Рабочая программа "Основы православной культуры"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР Нечаева О.О._______________
Протокол от________2017 г. № | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия» Лысенко Н.Г.__________________ Приказ от 18.08.2017 г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию «Основы православной культуры»
Уровень: базовый
Количество часов: 153 ч
Педагог дополнительного образования: Чугаева Галина Валентиновна
2017-2018 учебный год
Содержание
1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа по предмету «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» Православная культура. Концепция и программа учебного предмета 5-11 классы. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене , в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей школе в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Учитель проводит занятия во внеурочное время несколько раз в неделю.
Программа рассчитана на 153 часа (4,5 ч в неделю). По учебному плану дополнительного образования общеобразовательного учреждения.
«Основы православной культуры» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. При построении учебной программы «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность.
1.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–11 классов, в нём содержатся сведения (даты, имена, события, термины, понятия), которые школьникам были уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Цели программы обучения.
- формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно - нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства
способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
• способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
• способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
• способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.
Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
регулятивные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных и культурных знаний, в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций ( пожилыми людьми, духовенством).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».
2. Историю христианской Церкви.
3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.
Уметь:
1. Вести себя в храме.
2. Быть милосердным и сострадательным.
3. Поддерживать культурные традиции.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):
2. Содержание учебного предмета, курса
Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.
О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.
. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Варвара.
Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.
Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке
Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире ( постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя( природа, дома, храмы). Бог – Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушание? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания . Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свой недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворённом Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Праздники – радости.
Рождество Христово – самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте . Покаяние. Прощение. Прощёное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел – хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Руси. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.
Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека – христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
«Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)»
О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?
Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.
Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рас¬сказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина»
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?
Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?
Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?
Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?
Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).
«Радость православной веры»
Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Михаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «Многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?
Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.
Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство – счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божьего.
«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
Раздел «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»
Какими качествами души обладали православные мастера?
Радость благовестя спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.
«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.
Святители. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и подвиги.
Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре
Отечество Небесное. Бог просвещающий.
О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия — вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просвещение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки «Начать с азов».
Что говорит о Боге православная культура?
Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Та (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».
Свет на горе Фавор
В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе.
Бог спасающийМилость Божия к людям. Христос-Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. О Царствии Небесном. Таинство крещения. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова-милость, Царствие Небесное, Церковь.
. Христиане В православном храме
Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл право- славного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение.духовный смысл, Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи:
крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова: Литургия, Причащение, Таинство.
Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). Слова - «доброта», «красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? доброта моей души. Чем я могу воде литься? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?
Добродетели в жизни христианина.
Добро и зло
Об ориентирах добродетельной жизни христиан.добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла, два брата - Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси, Поучение князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало. Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Христианское поведение.
Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя, Как Бог строил дом спасения. О Богородице, лестнице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвящённые празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь). Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути
Воеводы сил любви. Добродетели
Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? <доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда.
В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы:
икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня. Небесные помощники
Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.
Увенчанные Венцами. Христианская семья
Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь.добродетели христианской семьи. Любовь - высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве — «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его); «Премудрость смиренного вознесет главу его».
Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые.
По ступенькам Восхождения Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим.., и ближнего твоего, как самого себя». Будем любить друг друга.
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосий Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.
Ступенька благочестие. Святой богатырь Илья Муромец
Солнце земли Русской.
О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру.
Смиренный чудотворец.
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука.
О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы.
Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать.
Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью?), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца). Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый. Почему на Руси святого называют «Миколой»? Представление иконы: «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.
Матерь Божия у Креста.
Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.
Апостол Павел о христианской любви. Ее качества. Как христиане поднимаются по лестнице Божественной Любви? Почему первая и предпоследняя ее ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел, «Терпенье и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с «Лестницей любви.
Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.
Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змее. Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука.
Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она?
Россия помнит. Святыни родного края
Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра 111: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл.
Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество.
Священный долг. Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии. Перед Престолом Небесным.
Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская.
Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восстановить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Какими качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетельствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» (идите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения
Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь - центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские».
