Художественное стеклоделие Мурано: традиции и новации
статья
знакомство с историей изготовления муранского стекла, разнообразием техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva_l.v._statya_hudozhestvennoe_steklodelie_murano_traditsii_i_novatsii.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное стеклоделие Мурано: традиции и новации
Производством стекла в Венеции занимались еще в Х веке, но оно ничем не отличалось от стекла, производившегося в других европейских странах, и особой художественной ценности не имело. Однако в XIII веке венецианцы привезли из Константинополя образцы византийского художественного стекла и рецепты его изготовления, что дало толчок к развитию новых технологий. Сначала мастерские были расположены в самой Венеции. Но позднее, в связи с повышенной пожароопасностью, правительством было принято решение переместить стеклодувные мастерские на остров Мурано. На производство стекла была наложена монополия, разглашение технологий каралось тюрьмой или смертью. Вместе с тем, предоставлялись и особые привилегии: дочери стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и их потомство сохраняло все дворянские титулы. Издание книги «Искусство стекла» открыло детали производства миру. Отныне вся Европа смогла делать изделия в «венецианской манере». Но, как известно не все, кто знает ноты, может сочинять музыку. XIV-XV века – время расцвета венецианского стекла, оно высоко ценится во всей Европе. В это же время вырабатываются и определённые каноны изготовления стеклянных изделий. До этого никто не использовал многоступенчатую технику очистки стекла (именно она делает производство вредным), а также «покрытие стекла цветной эмалью», введение золотой крошки в очищенную стекольную массу. Абсолютная прозрачность стекла, богатство красок и разнообразие декоративных деталей поражали современников. В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой; заказы на него поступают в Венецию из разных стран. Типичными изделиями этого периода были бокалы в виде широкой чаши на узкой длинной ножке, зачастую украшенной декоративными элементами. Кроме того, мастера изготавливают сосуды причудливых форм в виде цветов, животных, птиц. После оккупации в XVIII веке Венеции французскими войсками, стекольные цеха закрываются, старинные технологии утрачиваются. Возрождение стеклянного производства начинается только в середине XIX века. С тех пор интерес к венецианскому стеклу уже не ослабевал, и оно неизменно пользуется популярностью во всём мире.
Муранское стекло получается в результате плавления чистейшего кварцевого песка с содой, и добавлением поташи, который добавляет стеклу блеск. Определенные минеральные добавки дают возможность окрасить или обесцветить стекло. Смесь для выдувания стекла получают при температуре 1200–1400 градусов по Цельсию. Дополнительные декоративные материалы могут добавляться как в стеклянную массу, так и на поверхность выдуваемого «пузыря» специальной трубкой с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. Спектр изготавливаемых изделий чрезвычайно широк: вазы, бокалы, блюдца, подсвечники, фигурки животных, пресс-папье, абажуры, бусы и т. д.
Славу муранцам принесла, прежде всего, стеклянная вить – филигрань. Изделия в такой технике получаются путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку. Своеобразная разновидность филигранного стекла – сетчатое, или «ретичелло» (reticello). Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.
При изготовлении муранского стекла применяются разные техники: это и всевозможное цветное стекло, для производства которого используются окиси цветных металлов: окись железа даёт зелёный цвет, кобальт – синий, зеленый или красный тон – окись меди, рубиновый оттенок дает примесь золота и т. д; эмалированное и позолоченное стекло. Позолоченное стекло создается при добавлении сусального золота. Чтобы получить, например, «золотую» мозаику, тонкие листы стекла покрывают золотой фольгой и разогревают, затем на слой металла накладывают слой мягкого стекла, прессуют и обжигают.
Прозрачное венецианское стекло, знаменитое cristallo, поражает хрустальной радужной игрой света и особой легкостью. Оно было изобретено венецианскими мастерами в XV веке. В названии подчеркнута его бесцветность и прозрачность по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. Из породы горного хрусталя с помощью алмазной пилы извлекаются только те сегменты, которые не содержат солевых, угольных и других включений. Затем горный хрусталь совмещается с другими компонентами.
Агатовое стекло состоит из нескольких разноцветных слоев, которые расположены в разных плоскостях. Внешне такое изделие напоминает агат. На гладком камне рассыпаются разноцветные кусочки стекла, подобранные по цвету, затем рабочий набирает на трубку некоторое количество обыкновенного бесцветного стекла и катает наборку по камню; цветные осколки при этом пристают к мягкой наборке. Поверх их набирается ещё тонкий слой бесцветного стекла, после чего рабочий из набранной таким образом массы выделывает воронку, внутрь которой его помощник вдувает сравнительно большую наборку молочного (белого или окрашенного) стекла, которая и образует основную массу изделия. Полученная смешанная наборка разогревается и разделывается обычным способом, при этом кусочки цветного стекла, размягчаясь и растягиваясь, образуют по основному фону рисунок, подобный агату или мрамору.
Молочное стекло (или костяное) – непрозрачное матовое стекло. Впервые было изготовлено в Венеции в XVI веке и окрашивалось в различные цвета: синий, розовый, жёлтый, коричневый, чёрный, а также белый, из-за которого и получило в итоге своё название. В XIX столетии часто именовалось «опаловым стеклом». Белый цвет изделий достигался за счет добавления глушителя, например, диоксида олова или костяной золы
Авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности – бесчисленное множество золотистых искр, производящих особенный световой эффект. Для этого при изготовлении в стеклянную массу добавляются железосодержащие соединения. Впервые было создано в Венеции в начале XVII века.
