Методика проведения аспектного анализа занятий
методическая разработка по теме

Бергутова Разиля Фаритовна

      Раздел "Методика проведения аспектного анализа занятий" включает в себя рассмотрение разных видов анализов занятий, в том числе и критерии аспектного анализа. Приведены примеры анализов различных занятий (сами же занятия можно найти через интнрнет по их названиям).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения аспектного анализа занятий

       В теории и практике образования определены основные виды педагогического анализа занятия. Существуют различные классификации анализов в зависимости от его предмета (что анализируется?), от цели анализа (для чего?) и др.

      Методология системного подхода к анализу учебного процесса определяется последовательностью следующих действий:

- рассмотрение занятия как части образовательного процесса, то есть определение его роли в системе занятий;

- выявление совокупности факторов, определяющих эффективность занятия;

- обоснование целей учебной деятельности, содержания, методов и форм;

- проведение анализа (самоанализа) результатов проведённого занятия;

- установление основных причин недостатков, положительных сторон (успеха) в организации и проведении каждого этапа;

- формирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию занятия.

      Анализ занятия может выполнять обучающую (основную), конролирующую (вспомогательную) и развивающую (профессиональное саморазвитие педагога) функции.

Виды анализа занятия

       Существуют следующие виды анализа занятий:

1.Структурный анализ – выявление основных структурных этапов занятия, определение их последовательности, целесообразности, логической увязки и продолжительности во времени. Данный анализ даёт оценку развитию учебной деятельности учащихся в течение урока и является основой для других видов анализов.

2. Полный анализ занятия – выявление характеристик познавательной деятельности (восприятие, осмысления, запоминания) учащихся, характеристика качества усвоения материала, интеллектуальная и эмоциональная атмосфера занятия и т.д. Такой анализ содержит выводы и обобщения по занятию, предложения и рекомендации учителю.

3. Аспектный анализ [1] – это анализ, направленный на оценку различных аспектов учебного процесса (цели, структуры, содержания, формы, средства, методов, поведение учащихся, санитарно-гигиенических условий и т.д.).

Критерии анализа занятия

       Дидактический аспект – предполагает анализ занятия по таким основным дидактическим категориям, как цели, принципы, структура и тип занятия, содержание, методы и формы организации процесса обучения,  дифференцированный, индивидуальный подход, мотивация учения.

Занятие – это система, включающая в себя следующие элементы:

- цели обучения;

- принципы обучения;

- содержание обучения;

- методы обучения;

- средства обучения;

- формы организации деятельности учащихся;

- результаты обучения.

     Критерии анализа и оценки занятия – это педагогические стандарты, которые позволяют судить об эффективности занятия [3].

    Содержание критериев – величина не постоянная, а изменяющаяся и развивающаяся, находящаяся в прямой зависимости от задач, которые решает в конкретный момент времени система образования.



Предварительный просмотр:

Аспектный анализ урока !

 «Небесные тела и звёзды. Земля – планета жизни»

Дата: 11.04.15

Время проведения: 45 мин

Класс: 3 класс

Урок: Окружающий мир

Учитель: Оксана Владимировна

Присутствовали: 8 человек-членов комиссии

 Тема урока:  Небесные тела и звёзды. Земля – планета жизни.

 Всего учащихся: 12 чел.                           

Критерии анализа урока

Критерии

Выполнение критериев в баллах

невыполнение

0 б.

частичное

1 б.

полное

2 б.