Беседы
• Сообщения
• Литературные композиции
• Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):
• Творческие конкурсы
• Выставки декоративно-прикладного искусства
• Коллективные творческие дела
• Соревнования
• Праздники
• Викторины
• Трудовые дела
• Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
• Заочные путешествия
• Акции благотворительности, милосердия
• Творческие проекты, презентации
• Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
• Сюжетно - ролевые игры
Встречи с интересными людьми
Приложение. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||
Раздел: «Христианская вера» Основы православной культуры. | |||||
1. | Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный. | 1 | беседа | ||
2. | О чём рассказывает христианская православная культура. | 1 | беседа | ||
3. | Счастье в жизни христиан. | 1 | беседа | Рисунок на тему: Счастье в жизни христиан. | |
4. | О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. | 1 | презентация | ||
5. | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
6. | Монастырь – центр христианской православной культуры. | 1 | беседа | ||
7. | О христианской радости. | 1 | беседа | ||
8. | Язык христианской православной культуры. | 1 | беседа | ||
9. | Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. | 1 | беседа | ||
10. | Для чего построен и как устроен православный храм? | 1 | беседа | Экскурсия в храм | |
11. | Православный храм в жизни христиан. | 1 | презентация | ||
12. | Религиозная живопись. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
13. | О чём рассказывает икона? | 1 | просмотр видеоматериала | ||
14. | Красивый мир церковнославянской азбуки. | 1 | презентация | ||
15. | Божественные письмена. | 1 | презентация | ||
16. | История христианской Церкви в житиях святых. | 1 | просмотр и обсуждение видеоматериала | Встреча со священником | |
17. | Христианская Церковь входит в мир. | 1 | беседа | ||
18. | Золотая цепь святых. Начало христианской эры. | 1 | беседа | ||
19. | Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. | 1 | беседа | ||
20. | Святые дети – мученики за веру. | 1 | беседа | ||
21. | Святые дети – мученики за веру. | 1 | беседа | ||
22. | Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. | 1 | беседа | ||
23. | Мудрость жизни христиан. | 1 | беседа | ||
24. | Святая великомученица Екатерина. | 1 | беседа | ||
25. | Святая великомученица Варвара. | 1 | беседа | ||
26. | Святые воины. Святой Георгий Победоносец. | 1 | беседа | ||
27. | Святые воины. Святой Димитрий Солунский. | 1 | беседа | ||
28. | Святые воины. Святой Феодор Статилат. | 1 | беседа | ||
29. | Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. | 1 | беседа | ||
30. | Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. | 1 | беседа | ||
31. | Святые врачеватели.Целитель Лука Крымский. | 1 | беседа, викторина | Творческий конкурс | |
32. | Защита христианской веры. | 1 | литературная композиция | ||
33. | Вселенские Соборы. | 1 | беседа | ||
34. | Святые равноапостольные Константин и Елена. | 1 | беседа | ||
35. | Святые Отцы Церкви. | 1 | беседа | ||
36. | Утверждение христианского учения. | 1 | беседа | ||
37 | Учитель веры – Святитель Василий Великий. | 1 | беседа | ||
38. | Учитель веры – Святитель Григорий Богослов. | 1 | беседа | ||
39. | Учитель веры – Святитель Иоанн Златоуст. | 1 | беседа | ||
40. | Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобный Антоний Великий. | 1 | беседа | Акции благотворительности, милосердия | |
41.. | Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобный Пахомий Великий. | 1 | беседа | ||
42. | Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобный Павел Фивейский. | 1 | беседа | ||
43. | Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. | 1 | беседа | ||
44. | Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. | 1 | беседа | ||
45. | Пути к спасению. Преподобный Досифей. | 1 | беседа | ||
46. | Пути к спасению. Преподобный Павлин Милостивый. | 1 | беседа | ||
47 | Просветители славянские Кирилл и Мефодий. | 1 | беседа | ||
48. | Что мы знаем о Евангелии. | 1 | сообщение | ||
49. | По праздничным иконам вспоминаем Евангелие. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
50. | Грехопадение Адама и Евы. Понятие о грехе. | 1 | беседа | ||
51. | История жизни Каина и Авеля. | 1 | беседа | ||
52. | Добро и зло. | 1 | беседа | Литературная композиция | |
