Рабочая программа творческого объединения "Самоделкин"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пресняков Алексей Евгеньевич

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

  В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся  у них знания и умения, полученные на уроках в школе.

- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.

Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.

Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий  - вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.

Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия  резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.  

Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Лозоплетение. Лозоплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, освоить который может практически каждый.

 

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие работы. Все виды практической деятельности направлены на освоение различных технологий обработки материалов, преобразования энергии информации, объектов природы и социальной среды. Лабораторно-практические работы выполняются по темам, связанным с изучением материалов машин и механизмов, проведением исследований в темах по труду.

В соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект или тема работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должно учитываться посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе.

Занятия проводятся на базе комбинированных мастерских. При выполнении данной программы преследуются следующие цели и задачи.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

ü закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

ü знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

ü раскрыть истоки народного творчества;

ü формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

ü совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

ü приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

 

Развивающие:

ü пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

ü развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

ü формирование творческих способностей, духовной культуры;

ü развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

 

Воспитывающие:

ü осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

ü воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

ü добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.

По окончании курса учащиеся овладевают:

1.    безопасными приемами пользования инструментами, станками, машинами, электробытовыми приборами;

2.    специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки материалов, технологий создания изделий из них;

3.    способами изготовления и художественного оформления изделий;

4.    сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса.

Содержание программ обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. 

Программа кружка предназначена для детей среднего школьного звена, возраст которых 12-17 лет. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в учебном году).

Основными результатами обучения являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов; начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач. Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

Формой подведения итогов работы кружка является самостоятельное выполнение творческого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_samodelkin.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя школа  

Администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области

Утверждено
приказом директора № 83 О.Д.

 от «29» августа 2016 г.

Образовательная программа дополнительного образования

«САМОДЕЛКИН»

Направленность: художественная

Возраст: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Пресняков Алексей Евгеньевич

с.Курмыш

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

  В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся  у них знания и умения, полученные на уроках в школе.

- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.

Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.

Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий  - вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.

Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия  резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.  

Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Лозоплетение. Лозоплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, освоить который может практически каждый.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие работы. Все виды практической деятельности направлены на освоение различных технологий обработки материалов, преобразования энергии информации, объектов природы и социальной среды. Лабораторно-практические работы выполняются по темам, связанным с изучением материалов машин и механизмов, проведением исследований в темах по труду.

В соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект или тема работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должно учитываться посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе.

Занятия проводятся на базе комбинированных мастерских. При выполнении данной программы преследуются следующие цели и задачи.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.

По окончании курса учащиеся овладевают:

  1. безопасными приемами пользования инструментами, станками, машинами, электробытовыми приборами;
  2. специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки материалов, технологий создания изделий из них;
  3. способами изготовления и художественного оформления изделий;
  4. сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса.

Содержание программ обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

Программа кружка предназначена для детей среднего школьного звена, возраст которых 12-17 лет. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в учебном году).

Основными результатами обучения являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов; начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач. Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

Формой подведения итогов работы кружка является самостоятельное выполнение творческого проекта.

Тематическое планирование

п/п

Дата

проведения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

05.09

Введение. Цели и задачи кружка.

1

-

Раздел 1. Художественная обработка древесины (11 ч)

2.

12.09

Инструктаж по технике безопасности. Древесина и её основные свойства.

1

-

3.

19.09

Пороки древесины. Инструменты для работы с древесиной.

1

-

4.

26.09

Технология точения древесины на токарном станке.

1

-

5.

6.

03.10

10.10

Точение цилиндрических, конических и фасонных форм.

-

2

7.

8.

9.

10.

11.

17.10

24.10

07.11

14.11

21.11

Художественная  обработка древесины на токарном станке.

-

5

Раздел 2. Резьба по дереву (12 ч)

12.

28.11

Т.Б. при работе с инструментом для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

1

-

13.

05.12

Инструменты для резьбы по дереву.

1

-

14.

12.12

Технология и декоративные особенности основных видов резьбы.

1

-

15.

19.12

Создание несложных композиций узоров резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на учебные доски.

0,5

0,5

16.

26.12

Обработка изделий наждачной бумагой. Подготовка изделий к нанесению геометрического рисунка.

0,5

0,5

17.

18.

19.

20.

21.

16.01

23.01

30.01

06.02

13.02

Выполнение резьбы на изделии.

-

5

22.

20.02

Знакомство с отделкой резьбы красителями. Т.Б. при отделке. Организация рабочих мест.

1

-

23.

27.02

Отделка морилкой и лаком выполненной резьбы.

-

1

Раздел 3. Лозоплетение (11 ч)

24.

06.03

Плетение как одно из древнейших ремёсел в мире. Рабочее место лозоплетельщика и его оборудование.

1

-

25.

13.03

Инструменты для работы с лозой. Т.Б при работе с инструментом лозоплетельщика.

1

-

26.

20.03

Виды материалов для плетения. Подготовка материала для плетения.

0,5

0,5

27.

03.04

Технология заготовки материала для плетения.

1

28.

10.04

Способы обработки материала. Сортировка по длине и толщине.

0,5

0,5

29.

30.

31.

32.

33.

17.04

24.04

08.05

15.05

22.05

Плетение изделий.

-

5

34.

29.05

Отделка изделия. Смотр - выставка работ учащихся.

0,5

0,5

Всего проведено занятий:

13,5

20,5

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Вводное занятие. Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревообработка — одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств, опасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

Раздел 1. Художественная обработка древесины (11 ч)

2. Инструктаж по технике безопасности. Древесина и её основные свойства. Правила и требования, предъявляемые по технике безопасности при работе с деревообрабатывающими инструментами и на токарном станке. Правила поведения в мастерской. Физические свойства древесины. Плотность. Влажность. Цвет. Запах. Механические свойства древесины. Твердость. Прочность. Упругость. Сушка древесины.

