Рабочая программа "Аккомпанемент" (5 лет)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по предмету "Аккомпанемент" предназначена для учащихся 4-5 классов 5-летнего курса обучения в ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_akkompanement_5_let.docx | 879.36 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Аккомпанемент» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Предмет «Аккомпанемент» является одним из звеньев музыкально –педагогического воспитания. В период обучения формируются зрительно-интеллектуальные и исполнительские навыки, эстетическое мировоззрение, мышление, расширяется кругозор. Важной составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию. Предмет «Аккомпанемент» на фортепианном отделении имеет художественно-эстетическую направленность, так как предполагает художественно-эстетическое воспитание и общего музыкального образования и опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
2.Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет 2 года.
Программа адресована учащимся 4-5 классов (возраст 12-14лет) фортепианного отделения.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Аккомпанемент»:
Количество часов | В год | Общее |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 51ч. | 102ч. |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 34ч | 68ч. |
Количество часов на (аудиторную) работу в неделю) | 1ч. | 1ч. |
Количество часов на (самостоятельную) работу в неделю) | 1,5ч. | 1,5ч. |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Основная форма работы - индивидуальный урок с иллюстратором, продолжительностью 40 минут один раз в неделю. Данная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального подхода.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
- создание условий для формирования устойчивого интереса учащихся к творчеству аккомпанирования голосу или какому-либо инструменту;
-интерес к обучению в детской школе искусств;
Задачи:
-воспитание чувства партнерства, ответственности;
-формирование практических умений и навыков аккомпанирования;
-знание специфики вокального и инструментального исполнительства;
-воспитание художественного вкуса.
6.Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-практический показ;
-прослушивание записей;
-анализ произведения-(сравнительный, музыкально – теоретический и исполнительский);
-чтение с листа;
-транспонирование.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Аккомпанемент»
обеспечивается:
- наличием библиотеки и фонотеки;
-доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
-учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию;
-условиями для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;
-библиотечным фондом укомплектованным печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой;
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного предмета:
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на усвоение учебного предмета «Аккомпанемент», на максимальную .
Год обучения | 1 | 2 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 34 | 34 |
Количество часов на аудиторные занятий (в неделю) | 1 | 1 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№ | Наименование темы | Практические часы | Теоретические часы |
1. | Введение в предмет аккомпанемент | 0,5 | |
2. | Специфика инструментального и вокального исполнительства | 0,5 | |
3. | Транспонирование | 2 | |
4. | Знакомство с литературным текстом (в вокальных произведениях) | 0,5 | |
5. | Знакомство с произведением | 1,5 | |
6. | Изучение партии солиста | 2 | |
7. | Знакомство с фортепианным сопровождением | 3 | |
8. | Анализ фортепианной партии | 2 | |
9. | Работа над трехстрочной партитурой | 3 | |
10. | Работа над технически трудными местами | 4 | |
11. | Создание музыкального образа | 3 | 2 |
12. | Исполнение с солистом | 5 | |
13. | Работа над ансамблем | 3 | |
14. | Предконцертное исполнение | 2 | |
Всего | 34часа |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
5класс (второй год обучения)
№ | Наименование темы | Практи ческие часы | Теоретические часы |
1. | Разновидности фактуры аккомпанемента | 3 | |
2. | Бас основа гармонии | 3 | |
3. | Педализация | 3 | 0,5 |
4. | Аккомпанемент поддерживающий основную мелодию | 3 | |
5. | Аккомпанемент в виде фигурации | 2 | |
6. | Аккомпанемент со смешанной фактурой | 3 | |
7. | Аккомпанемент с элементами речитатива | 2 | |
8. | Создание музыкального образа | 5 | |
9. | Транспонирование | 2 | 0,5 |
10 | Работа над ансамблем с солистом | 7 | |
Всего | 34 часа |
Годовые требования (1 год обучения):
В конце первого года обучения учащийся должен знать:
- Специфику вокального и инструментального аккомпанемента;
- Особенности тембров человеческих голосов- ( диапазон, тесситуру);
- Особенности инструмента - (тембр, диапазон, настройку, технические и звуковые возможности инструмента);
- Этапы работы над аккомпанементом;
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
На первом этапе формируется навык слушания иллюстратора, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.
