"Университетские субботы" в Татьянинской школе.
статья на тему

Захарова Зоя Геннадьевна

Образовательный проект Департамента образования г. Москвы "Университетские субботы", активно реализуемый в ЧУОО "Татьянинская школа", это ознакомление с большим спектром различных профессиональных областей, где дети в будущем смогут занять определенную нишу, выбирая образовательное учреждение соответствующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universitetskie_subboty_v_tatyaninskoy_shkole.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

              Университетские субботы в Татьянинской школе.

     В 2010году Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, на основе которого осуществляется деятельность образовательных учреждений. Одним из требований стандарта является «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов».

     Повышение мотивации к обучению и познанию возможно осуществлять внутри школы, но даже при условии обеспечения образовательного учреждения высококвалифицированными кадрами и прекрасной материальной базой, возникает необходимость в расширении образовательного пространства. Под расширением образовательного пространства подразумевается создание дополнительных условий для социального развития ребенка за счет включения в образовательный процесс элементов социальной и культурной среды, обладающих определенным образовательным и воспитательным потенциалом. Одним из направлений расширения образовательного пространства стало участие учителей и учащихся «Татьянинской школы» в проекте «Университетские субботы».

     Просветительско–образовательный проект «Университетские субботы» стартовал в Москве по инициативе Департамента образования города в сентябре 2013 года. Цель проекта: создание новых форм дополнительного образования и новых возможностей для организации интеллектуального досуга учащихся, повышение образовательного уровня школьников Москвы, популяризация науки, профориентация и самоопределение подростков. «Университетские субботы» проводятся профессорами ведущих московских вузов в форме лекций, семинаров, квестов, деловых игр, научно – ознакомительных экскурсий, мастер-классов. Занятия проводятся на бесплатной основе, для участия в проекте необходимо только зарегистрироваться на сайте Департамента образования www.us.educom.ru или на сайте выбранного ВУЗа.

     В «Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в систему базовых национальных ценностей включена ценность «наука», которая определяется как «ценность знания, стремление к истине, научная картина мира». Спектр мероприятий, проводимых вузами Москвы, позволяет выбрать тот уровень категории «знания», который востребован учащимися разного возраста, уровня предметной подготовленности и познавательной активности. Сайт «Университетские субботы» предоставляет описание каждого занятия, очерчивает возрастную категорию слушателей, публикует контактные данные организатора мероприятия.

     Одна из главных задач подросткового возраста – обретение идентичности, выявление своей социальной роли, что неразрывно связано с профессиональным выбором. Многие проблемы подросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы. Большинство школьников плохо разбираются в мире современных профессий, им трудно расставить приоритеты в этой области. «Университетские субботы» являются эффективным инструментом в решении этой проблемы. Посещение «Университетских суббот» - это не ориентирование на получение высшего образования в данном конкретном ВУЗе, а ознакомление с большим спектром различных профессиональных областей, где дети в будущем смогут занять определенную нишу, выбирая образовательное учреждение соответствующей направленности.

     Участие школьников в проекте «Университетские субботы» способствует формированию коммуникативной компетентности, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе учебно–исследовательской деятельности. Общение в стенах ВУЗа показывает готовность ученика к ведению научного диалога с лектором, умение решать задачи на мастер–классах; дает возможность увидеть свой вклад в работу группы.

     Наиболее результативное участие в проекте «Университетские субботы» возможно при выполнении следующих шагов:

  1. выбор сферы науки и тематики;
  2. выбор учебного заведения;
  3. формирование контингента участников каждого мероприятия;
  4. мотивация участников, их теоретическая (при необходимости, практическая) подготовка к мероприятию;
  5. деятельное участие в мероприятии, осуществление записей, фото- или видеосъемки;
  6. составление отчета для сайта школы;
  7. ознакомление других учеников школы, преподавателей, родителей учащихся с возможностями проекта.

     «Татьянинская школа» присоединилась к работе образовательного проекта «Университетские субботы» весной 2015 года. За прошедшее время наши учащиеся под руководством педагогов кафедры естественных наук посетили занятия в таких московских ВУЗах как МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН, МПГУ, Московский технологический университет, МСХА имени К.А. Тимирязева, Геологоразведочный университет имени С. Орджоникидзе, РХТУ имени Д.И. Менделеева, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.

