Статья" «Развитие логического мышления»
статья (5 класс) на тему
В статье расказывается об опыте работы учителя КатасоновойТ.Н. во внеурочной деятельности на занятиях в 5 классе. О формах и методах используемых на занятии. Даны ссылки на сайты, и печатные издания, которые можно использовать в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 852.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение
логических задач —
первый шаг
к развитию ребенка»
Э. Давыдова
«Развитие логического мышления»
В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились. Новая цель образования: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Реализации целей и задач ФГОС способствуют занятия внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Выбирая тему внеурочного занятия, я исходила, из её актуальности в свете развития метапредметной компетенции. В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Поэтому курс называется «Развитие логического мышления». Возрастная группа - 11-12 лет
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.
Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если учитываются возрастные способности, соблюдается последовательность и системность, непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приёмов мышления.
На занятии используются такие формы и методы работы
1. «Учись играючи»
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Предлагаемая идея реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например, интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, конкурсы.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания;
- игры-конкурсы ;
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- и. так далее.
2. «Калейдоскоп»
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск и физкультминутка и многое другое.
Так как по САНПИНам в 5-6 классах дети за компьютерами могут работать не более 20 минут, то занятие делится на 2 части 1 часть работа за партой, вторая часть работа за компьютером. Между ними физкультминутка. Причем 1 часть, это устная и письменная работа.
Этапы занятия
- Разминка
На этом этапе учащиеся решают устные задачи. Эти задачи позволяют включиться в работу. Обязательно решаем ребусы. В разминке решаются задачи с метапредметной направленностью, вспоминаем материалы по разным предметам. Материалы к разминке я беру из разных источников, например, кроссворды взяты из журнала.
Примеры заданий ( слайды из различных презентаций):
Пример страницы из журнала «Информатика»
- Решение логических задач.
На занятиях использую следующие пособия:
«Логические задачи». Богомолова О.Б. М.:2013г
- Занимательные задачи по информатике. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.
Программа внеурочной деятельности писалась на основании этого пособия. Это пособие разбито на главы – темы. В начале главы есть комментарии по теме и показаны решения отдельных задач, практически тот же учебник. Задачи по теме занятия, с полной записью решения в тетради. Это подготовка учащихся к умению логически излагать и правильно записывать свои мысли. Верни оформить решение задачи.
- Работа за компьютером.
Решение логических задач в « виртуальной лаборатории». Логические задачи на взвешивание, переливание, разъезды, переправы. Задачи на нестандартное логическое мышление помогут и в повседневной жизни решать житейские проблемы нестандартным образом. Использую курс Информатика. 4 класс. В 3 ч. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. с диском «Фантазия». Используем программу «КуМир». Играем в компьютерные игры «Крот» и «Тетрис». В процессе работы за компьютером, мы делаем ещё одну паузу – гимнастика для глаз.
Подводя итоги по каждой теме, мы устраиваем конкурсы, олимпиады, соревнования, смотры знаний. Ребята обязательно участвуют дистанционных конкурсах на сайтах:
- http://znanika.ru/region
- https://infourok.ru/onlineEducation/events
- https://nic-snail.ru/calendar/fl/tip_sobytiya-konkurs_igra/klass-1_4_klass
Литература:
Информатика. 4 класс. В 3 ч. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. М.: 2015. С диском
«Логические задачи». Богомолова О.Б. М.:2013г
Занимательные задачи по информатике. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. 5-е изд. - М.: 2013
Учебно-методический журнал для учителей информатики «Информатика» ( разных лет). Издательский дом «1 Сентября»
http://kpolyakov.spb.ru/school/kumir.htm
- http://webkonspect.com. Цели и задачи школьного образования. ФГОС о требованиях
- http://znanika.ru/region
- https://infourok.ru/onlineEducation/events
https://nic-snail.ru/calendar/fl/tip_sobytiya-konkurs_igra/klass-1_4_klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
Статья: «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста».
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную дея...
Что такое мышление? Развитие логического мышления
Круглый стол для родителей...
Статья "Развитие логического мышления в дополнительном образовании"
Данный материал в занимательной форме позволяет найти неизвестные элементы прямоугольного треугольника....
Статья "Развитие логического мышления на математическом кружке"
Систама дополнительного образования дает большие возможности к всестороннему развитию ребенка....
Статья «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»
Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отр...