Занятие "Хантыйская игольница - намт"
план-конспект по теме
Знакомство с народно-прикладным творчеством народов Севера позволяет детям почувствовать неразрывную связь с жизнью своего региона. С этой целью предусмотрены занятия знакомства с орнаментальным искусством народов Севера. Дети научатся не только изготовлению сакрального женского предмета - игольниы, но и ознакомятся с эпосом месного наряда. Введение регионального компонента считаю важным, чтобы привить детям понимание о том, что народное искусство на региональном уровне рассматривается как часть художественной отечественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Хантыйская игольница – намт»
Цель: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей.
Задачи:- продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера;
-развитие таких технических навыков как глазомер, ритм, чувства симметрии, умения находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта.;
-воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.
Инструменты и материалы: иглы для бисера, нитки, ножницы, цветная бумага для изготовления шаблонов, ткань, бисер.
Наглядные пособия: демонстрационный материал с образцами северных орнаментов, образцы игольниц и их модели.
Ход занятия:
- Организационный момент(1-2 минуты):
Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме.
- Теоретическая часть:
а) повторение изученного ранее материала;
б) изучение нового материала
- Практическая часть.
а) создание модели будущей игольницы путём аппликации на бумаге
б) перенос деталей аппликации на ткань в качестве трафарета и вырезание их на ткани;
в) аппликация орнамента на ткани;
г) вышивка контуров узоров бисером
Перед практической работой повторить технику безопасности. Во время работы с бисером нужна пауза для гимнастики для глаз.
- Подведение итогов методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда.
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент:
Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме.
II.Теоретическая часть урока.
У народов Севера трудовое воспитание начиналось с самого раннего возраста.причём мальчиков и девочек воспитывали совершенно по-разному. Мальчик-это будущий кормилец, охотник, рыбак. Девочка – это будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первое, что дарят взрослые мальчику,-это аркан и нож; а девочке-мешочек с набором сухожильных ниток, кусочками ткани и меха.
Женщина – представительница обско-угорских народов умела многое. Однако её главное призвание-быть искусной мастерицей- одна из главных функций женщины традиционного общества. Именно поэтому символом женского начала является игла. Не случайно в фольклоре эпитетом женщин и женских божеств является выражение «йинтуп катлты ар наем» - «иглу держащие многие наи» («най»-божество женского рода). Из фольклора обско-угорских народов видно, что женщины-хозяйки пользовались большим уважением и что особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имела большое значение. «Богатырь остяцкий гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». О вещи, искусно сшитой, в вогульской сказке говорится: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет». Женщина умела делать многое. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиуак, либо мешочке тутчау хир, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Тутчау-очень дорогой для женщины предмет, он переходил от матери к дочери; в некоторых случаях мать шила дочери новый тутчау к свадьбе. Женщина-рукодельница в мешочке тутчау хир всегда имела игольницу(«игольник»). Эта вещь у неё всегда при себе, даже если она находится даже в пути, на рыбалке и т.д. «Игольник» относится к числу сакральных предметов и подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому. Как правило-игольник – это небольшой кусочек сукна круглой или квадратной формы, расшитый бисером; в центре чаще всего вышивается бисером крест, который является указанием на сакральность предмета.
«Иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место»
Характерен отрывок одной из хантыйских сказок:
«Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками. Кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры» Кажется невероятным, но девочка в 2-3 года умела уже собрать браслетик, в 4-5 уже составляла орнаменты. В 6-7 лет она различала традиционные узоры домашней одежды.
В сказке «Маснэ и Зайчонок» :
«..И решила бабушка : «Надоучить Маснэ шить».
На другое утро бабушка говорит внучке:
-Маснэ, вставай, солнце осветило все углы нашей избушки. Сегодня будем учиться шить. Усадила она внучку. Взяла узорный ватлан, сняла с него крышку, достала вышитую подушечку – игольницу, нитки и разноцветные лоскутки.
-Внученька, говорит бабушка Петось, - прежде надо знать, что иголку в рот нельзя брать, в своё платье втыкать нельзя, на пол бросать тоже нельзя. Иголку надо на место прибирать - в подушечку – игольницу втыкать».
Для самой женщины орнаментация не тяжёлый монотонный труд. Это скорее «священнодействие». «Ёнтты хурам»-шить узоры.
