"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по кураю"
материал на тему

Харизова Юлия Олеговна

Доклад для выступления на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_001_harizovayu.o.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по кураю

Здоровьесберегающими технологиями на занятиях в кружках является комплекс мер, призванных к сохранению и укреплению здоровья обучающихся. А так же, пропаганда среди учащихся здорового образа жизни и доведение до их сведения актуальной информации о вредных привычках вообще и психотропных и наркотических препаратах в частности.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.

« Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

  1. реальной разгрузки содержания общего образования;
  2. использование эффективных методов обучения;
  3. повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
  4. организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
  5. улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
  6. рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком- инвалидом.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  1. Интенсификация учебного процесса;
  1. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  2. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  3. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Не зря в нашем городе введен всеобуч по игре на курае. Курай сам по себе уже является здоровьесберегающей технологией. Давно доказано благоприятное влияние дыхательных упражнений на здоровье человека. При правильном дыхании кровь в более полной мере насыщается кислородом, что способствует улучшению работы органов и всего организма в целом. А, так как основным аппаратом кураиста, как и вокалиста, является дыхательный аппарат, то в процессе обучения игре на курае развитию и постановке правильного дыхания уделяется немаловажная роль. Одним из важных правил является то, что никогда не следует играть на курае до полного иссякания в легких воздуха, это может повредить здоровью.

Также, большое значение для кураиста имеет правильная осанка. Позвоночник – столп жизни. Это – скопление нервов, вместилище спинного мозга. И его искривление может привести ко многим негативным последствиям. Поэтому, сохранение правильной осанки и укрепление мышц, поддерживающих позвоночник, является обязательным. Но, здесь главное помнить, что нельзя с этим перестараться. Обязательно должен сохраниться природный изгиб позвоночного столба. Когда ребенок начинает ходить, у него формируются физиологические изгибы в позвоночнике. В норме их два: вперед в шейном и поясничном отделах и назад в грудном и крестцово-копчиковом отделах. Эти изгибы формируют уникальную спиралевидную форму позвоночника, благодаря которой он выдерживает в 18 раз больше веса, чем бетонный столб такой же толщины.

Провели эксперимент: спиралевидный позвоночный столб выдержал 18 тонн нагрузки, а бетонный сломался при 1 тонне!  

Осанка и дыхание тесно взаимосвязаны друг с другом. Если у исполнителя спина искривлена или ссутулена, не происходит полного опущения диафрагмы. Вдох получается неполным.

При правильных и регулярных занятиях на курае, ребенку прививается стереотип правильного дыхания. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Изменяя осознанно тип, глубину, ритм, частоту и уровень дыхания, можно воздействовать практически на весь организм. Так, энергичные экскурсии грудной клетки, значительное увеличение объема легких при глубоком вдохе и высокоамплитудные смещения диафрагмы оказывают механическое действие на соприкасающиеся с легкими органы, стимулируют центральный крово- и лимфоток, а также массируют смежные с легкими органы и ткани.

При изменении объема дыхания, а также прекращении его на некоторое время могут возникнуть сдвиги кислотно-щелочного равновесия и нарушиться оптимальная концентрация газов в крови. Соответствующие гомеостатические реакции, в свою очередь, изменяют уровень функционирования отдельных систем и таким образом оказывают различное влияние на состояние всего организма в целом. Например, длительная задержка дыхания замедляет деятельность сердца. Усиленное дыхание приводит к уменьшению содержания углекислого газа в крови, отчего сужаются церебральные сосуды и значительно снижается объем кровотока через головной мозг. Ухудшение кровообращения головного мозга, в свою очередь, влияет на психическое состояние человека. Правильное дыхание, в свою очередь, нормализует психическое состояние. А это благоприятно сказывается на состоянии всего организма.

Некоторые родители детей, занимающихся в объединении второй год, отмечают, что их дети за первый год обучения не перенесли ни одного заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИй НА ЗАНЯТИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИй НА ЗАНЯТИЯХКомнатный Андрей Иванович, преподаватель дисциплины «Диагностика автомобилей»...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Бусинка».

В материале отражен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Бусинка» МБОУ ДОД Станции юных техников Устиновского района г. Ижевска. Прилагается к...

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения «Серебряная нить»»

Работа написана согласно требованиям здоровьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Раскрывается значимостьздоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.Раскрыты валеологические принципы в работе со студентами на уркоах физической культуры в СПО...

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией"

Данный материал адремован педагогам ДО художественного напревления деятельности. (хореография)...