I

Комплекс учебно-воспитательных целей

1

Диагностичность целей

2

2

Уровневая постановка целей

2

3

Наличие развивающих и воспитательных целей

1

4

Соответствие уровня усвоения знаний (умений) учащихся целям урока

2

II

Принципы обучения

5

Построение учебного процесса на основе дидактических принципов обучения и воспитания

2

6

Построение учебного процесса на принципах гуманизма, демократизма, сотрудничества

2

7

Реализация принципов развивающего обучения

2

III

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

8

Наличие мотивации в начале урока

0

9

Активность учащихся в ходе урока

1

10

Высокий уровень мотивации учения на момент окончания урока

2

IV

Содержание урока

11

Соответствие учебного материала целям урока

2

12

Рациональность отбора учебного материала для различных этапов урока, в соответствии с задачами урока

2

13

Наличие в уроке межпредметных и внутрипредметных  связей

2

14

Разноуровневое  формирование учебной информации

2

V

Методы организации учебно-познавательной деятельности

2

15

Соответствие методов целям урока

2

16

Использование методов активного обучения

1

17

Применение «Технике учения и обучения» [13]

0

18

Организация обучения на основе разноуровневых учебных задач

2

VI

Дидактические средства обучения

19

Карточки-задания разного уровня сложности

1

20

ТСО, плакаты, модели и др.

2

VII

Формы обучения

21

Использование фронтальной формы

2

22

Работа в микрогруппах, в парах

2

23

Индивидуальная форма обучения (самообучения)

2

VIII

Способы оценки результатов

24

Самооценка

2

25

Взаимооценка

0

26

Оценка учителя

0

IX

Диагностика результатов обучения

27

Задания в тестовой форме

0

28

Проблемные ситуации

2

29

Контрольные вопросы

2

30

Практические задания

0

31

Рейтинговая система оценки

0

X

Профессиональное мастерство преподавателя

32

Педагогическая техника

2

33

Педагогические умения

2

Итого по критериям

0

4

46

Общее число баллов

50

75-80% - «урок отличный»;  65-75% - «урок хороший»;  ниже 65% - «урок удовлетворительный»

Эффективность урока                     К бал х 100%         

                                                              Ккр  х 2 (мак.кол.бал.) ,

                               

                      где  К – количество набранных баллов

       Ккр – количество критериев

                                                         50 бал. х 100%    =  75,8%  , «урок отличный»     

                                                               33 х 2                                    

                                          

Анализ:

       В течение урока учитель использовал уровневую постановку целей, разбив урок на отдельные, но взаимодополняемые и взаимосвязанные под темы. При построении урока были использованы:

- репродуктивная деятельность учащихся (повторение контуров «Большой медведицы»), узнавание объектов (лебедя, лиры, медведя); (1уровень по Беспалько);

- алгоритмическая деятельность воспроизведение по памяти (расстановка планет по орбитам после просмотра видеоролика) (2уровень по Беспалько);

- эвристическая деятельность (самостоятельная работа по узнаванию планет по картинке) (3уровень по Беспалько);

-исследовательская деятельность (что объединяет, а что разъединяет лебедя, медведя, лиру) (4 уровень по Беспалько) при этом «добывалась» объективно новая информация.

        На уроке корректно реализовались воспитательные цели. Было очевидным формирование у учащихся нравственной привычки «Учимся договариваться».

      На протяжении всего урока прослеживалось соответствие уровня усвоения знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательным стандартам.

       Руководящими идеями организации и проведения учебно-воспитательного процесса урока были принципы наглядности, научности, доступности, сознательности, активности и самостоятельности в обучении. Явственно проявлялось взаимодействие учителя и учащихся на принципах гуманизма и сотрудничества (доброе и трепетное отношение к детям).

       Несмотря на то, что отсутствовала очевидная мотивация интереса к предстоящей теме урока на начальном этапе урока, впоследствии активность учащихся возрастала благодаря использованию приёмов поощрения, самооценки, рефлексии, групповых и коллективных заданий. А к концу урока  мотивация учения приобрела наивысший уровень. Желание учащихся продолжить урок было очевидным.

       Содержание урока соответствовало ЗУНам  учащихся по учебной программе и диагностическим целям урока. Межпредметные связи были обнаружены с предметами черчения, рисования, технологии, истории, географии, астрономии, экологии. Учителю удалось в течение урока реализовать потребности учащихся, проектировать индивидуальный подход к учащимся, рационально распределить подачу нового  материала по этапам урока с учётом разного уровня усвоения информации детьми.