В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
(2 год обучения)
- Продолжение работы над навыками аккомпанемента усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»;
- Развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией;
- Воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
- Знакомство с репертуаром (музыкальных произведений, созданных для аккомпанемента, камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
За год должны пройти 2-4 произведения. В конце года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Аккомпанемент», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
Находить соотношение звучания голоса (или инструмента ) и фортепиано;
- Аккомпанировать легкие детские песни;
- Осмысленно и эмоционально передавать образ;
- Свободно ориентироваться в трехстрочной партитуре;
- Транспонировать нетрудный аккомпанемент на 0,5 тона, в тональностях до 2-х знаков;
- Слушать мелодическую линию, выразительно её фразировать;
- Грамотно, с чувством аккомпанировать иллюстратору;
- Работать над динамическим планом произведения;
- Знать музыкальные инструменты: струнные, духовые, ударные, народные, их особенности и возможности;
- Знать профессиональную терминологию;
В конце курса обучения ученик должен знать:
- Разновидности фактуры аккомпанемента;
- Роль баса в аккомпанементе
- Роль педали в аккомпанементе;
- Роль вступления; окончания произведения.
В конце курса обучения ученик должен уметь:
- Слышать ансамбль по вертикали и горизонтали;
- Создавать звуковой баланс;
- Владеть смешанной фактурой;
- Транспонировать несложные аккомпанементы на 0,5 -1 тон;
- Обладать сценической выдержкой.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
-текущий контроль успеваемости- (поурочный опрос и оценка), на основании текущего контроля выставляются четвертные оценки.
- промежуточная аттестация - (зачеты, академические концерты, выступления на концертах); в конце года -2 разнохарактерных произведения
- итоговая аттестация -выпускной экзамен (2разнохарактерных произведения)
В течении учебного года ученику рекомендуется изучить 2-4 разнохарактерных произведений различного жанра.
4 класс
I- полугодие: 2 произведения (зачет возможен в классе)
II- полугодие: концерт (на сцене) 2 произведения
различных по характеру, стилю, темпу.
Примерные программы академического концерта:
Вокальные произведения:
1.А.Варламов «Белеет парус одинокий»
2.А.Даргомыжский «Мне грустно»
3.Ц.Кюи «Царскосельская статуя»
СКРИПКА:
1.В. Моцарт Менуэт
2.Д. Шостакович Элегия
ДОМРА:
Б.Н.П. «Перепелочка»
Е.ЕФРЕМОВ «Танец Золушки»
5 класс
I-полугодие: Зачет (на сцене) 1-2 произведения,
II -полугодие: Экзамен (на сцене) 2 произведения, различных по характеру, стилю, темпу, типу изложения фактуры.
Примерные программы академического концерта:
Вокальные произведения:
1.М. Глинка «К Молли»
2. Н. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты»
3.Ф.Мендельсон «Зюлейка»
4. П.Чайковский «Мой Лизочек»
ДОМРА:
1.В.Андреев «Грезы»
2.Э.Григ «Норвежский танец»
БАЛАЛАЙКА:
1.В.Городовская «Памяти Есенина»
2.Е.Авксентьев «Юмореска»
Оценка качества реализации учебного предмета "Аккомпанемент" включает в себя текущий контроль успеваемости и аттестацию в конце года в 4 классе. В 5 классе текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в конце I полугодия и итоговую аттестацию обучающегося в конце учебного года.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Аккомпанемент»» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета "Аккомпанемент" проводится итоговая аттестация в конце 5 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле). |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий. |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Специфика музыкальных инструментов:
а) Струнные инструменты(народные и оркестровые)-большую роль играет манера звукоизвлечения. На домре играют медиатором, на балалайке- пальцами, значит звук на домре будет звонче, ярче, сочнее,а на балалайке- глуше и мягче, словно с небольшим шорохом и в соответствии с этим надо выбирать, искать звук сопровождения.
