«Художественно-эстетическая деятельность младших школьников на занятиях отделения дополнительного образования»
статья на тему
Статья об организации художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбачева Ирина Михайловна, учитель музыки, педагог дополнительного образования,
Пикина Эльвира Юрьевна, методист, педагог дополнительного образования.
«Каждый человек обладает в той или иной
мере «творческим потенциалом»,
поскольку без творчества, хотя бы
элементарного, человек не может
решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».
Психолог Б.Ф.Ломов
С введением в систему современного образования Федеральных государственных образовательных стандартов коренным образом изменились представления о целях образования и путях их реализации. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько становлением его как личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, к самообразованию и самосовершенствованию.
Процесс формирования этих качеств личности неразрывно связан с развитием способности, нестандартно, по-новому интерпретировать действительность, используя имеющиеся знания, умения и жизненный опыт, в целях найти оптимальное решение проблемы, исходя из имеющихся условий.
Когда речь идет о поиске новых, ранее не использовавшихся способов действий, имеется ввиду процесс творческого преобразования окружающей действительности. Проблема творчества уже достаточно длительное время привлекает внимание психологов и педагогов. Творческий процесс представляется как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего. В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Творческие личности во все эпохи формировали материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, обладали способностью рассмотреть необыкновенное в, казалось бы, обыденных явлениях, что и определяло прогресс цивилизации.
В педагогической литературе творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования действительности, результатом которого являются новые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.).
Однако творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
Производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам, а осуществляемая им творческая деятельность является проявлением его индивидуальности.
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. Под творческой задаче понимается ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Для развития творческой личности необходим достаточный уровень развития воображения. Именно воображение является важным условием формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
К главным задачам образования и воспитания личности относят наряду с воспитанием базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
В связи с изменившимися требованиями к образовательному процессу, одной из главных задач образования в настоящее время стала проблема развития творческих способностей учащихся. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются они не у всех. Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения какому-либо виду деятельности может выясниться, есть ли у обучающегося способности в этой области. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. В связи с этим необходимо уделять огромное внимание созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов - живопись, музыка, поэзия, наука.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вследствие изменения требований к результату образовательного процесса, должны измениться и способы достижения этого результата. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на раскрытие творческих возможностей, способностей и таких качеств личности детей, как креативность и инициативность. Здесь на помощь учителю приходит система дополнительного образования. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования, является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.
Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Ценность системы дополнительного образования заключается в том, что в условиях дополнительного образования дети получают возможность развивать свой творческий потенциал, занимаясь социально значимой деятельностью, способствующей повышению самооценки и создающей условия для самоактуализации. Однако главная цель этой деятельности состоит в том, что дети, занимаясь в различных творческих мастерских, получают возможность обучаться созданию нового, используя полученные ранее знания и навыки, преодолевать шаблоны и стереотипы, что усиливает способность к адаптации в современном обществе и дает возможность полноценной организации свободного времени. Кроме этого система дополнительного образования создает условия для реализации индивидуальных творческих интересов личности, помогает организовать содержательный досуг, являющийся для ребенка сферой восстановления психо-физических и эмоциональных сил.
В нашей гимназии система дополнительного образования имеет разветвленную структуру, представляющую многочисленные направления, отвечающие разнообразным интересам учащихся.
Уже 2 года в гимназии работает группа эстетического развития. В эту группу набираются учащиеся, проявляющие интерес к занятиям разными видами искусства или те, кто еще не определились с видом деятельности, которым им хотелось бы заниматься.
Дети, занимающиеся в группе эстетического развития в течение учебной недели, посещают следующие занятия: рисование, ритмику, хоровое пение (по 2 часа в неделю), сольфеджио и обучение игре на музыкальном инструменте (по 1 часу в неделю). Некоторые учащиеся и раньше, когда еще не было группы эстетического развития, хотели заниматься в нескольких секциях, разных по направлению, но не могли этого делать, потому что иногда занятия проходили в одно и то же время и им приходилось выбирать. Такая ситуация ограничивала возможности ребенка творчески развиваться. Расписание занятий эстетической группы составляется так, чтобы занятия разных секций не пересекались и учащиеся могли посещать весь комплекс.
Занятия в группе эстетического развития проходят во второй половине дня на базе школы для детей, посещающих группу продленного дня. Такая организация создает условия для занятий в системе дополнительного образования тех детей, чьи родители не имеют возможности забирать ребенка из школы после уроков и отводить на занятия в различные секции, находящиеся вне школы. Однако дети, не посещающие группу продленного дня тоже могут заниматься в секциях группы эстетического развития, приходя самостоятельно.