- Сегодня на занятии мы с вами уподобимся хантыйским мастерицам и изготовим важную вещь каждой хантыйской женщины-игольницу. Данный предмет пригодится и вам, чтобы иглы, которыми вы работаете, находились там, где им положено быть.
-Итак, приступаем:
Первое, что должны мы с вами сделать-это эскиз готового изделия. Для этого берём бархатную бумагу, т.к. она подходит по своей фактуре на сукно, из которого шьют игольницу и путём вырезания различных узоров, попробуем сделать каждый свой орнамент.
-Вспомним чтотакое орнамент?
Орнамент – это узор из одинаковых повторяющихся элементов.
-Какие виды орнаментов вы знаете?
Орнамент из линий и геометрических фигур называется геометрическим орнаментом. Орнаменты бывают растительные, зооморфные ( если изображают животных).
- Глядя на образцы орнаментов на доске, скажите, к каким видам относятся представленные северные орнаменты.
III. Практическая часть:
Вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
В процессе работы постоянно опираемся на схемы:
Приёмы изображения элементов орнамента
в процессе аппликации
«Ромб» («головки») | Складывание прямоугольника пополам развернув, разрезанием по линии сгиба. Затем складываются в гармошку «квадраты», стороны квадрата делятся простым карандашом пополам, а точки соединяются и получается ромб. Ромб вырезается.(В данном случае получается несколько ромбов). |
«Треугольники» («щучьи зубы», «чумики») | Складывание полоски бумаги на квадраты, отметить опорные точки и их соединить линией, срезать уголки с двух сторон к центру. |
«Заячьи ушки» | Сначала вырезаются треугольники, а затем полоска бумаги складывается гармошкой на равные квадраты. Разрезаются на отдельные квадраты. Квадрат делится на 4 квадратика. Один из них вырезается. Получились «заячьи ушки». |
- Таким же принципами вырезания на шкуре оленя пользуются и хантыйские мастерицы, когда украшают одежду аппликацией. Вспомните, принцип зеркального отражения при вырезании сложных орнаментов, о которых нам рассказали на предыдущем занятии работники музея. Скажите, какие цели достигаются при таком способе вырезания?
(- Правильно, экономии рабочего материала, бережного отношения к шкуре оленя. Ведь ни один вырезанный кусочек шкурки умелая мастерица не выбрасывала, находила ему применение при украшении одежды)
-(Работа по составлению эскиза собственной игольницы с последующей рефлексией и коллективным оцениванием работы).
-Вырезание на ткани деталей орнамента путём накладывания готовых трафаретов.
- Осуществление композиционного решения на ткани путём расстановки вырезанных деталей орнамента на круглой основе игольницы (для закрепления их нашить обмёточным швом на основу). - Техника безопасности при работе с иголкой.
-Выбор бисера с использованием таблицы «Сочетаемости цветов при работе с бисером».
-Пришивание бисера по контуру примётанных деталей с целью декорирования изделия и с соблюдением народных традиций.
IV.Подведение итогов
методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда.
Самоанализ проведённого занятия
1.Тема: «Хантыйская игольница- намт»
2. Дата проведения: 29.04.2016г.
3. Тип занятия: урок комплексного применения знаний и получения новых навыков (вышивка бисером вприкреп)
4. Форма проведения: индивидуально-коллективная работа
5. Аудитория: занятие проведено в группе (кабинет 110)
6. Дидактическая цель занятия: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей.
7. Задачи, решаемые на занятии:
- продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера;
-развитие таких технических навыков как глазомер, ритм, чувства симметрии, умения находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта.;
-воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.
8 Реализация целей и задач занятия проведена через организационную и обучающую деятельность уч-ся на занятии: рациональная организация деятельности уч-ся, логическая последовательность этапов занятия, выбор приемов, способов, способствующих эффективности работы.
9. Анализ подготовки занятия:
-проведение выездного музейного занятия для воспитанников творческого объединения (с приглашением работников МРЦ) по темам «О чём рассказывает северный орнамент» и «Северные россыпи» (знакомство с бисерным орнаментальным искусством);
-разработка плана-конспекта занятия;
- подготовка наглядности;
-оборудование кабинета.
10. Анализ хода занятия:
Темой моего самообразования является «Формирование практических навыков работы в технике бисероплетения посредством орнаментальной культуры коренных народов Севера». Она представляет мне благодатный материал ко всем темам моей программы. На его основе происходит знакомство с бисером, его происхождением, применением и значением в жизни людей. Приёмы плетения на леске как простых и сложных изделий отрабатываются на опыте северного народа в бисероплетении.
«Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека».
А.Б.Салтыков.
Данное изречение подходит по своей сути к нашему занятию, объясняя его цель и назначение.
Занятие проводилось на основе календарно-тематического планирования программы по бисероплетению. Место данного занятия в разделе «Орнаментальное искусство народов Севера». Данное занятие – одно из звеньев в общей системе работы всего курса по бисероплетению. Выбранная форма занятия способствовала
-развитию творческих способностей и мышления,
- воспитанию в детях чувства коллективизма,
сопричастности к культуре и духовности коренных народов Севера,
-умения претворять замысел в творения собственных рук посредством создания игольника, украшенного аппликацией и бисером,
усвоению детьми умения вышивания бисером по ткани, необходимой в дальнейшем для декорирования любой одежды и предметов быта.
Доброжелательный настрой, положительный психологический климат, внимание со стороны педагога каждому ученику способствовало повышению мотивации к занятиям.
На занятии были применены следующие методы и приёмы:
-метод игры, метод упражнения, наглядный, словесный..
Исходя из возрастных особенностей (дети среднего школьного возраста), опиралась на следующие дидактические принципы:
-индивидуальный подход к каждому ученику;
- активизация восприятия через создание проблемной ситуации.
Работа с игольницей требовала от педагога и детей тщательной подготовки. Дети рассматривали эскизы образцов «игольницы». Они отмечали, что орнамент расположен в центре игольницы, а мелкие орнаменты по краям.
Для изготовления игольницы подбиралась бархатная бумага, внешне схожая с тонким мягким сукном.
Я показывала как из прямых полосок составить в центре игольницы орнамент.
Работа выполнялась по образцу педагога, подбор цветовой гаммы дети делали самостоятельно. В конце данного этапа занятия дети рассматривали работы товарищей и оценивали их.
Дети занимались с большим желанием, чему способствовала специально созданная «эстетическая среда» и предшествующая ознакомительная работа. Дети узнали, что хантыйское и мансийское орнаменты отличаются по колористическому построению. Дети создавали сложные узоры по мотивам аппликации хантов и манси не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания и изображения элементов, соблюдая симметрию, цветовую гамму и композиционное решение в украшении изделий быта, одежды.
Учили детей обводить трафарет, а затем на последовательность складывания бумажной заготовки и её разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приёмов вырезания элементов обско-угорской орнаментики. Размеры бумажной заготовки для элементов определяются формой основы, на которой составляется узор.
Последовательность изображения элементов обско-угорской орнаментовки в декоративно-художественой деятельности детей приведена в таблице (см. план-конспект занятия) Таким образом, дети овладели способами вырезания простейших геометрических элементов обско-угорского орнамента в доступной для них форме-аппликации.
Новый изученный материал на занятии детьми был закреплён на практике изготовлением игольницы, украшенной аппликацией и вышивкой из бисера.
Таким образом, замысел занятия удался. Поставленные в начале занятия цели и задачи были реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство народов Севера Тема: Эскиз игольницы «НАМТ»
Знакомство учащихся с изготовлением игольницы. Последовательность выполнения работы, украшение середины и краев игольницы. Развивать чувство ритма и цвета. Словарная работа: «намт»- игольн...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ»...
Лоскутная техника. Изготовление игольницы
Технологическая карта по изготовлению игольницы в лоскутной технике...
Урок по технологии. "Изготовление игольницы-цветка"
Урок технологии "Работа с бумагой. Изготовление игольницы-цветка"Рябова Татьяна Николаевна учитель технологииЦели урока:1) Обучающие: научить учащихся изготавливать игольницу:формировать умения учащих...
творческий урок "ИГОЛЬНИЦА" в лоскутной технике
5 класс лоскутная техника...
Изготовление игольницы, мастер-класс
Мастер-класс предназначен как для учителей технологии, так и для учащихся, а также для руководителей кружков по декоративно-прикладному искусству....
Презентация по технологии "Изготовление игольницы "Корзина роз".
Презентация на тему: « Изготовление игольницы» « Корзина роз"Автор: Сковоронская Галина Николаевна инструктор по труду ГКОУ РО для детей-сирот и детей, ост...