Программа "Юный турист"
рабочая программа (6 класс) на тему

Беган Марина Александровна

Программа по туризму "Юный турист" для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_turist_programma.docx77.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа   № 6»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный турист»

Учитель – Беган Марина Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность»  общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

Рабочая программа «Юный турист» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Вид программы: вариативная.

Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят,  как младшего, так и старшего школьного возраста.

Главная задача: удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле.

Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов.

Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, краеведением, географией, математикой, историей, биологией, физической культурой.

Новизна программы  предполагает тесную связь с родителями воспитанников. В сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей, на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.

        Цели программы:

- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;

Поставленные цели будут достигнуты при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).

Задачи:

обучающие:

  • формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;
  • обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,
  • формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;

воспитательные:

  • воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
  • выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

развивающие:

  • развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
  • развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
  • формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.

Документы, с учетом которых составлена программа:

- Конвенция прав ребёнка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 08.12.2010 № 337-ФЗ);

- Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233);

- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844);

- Закон Сахалинской области «Об образовании»;

- Концепция модернизации российского образования до 2010 года;

- СанПиН 2.4.4.1251-03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27 (для учреждений дополнительного образования);

- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ (приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 13.07.1992 г. № 293);

- Временные правила соревнований по туристскому многоборью (утв. Федерацией спортивного туризма ТССР 23.11.2003 г.)

- Программа участников туристско-краеведческого движения «Отечество»;

- Закон Сахалинской области «Об образовании»;

- Устав ЦДЮТ;

- Инструкция по охране труда;

- План мероприятий ЦДЮТ.

Возраст обучающихся детей и психофизические особенности данного возраста

Возраст обучающихся детей по программе составляет 11 – 14 лет. Для воспитанников этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых.

Комплектовать состав первого года обучения следует из ребят 11—12 лет (учащиеся V классов), второго и третьего года обучения — из ребят 12—14 лет (учащиеся VI—VII классов).

Сроки реализации программы

Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с обязательным прохождением зачетных походов, участием и судейством районных туристских мероприятий.

1 год обучения – 68  часов (2 часа в неделю);

2 год обучения – 68  часов (2 часа в неделю);

3 год обучения – 34  часа (1 час в неделю).

Этапы работы по программе

1 этап (начальный)

1 год обучения

Получение начальных туристских навыков

2 этап

 (основной)

2 год обучения

Овладение туристских навыков. Участие в походах.

3 этап (завершающий)

3 год обучения

Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах.

Формы и режим занятий

  Теоретические занятия (беседы, лекции).

• Индивидуальные практические занятия (выполнение самостоятельных, проверочных и технических заданий).

• Групповые практические занятия (работа в группах для формирования и закрепления туристско-спортивных навыков, воспитания культуры взаимопомощи).

• Камеральные работы (обработка полевых материалов, занятия со специальной литературой, коллекциями, рисунками, фотографиями, планами, картами для обучения составлению итоговых отчётов по походам и экспедиционной деятельности, ведению мониторинговой работы);

• Полевые работы (тренировочные походы, картографическая и мониторинговая деятельность на тренировочных и реальных историко-краеведческих объектах, проведение различных краеведческих наблюдений).

Предполагаемый результат

Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:

  • сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%),
  • уменьшение числа воспитанников, состоящих на  различных видах профилактического учета,
  • постоянный рост спортивно-технического мастерства,
  • сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.

Ожидаемый результат в воспитательном плане:

Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и  традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков.

Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.

В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:

  • получить навыки подготовки к походу;
  • уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • преодолевать простые природные и искусственные препятствия.

Ожидаемый результат после 2 года обучения:

  • иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;
  • иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;
  • иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды;
  • иметь опыт участия в походе в летний период.

Ожидаемый результат после 3 года обучения:

  • получить навыки подготовки к походу;
  • уметь подготавливать и проводить туристические походы;
  • уметь подготовить и помочь провести туристический слет в рамках образовательного учреждения;
  • уметь оказывать первую доврачебную помощь;
  • знать методику судейства отдельных этапов.