      Использованные на уроке методы организации учебно-познавательной деятельности полностью соответствовали целям урока на всех её этапах и основывались на решении разноуровневых заданий. Прослеживалась тесная взаимосвязь учителя и учащихся при выполнении практических заданий.

      Использовался соответствующий дидактический материал для управления познавательной деятельностью учащихся. Самостоятельно выполнялись задания по карточкам в соответствие с темой урока. На уроке активно использовалась учителем и учащимися интерактивная доска, и был  показан богатый  видео материал.

        Организация учебной деятельности учащихся на уроке проводилась с использованием всех форм обучения: фронтальной, групповой, индивидуальной с элементами самообучения.

        Оценивание результатов урока было сведено к проведению самооценки учащимися каждого своей работы по предложенным учителем критериям.

        Не смотря на то, что  в начале урока не были обозначены цели урока (для начальных классов это возможно), в конце урока  учитель просил назвать учащихся признаки по критериям, определяющие уровень достижения цели данного урока (признаки «живой» земли).

       При проведении урока учитель проявил профессиональное мастерство, педагогический такт, личностные качества человека, умеющего проявлять выдержку, смекалку в сложных ситуациях, человеком грамотным, глубоко знающим свой предмет, любящим и понимающим детей.

Рекомендации:

     В начальной стадии урока учащиеся сразу же были введены в проблемную ситуацию, что частично усложнило адаптацию детей к уроку. Целесообразно построение урока по принципу «от простого к сложному» с повторением уже имеющихся знаний.

     Не в полной мере реализовались  воспитательные цели (поощрение учащихся за правильно выполненную работу).

     Прослеживалась недостаточная связь обучения с практикой.

     На начальном этапе урока не была создана мотивационная потребность и желание  учащихся изучать данную тему (тема не была обозначена).

      Не был использован эффективный метод активного обучения – «игры» (важный для учащихся начальных классов) и технологии «Формирование технического творческого мышления» [15] (тема урока предполагает такую возможность). Использовались карточки-задания одинаковые для всех, без учёта возможностей обучающихся.

       Не было оценивания и анализа результатов обучения школьников учителем, не проведена диагностика результатов обучения. В целом, не получилось смыслового окончания урока.

      В целом, методически урок построен грамотно, использован большой дидактический материал, имелся сильный педагогический потенциал, но не учтены возрастные особенности учащихся.



Предварительный просмотр:

Аспектный анализ урока №2

 «О торговых ветрах и конских широтах»

Дата: 11.04.15

Время проведения: 45 мин

Класс: 7 класс

Урок: География

Учитель: Зуева Наталья Викторовна

Присутствовали: 10 человек-членов комиссии

 Тема урока:  О торговых ветрах и конских широтах.

 Всего учащихся: 12 чел.                           

Критерии анализа урока

Критерии

Выполнение критериев в баллах

невыполнение

0 б.

частичное

1 б.

полное

2 б.

I

Комплекс учебно-воспитательных целей

1

Диагностичность целей

2

2

Уровневая постановка целей

2

3

Наличие развивающих и воспитательных целей

2

4

Соответствие уровня усвоения знаний (умений) учащихся целям урока

2

II

Принципы обучения

5

Построение учебного процесса на основе дидактических принципов обучения и воспитания

2

6

Построение учебного процесса на принципах гуманизма, демократизма, сотрудничества

2

7

Реализация принципов развивающего обучения

2

III

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

8

Наличие мотивации в начале урока

2

9

Активность учащихся в ходе урока

2

10

Высокий уровень мотивации учения на момент окончания урока

2

IV

Содержание урока

11

Соответствие учебного материала целям урока

2

12

Рациональность отбора учебного материала для различных этапов урока, в соответствии с задачами урока

2

13

Наличие в уроке межпредметных и внутрипредметных  связей

2

14

Разноуровневое  формирование учебной информации

2

V

Методы организации учебно-познавательной деятельности

2

15

Соответствие методов целям урока

2

16

Использование методов активного обучения

2

17

Применение «Технике учения и обучения» [13]

0

18

Организация обучения на основе разноуровневых учебных задач

1

VI

Дидактические средства обучения

19

Карточки-задания разного уровня сложности

1

20

ТСО, плакаты, модели и др.

2

VII

Формы обучения

21

Использование фронтальной формы

2

22

Работа в микрогруппах, в парах

0

23

Индивидуальная форма обучения (самообучения)

2

VIII

Способы оценки результатов

24

Самооценка

2

25

Взаимооценка

2

26

Оценка учителя

2

IX

Диагностика результатов обучения

27

Задания в тестовой форме

2

28

Проблемные ситуации

2

29

Контрольные вопросы

2

30

Практические задания

0

31

Рейтинговая система оценки

0

X

Профессиональное мастерство преподавателя

32

Педагогическая техника

2

33

Педагогические умения

2

Итого по критериям

0

2

56

Общее число баллов

58

75-80% - «урок отличный»;  65-75% - «урок хороший»;  ниже 65% - «урок удовлетворительный»

Эффективность урока                     К бал х 100%         

                                                              Ккр  х 2 (мак.кол.бал.) ,

                               

                      где  К – количество набранных баллов

       Ккр – количество критериев

                                                         58 бал. х 100%    =  87,8%  , «урок отличный»     

                                                               33 х 2                                    

Анализ:

Проведённый урок соответствует практически всем критериям анализа.

Рекомедации:

Не использовались технические аспекты обучения, не было уровня исследовательской деятельности учащихся, не использовалась групповая форма работы.

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М. Педагогика, 1989
  2. Бабинский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М: 1982
  3. В помощь методическому работнику ПО: Справочные материалы. – М: Изд ИРПО, 1997
  4. Ерецкий М.П., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности усвоения. – М: 1996
  5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии. – М: 1981
  6. Зязюн И. А. Педагогическое мастерство. – Полтава, 1985
  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М: 1987
  8. Махмутов М.И.Современный урок. – М: 1985
  9. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М: 1976
  10. Падласый П.Н. Педагогика. – М: 1995
  11. Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы. – М: 2001
  12. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск. Издательство Удмуртского университета. 1994
  13. РудикГ.А. «Развивающая педагогика». – Ижевск: Издательство НМЦ ПО. 1998
  14. Русинова Г.И. Тетенькин Б.С. Методические рекомендации по анализу урока для организаторов народного образования. Киров, 1992
  15. Профессионал. 1992 №1-12
  16. Тетенькин Б.С. Психологические аспекты  анализа урока. – Киров 1997
  17. Шамов Т.И. Педагогический анализ  урока в систеие управления школой. – М:1987


Предварительный просмотр:

Анализ посещения открытого мероприятия

МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»

«Зелёный свет светофора»

 

Дата: 21.05.2014

Время проведения: 14.00-15.30    

Классы: 2а; 2в из МБОУ СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов

Художественно-эстетический отдел: творческие объединения отдела

Педагог: студент ГАОУ  СПО «Нижнекамский педагогический колледж» Кашапова Эльмира Флюсовна

Присутствовали: Хуснуллина Гузель Фазыловна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Куртаева Надежда Александровна – заведующая методическим отделом, Бергутова Разиля Фаритовна – заведующая художественно-эстетическим отделом.

Цели посещения:  

- изучение системы работы студента, как будущего учителя;

- владение студентом методикой преподавания;

- качество усвоения детьми изучаемого материала;

- формы и методы проведения мероприятия;

- выявление проблемных зон в работе студента.

Тема мероприятие: Зелёный свет светофора

Цели мероприятия:

образовательные цели

  • ознакомление воспитанников с основными правилами дорожного движения
  • ознакомление воспитанников с особенностями знаковой системы правил дорожного движения
  • ознакомление воспитанников с опасностями на дорогах

развивающие цели

  • формирование интереса к знаниям правил дорожного движения
  • развитие аналитических способностей детей в сложных ситуациях на дорогах
  • развитие памяти при изучении дорожных знаков

воспитательные цели

  • воспитание чувства осторожности и внимательности на дорогах
  • воспитание культуры поведения детей на дорогах
  • воспитание чувства ответственности за свою жизнь и других

Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедиа аппаратура, музыкальный центр, канц. принадлежности (ватман А-3, карандаш).

