Педагогический артистизм как необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога
статья на тему
Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.
Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15-16_rol_pedagogicheskogo_artistizma.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
«Педагогический артистизм как необходимая составляющая
профессиональной компетентности педагога»
Разработал:
преподаватель
Ерзиков Ю.Г.
Арзамас, 2016.
Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.
Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.
В свете этой проблемы нельзя не сказать об артистизме вообще, об актерском даровании и знаменитой отечественной артистической школе К.С. Станиславского. Однако проблема педагогического артистизма и его роли в формировании профессиональной культуры будущего педагога недостаточно разработана в педагогике, психологии и методике. Разработкой этой проблемы занимались, в частности, такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е. Пассов и др.
Определение этого понятия весьма неоднозначно. Так, В.И. Загвязинский считал, что артистизм - это особый, образно эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас" (5). Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне. Это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы. О.С. Булатова соглашается с В.И. Загвязинским в определении педагогического артистизма как сотворчества ученика и учителя, но дополняет, что артистизм - не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Артистизм подлинный - это красота и богатство внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Можно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией и интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей (2).
В структуре педагогического общения артистизм выполняет следующие функции: мотивационную, мобилизационную, аттрактивную, фасилитаторскую, стимуляционную, синтетическую. Исследование этих функций может являться отдельной исследовательской проблемой.
Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера и режиссера. Они имеют ряд общих и отличительных черт.
Общие черты:
1. Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).
2. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
3. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер
5. Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах:
- репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя;
- технический период, когда разумно, расчетливо вверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя -"репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план;
- период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.
6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").
На известное сходство актерских и педагогических способностей указывали в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. На эту же особенность указывал КС. Станиславский. Он выделил основные элементы, необходимые и для творчества актёра, и для репродуктивного творчества учителя: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние (6).
О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, отличия в предмете представления (показывается не перевоплощение в другую личность, а личность учителя и отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога); в границах сферы деятельности (не в ином поле бытия, а в границах реального существования); в специфике общения (тяготеет к диалогу у актера и монологу у учителя); в продолжительности деятельности (у учителя дольше, чем у актера); в возможностях импровизации (у учителя границы творчества шире, импровизация не только
допустима, но необходима); в разнообразии программы деятельности (у учителя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. (2).
Проанализировав работы вышеназванных исследователей, мы пришли к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны. В холе нашего исследования нас, в частности, заинтересовал такой аспект педагогического артистизма, как его влияние на развитие коммуникативных умений учащихся. Коммуникативные умения - это умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией. (Е.И. Пассов). Каким образом осуществляется эта связь? Мы полагаем, что большую роль здесь играет педагогическое влияние. Оно имеет 4 разновидности: убеждение; внушение; заражение; подражание.
По нашему мнению, именно последние 2 способа педагогического влияния - заражение и подражание -наиболее характерны для педагогического артистизма. Заражение чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Заражение носит спонтанный характер. Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких- либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен сам овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма и в совершенстве владеть коммуникативными умениями, а ученики, воспринимая, копируя и "заражаясь" этими способностями и умениями учителя, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений.
Для определения уровня сформированности качеств личности учителя мы предполагаем использовать диагностические методики определения уровня развития коммуникативных умений, а так же разнообразные упражнения на развитие педагогического артистизма и качеств, ему способствующих.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3 ч. - Екатеринбург - 1993. - 320 с.
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2001. - 240 с.
3. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. наук. - Тюмень. - 1998. - 402 с.
4. Демьянко Н.Н. Элементы театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя в 20-е гг.// 2 Проблема освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. - Полтава. - 1991. - 110 с.
5. Загвязинский В.А. Педагогическое творчество учителя. - М. - 1987. - 37 с.
6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. // Собр. соч.: В 8 т. - Т.З. - 625 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"
Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...
Педагогический артистизм как необходимое условие эффективного преподавания иностранного языка
Презентация содержит материалы для учителей иностранного языка. В ней рассматриваются такие аспекты деятельности педагога, как импровизация, умение владеть своим голосом, управлять своими э...
Обобщение и распространение передового педагогического опыта как показатель профессиональной компетентности педагогов Дворца детского (юношеского) творчества Московского района СПб в 2017-1018 учебном году.
Из опыта работы методического отдела ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...
Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"
Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА" 2018г....