плакаты, макеты и др.
Время проведения занятия – 40 минут.
План занятия
- Организационный момент – 2 минут
- Сообщение темы и постановка цели занятий – 3 минуты
- Фронтальный опрос учащихся по пройденным темам, постановка проблем, поиски решений, выявление плохо усвоенных учащимися вопросов – 30 минут.
- Подведение итогов – 5 минут.
Содержание занятия
- Общее устройство дизельного двигателя:
- кривошипно-шатунный механизм;
- газораспределительный механизм;
- система питания дизельного двигателя;
- система смазки;
- система охлаждения;
- система пуска;
2. Какие основные определения по двигателю?
- ВМТ – верхняя мёртвая точка;
- НМТ – нижняя мёртвая точка;
- h – ход поршня – это расстояние от ВМТ до НМТ.
- Д – диаметр цилиндра
- Vh – рабочий объём цилиндра, пространство, которое то занимает поршень, то освобождает в цилиндре двигателя.
- Vh = пД2 /4 h
- Vc – объём камеры сгорания (камера сгорания - пространство над поршнем, когда он находится в ВМТ).
- Vа – полный объём цилиндра, пространство над поршнем, когда он находится в НМТ.
Vа = Vh+Vс
Е = Vа / Vc – степень сжатия показывает во сколько раз сжимается воздух в цилиндре дизельного двигателя или горючая смесь в карбюраторном двигателе.
Е диз. = 15 – 20 Е карб. = 5 – 10
N – мощность двигателя измеряется в лошадиных силах или в киловаттах л.с./кВт.
1 л. с. = 0,732 кВт.
3. Каково содержание рабочего цикла четырёхтактного двигателя, чередование тактов?
I Впуск воздуха, открыт впускной клапан.
II Сжатие, E ≈ 16 – 17
температура t = 600 – 650 о C
давление p = 35 – 40 ктс/см 2 или 3.5 – 4.0 МПа
В конце сжатия, поршень не доходит до ВМТ на 18 0 – 19 0 по углу поворота коленчатого вала, производится впрыск форсункой мелко распылённого дизельного топлива под давлением 175 ктс/см 2, топливо смешивается с раскалённым воздухом, испаряется и самовоспламеняется.
III Рабочий ход температура при воспламенении t = 1900–20000С
давление p = 90 ктс/см 2 при турбонаддуве p = 110 ктс/см 2 . В этот момент при движении от ВМТ до НМТ тепловая энергия сгорания топлива превращается в механическую.
IV Выпуск отработанных газов, открыт выпускной клапан.
Рабочий цикл совершается за четыре хода поршня (такта) и два оборота коленчатого вала.
Кривошипно-шатунный механизм.
Каково его назначение?
КШМ преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Каково устройство кривошипно-шатунного механизма?
Назвать основные детали КШМ, их назначение, устройство, материала (кратко).
Назвать основные неисправности КШМ и их признаки:
а) сизый дым из выхлопной трубы, угар масла в камере сгорания - это результат износа цилиндропоршневой группы (гильзы, поршни, кольца).
б) падение давления масла - это результат износа шеек, коленчатого вала и вкладышей, шеек распредвала и втулок увеличение зазоров через которые происходит утечка масла.
Газораспределительный механизм (ГРМ ).
Каково его назначение?
ГРМ служит для своевременного впуска горючей смеси или воздуха в дизелях и выпуска отработанных газов.
Каково устройство газораспределительного механизма?
Назвать основные детали ГРМ, их назначение, устройство, материалы.
Каким образом открываются клапаны и закрываются?
Назвать основные неисправности ГРМ и их признаки. Нарушена регулировка клапанов.
а) стук в клапанах, падение мощности, это результат большого зазора между коромыслом и торцом клапана.
б) Не работает цилиндр, отсутствует компрессия в цилиндре - это результат отсутствия или уменьшения зазора, прогорает фаска клапана.
Как отрегулировать клапана?
Надо знать порядок работы цилиндров 1 - 3 - 4 - 2.
Система питания дизеля
Каково её назначение?
Система питания служит для своевременного впрыска мелко распылённого дизельного топлива под высоким давлением в цилиндре двигателя.
Каково устройство системы питания дизельного двигателя?
Бак – фильтр грубой очистки – насос низкого давления – насос ручной подкачки – трубки низкого давления – фильтр тонкой очистки - пробка для удаления воздуха – топливный насос высокого давления (ТНВД) – трубки высокого давления – форсунки.
Воздушный фильтр, выхлопная труба, глушитель.
Назвать основные неисправности системы питания, их признаки:
а) чёрный дым из выхлопной трубы, неполнота сгорания дизельного топлива, большая подача дизельного топлива;
б) двигатель не запускается, работает с перебоями «троит».