53. | За что были наказаны люди. Потоп. | 1 | беседа и обсуждение | ||
54. | Всемирный потоп. Ной и его семья. | 1 | беседа | ||
55. | Жизнь людей после потопа. | 1 | беседа | Рисунок | |
56. | Жизнь Иисуса Христа. Притчи. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
57. | Притча о блудном сыне. | 1 | чтение притчи | ||
58. | Притча о зерне и плевелах. | 1 | чтение притчи | Литературно – музыкальная композиция | |
59. | Сотворение человека. | 1 | беседа | ||
60. | Правила жизни, данные людям. | 1 | презентация | ||
61. | Как изобразить доброе и красивое? | 1 | беседа и обсуждение | ||
62. | Мы и мир Божий вокруг нас. | 1 | беседа | ||
63. | Красота в окружающем мире. | 1 | презентация | ||
64. | Поиски красивого вокруг себя. | 1 | творческий конкурс | ||
65. | Красота рукотворная и нерукотворная. | 1 | просмотр видеоматериала | Заочные путешествия | |
66. | Шкала времени до и после Рождества Христова. | 1 | беседа | ||
Раздел : Зимние праздники- радости. | |||||
67. | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | беседа | ||
68. | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? | 1 | литературная композиция | ||
69. | Что мы видим в православном храме. | 1 | беседа | ||
70. | В ожидании Рождества – самого красивого события зимы. | 1 | беседа | Подготовка к празднику Рождество | |
71. | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 | беседа | ||
72.. | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | просмотр видеоматериала | ||
73. | Крещение. | 1 | беседа | ||
74. | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | 1 | беседа | ||
75. | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 1 | викторина | ||
76. | Общие сведения о православном церковном календаре. | 1 | беседа | ||
77. | Влияние православной культуры на развитие искусства и литературу: иконопись в России. | 1 | беседа | ||
Раздел: Православная Церковь в Крыму. | |||||
78. | Православные храмы Крыма. Пещерные города. | 1 | беседа, просмотр видеоматериала | Заочные путешествия | |
79. | Симферопольская и Крымская епархия. | 1 | беседа | ||
80. | Православные священнослужители. Духовный сан. Облачение духовенства. | 1 | беседа | ||
81. | Православные монастыри Крыма, история их создания. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
82. | Кто такие святые? Почитание святых. Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий), святитель Гурий (Карпов). | 1 | беседа | ||
83. | Подвиг мученичества. Святые новомученики Крыма. | 1 | беседа | Трудовые дела | |
84. | Человек и Бог в православии. | 1 | беседа, презентация | ||
85. | Какие дары Бог дал человеку. | 1 | викторина | ||
86. | Как вера в Бога может влиять на поступки людей. | 1 | сообщение, беседа | ||
87. | Православная молитва, ее происхождение и значение. | 1 | беседа | ||
88. | Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». | 1 | беседа | ||
89. | Проповедь Христа. Чему учил Христос. | 1 | беседа | ||
90. | Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. | 1 | беседа | Литературно – музыкальная композиция | |
91. | Христос и Его крест. | 1 | беседа | ||
92. | Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. | 1 | беседа | ||
93. | Какова символика креста. | 1 | беседа | ||
94. | Православное учение о человеке. Душа. | 1 | беседа | ||
95. | Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. | 1 | сообщение, обсуждение | ||
96. | Совесть и раскаяние. О подсказках совести. | 1 | беседа | ||
97. | Раскаяние. Как исправить ошибки. | 1 | беседа | Акции благотворительности, милосердия | |
98. | Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. | 1 | беседа | ||
99. | Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | 1 | презентация, беседа | ||
100. | Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. | 1 | беседа | ||
Раздел: История Православной Церкви. | |||||
101. | Как Христианство пришло на Русь. Крещение Руси. | 1 | беседа | ||
102. | Святые в земле российской просиявшие. | 1 | беседа | ||
103. | Внешнее и внутреннее устройство храмов. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
104- 105. | Православный храм: архитектура, убранство. Прикладное искусство в оформлении предметов церковного обихода: техника эмали, оловянное литье, чеканка. | 2 | просмотр видеоматериала | ||
106. | Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. | 1 | беседа | ||