Скрипка звучит ярче, светлей, чем виолончель и альт (еще глуше – контрабас), к тому же на струнных инструментах иногда играют штрихом пиццикато (без смычка, щипком); Иногда пользуются сурдиной - это особый струнный тембр, который звучит не часто, но о нем надо знать; Верхние струны на скрипке звучат ярче, звонче, чем нижние. Значит, если скрипач играет мелодию на струне «Соль», то рояль должен быть предельно осторожным, аккомпанируя такой мелодии.
б) Духовые инструменты также имеют свои особенности: флейта, кларнет, труба- являются наиболее яркими по звуку в тот время как валторна, гобой –инструменты более приглушенного тембра, а значит и сопровождающий их рояль должен искать свою краску для аккомпанемента.
в)Голосовой инструмент- живой организм, который дышит. Концертмейстер должен привыкать к тому, что любые, самые сложные фактурные проблемы пианиста, должны быть подчинены живому дыханию певца. Вместе с ним он выстраивает музыкальную фразу, проговаривая слова, пропевая, интонируя мелодические обороты, помогая ему « тянуть» длинные ноты тем, что не задерживает движения фактуры , играет ровно, ритмично, заполняя длинный звук. С вокалистами часто труднее найти звуковой баланс, нежели со скрипачами или виолончелистами, т.к. они на сцене находятся ближе к партнеру, рядом с роялем, а звуковой поток от певца проходит в сторону от рояля- звук идет в зал. Кроме этого, певец поющий на дыхании, во время пения «оглушает» сам себя, поэтому, вся ответственность за создание звуковой картины (баланс) лежит на пианисте. Пока у концертмейстера нет опыта, он старается играть тихо, как бы прислушиваясь, что не верно (так как искажается общая звуковая картина, на что же ориентироваться? Как играть, что слушать?) - чтобы правильно выстроить звуковой баланс:
1.Звук пианист должен слышать сквозь звучание рояля, конечно, большую роль играет тембр голоса солиста. Сопрано звучит ярче меццо – сопрано, тенор ярче баса, но правило одно- голос должен звучать сквозь рояль, а не наоборот.
2. Надо ясно и звучно играть басы.Басов никогда не бывает много, их чаще всего бывает мало. Бас – основа гармонии и ритмической пульсации. Полные басы это поддержка певцу.
3. Первоначальные задачи при работе над аккомпанементом романса –это пальцевая цепкость, ритмическая упругость. Очень важна линия левой руки, часто изложенная октавами, прерываемыми паузами. Линию левой руки важно слышать по горизонтали, объединяя и фразируя отдельные звуки. Октавы должны звучать «мягко», без удара. Скачки в басовой линии не должны тормозить общего движения.
4.Партия правой руки, часто изложена арпеджио (короткими, длинными, ломаными), должна быть «пропета». Как мелодию – ломаные арпеджио «пропеть» сложнее, чем короткие в быстром темпе « пропевать» сложнее чем в медленном. Певучесть требует времени.
5.Другая важная задача, стоящая перед юными пианистами - это педализация. В фортепианной партии должна быть тонкая, красочная педализация, точно соблюдены паузы. Кроме прямой и запаздывающей педали, желательно использовать полу-педаль.
6. Параллельно с работой над фортепианной партией следует осваивать и партию солирующего инструмента. Необходимо научить ученика видеть строчку солиста, т.е. зрительно контролировать исполнение. Одновременно с этим, необходимо постоянно вслушиваться в звуковое соотношение солиста и фортепианной партии, т.е., осуществлять слуховой контроль.