В систему питания попал воздух.
Каково назначение топливного насоса высокого давления (ТНВД)?
Подает топливо под высоким давлением дозировано в цилиндры двигателя.
Основные детали ТНВД.
Корпус, кулачковый вал, рейка для изменения подачи топлива, секции насоса, механизм поворота плунжера.
Как устроена секция ТНВД?
Кулачёк, роликовый толкатель с регулировочным болтом и контргайкой, плунжерная пара, тарелка, пружина плунжера, нагнетательный клапан с пружиной, закрывается секция нажимным штуцером.
Система смазки дизельного двигателя
Назначение системы смазки:
Система смазки:
- уменьшает трение;
- частично охлаждает трущиеся детали;
- выносит продукты износа;
- защищает от коррозии;
- уплотняет объёмы;
Каково устройство системы смазки?
Поддон картера, маслозаборник, масляной насос с предохранительным клапаном, масляной радиатор, полости в шатунных шейках для дополнительной очистки масла, манометр для замера давления масла.
Назвать основные неисправности системы смазки, их признаки – падения давления масла.
Причины падения давления масла
1) нет масла;
2) забита сетка маслозаборника;
3) заел предохранительный клапан насоса;
4) срезался привод маслонасоса;
5) перегрет двигатель;
6) износ сопряжений шейки коленвала – вкладыши;
7) шейка распред. вал – втулка;
8) применяется масло не по сезону: летом зимнее М 8 Г2 (летнее М 10 Г2).
Система охлаждения двигателя
Каково назначение системы охлаждения?
Система охлаждения служит для поддержания нормальной температуры двигателя t=85 – 95 С0.
Каково устройство системы охлаждения?
Водяная рубашка в блоке и головке, радиатор, патрубки, водяной насос, термостат, вентилятор, сливные краники, шторки, датчик и указатель температуры воды.
Назначение термостата?
Термостат служит для ускоренного прогрева двигателя и поддержания нормальной температуры двигателя.
Назвать основные неисправности системы охлаждения, их признаки – перегрев двигателя.
Причины перегрева двигателя.
1. Нет охлаждающей жидкости.
2. Не натянут ремень вентилятора (обрыв).
3. Закрыта шторка.
4. Заел клапан термостата.
5. Забиты трубки радиатора.
6. Накипь в системе охлаждения, удаление накипи: приготовить раствор на 10 л воды - 0,5 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина, залить и поработать 8 – 10 часов.
Система пуска дизельного двигателя
Назначение системы пуска:
Сообщить коленчатому валу дизельного двигателя пусковую частоту вращения 150 – 250 об/мин, после чего двигатель начинает устойчиво работать.
Назвать виды пуска.
а) пусковым двигателем
б) электростартером
Каково устройство системы пуска?
- Двухтактный пусковой двигатель П – 10 УД, мощностью 10 л.с.
- Редуктор пускового двигателя.
Каково назначение редуктора пускового двигателя?
Редуктор передаёт крутящий момент от коленвала пускового двигателя и маховику основного двигателя.
Как устроен пусковой двигатель П – 10УД?
- Цилиндр, головка, кривошипно-шатунный механизм, окна: впускные, выпускные, продувочные, безпоплавковый карбюратор, однорежимный регулятор – ограничитель максимальных оборотов, магнето, свеча зажигания.
Какие основные узлы имеет редуктор пускового двигателя?
- муфты сцепления
- обгонная муфта (муфта свободного хода)
- автомат выключения (бендикс)
Какое назначение имеет обгонная муфта?
Муфты свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении от коленвала пускового двигателя к зубчатому винцу маховика.
Какое назначение имеет автомат выключения?
При запуске основного двигателя и увеличения частоты вращения коленвала автоматически пусковая шестерня выходит из зацепления с венцом маховика.
Подведение итогов - 3 минуты.
Педагог проводит анализ занятия, отмечает успехи учащихся.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция "Принцип действия теплового двигателя"
Урок -конференция по физике в 10 классе с презентацией. На данном уроке рассматриваються вопросы связанные с использованием тепловых машин , их влиянием на окружающую среду....
Презентация урока по теме: "Принцип действия тепловых двигателей"
Презентация урока по теме: "Принцип действия тепловых двигателей"...
Принцип действия тепловых двигателей
Ппринцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей....
Принцип действия тепловых двигателей
Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей....
Конспект + презентация к уроку "Принцип действия тепловых двигателей. КПД. Физика. 8 класс".
Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме «Принцип действия тепловых двигателей. КПД», интерактивная презентация к уроку, содержащая иллюстративный материал, необходимые теор...
Принцип действия тепловых двигателей и их КПД. 9 класс
Разработка открытого урока , где учащиеся ознакомятся с видами и принципом действия тепловых двигателей и их КПД....