Дидактическое обеспечение:

  • презентации по теме мероприятия
  • раздаточный материал
  • знаки правил дорожного движения

Планируемое количество детей: 30 человек (3 команды по 10 человек)

Присутствовало на мероприятии: 2а-16 человек; 2в-8 человек (3 команды по 8 человек)

Анализ мероприятия

(2 балла полное выполнение требований, 1 б.- частичное, 0 б.- невыполнение)

Деятельность педагога

Организаторская

1.

Выполнение намеченного плана мероприятия

+

2.

Эффективность и целесообразность использования наглядности ТСО.

+

3.

Реализация основных психологических и гигиенических требований.

+

4.

Наличие эффективности обратной связи с воспитанниками.

+

5.

Уровень педагогического и методического мастерства.

+

6.

Уровень использования наглядностей (раздаточный материал, презентации).

+

7.

Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).

+

8.

Рациональное использование времени мероприятия

+

9.

Педагогический такт, внешний вид учителя.

+

10.

Соблюдение правил охраны труда и правил техники безопасности

+

Итого:

0

4

10

Обучающая

1.

Реализация принципа научности.

+

2.

Четкость осуществления принципа наглядности.

+

3.

Реализация принципа прочности знаний.

+

4.

Соблюдение принципов  осознанности, посильности.

+

5.

Реализация принципа проблемности.

+

6.

Осуществление принципа связи теории с практикой.

+

7.

Степень достижения главной цели.

+

8.

Правильность выбора методов и форм обучения.

+

9.

Контроль за ЗУН

+

10.

Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся.

+

                                                                                         Итого:

0

5

6

Воспитательная

1.

Нравственно и мировоззренческая направленность.

+

2.

Формирование общеучебных навыков.

+

3.

Работа над культурой речевого поведения.

+

4.

Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.

+

5.

Соблюдение физических и гигиенических требований.

+

6.

Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.

+

7.

Использование воспитательных возможностей оценок.

+

8.

Эстетическое воздействие урока на учащихся.

+

9.

Стиль руководства учениками.

+

10.

Работа над культурой речи

+

                                                                                           Итого:

0

9

2

Деятельность воспитанника

1.

Уровень познавательной активности.

+

2.

Наличие интереса к теме мероприятия.

+

3.

Степень самостоятельности.

+

4.

Умение вычленять ведущие цели в изучаемом материале.

+

5.

Уровень аналитических умений и навыков.

+

6.

Развитие навыков коллективной работы.

+

7.

Развитие речевых, орфографических и иных навыков.        

+

8.

Умение работать индивидуально.

+

9.

Организованность, дисциплинированность.

+

10.

Внешний вид воспитанников

+

Итого:

0

5

6

                                                                              Итого по уроку:       47 балла

 Эффективность мероприятия:         47 балла х  100%    =  65,2%         

                                           (80-8)мак баллов                        

75-80% - отличное мероприятие;  65-75% - мероприятие  хорошее;  ниже 65% - мероприятие удовлетворительное.

Анализ

     Открытое мероприятие «Зелёный свет светофора» проводилось в эколого-биологическом центре для воспитанников творческих объединений художественно-эстетического отдела, с целью укрепления и углубления знаний по правилам дорожного движения для обеспечения безопасности детей в летний период на дорогах. Мероприятие проводилось в форме соревнования между командами методом выполнения различных конкурсных заданий.  Для проведения мероприятия был оформлен актовый зал центра, подготовлена соответствующая оргтехника, раздаточный материал к конкурсным заданиям, поощрительные призы и грамоты.

        Все этапы  мероприятия были связаны между собой по смыслу, логически обоснованы и определены по времени. История появления правил дорожного движения, интересные исторические факты, курьёзы, современное состояние дорожного движения, виды знаков, их классификация, значение ПДД и другая полезная информация предлагалась детям на мероприятии в сопровождении мультимедийных презентаций, музыкальных физкультминуток, интеллектуальных игр и заданий на смекалку. Основными способами передачи новых знаний и восприятия их детьми были: создание проблемной ситуации, метод вопросов и ответов, метод аналогий, анализ той или иной ситуации, использование элементов ролевой игры (дети были пешеходами, шофёром).

      Уже на начальном этапе педагогу удалось заинтересовать детей, сосредоточить их внимание, настроить команды на конкурсные состязания. Приведённые интересные факты, яркая презентация, торжественность обстановки – всё это вызывало у детей неподдельный интерес к дальнейшей теме разговора. Периодически беседа сопровождалась наводящими вопросами «А знаете ли вы?», «А кто знает?», «Что будем делать?», что вызывало эмоциональный всплеск обсуждений среди воспитанников. Педагог сумел проявить владение педагогической техникой общения с детьми, педагогический такт, открытость и жизнерадостность характера. Улыбка, лёгкий юмор, даже в очень сложных ситуациях, подчёркивает доброе и терпимое отношение педагога к детям.

     На протяжении всего мероприятия прослеживалась постоянная сменяемость различных форм деятельности: интеллектуальные задания, подвижные соревновательные игры, задания на быстроту принятия решения, ролевые игровые моменты. Организационная форма работы с воспитанниками проводилась в группах, фронтально и индивидуально, охватывая, таким образом, всех учащихся.

На мероприятии педагог использовал большое количество раздаточного и демонстрационного  материала, который ориентирован на глубокое и осознанное понимание проблем  правил дорожного движения. Использовались элементы профориентации воспитанников по вопросам важности профессии. Объём и качество передаваемого воспитанникам познавательного материала,  необходимого для открытого мероприятия, подготовлено педагогом  в полной мере.

     Данное мероприятие ориентировано на повышение интереса детей к важности знаний правил дорожного движения. Познавательная активность и заинтересованность детей предметом разговора была очевидной. Педагог грамотно продумал мотивационные моменты поощрения команд-победителей конкурса. Призы и грамоты получили практически все активные участники мероприятия. Увлечённость воспитанников и обратная связь с педагогом прослеживалась на протяжении всего мероприятия. Внешний вид педагога и учащихся соответствовал месту назначения.

Выводы

      В целом,  получилось интересное и познавательное мероприятие не только для детей, но и для взрослых. Цели мероприятия были достигнуты практически в полном объёме. Эффективно были использованы методические и информационные материалы. Продуктивность детей, охрана их здоровья и освоение новых ЗУН определило хороший уровень качества данного мероприятия. Степень активности и увлечённости всех участников мероприятия была очевидной. Эльмира Флюсовна на открытом мероприятии проявила  себя как преподаватель с большими способностями и возможностями в перспективе, обладающий педагогическим тактом, коммуникабельностью и серьёзным отношением к учительскому делу. В целом мероприятие можно охарактеризовать удовлетворительной степенью оценки. 

Рекомендации

     Методически мероприятие спланировано и проведено в целом грамотно. Но нужно было учесть особенности возрастной психологии детей 2-го класса и  упростить конкурсные задания в соответствие с возрастом участников. Также необходима дальнейшая работа над культурой речи педагога и увеличение словарного запаса специальных тематических терминов.

Присутствовали:

Зам. директора по УВР________________________________________________/ Хуснуллина Г. Ф./

Зав. инстр-. метод. отделом____________________________________________ /Куртаева Н. А./

Зав. худож- эстет. отделом_____________________________________________/Бергутова Р. Ф./



Предварительный просмотр:

Лист посещения

открытого городского занятия:

 Искусство квилинга «Волшебный цветок»

Дата: 11.04.13

Время проведения: 13.00-13.45     13.55-14.40

Класс: 4а,4в, 4г

Творческое объединение: «Народно-прикладное творчество»

Учитель: Матросова Резеда Зайтуновна

Присутствовали: Бергутова Разиля Фаритовна – зам директора по УПР МАОУ «МУК»

Кострыгина Любовь Владимировна – зам. директора по начальным классам МБОУ «Гимназия №32»

Гимашева Альбина Хамбаловна – методист МАОУ «МУК»

 Цели посещения:  

-изучение системы работы учителя

-качество усвоения программного материала

-связь изучаемого материала с предыдущими темами по КТП

-сохранность контингента

-сложности в работе учителя

 Тема урока: Искусство квилинга «Волшебный цветок»

 Цели урока: Образовательные цели

  • Ознакомление воспитанников с технологией изготовления цветка розы  в технике «Квилинг»
  • Ознакомление воспитанников с различными видами цветков в технике квилинг

                         Развивающие цели

  • Развитие дизайнерских способностей детей при изготовлении цветка
  • Формирование интереса к технике «Квилинг»
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук

                        Воспитательные цели

  • Воспитание бережного и разумного использования сырья и материалов
  • Воспитание творческого воображения у воспитанников
  • Воспитание культуры труда, трудолюбия и усидчивости  у воспитанников.

 Материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедиа аппаратура, ручные инструменты (ножницы), канцелярские принадлежности (цветная гофрированная бумага, картон,  ПВА клей, карандаш, пластмассовая палочка).

Дидактическое обеспечение:

  • Схема поэтапной технологии изготовления «волшебного цветка»

 Всего учащихся по списку: 15 чел.                           

 Присутствовало на занятии: 19  чел.

 Из них:    мальчиков 7  чел.

АНАЛИЗ УРОКА

(2 балла полное выполнение требований, 1 б.- частичное, 0 б.- невыполнение)

Деятельность учителя

Организаторская

1.

Выполнение намеченного плана урока.

+

2.

Эффективность и целесообразность использования наглядности ТСО.

+

3.

Реализация основных психологических и гигиенических требований.

+

4.

Наличие эффективности обратной связи с учащимися.

+

5.

Уровень педагогического и методического мастерства.

+

6.

Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока).

+

7.

Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).

+

8.

Рациональное использование времени урока.

+

9.

Педагогический такт, внешний вид учителя.

+

10.

Соблюдение правил охраны труда и правил техники безопасности

+

Итого:

0

3

12

Обучающая

1.

Реализация принципа научности.

+

2.

Четкость осуществления принципа наглядности.

+

3.

Реализация принципа прочности знаний.

+

4.

Соблюдение принципов  осознанности, посильности.

+

5.

Реализация принципа проблемности.

+

6.

Осуществление принципа связи теории с практикой.

+

7.

Степень достижения главной цели.

+

8.

Правильность выбора методов и форм обучения.

+

9.

Контроль за ЗУН

+

10.

Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся.

-

-

-

                                                                                         Итого:

0

3

10

Воспитательная

1.

Нравственно и мировоззренческая направленность.

+

2.

Формирование общеучебных навыков.

+

3.

Работа над культурой речевого поведения.

+

4.

Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.

+

5.

Соблюдение физических и гигиенических требований.

+

6.

Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.

+

7.

Использование воспитательных возможностей оценок.

+

8.

Эстетическое воздействие урока на учащихся.

+

9.

Стиль руководства учениками.

+

10.

Работа над культурой письменной речи

-

-

-

                                                                                           Итого:

-

5

8

Деятельность ученика

1.

Уровень познавательной активности.

+

2.

Наличие интереса к уроку, предмету.

+

3.

Степень самостоятельности.

+

4.

Умение вычленять ведущие цели в учебном материале.

+

5.

Уровень аналитических умений и навыков.

+

6.

Развитие навыков коллективной работы.

+

7.

Развитие речевых, орфографических и иных навыков.        

-

-

-

8.

Умение работать на доске.

-

-

-

9.

Организованность, дисциплинированность.

+

10.

Внешний вид ученика.