     На психологическом факультете МГУ ребята познакомились с профессиями, которые можно получить в Московском университете. На физическом факультете – прослушали лекцию о современных научных исследованиях на стыке наук биологии и физики. На химическом факультете МГУ наши школьники пытались решать нестандартные и олимпиадные задачи по химии. В НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского Московского государственного университета учащиеся ознакомились с работой современных микроскопов, способных обнаружить молекулы ДНК в ядрах клеток и вывести на экран монитора 3D изображение внутриклеточных структур. На этих занятиях ребята поняли, что в современной науке наиболее эффективным является мультидисциплинарный подход к изучению объектов природы, то есть совокупность физических, химических, биологических методов исследования с обязательным использованием математического аппарата. И следовательно, возникает потребность в квалифицированных кадрах, обладающих глубокими познаниями в разных областях науки.

     На факультете физико–математических и естественных наук Российского Университета Дружбы Народов учащиеся 9 классов «Татьянинской школы» уже третий учебный год посещают курс тематических лекций по химии, в завершении каждой лекции они успешно отвечают на вопросы ОГЭ и ЕГЭ по теме лекции.

     На семинаре в Российском государственном аграрном университете (МСХА им. Тимирязева) ребята пытались выяснить, есть ли будущее у клонирования организмов, а на практическом занятии учились работать с биотехнологическим оборудованием и готовили питательные среды для выращивания растений.

     На экскурсии в Российском государственном геологоразведочном университете имени С. Орджоникидзе учащиеся ознакомились с редкими экземплярами коллекции минералов, а при посещении мастер-класса они учились самостоятельно диагностировать различные минералы.

     На семинаре по решению химических задач в институте тонких химических технологий Московского технологического университета наши учащиеся 9 класса активно работали и показали хорошие знания и умение выполнять задания не только для 9, но и для 11 класса.

     Принимая участие в работе мастер-класса «Химическая лаборатория в домашней аптечке» в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, ребята узнали, какие вещества входят в состав различных лекарственных средств, с помощью каких химических реакций их получают в фармацевтической промышленности. Под руководством преподавателя ВУЗа учащиеся решали сложные задачи, рассчитывая необходимые концентрации веществ в лекарстве.

     Неоднократно посещали ученики 8 – 11 классов «Татьянинской школы» институт биологии и химии Московского педагогического государственного университета. Тут они прослушали выступление директора института, пообщались с преподавателями и студентами, а также смогли подержать в руках натуральные препараты человеческого сердца и мозга, научились различать кости черепа, узнали много нового о доисторических и современных животных (даже погладили шкуру мамонта и потрогали зубы саблезубой кошки), поработали с микроскопами, выполнили несколько химических опытов.

     В процессе экскурсии по Российскому химико-технологическому университету имени Д.И. Менделеева школьники ознакомились с возможностями получения довузовского и университетского химического образования. Одна выпускница 2015года нашей школы сейчас является студенткой РХТУ, двое учеников 10 класса повышают свой уровень знаний по химии на занятиях в воскресной химической школе при данном ВУЗе.

     Учителя «Татьянинской школы» уверены, что участие в работе проекта «Университетские субботы» позволяет реализовывать следующие задачи «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»:

- создание условий для популяризации науки и научных достижений;

- ознакомление учащихся с различными научными направлениями, профессиями, ВУЗами;

- создание условий для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков для социализации и адаптации подростков к жизни в современном обществе;

- организация предпрофильного и профессионального самоопределения школьников.

                                Список литературы.

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. - 48с.
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ - М.: Просвещение, 2014. – 23с.
  3. Шмакова Е.Г. «Университетские субботы» как средство реализации ряда задач Федерального государственного стандарта основного общего образования./ - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис./ Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342с.
  5. Леонова Л.Н. О реализации образовательного проекта «Университетские субботы». http:// tour – vestnik. ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ

Вниманию  родителей старшеклассников! Интересную форму проведения семейного досуга предлагает департамент образования Москвы. Начиная с сентября ведущие столичные вузы приглашают на "Университетс...

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Университетские субботы как одна из форм профориентации школьников

Об  образовательно-просветительском  проекте Департамента образования г. Москвы "Университетские субботы" как одной из форм профориентации школьников...

Проект ДОгМ "Университетские субботы"

quot;Университетские субботы" в  Московском политехническом университете"Экологический мониторинг окружающей среды"   21 октября обучающиеся 6"Б" класса под ру...

Проект ДОгМ "Университетские субботы"

quot;Университетские субботы" в «Московской академии ветеринарной медицины и биотехнологии».«Еда - фундамент нашей жизни. В поисках лучшей пищи»   В субботу 25 ...

 «Университетские субботы» как одна из форм профориентации школьников»

О проекте Университетские субботы в Татьянинской школе...

Участие в мероприятиях в рамках профсреды, университетские субботы

Университетские субботы - это проект, реализуемый в рамках развития образовательной системы....