7. В процессе работы необходимо особое внимание уделять форме, фразировке, говорить о значении пауз, цезур, умении дать возможность солисту взять дыхание. Главное – слушать певца в момент исполнения,быть чутким к его музыкальным намерениям.
8. Кроме ансамбля по вертикали (звуковое соотношение временное совпадение) необходимо слышать ансамблевый диалог солиста и фортепиано. Вступление определяет стиль произведения, дает темп, создает настроение. Все фортепианные проигрыши и заключение должны органически вписываться в общее звучание.
9. Пианист хорошо может аккомпанировать лишь тогда, когда пропевает «про себя» вместе с солистом каждый звук, каждое слово, дыхание и предчувствует заранее то, что будет делать партнер.
Фактура фортепианного сопровождении:
Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разреженной, именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура всегда более массивна, нежели фигурационная. Но не надо забывать, что одним из элементов фактуры, ее качественной стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах звучат по- разному: низкий регистр у рояля очень звучный, насыщенный; верхний – не обладает таким количеством обертонов, они очень быстро гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.
Темп произведения.
Большую роль в составлении целостной музыкальной картины играет темп произведения. Чем быстрее звуковой поток, тем насыщеннее фортепианное сопровождение. У начинающего концертмейстера помимо проблемы создания звукового баланса с солистом, есть еще проблемы ритмического, агогического, а иногда и физического совпадения с солистом. Предслышал солиста - как дирижер оркестр - и сыграл во время! Значит вместе! Чаще всего несовпадение с солистом бывает в самых простых аккомпанементах (бас –аккорд, ровные аккорды, или бас- простая аккордовая фигурация).Как преодолеть несовпадение?
Первое несовпадение в аккомпанементах с аккордовой фактурой появляется со сменой гармонии: последний аккорд в данный момент звучащей гармонии сжимается во времени, чтобы пальцы успели найти следующий. Необходимо преодолевать это большим слуховым и зрительным вниманием: глаза читают вперед аккорд следующего такта (или полутакта), они «узнают» зрительно его структуру, интервалику, но слух заставляет руку додерживать последний аккорд такта всю положенную длительность, и только в последний, нужный момент пальцы встают на тот нужный аккорд, который был «узнан» глазами. Глаза должны опережать работу пальцев. Тогда аккорды под пальцами всегда будут совпадать с нотами строчки солиста. Предвидеть и предслышать следующее, но не укорачивать звучащее!
Игра по нотам:
Одной из проблем в классе аккомпанемента является игра по нотам, которые представляют собой партитуру звучащей картины. Создается своеобразный «концертмейстерский треугольник»(глаза – ноты- руки) на клавиатуре, который должен «работать» во время аккомпанемента солисту. Когда мы играем наизусть, то мы предслышим и играем - этот двуединый процесс непрерывен.
Во время игры нельзя близко наклоняться над клавиатурой т.е. перегораживать телом всю клавиатуру; нельзя низко опускать голову, т. е. надолго отрываться от нот, т.к. в один прекрасный момент,подняв глаза, можно не найти того места в нотах, которое звучит в данный момент. Концертмейстер должен слышать то, что звучит, и видеть то, что вскоре будет озвучено.