107-108. | Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. | 2 | беседа, обсуждение | ||
109. | Как бог простил людей. Пресвятая Дева Мария. | 1 | беседа | ||
110. | Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. | 1 | беседа | ||
111. | Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. | 1 | беседа | ||
112-113. | Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. | 1 | беседа | Экскурсия в храм | |
114. | Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. | 1 | беседа | ||
115. | Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела. | 1 | беседа | Литературно – музыкальная композиция | |
116. | День защитника Отечества. | 1 | просмотр и обсуждение видеоматериала | ||
117. | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | 1 | беседа | ||
118. | Как люди предали Христа. Покаяние. | 1 | беседа | ||
Раздел: «Пасха: цвета и звуки весны» | |||||
119. | Благовещения весенние радости. Праздник. | 1 | беседа | Подготовка к празднику Пасха | |
120. | В ожидании праздника Пасхи. | 1 | беседа | ||
121. | Православные праздники, их значение в жизни православного человека. | 1 | беседа, викторина | ||
122-123. | Подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения. Традиции православной культуры. Сошествие Святого огня на Гроб Господень. | 2 | беседа | ||
124. | Светлая седмица. Традиции народа. | 1 | беседа | ||
125. | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. | 1 | беседа | ||
126. | Отношение к празднику Пасхи в моей семье. | 1 | беседа | ||
127. | Радоница. Празднование Дня победы. Поминовение павших воинов в Православной Церкви. | 1 | беседа | ||
128. | Преподобный Сергий Радонежский. Троице - Сергиева лавра. | 1 | беседа, просмотр видеоматериала | Творческий конкурс | |
129. | Троица. | 1 | беседа | ||
130. | Посты, их происхождение. Пост духовный и телесный в православной культуре. | 1 | беседа | ||
129. | Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. | 1 | беседа | ||
130. | Вера и неверие. | 1 | беседа | ||
131. | Время и вечность. | 1 | беседа | ||
132. | О Богородице и Приснодеве Марии. | 1 | беседа | ||
133. | Елеосвещение. | 1 | беседа | ||
134. | Чудеса Иисуса Христа. | 1 | беседа | ||
135. | Свет на горе Фавор. Бог спасающий. | 1 | беседа, просмотр видеоматериала | ||
136. | 10 Заповедей Божьих. | 1 | беседа | ||
137. | Как преображается человек? По ступенькам восхождения. | 1 | беседа | Выставка декоративно-прикладного искусства | |
138. | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. | 1 | беседа | ||
139. | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | 1 | беседа | ||
140. | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. | 1 | беседа | ||
141. | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. | 1 | беседа | ||
142. | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. | 1 | беседа | ||
143. | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. | 1 | беседа | ||
144. | Ступенька «Страх господень». Ходящие в путях Господних. | 1 | беседа | ||
145. | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божья у Креста. | 1 | беседа | ||
146. | Ступенька «Благодарение». Перед престолом небесным. | 1 | беседа | ||
147. | Радость послушания. Дети и родители. | 1 | беседа и обсуждение | ||
148. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | 1 | просмотр видеоматериала | ||
149. | Поиски красивого вокруг себя. | 1 | литературная композиция | ||
150. | Бог Творец красивого мира. | 1 | беседа | ||
151. | Праздники – радости лета. | 1 | презентация | ||
152. | Составление альбома. | 1 | |||
153. | Составление и оформление отчета по итогам прочитанного курса | 1 | Творческий проект |
Учебно-методические средства обучения
1.Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.------ с. – 10 000 экз. - ISBN -------------
5. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-020-2
6. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ------
7. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...
. Терскова С. А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе. // Основы православной культуры в школе. – 2015 - № 4. – с. 27-29.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе....
Рабочая программа "Православная культура"
Рабочая программа составлена на основе Программы учебного курса «История религиозной культуры» для общеобразовательных школ А.В. Бородиной и учебного п...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...