Двухлетний опыт проведения занятий в группе эстетического развития позволяет сделать некоторые выводы о целесообразности занятия целым комплексом эстетических дисциплин.
Первое, чего хотелось бы коснуться – это успеваемость детей в учебное время. Не случайно существует высказывание: «Чем больше человек занят, тем больше он успевает…». Анализ успеваемости учащихся 2-х классов, показал, что у детей, которые посещают весь комплекс занятий в течение 2 лет и всесторонне творчески развиваются нет троек. Средний балл – 4,6, что на 2 десятых балла выше, по сравнению с учащимися, не посещающими группу эстетического развития, или посещающими не свесь комплекс занятий, а только некоторые занятия.
Возможно следующее объяснение этому. Дети, занимаясь творческими дисциплинами в большом объеме, получают удовольствие от социально значимой деятельности (выступления на концертах), что повышает их самооценку и способствует развитию успешности. Учащиеся получают возможность снять эмоциональное напряжение после учебного дня, занимаясь интересной и разнообразной творческой деятельностью, а так же получают возможность научиться творчеству, проявить свои способности в создании нового, оригинального, реализовать стремление придумать что-то нужное и ценное для других людей.
Все творческие способности, развитые или открытые в процессе занятий в группе эстетического развития дети несомненно будут использовать и в учебное время, на уроках, что поможет им творчески подходить к учебному процессу и. как следствие, достигать лучших результатов.
Второе, о чем хочется сказать – это отношения детей в группе и поведение в целом. Дети, занимающиеся в группе эстетического развития, более терпимо относятся к ошибкам и промахам других учащихся группы, потому что на своем опыте знают, как иногда непросто добиться хорошего результата в совместной творческой деятельности. Такое спокойное отношение к ошибкам и промахам они переносят и на себя, не подвергая излишней самокритике и не стесняясь исправить допущенные ошибки. Кроме этого они лучше чем дети, которые не занимаются разносторонней творческой деятельностью, знают свои сильные стороны и увереннее проявляют себя с этих сторон. Поведение детей вследствие более разностороннего и гармоничного развития отличается ровностью, уважительным отношением к окружающим, что повышает возможность к социальной адаптации.
Исходя из двухлетнего опыта проведения занятий в группе эстетического развития можно сделать вывод о том, что занятия комплексом творческих дисциплин благотворно влияют на самооценку ребенка, помогают почувствовать собственную значимость и нужность, развивают и корректируют коммуникативные способности и поведенческую составляющую, помогают научиться находить себе применение в совместной деятельности, способствуют повышению успешности в учебе.
Исходя из вышесказанного следует, что целесообразно продолжать работу группы эстетического развития и дальше, на протяжении всей начальной школы.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
2. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: Институт философии РАН, 1993.
3. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников //
Мир науки, культуры, образования.- 2011 - № 5 (30).
4. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И.Николаева. СПб: Питер, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мониторинг результативности деятельности районного методического объединения руководителей отделений дополнительного образования детей»
Название предлагаемого метода: Мониторинг результативности деятельности районного методического объединения (РМО) руководителей отделений дополнительного образования детей (ОДОД).Деятельность РМ...
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ отделения дополнительного образования детей «Аэробика и фитнес» для обучающихся группы №1 (5-7 классы).
«КОМБИНАЦИЯ ИЗ БАЗОВЫХ ШАГОВ АЭРОБИКИ (V-step, Step-touch, Knee up, Leg curl, Open step, Grape wine)»...
Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."
Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...
Анализ работы занятий по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности "Волшебная мастерская"
Анализ работы занятий по дополнительному образованию детейхудожественно-эстетической направленности"Волшебная мастерская"...
Защитная работа на 1 категорию педагога дополнительного образования "Активизация познавательной деятельности младших школьников на занятиях объединения "Тропинка к успеху"
Сегодняшнему педагогу требуется создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жи...
Использование технологии круговой тренировки на уроках физической культуры и занятиях отделений дополнительного образования
Использование технологии круговой тренировки на уроках физической культуры и занятиях отделений дополнительного образования...
Общефизические упражнения (ОФП) на занятиях Отделения дополнительного образования детей
Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.ОФП – общая физическая подготовка – это укрепле...