Способы оценки результатов

Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

Формы предъявления и оценки результатов

Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление краевой краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.

Средства обучения, оборудование и инструменты:

• Туристское снаряжение и костровое оборудование;

• Приборы для ориентирования на местности и картографических работ (компасы, курвиметры);

• Фотоаппараты;

• Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков и картографических заданий (тетради, альбомы, миллиметровая бумага, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);

• Наглядные пособия (фотографии, схемы, карты, планы местности, аэрофотоснимки, рисунки, коллекции артефактов, иллюстрации справочников и т.д.);

• Местные краеведческие печатные издания;

• Компьютер (ПК или ноутбук, операционная система Windows XP не ранее 2000 г.), теле- и видеоаппаратура;

• Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи;

•.Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.

Тематическое планирование (для учащихся 5 классов)

I год обучения

№№

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1I

Вводное занятие.

1

1

0

I2

Краеведение.

5

4

1

I3

Туристические узлы.

10

5

5

I4

Топография.

10

5

5

55

Спортивное туристическое многоборье

10

5

5

V6

Туристическая стенгазета

2

2

-

V7

Природоохранные акции

2

2

-

V8

Спортивное ориентирование.

13

2

11

I9

Походы выходного дня

8

5

3

110

Спортивные походы

7

4

3

Итого:

68

35

33

Тематическое планирование (для учащихся 6 классов)

II год обучения

№ №

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

11

Вводное занятие.

1

1

0

I2

Краеведение.

13

8

5

I3

Туристические узлы.

16

8

8

I4

Топография.

8

4

4

55

Спортивное туристическое многоборье

6

2

4

V6

Туристическая стенгазета

4

4

-

V7

Природоохранные акции

4

4

-

V8

Спортивное ориентирование.

8

4

4

I9

Походы выходного дня

4

2

2

110

Спортивные походы

4

2

2

Итого:

68

39

29

Тематическое планирование (для учащихся 7 классов)

III год обучения

№ №

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

11

Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края

1

1

-

I2

Окружающая среда и факторы опасности

2

1

1

I3

Экстремальные природные ситуации

2

1

1

I4

Снаряжение

5

3

2

55

Аварийный бивак.

2

1

1

V6

Обеспечение питанием в походе

2

1

1

V7

Доврачебная помощь силами группы

6

1

5

V8

Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу

4

2

2

I9

Техническая подготовка

5

1

4

110

Туристские походы

5

1

4

Итого:

34

13

21

Содержание

1 года обучения

1. Вводное занятие. Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма (1ч).

Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

2.  Краеведение (5ч). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Сахалинской области.

Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».

Практика. Знакомство с картой области.. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

   3.  Топография (10ч). Топографическая подготовка, условные знаки

 

 Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.

4. Туристские узлы (10ч) Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники совместно с родителями

       Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа  и я – туристская семья».  Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.

5.  Спортивное туристическое многоборье (10ч)

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс  склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

6.  Спортивное ориентирование (13ч)

Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут,  линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

7. Туристическая стенгазета (2ч)

Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.

8. Природоохранные акции (2ч)

Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение  природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов.

9.Походы выходного дня  (8ч) 

Практика: Совместная,  осуществление и последующий анализ походов выходного дня  с целью отработки  навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

10. Спортивные походы (7ч)

Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.; конкурс отчетов).

2 года обучения

1. Вводное занятие. Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма - (1ч).

Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе

2.  Краеведение (13ч). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Сахалинской области.

Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».

Практика. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

   3.  Топография (8ч). Топографическая подготовка, условные знаки. 

         Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.

    4. Туристские узлы (16ч)  Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники совместно с родителями 

       Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа  и я – туристская семья».  Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.

5.  Спортивное туристическое многоборье - (6ч)

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс  склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

6.  Спортивное ориентирование - (8ч)

Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут,  линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

7. Туристическая стенгазета -  (4ч) 

Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.