Самая лучшая концертмейстерская база создается на изучении вокальной музыки, т.к. фортепианная партия в романсах очень детализирована. Часто она не просто сопровождает голос, но является действующим лицом музыкально –поэтического повествования.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Примерный репертуарный список :
4класс
Вокальные произведения:
А.Алябьев «Незабудочка», «Зимняя дорога», «Я вас любил»
Б. Барток «Во зеленом саду»
И.С.Бах «Нам день приносит свет зари»
Л. Бетховен «Для меня», «Сурок, «Цветок чудес»
И. Брамс «Колыбельная»
Б. Савельев«Песни кота Леопольда»
А. Варламов «Горные вершины», «Красный сарафан»
А. Гурилев «Матушка –голубушка»,
Ц. Кюи «Зима», «Май», «Царскосельская статуя»
В. Ребиков «Моя ласточка сизокрылая»
В.Моцарт «Колыбельная»
Н. Римский - Корсаков «Ночевала тучка золотая»
Ф. Шуберт «Колыбельная»
Р.Н.П «Утес», «У зари –то зореньки»,«Узник»
Инструментальные произведения:
Сркрипка:
Л .Бетховен Контрданс, Менуэт
Л .Боккерини Менуэт
Й. Гайдн Менуэт, Серенада
Р. Глиэр Романс
В. Моцарт Менуэт, Бурре, « Весенняя песня»
Д. ШостаковичЭлегия
М. Глинка «Жаворонок»
Домра:
Л. Бетховен Контрданс
Б.Н.П. «Перепелочка»
Й. Гайдн Менуэт
Ф. Шуберт Маленькая серенада
А .Даргомыжский Танец
Д. Кабалевский Полька
Р.Н.П. «Ты воспой в саду, соловейка», «Как у наших у ворот»
Б. Шостакович «Шарманка»
Балалайка:
В. Андреев Ноктюрн
Л. Бетховен Менуэт
К. Вебер « Хор охотников»
А. Верстовский Вальс
Д. Кабалевский Полька
Р.Н.П. «А я по лугу»
Б. Фиготин «Лирический хоровод»
Труба:
Л. Бетховен Шотландская песня
Г. Гольтерман Кантилена
А. Жубанов Таджикские танцы
С. Шабельский Казахская песня
Л. Хамиди Скерцино
Флейта:
Л. Бетховен Контрданс
Ф. Амиров «У родника»
К. Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
5 класс
Вокальные произведения:
А .Алябьев«Два ворона», «Соловей», «Зимняя дорога», «Сирота»
Э Балакирев «Сосна»
Л. Бетховен «Веселый мельник», «Майская песнь»
И. Брамс « Колыбельная песня»
А Варламов «Ненаглядный мой», «Красный сарафан», «Ангел»
М. Глинка «Память сердца», «Венецианская ночь»,
А. Гурилев «Радость душечка», «Колокольчик»
Ф. Мендельсон «На крыльях песни», «Зюлейка», «Баркарола»
Н. Римский - Корсаков «Мне грустно»
В. Ребиков «Моя ласточка сизокрылая»
С. Рахманинов «Полюбила я печаль свою»
П. Чайковский «Осень», «Мой Лизочек», «Колыбельная песнь»
Ф. Шуберт «Песня моряка»
Инструментальные произведения:
Скрипка:
А. Аренский « Колыбельная», « Ноктюрн»
И.С. Бах « Сицилиана»
Л. Бетховен Рондо D-dur
Г. Шендерев Рондо
Ю. Шишаков Юмореска
Домра:
Р.Н.П. «Цвели цветики»
С. Джоплин «Кленовый лист», « Рег красотки»
Г. Свиридов «Дождик»
П. Чайковский «Святки», «Танец лебедей»
Ф. Шуберт Баркарола
Ф. Шуберт «Пчелка»
С. Рахманинов «Итальянская полька»
А. Вивальди Адажио
Флейта:
М. Доуэлл «К дикой розе»
Ф. Мендельсон «Весенняя песня»
А. Исакова Галоп
Ф.Шуберт(переложение Никитина) «Пчелка»
П. Чайковский (переложение Софронова) « Мелодия»
Труба:
Ф. Шуберт «Ave Maria»
И. Брамс Колыбельная
Е. Рахмадиев Романс
Хачатурян «Андантино»
2.Список рекомендуемой методической литературы
Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
Брамова Н. «Аккомпанемент вокальных произведений в классе фортепиано»М.,2006
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971 Выпуск 1. М.,1976
Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство.
Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика / Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4
Потешкина Н., «Рекомендации по вопросам методики преподавания и подбора учебного репертуара в классе аккомпанемента «ДМШ» А-А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...