+

Итого:

-

4

8

                                                                              Итого по уроку:       53 балла

 Эффективность урока:         53 балла х  100%    =  74%         

                             (80-8)мак баллов                                    

                       

       75-80% - урок отличный;  65-75% - урок хороший;  ниже 65% - урок удовлетворительный.

  Анализ:

     На начальном этапе наблюдалась полная готовность помещения, оборудования, наглядностей и раздаточного материала для проведения открытого мероприятия. Учитель чётко сформулировал цели и задачи по проводимой теме занятия, выдержал все временные рамки этапов хода урока. На начальном этапе занятия прослеживалась мобилизация внимания учащихся. Проводилась периодическая смена деятельности детей, физкультминутка, разные формы концентрации внимания, что важно для учащихся начальных классов. Грамотно проведено повторение пройденного материала, актуализация опорных ЗУН и оригинальное подведение учащихся к восприятию нового материала с использованием мультимедийных технологий. На этапе объяснения нового материала использовались словесные методы обучения в форме дискуссии, рассказа, диалога. Основным же методом передачи информации стал наглядный метод в форме демонстрации образцов готовых изделий (выставка различных поделок в технике квилинг), презентационный показ технологии поэтапного изготовления «Волшебного цветка» и показ полуфабрикатов каждого узла обработки.  Очевидным являлась практическая направленность занятия - профориентация, развитие творчества, внимания, мышления, воображения, памяти – всё это проявлялось в процессе выполнения учащимися ручной работы. Применялась фронтальная форма организации познавательной деятельности - объяснение материала большому количеству присутствующих воспитанников и переход на индивидуальную форму, и для тех, кто сложно воспринимал новую тему, и для тех, кто проявил наибольший творческий интерес к выполнению задания.

       Освоение нового материала и выполнение практического задания в полном объёме с элементами творческого подхода было замечено практически у всех детей, присутствовавших на занятии. Активность воспитанников  и обратная связь с учителем была очевидной. Внешний вид педагога и учащихся соответствовал месту назначения.

Рекомендации:

     Необходимо уделять особое внимание за соблюдением правил техники безопасности, особенно на практических занятиях в младших классах. Был упущен момент проверки готовности учащихся к началу занятия. Методически урок построен в основном на репродуктивном способе передачи материала. Целесообразно строить работу по принципу «от простого к сложному» с использованием элементов игры и соревновательности.

Выводы по цели посещения:

      В целом, получилось интересное и познавательное занятие. Цели урока достигнуты в полном объёме. Продуктивность детей, охрана их здоровья и освоение новых ЗУН определило хороший уровень качества данного урока и взаимосвязь с предыдущими темами календарно-тематического планирования. Проблемы с посещаемостью учащихся в данном творческом объединении не существует. Резеда Зайдулловна на городском открытом мероприятии проявила себя, как преподаватель с большими способностями и возможностями, обладающий педагогическим тактом, коммуникабельностью и серьёзным отношением к учительскому делу.

 

Присутствовали:

Бергутова Р. Ф.

– зам директора по УПР МАОУ «МУК»                                                ____________________________

Кострыгина Л. В

.– зам. директора по начальным классам МБОУ «Гимназия №32»  _____________________________

Гимашева А.Х.

 – методист МАОУ «МУК»                                                                      ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения и анализа урока физкультуры в школе

Подборка материала для начинающего учителя по подготовке, проведению и анализу урока физкультуры....

Методика проведения учебно-тренировочных занятий в секциях каратэ-до Цунами. Первый год обучения.

Техника каратэ с 20 по 15 КЮУ. Комплексная система пропорционального физического, психического и нравственного самосовершенствования детей в процессе изучения восточных единоборств....

Методика проведения SWOT-анализа.

В данной статье раскрывается методика проведения SWOT-анализа, перечислены параметры, на которые необходимо обратить особое внимание, приведены образцы стандартных матриц, используемых при его осущест...

Методика проведения музейно-педагогического занятия

Методика проведения музейно-педагогического занятия по теме "Биология и поведение млекопитающих на примере животных-персонажей русских народных сказок. Их значение в природе и жизни человека"....

Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и...

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...