8. Природоохранные акции - (4ч)

Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение  природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов.

9.Походы выходного дня  - (4ч)

Практика: Совместная,  осуществление и последующий анализ походов выходного дня  с целью отработки  навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

10. Спортивные походы - (4ч)

Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.; конкурс отчетов).

3 года обучения

  1. Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края (1 ч)

Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности, природные памятники и заповедники. Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по краю.

  1.  Окружающая среда и факторы опасности (2 ч)

Теория: субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов, горные реки. Климат и погода горных районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические явления. Опасности, связанные с действиями человека.

  1. Экстремальные природные ситуации (2 ч)

Теория: определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности.         

Поведение человека в экстремальной ситуации. Практика: анализ экстремальной ситуации.

План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.

  1. Снаряжение (5 ч)

Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).

Практика: Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.

5. Аварийный бивак (2ч)

Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств.

Практика: построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.

6. Обеспечение питанием в походе (2ч)

Теория: значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация.

Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим.

Практика: способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.

Зачет.

7. Доврачебная помощь силами группы (6 ч)

Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение.  Первая помощь при травмах.

Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.

Тестирование по оказанию ПДП.

8.Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу (4 ч)

Теория: стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.

Практика: ориентирование без карты и компаса, по часам. Ориентирование без карты и компаса, рельефу, природным объектам. Практическое ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в горной и лесной местности, при сложных метеорологических условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини-соревнованиях.

9. Техническая подготовка (5 ч)

Теория: тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта. Работа с альпенштоком.

Практика:  преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу. Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на скальном участке.

10. Туристские походы (5 ч)

Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.; конкурс отчетов).

Методическое обеспечение

Важнейшей целью и отличительной особенностью объединения является:

  • формирование личности будущих граждан, физически здоровых, любящих и знающих свой край, наделенных качествами, позволяющими найти свое место в современном обществе, посредством занятия туризмом;
  • возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию;
  • большая интересная экспозиция фото и видеоматериалов, туристского снаряжения;
  • приглашение родителей (и всех желающих) на занятия и мини-соренования   «Папа, мама и я – туристская семья»

В начале обучения по программе, в группах проводятся «Огоньки» знакомств, игры на сплочение коллектива. В походах, возле костра педагог рассказывает о жизни знаменитых туристов, об исторических событиях, связанных с местами походов, традициях объединения. Традиционным является разбор похода, проводимый после завершения учебно-тренировочных выходов и зачетных походов. В коллективе проводятся мероприятия, ставшие традиционными: Всемирный день туризма, совместные соревнования «Мама, папа и я - туристская семья».

Основой перевода ребенка на следующий этап обучения служат результаты тестирования и проверки усвоения теоретического материала, а также результаты его выступления в учебно-тренировочных и календарных соревнованиях по туризму.

Обучение по программе построено таким образом, что первые два года посвящены подготовке участника степенных и категорийного похода I категории сложности. На третий год учащиеся проходят подготовку помощника руководителя похода.

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.

Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания, навыки и умения с учетом индивидуальных особенностей. Возможно, более удачными методами на первых этапах и первых занятиях могут быть туристские экскурсии на 4 часа или однодневные выезды в горно-лесную зону.  Вне школьных стен у учащихся по-разному формируются и складываются взаимоотношения  друг с другом, устанавливается дружеская или натянутая атмосфера; по-разному проявляется чувство взаимопомощи и проявляется желание передачи личного опыта, если он есть.

Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные специалисты: учителя географии, истории, биологии, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества и т.д., занятия могут проводиться как в помещении, спортивном зале, так и в природе, что очень важно для совершенствования туристских навыков.

Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок туристского объединения».

Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» — заповедь участников кружка пешеходного туризма.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно. Руководитель, конечно, должен помочь докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополнить их после прочтения на кружке. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п.

Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Необходимо, чтобы каждый ученик имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.

Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Летний зачетный некатегорийный поход протяженностью 5—25 км готовится в течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д.

Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как:

  • установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость,
  •  разведение костра в различных погодных условиях,
  •  переход через реку по бревну и вброд,
  • ориентирование по карте, компасу и звездам,
  • ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,
  • подъемы и спуски по заселенным склонам,
  • определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.

За время похода членами группы должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

Методические рекомендации

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия могут проводится в виде бесед, лекций, конференций, круглого стола. Практические занятия проводятся как в помещении, так и на открытой местности в населенном пункте и за его пределами. При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта. Продолжительность теоретических занятий  2-3 часа. Программа предусматривает одно-, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года трёхдневные походы, учебно-тренировочные выходы. Для проведения теоретических занятий рекомендуется использовать учебные видеофильмы, отчеты о ранее совершенных походах, карты различных масштабов. Для проведения практических занятий рекомендуется создавать базу туристского специального снаряжения (веревки, карабины, страховочные системы и т.д.).

Вне сетки часов рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) шесть учебно-тренировочных походов:

  • Три однодневных по 8 часов=24 часа,
  • Два двухдневных по 14 часов =28 часов.
  • Один трехдневный по 22 часа =22 часа.

В результате этих походов кружковцы приобретут десятидневный опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.

Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по заселенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.

Примерная анкета для разбора похода:

  • Что понравилось и не понравилось в походе?
  • Было ли трудно в походе? Когда?
  • Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
  • Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
  • Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
  • Кто показал себя настоящим туристом?
  • Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
  • Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
  • Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.

Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

Всё это закаляет характер юношей и девушек, воспитывает смелость, решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в нестандартных и экстремальных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение

для успешного выполнения программы

Программа учебной дисциплины «Юный турист» предполагает наличие у команды (секции, кружка) необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур. снаряжение.

Туристское снаряжение:

  1. Рюкзак - 15 шт.
  2. Спальный мешок - 15 шт.
  3. Турковрики - 15 шт.
  4. Штормовой костюм - 15 пар.
  5. Рукавицы брезентовые - 15 пар.
  6. Ботинки туристические (типа " вибрам ") - 15 пар.
  7. Тренировочный костюм х. б. - 15 пар.
  8. Система страховочная - 15 пар.
  9. Палатки - 5 шт.
  10. Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
  11. Аптечка - 2 набора
  12. Компаса жидкостные - 8 шт.
  13. Курвиметр - 2 шт.
  14. Веревка основная  (40 м) - 3 шт.
  15. Веревка вспомогательная (40 м.) - 3 шт.
  16. Карабин туристский с муфтой - 30 шт.
  17. Шлем защитный - 15 шт.
  18. Фонарь - 4 шт.

Предполагается, что у педагога имеется в наличие разнообразный дидактический и методический материал.

Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал

  1. Учебные материалы (тесты)
  2. Карты
  3. Учебные пособия для детей (таблицы)
  4. Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)
  5. Аудио - видео средства туристские, спортивные.

Методический материал.

  1. Методическая разработка «Оздоровительная функция  самодеятельного туризма»
  2. Методические рекомендации для судей и участников соревнований
  3. Методические рекомендации в помощь тренеру, спортсмену  
  4. Методическая разработка занятия «Подготовка к походу»
  5. Введение в программу «Юный турист»
  6. Разработка совместного занятия «Мама, папа и я – туристская               семья»
  7. Видеофильмы на экологическую тему, как выживать в природе, краеведческая тематика и др.


Cписок используемой литературы:

• Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователей-краеведов (из опыта работы Санкт-Петербургского историко-краеведческого научного общества учащихся) // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - № 4. – 2002. – С. 27-32.

• Авдусин Д.А. Основы археологии. – М.: Высшая школа, 1989.

• Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». – М.: Высшая школа, 1990

• Афанасьев В.Г. Новые подходы к краеведению в современной школе / Современные проблемы школьного краеведения [Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции в г. Калуге (25-28 октября 1994 г.)]. – М., 1995. – С. 19-22.

• Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

• Берлянт А.М., Гедымин А.В., Кельнер Ю.Г. и др. Справочник по картографии. – М.: Недра, 1988. – 428 с.

• Бруднов А. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников. - № 3. – 1996. – С. 5-7.

• Васильевский Р.С., Голубев В.А. Древние поселения на Сахалине. Сусуйская стоянка.- Новосибирск: Наука, 1976.

• «Верёвочный курс» [метод. пос-е].

• Голубев В.А., Лавров Е.Л. Сахалин в эпоху камня. – Новосибирск: Наука, 1988.

• Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. – Прага: Артия, 1983.

• Панфилов А.И. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. – М.: Изд-во Центра Детско-Юношеского Туризма РФ, 1999.

• Картография с основами топографии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «География» / Под ред. Г.Ю. Грюнберга. – М.: Просвещение, 1991.

• Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

• Куприн А.М. На местности и по карте. – М.: Недра, 1982. – 111 с.

• Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 1987. – 143 с.

• Малых М.И. Лабораторные и самостоятельные работы по основам топографии. – М.: Просвещение, 1977. – 72 с.

• Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1973. – 320 с.

• Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

• Методические указания к изучению курса «Картография с основами топографии» [Для студентов-заочников I-II курсов географических факультетов пединститутов]. – М.: Просвещение, 1982.

• Методы естественных наук в археологическом изучении древних производств на Дальнем Востоке СССР [Сборник научных трудов]. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986.

• Миллер Д. Выживание по методам САС. Практическое руководство. – Минск: Харвест, 1999. – 448 с.

• Наставление по оказанию первой помощи раненым и больным. – М.: Военно-медицинская академия, 2000.

• Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии. – М.: ЦДЮТиК, 2004. – 72 с.

• Общественно полезная работа самодеятельных туристов. Методические рекомендации. – М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1990. – 87 с.

• Основы проектной деятельности. – Южно-Сахалинск: УРЦ СРОО «Открытый мир», 2000.

• Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. – М.: Центр детско-юношеского туризма РФ. – 48 с.

• Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. – М.: Медицина, 1990. – 120 с.

• По земле дальневосточной. Спутник туриста. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1977. – 191 с.

• Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. – М.: Профиздат, 1987. – 224 с.

• Путеводитель геологических экскурсий по южной части острова Сахалина и Курильским островам. – Южно-Сахалинск, 1965. – 68 с.

• Руководство по аэрофототопографической съемке в масштабах 1:1000 и 1:500 застроенных территорий и промышленных объектов. – М.: Стройиздат, 1977. – 63 с.

• Скарлато С. Занимательная география. – Киев: Альтерпресс, 1996. – 415 с.

• Соколов И.А. Топографическая карта и местность. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1974. – 80 с.

• Стратегическое планирование деятельности некоммерческой организации [Метод. мат-лы для семинара]. – Южно-Сахалинск: УРЦ СРОО «Открытый мир», 2004.

• Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

• Шевякова Н.Н. Сахалинская область (Методическая разработка уроков по теме «Своя область»). – Южно-Сахалинск, 1993. – 46 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"

С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...

Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"

Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны.  Большинст...

Социальное партнёрство: грани взаимодействия лицея и станции юных туристов

В данной статье представлен опыт многолетней совместной работы учителей географии лицея и сотрудников СЮТур по обучению учащихся навыкам туризма, краеведения....

"Юный турист-эколог"

Программа кружка "Юный турист-эколог" разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ДЦП). Курс расчитан на 2 года. Работа ведется по следующим направлениям: экология, краеведени...

Образовательная программа "Юный турист"

Программа имеет туристско-краеведческую направленность .  Актуальность данной программы обусловлена необходимостью организации активного отдыха детей на основе познавательной и интерес...