Мозаичное стекло или технология Миллефиори (итал. millefiori – «тысяча цветов») – поверхность готового изделия напоминает цветущий луг. Такой способ изготовления был изобретён еще в древнем Египте. В XV веке технику миллефиори осваивают венецианские стеклодувы. Одна из самых популярных разновидностей муранского стекла. Из него делаются бусы, подвески, пресс-папье, вазы, декоративные тарелки и пр. Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики», имеющие в сечении нужный мастеру рисунок. Когда цилиндрик готов (обычно он имеет около 15 см в длину и около 8 см в диаметре), он нагревается и вытягивается, становясь похожим на длинный и тонкий карандаш. Этот «карандаш» можно разрезать на сотни фрагментов, толщиной 1 мм, каждый из которых будет иметь на срезе заданный мастером рисунок. Из полученной «нарезки» составляется желаемый узор. До сих пор муранские мастера осуществляют весь процесс вручную, так что каждый созданный ими предмет уникален.
Кракеллаж – кракелированное стекло. При использовании этой технологии горячий предмет погружают в холодную воду, в результате чего внешний слой стекла остывает и растрескивается. Один из вариантов – эмалированное стекло. Эмаль из стекла, смешанного с жирами и цветными пигментами, наносится на поверхность стеклянного изделия кисточкой как непрозрачный декор. После обжига в печи эмаль и стекло сплавляются навечно. Более всего венецианцы любят непрозрачную эмаль, положенную густо, с рельефом и оттого напоминающую драгоценные камни.
Техника «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри раскаленного стекла при погружении его в воду и немедленном возвращении его в печь. Выглядит впечатляюще: внутри стеклянной массы взвешено множество пузырьков самого разного размера и формы, и кажется, что застывшее стекло «закипело».
Уже в 1940-ые и 1950-ые гг. известные художники А.Барбини, Н.Мартинуцци, А.Сегусо выступали на Венецианских биеннале с произведениями, поднимающими планку ремесла «муранского стиля» на уровень искусства стекла (art glass). В 1960 – 1970-ые гг. авторское стекло с достоинством представляли Лучиано Вистози и Л.Сегусо – первый своими великолепными выдувными скульптурными объектами внушительных размеров, второй – элегантными пластическими формами, в которых словно заключена сама световоздушная атмосфера венецианских лагун.
В конце 1970-х гг. такой «прорыв» в творческую сферу осуществлен Тальяпьетра. Его безупречная виртуозная техника венецианской филигранной нити, спирального узора достигла совершенства в крупных декоративных дисках, обьемных композициях.
Последние двадцать лет стали ренессансом венецианского стекла. Многие молодые художники (Ф.Форназье, Ч.Тоффоло) вошли в объединение Centro Studio Vetro на Мурано. Важным международным проектом этой студии стала Международная биеннале по стеклу в Венеции («Venezia Aperto Vetro») в 1998 г.
Многие фабрики по производству стекла на острове Мурано изготавливают недорогие сувениры, различную бижутерию, рассчитанную на многочисленных туристов. Уникальные, эксклюзивные вещи производят лишь несколько муранских стекольных фабрик: «Ferro Murano», «Formia», «Seguso Viro» и другие. Каждое уникальное изделие руки венецианского мастера снабжено сертификатом, подписано и пронумеровано.
Самая крупная – Formia (существует с 1959, владельцы — семья Миан). Самым известным мастером считается Сильвано Синьонретто.
В 1994 году ассоциация производителей стекла Promovetro был официально закреплен товарный знак Vetro Artistico Murano, что бы не было подделок.
Литература:
1. В.С. Муратов. Стекло. М„ 1980.
2. Фарфор. Фаянс. Стекло. 1917-1932. Материалы и документы. (Книга в соавторстве с А.И. Прониной, И.М. Сусловым и др.) – М., 1980.
3. Декоративное стекло в современной архитектуре (1960 - 1980-ые гг.). – М., 1989.
4. Эстетическое освоение техники и технологии в производстве художественного стекла. В кн. «Искусство и промышленность» (под ред. В.П.Толстого и К.М.Кантора). – М., 1967.
5. Стекло и образ. Каталог выставки стекла в Финляндии. – Хельсинки, 1984.
6. Звезды мирового стекла. «Декоративное искусство СССР». 1991, №4, с.44-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция с международным участием " Логопедия XXI века. Традиции и новации"
20 апреля 2012 года в г. Санкт-Петяербурге прошла научно-практическая об актуальных проблемах логопедии. ...
VIII Региональные Рождественские образовательные чтения: "Традиции и новации: культура, общество, личность".
Программа VIII Региональных Рождественских образовательных чтений: "Традиции и новации: культура, общество, личность". г. Нефтеюганск 17.11.2015 г. Благодарственное письмо...
Статья на тему: "Традиции и новации в современной педагогике"
Статья по педагогике о новомф федеральном стандарте и о традициях "старой школы" в современной педагогике....
Лекция "Итальянский концерт И. С. Бах: традиции и новации жанра" для учащихся старших классов
В лекции раскрывается история и особенности сочинения И.С. Бахом Итальянского концерта для фортепиано...
Выступление на Республиканских образовательных чтениях «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ».
Выступление на Республиканских образовательных чтениях «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ».В секции «Вера, казачьи традиции и воспитание». Тема:...
Выступление к семинару "Традиции и новации в обучении"
Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие ...
Выступление к семинару "Традиции и новации в обучении"
Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие ...