«Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»
план-конспект на тему

МОВЧАН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Дополниетльное образование. Разработка занятия по устройству трактора - "Устройство дизельного двигателя". Для старшеклассников, посещающих занятия в д/о "Тракторист".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого занятия

«Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»

         

Курчатов – 2017 г.

Конспект занятия по устройству трактора.

Старший школьный возраст.

Тема:   «Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»

 

Ф.И.О.:   ___________________________________________________  

Место работы:  МКУДО  «ДДТ»

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Тракторист»

Группа:  учащиеся 1 года обучения.

Тема и номер урока в теме:  раздел «Устройство

Вид  урока:  обобщающий.

Формы работы учащихся:  круглый стол, беседа с учащимися.

Базовый учебник:  дополнительная общеобразовательная программа

Цель урока:  Подвести итоги усвоения учащимися пройденных тем раздела, выявить недоработки.

Оборудование:  учебный кабинет МКУДО «ДДТ», плакаты, макеты и др.

Время проведения занятия – 40 минут.

План занятия

  1. Организационный момент – 2 минут
  2. Сообщение темы и постановка цели занятий – 3 минуты
  3. Фронтальный опрос учащихся по пройденным темам, постановка проблем, поиски решений, выявление плохо усвоенных учащимися вопросов – 30 минут.
  4. Подведение итогов – 5 минут.

Содержание занятия

  1. Общее устройство дизельного двигателя:

- кривошипно-шатунный механизм;

- газораспределительный механизм;

- система питания дизельного двигателя;

- система смазки;

- система охлаждения;

- система пуска;

        2. Какие основные определения по двигателю?

- ВМТ – верхняя мёртвая точка;

- НМТ – нижняя мёртвая точка;

- h – ход поршня – это расстояние от ВМТ до НМТ.

- Д – диаметр цилиндра

- Vh – рабочий объём цилиндра, пространство, которое то занимает поршень, то освобождает в цилиндре двигателя.

- Vh = пД2 /4 h

- Vc – объём камеры сгорания (камера сгорания - пространство над поршнем, когда он находится в ВМТ).

- Vа – полный объём цилиндра, пространство над поршнем, когда он находится в НМТ.

Vа = Vh+Vс

 Е = Vа / Vc – степень сжатия показывает во сколько раз сжимается воздух в цилиндре дизельного двигателя или горючая смесь в карбюраторном  двигателе.

Е диз. = 15 – 20        Е карб. = 5 – 10

N – мощность двигателя измеряется в лошадиных силах или в киловаттах л.с./кВт.

1 л. с. = 0,732 кВт.

3. Каково  содержание  рабочего  цикла  четырёхтактного  двигателя,  чередование  тактов?

I   Впуск  воздуха,  открыт  впускной  клапан.

II   Сжатие,  E    16 – 17

температура  t = 600 – 650 о C

давление  p = 35 – 40 ктс/см 2       или  3.5 – 4.0  МПа

В  конце  сжатия,  поршень  не  доходит  до  ВМТ  на  18 0 – 19 0  по  углу  поворота  коленчатого  вала,  производится  впрыск  форсункой  мелко  распылённого  дизельного  топлива  под  давлением  175  ктс/см 2,  топливо  смешивается  с  раскалённым  воздухом,  испаряется  и  самовоспламеняется.

III   Рабочий  ход  температура  при  воспламенении   t = 1900–20000С  

давление  p = 90  ктс/см 2  при  турбонаддуве  p = 110 ктс/см 2 .  В  этот  момент  при  движении  от  ВМТ  до  НМТ  тепловая  энергия  сгорания  топлива  превращается  в  механическую.

IV   Выпуск  отработанных  газов,  открыт  выпускной  клапан.

Рабочий  цикл  совершается  за  четыре  хода  поршня  (такта) и  два  оборота  коленчатого  вала.

Кривошипно-шатунный  механизм.

Каково  его  назначение?

КШМ  преобразует  возвратно-поступательное  движение поршня во вращательное движение  коленчатого  вала.

Каково  устройство  кривошипно-шатунного  механизма?

Назвать  основные  детали  КШМ,  их  назначение,  устройство,  материала  (кратко).

Назвать  основные  неисправности  КШМ  и  их  признаки:

а)  сизый  дым  из  выхлопной  трубы,  угар  масла  в  камере  сгорания  -  это  результат  износа  цилиндропоршневой  группы  (гильзы,  поршни,  кольца).

б)  падение  давления  масла  -  это  результат  износа  шеек,  коленчатого  вала  и  вкладышей,  шеек  распредвала  и  втулок  увеличение  зазоров через которые происходит утечка масла.

Газораспределительный  механизм  (ГРМ ).

Каково  его  назначение?

ГРМ  служит  для  своевременного  впуска  горючей  смеси  или  воздуха  в  дизелях  и  выпуска  отработанных  газов.

Каково  устройство  газораспределительного  механизма?

Назвать  основные  детали  ГРМ,  их  назначение,  устройство,  материалы.

Каким  образом  открываются  клапаны  и  закрываются?

Назвать  основные  неисправности  ГРМ  и  их  признаки.  Нарушена  регулировка  клапанов.

а)  стук  в  клапанах,  падение  мощности,  это  результат  большого  зазора  между  коромыслом  и  торцом  клапана.

б)  Не  работает  цилиндр,  отсутствует  компрессия  в  цилиндре    -  это  результат  отсутствия  или  уменьшения  зазора,  прогорает  фаска  клапана.

Как  отрегулировать  клапана?

Надо  знать  порядок  работы  цилиндров  1  -  3  -  4  -  2.      

Система питания дизеля

Каково её назначение?

Система питания служит для своевременного впрыска мелко распылённого дизельного топлива под высоким давлением в цилиндре двигателя.

Каково устройство системы питания дизельного двигателя?

Бак – фильтр грубой очистки – насос низкого давления – насос ручной подкачки – трубки низкого давления – фильтр тонкой очистки - пробка для удаления воздуха – топливный насос высокого давления (ТНВД) – трубки высокого давления – форсунки.

Воздушный фильтр, выхлопная труба, глушитель.

Назвать основные неисправности системы питания, их признаки:

а) чёрный дым из выхлопной трубы, неполнота сгорания дизельного топлива, большая подача дизельного топлива;

б) двигатель не запускается, работает с перебоями «троит».

В систему питания попал воздух.

Каково назначение топливного насоса высокого давления (ТНВД)?

Подает топливо под высоким давлением дозировано в цилиндры двигателя.

Основные детали ТНВД.

Корпус, кулачковый вал, рейка для изменения подачи топлива, секции насоса, механизм поворота плунжера.

Как устроена секция ТНВД?

Кулачёк, роликовый толкатель с регулировочным болтом и контргайкой, плунжерная пара, тарелка, пружина плунжера, нагнетательный клапан с пружиной, закрывается секция нажимным штуцером.

Система смазки дизельного двигателя

Назначение системы смазки:

Система смазки:

- уменьшает трение;

- частично охлаждает трущиеся детали;

- выносит продукты износа;

- защищает от коррозии;

- уплотняет объёмы;

        Каково устройство системы смазки?

Поддон картера, маслозаборник, масляной насос с предохранительным клапаном, масляной радиатор, полости в шатунных шейках для дополнительной очистки масла, манометр для замера давления масла.

        Назвать основные неисправности системы смазки, их признаки – падения давления масла.

Причины падения давления масла

1) нет масла;

2) забита сетка маслозаборника;

3) заел предохранительный клапан насоса;

4) срезался привод маслонасоса;

5) перегрет двигатель;

6) износ сопряжений шейки  коленвала – вкладыши;

7) шейка распред. вал – втулка;

8) применяется масло не по сезону: летом зимнее М 8 Г2  (летнее М 10 Г2).

Система охлаждения двигателя

Каково назначение системы охлаждения?

Система охлаждения служит для поддержания нормальной температуры двигателя t=85 – 95 С0.

Каково устройство системы охлаждения?

Водяная рубашка в блоке и головке, радиатор, патрубки, водяной насос, термостат, вентилятор, сливные краники, шторки, датчик и указатель температуры воды.

Назначение термостата?

Термостат служит для ускоренного прогрева двигателя и поддержания нормальной температуры двигателя.

Назвать основные неисправности системы охлаждения, их признаки – перегрев двигателя.

Причины перегрева двигателя.

1. Нет охлаждающей жидкости.

2. Не натянут ремень вентилятора (обрыв).

3. Закрыта шторка.

4. Заел клапан термостата.

5. Забиты трубки радиатора.

6. Накипь в системе охлаждения, удаление накипи: приготовить раствор на 10 л воды - 0,5 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина, залить и поработать 8 – 10 часов.

Система пуска дизельного двигателя

        Назначение системы пуска:

        Сообщить коленчатому валу дизельного двигателя пусковую частоту вращения 150 – 250 об/мин, после чего двигатель начинает устойчиво работать.

Назвать виды пуска.

а) пусковым двигателем

б) электростартером

Каково устройство системы пуска?

  1. Двухтактный пусковой двигатель П – 10 УД, мощностью 10 л.с.
  2. Редуктор пускового двигателя.

Каково назначение редуктора пускового двигателя?

Редуктор передаёт крутящий момент от коленвала пускового двигателя и маховику основного двигателя.

Как устроен пусковой двигатель П – 10УД?

  1. Цилиндр, головка, кривошипно-шатунный механизм, окна: впускные, выпускные, продувочные, безпоплавковый карбюратор, однорежимный регулятор – ограничитель максимальных оборотов, магнето, свеча зажигания.

Какие основные узлы имеет редуктор пускового двигателя?

  1. муфты сцепления
  2. обгонная муфта (муфта свободного хода)
  3. автомат выключения (бендикс)

Какое назначение имеет обгонная муфта?

Муфты свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении от коленвала пускового двигателя к зубчатому винцу маховика.

Какое назначение имеет автомат выключения?

При запуске основного двигателя и увеличения частоты вращения коленвала автоматически пусковая шестерня выходит из зацепления с венцом маховика.

Подведение итогов  - 3 минуты.

Педагог проводит анализ занятия, отмечает успехи учащихся.

 Рефлексия 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Принцип действия теплового двигателя"

Урок -конференция по физике в 10 классе с презентацией. На данном уроке рассматриваються вопросы связанные с использованием тепловых машин , их влиянием на окружающую среду....

Презентация урока по теме: "Принцип действия тепловых двигателей"

Презентация урока по теме: "Принцип действия тепловых двигателей"...

Принцип действия тепловых двигателей

Ппринцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей....

Принцип действия тепловых двигателей

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей....

Конспект + презентация к уроку "Принцип действия тепловых двигателей. КПД. Физика. 8 класс".

Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме «Принцип действия тепловых двигателей. КПД», интерактивная презентация к уроку, содержащая иллюстративный материал, необходимые теор...

Принцип действия тепловых двигателей и их КПД. 9 класс

Разработка открытого урока , где учащиеся ознакомятся с видами и принципом действия тепловых двигателей  и их КПД....