3. Пороки древесины. Инструменты для работы с древесиной. Пороки древесины. Инструменты для закрепления заготовок. Инструменты для обработки древесины. Инструменты, предназначенные для работы с древесиной на токарном станке.

4. Технология точения древесины на токарном станке. Подготовка заготовки для точения на токарном станке. Снятие поверхностного слоя обрабатываемой заготовки. Инструменты для точения заготовки. Правила заточки инструментов для точения древесины на токарном станке.

5-6. Точение цилиндрических, конических и фасонных форм. Правила подготовки древесины при изготовлении цилиндрических деталей. Последовательность изготовления детали цилиндрической формы. Последовательность изготовления детали конической и фасонной формы. Инструменты для выполнения конической и фасонной детали. Маршрутная карта изделия.

7-11. Художественная  обработка древесины на токарном станке. Практическая работа на токарном станке. Выполнение различных заданий учителя при точении древесины на токарном станке. Закрепление полученных знаний.

Раздел 2. Резьба по дереву (12 ч)

12. Т.Б. при работе с инструментом для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Техника безопасности при работе с инструментом для резьбы по дереву. Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых им резных работ. Различные виды державок: упорные, торцовые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные, скобы, упорные винты.

13. Инструменты для резьбы по дереву. Основные породы деревьев, применяемые в народных промыслах. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ним

14. Технология и декоративные особенности основных видов резьбы. Технология работы при выполнении основных видов резьбы. Декоративные особенности основных видов резьбы.

15. Создание несложных композиций узоров резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на учебные доски. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на прялках, наличниках окон, в украшении бытовой утвари. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.

16. Обработка изделий наждачной бумагой. Подготовка изделий к нанесению геометрического рисунка. Подготовка изделий к нанесению геометрического рисунка. Основные этапы подготовки поверхности изделия под резьбу.

17-21. Выполнение резьбы на изделии. Практические работы. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.

22. Знакомство с отделкой резьбы красителями. Т.Б. при отделке. Организация рабочих мест. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, вощение, лакирование, полирование.

23. Отделка морилкой и лаком выполненной резьбы. Практические работы. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.

Раздел 3. Лозоплетение (11 ч)

24. Плетение как одно из древнейших ремёсел в мире. Рабочее место лозоплетельщика и его оборудование. История развития лозоплетения в стране и в нашей местности. Плетение как одно из древнейших ремёсел в мире. Рабочее место лозоплетельщика и его оборудование.

25. Инструменты для работы с лозой. Т.Б при работе с инструментом лозоплетельщика. Инструменты для работы с лозой. Т.Б при работе с инструментом лозоплетельщика. Подготовка инструментов для лозоплетения. Подготовка инструментов для лозоплетения. Проверка и заточка инструмента. Инструменты и приспособления необходимые для сортировки лозы.

26. Виды материалов для плетения. Подготовка материала для плетения. Ивововая плантация. Подготовка природных ивняков к эксплуотации. Ивовый прут, комель и вершинка. Лозовая палка. Инструменты и приспособления для заготовки (топор, секатор, щемилка). Проверка и заточка инструмента. Срезка ивовых прутьев. Хранение ивы. Лозовая палка. Виды и способы заготовки. Заготовка палок. Изготовление щемилок и их назначение.

27. Технология заготовки материала для плетения. Лозовая палка. Виды и способы заготовки. Проверка и заточка инструмента для заготовки палок. Срезка ивовых прутьев. Сортировка по длине и толщине. Очистка от листьев и боковых побегов. Хранение ивы. Проверка и заточка инструмента для заготовки палок. Лозовая палка. Виды и способы заготовки. Заготовка палок. Сортировка и складирование палок. Ручная чистка лозы.

28. Способы обработки материала. Сортировка по длине и толщине. Сортировка и складирование палок. Традиционные способы получения белого прута. Термическая обработка прута. Искусственное оживление прута, ручная чистка лозы. Очистка от листьев и боковых побегов. Сортировка по длине и толщине.

29-33. Плетение изделий. Практическая работа под руководством учителя. Выполнение различных заданий учителя  и самостоятельной работы лозоплетения. Закрепление полученных знаний.

34. Отделка изделия. Смотр - выставка работ учащихся.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   Кадровое обеспечение - педагог, прошедший курсы повышения квалификации.

   Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие  оборудование и материалы:

    Станки

1. Деревообрабатывающий (циркулярка, фуговальный) – 1 шт.

2. Сверлильный – 1 шт.

3. Заточный – 1 шт.

4. Шлифовальный – 1 шт.

5. Электродрель ручная – 1 шт.

    Инструменты

1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов

2. Ножовки по дереву – 2 шт.

3. Рубанки – 2 шт.

4. Полуфуганки – 2 шт.

5. Надфиля – 4 комплекта.

6. Сверла – 4 комплекта.

7. Перки – 2 комплекта.

8. Тиски – 2 шт.

9. Набор инструментов плетельщика.

    Оборудование: 

Столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, верстак.

     Материалы: 

Клей ПВА, лак, гвозди, шурупы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1999.;
  2. Дементьев С.В. .Резьба по дереву. – Издательский дом МСП, 2000;
  3. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 2001.;
  4. Козлов В.М. «Плетение из ивового прута» - М.: Легпромбытиздат, 2004 г.;
  5. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 2004;
  6. Прозоровский И.И. Технология отделки столярных изделий. – М., 2001;
  7. Резьба по дереву. Сост. Рыженко В.И. –  М., Гамма Пресс, 2001;
  8. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002;
  9. Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты» - М.: Нива Россия, 2002;
  10. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...