Внеклассное мероприятие:" ДПИ и достопримечательности центрального округа России"
методическая разработка на тему

Васильева Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие:" ДПИ и достопримечательности центрального округа России". Данное мероприятие было проведено  в рамках проекта «Чудеса России».   В форме презентации был проведен экскурс по достопримечательностям и ДПИ центрального округа России.  Мероприятие завершилось выставкой, где были представлены детские  работы объединений «Изобразительное искусство».  Дети рассказывали о той или иной достопримечательности, которую изображали в своей работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: «ДПИ и достопримечательности центрального округа России»

Цель:  формировать  знания о ДПИ и достопримечательности центрального округа России

Задачи: организовать выставку детских работ «ДПИ и достопримечательности центр.округа России;

ознакомить детей с картой ЦФО  России, познакомить учащихся с русскими промыслами и достопримечательностями  ЦФО России;

приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре; развивать познавательный интерес и творческие способности учеников; прививать любовь к Родине.

Форма  мероприятия: игра-путешествие.

Предварительная подготовка:

  1. 6 учеников готовят выступление по достопримечательностям.

2) подготовить презентацию о промыслах и достопримечательностях.

Ход мероприятия

Наша Россия делится на разные федеральные округи.

Центральный федеральный округ (ЦФО) — административное формирование в западной части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Территория округа составляет 650205 км² или 3.8 % от территории Российской Федерации.

Внешние границы ЦФО: на западе с Беларусью, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным федеральным округом, на востоке с Приволжским федеральным округом, на севере с Северо-Западным федеральным округом.

В ЦФО самая высокая в России плотность населения — 59,70 чел./км² (2014 год). Округ является крупнейшим в России по численности населения — 38 819 874 чел.(2014) (26.57 % от РФ). Доля городского населения — 81,42 %. Также в ЦФО наибольшая доля русского населения (89.06 % на 2010 год). Это единственный федеральный округ, где нет ни одного национального субъекта федерации. Состоит ЦФО из 18 областей, около половины населения проживает в Москве и Подмосковье. В ФО главный город- Москва. В федеральном округе очень развито искусство. Сегодня мы поговорим о  достопримечательностях и ДПИ ФО России. Мы не будем говорить о достопримечательностях Московского Кремля с ансамбль которого входят разные соборы, постройки. Мы поговорим о достопримечательностях, которые по итогам голосования набрали большее количество очков.

Собор Василия Блаженного – хорошо известный во всем мире памятник русской православной архитектуры. Собор Василия Блаженного имеет другое, менее распространенное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы или просто Покровский собор. Находится он в Москве на Красной площади рядом со Спасской башней Московского Кремля. Собор Василия Блаженного можно по праву считать самой известной в мире достопримечательностью России.

Покровский собор был построен во время правления Ивана Грозного. Причиной строительства послужил победоносный поход царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа. По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год.Строили храм русские зодчие – Постник и Барма (существует версия, что это один и тот же человек Постник Яковлев, имевший прозвище Барма). Существует еще одна легенда, согласно которой Иван Грозный велел ослепить Постника, дабы он нигде и никогда больше не смог построить такой же красоты. Но это вряд ли является правдой, поскольку имеются документы, согласно которым Постник принимал участие в создании Казанского кремля уже после строительства Собора Василия Блаженного.

 Усадьба Храповицкого

Во Владимирской области в 3 километрах от города Судогда расположена дворянская усадьба, отличающаяся редким для Центральной России архитектурным решением. Дворцово-парковый ансамбль, включающий в себя готический замок, каскад прудов, многочисленные ремесленнические и лесохозяйственные постройки, сады и парки, сочетающие в себе принципы регулярной и пейзажной планировки, был построен в конце 19 века по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого. Сегодня усадьба охраняется государством как памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения. Но, к сожалению, представляет собой руины, сквозь которые мало проглядывается былое величие. А все подвижки в части восстановления имеют очень неопределенный характер.

  Троице-Сергиева Лавра

Жемчужина Сергиева Посада, именуемая в церковной литературе как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, расположена в центре города на реке Кончуре. Основана мужская обитель в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Уникальный объект, возведенный в 1422 году – белокаменный Троицкий собор, самое раннее строение монастыря, сохранившее к тому же иконостас, расписанный великими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского. С 1993 года архитектурный ансамбль, с течением времени сформировавшийся вокруг лавры, входит в число объектов ЮНЕСКО в России.

 Хоперский заповедник

Одной из важнейших задач заповедника стало восстановление и сохранение популяции русской выхухоли. В целом же заповедник, основанный в 1935 году в Воронежской области, призван разработать и продвигать  методы рационального природопользования экологических систем в долине реки Хопер. На территории расположено около 400 озер, во время весенних паводков затапливается более 80%  площади заповедника. Это определяет особый биосферный характер флоры и фауны природных комплексов здешних мест, и делает заповедник одним из самых богатых на равнинах Восточной Европы.

.Коломенский кремль.  Кремль в Коломне поражает своей мощью и величием. Построенный в 1525-1531 годах на месте слияния рек Москвы и Коломенки, он был одной из самых больших крепостей Московского государства. К сожалению, сегодня сохранились только некоторые фрагменты крепостных стен и семь башен. За стенами кремля стоит Успенский кафедральный собор, построенный в 14 веке, несколько церквей и шатровая колокольня – самая громкая звонница в нашей стране. В настоящее время на территории кремля размещается военно-исторический спортивно-культурный комплекс.

Музей-заповедник И.С. Т

Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в Тургенева «Спасское-Лутовиново».Одна из красивейших усадеб России, которая расположена в  Мценском районе Орловской области.  Природный и мемориальный государственный музей-заповедник И.С. Тургенева представляет собой комплекс усадебных строений — храм Спаса Преображения, богадельню, церковную сторожку, фамильную часовню и различные хозяйственные постройки. Парковая зона – каскад прудов, тенистые липовые аллели — один из лучших образцов русского садово-паркового искусства конца 18 — начала 19 века. Дом-музей И.С. Тургенева хранит большую коллекцию вещей писателя, имеющих большую историческую и художественную ценность.

Смоленский Успенский собор

Успенский кафедральный собор находится на Соборной горе в центральной части Смоленска. Самое первое здание собора, ставшее первым же памятником монументального зодчества в городе, было построено на этом месте по приказу Владимира Мономаха в далеком 1101 году. После захвата Смоленска польскими войсками в 1611 году, на месте рухнувшего собора был возведен костёл. После освобождения города последний был разобран, и началось почти столетнее строительство нового огромного пятиглавого храма. Возведенный в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годах, собор выглядит столь величественно, что по преданию даже Наполеон снял шляпу, оказавшись рядом с ним.

А сейчас мы поговорим о ДПИ ФО России.

ДПИ федерального округа России

Каждый народ должен знать свои корни, свою культуру. Только так мы можем сохранить своё национальное достояние.

Наша русская земля богата талантами. Во многих семьях можно найти мебель, платки, шкатулки, матрешки, которые изготовлены народными умельцами. Эти изделия мы увидим и во многих уголках земного шара, т.к. туристы покупают их и везут к себе на родину. Поэтому искусные мастера славятся на весь мир.

Мы с вами сегодня отправляемся в Город мастеров.

В добрый путь!

 Презентация.

Перед вами карта, где расположены центры всемирно известных русских ремесел.

Обратимся к народным промыслам Центральной России:

Павловский Посад, Гжель, Жостово, Палех, Хохлома.

“Мастера” покажут вам свои изделия, расскажут о промыслах, ответят на ваши вопросы.

Итак, мы с вами отправляемся в Павловский Посад, что в Московской области.

  1. “Плат узорный...”

А ты все та же — лес да поле, 
Да плат узорный до бровей...

Эти строки поэт Александр Блок посвятил России. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты...

Вполне возможно, что “плат узорный”, который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.

Когда-то жители села Павлово уходили на заработки в большие города, нанимались на шелкоткацкие мануфактуры и в красильные мастерские. А потом возвращались в родные края. Те, кому повезло разбогатеть, открывали ткацкие, красильные фабрики. Появились и свои умелые мастера, и искусные художники-резчики для набивного дела.

В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине-белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные — глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры — и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом... Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в XIX веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются “манеры”, или “цветки”. Иногда узор не вырезали, а в доску вбивали металлические пластинки, проволочки, гвоздики. И на каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Для сложного красочного рисунка может потребоваться не один десяток “цветок”!

Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название “набойка”, “набивная ткань”. Сложное, трудоемкое, но интересное это дело — ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня “разрисовывать” платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.

Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнется... Красавица! [1]

Обратите внимание на образцы платков, что представлены на выставке!

(Ответы на вопросы учеников).

  1. Синяя Гжель

Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты!

Эти стихи поэт М.Г. Аверьянов посвятил Гжели. “Гжелью” сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это — белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета — белый синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Может быть, секрет этого чуда — в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?

В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М.В. Ломоносов писал: “Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете... для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская... нигде не видел я белизною превосходнее”.

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. Особенно славились гжельские кувшины — кумганы-квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. Как приятно в жаркий день отведать прохладный, вкусный квас! И выпить его из кружки с секретом “напейся — не облейся”. Но славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи.

Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, в чудесные узоры. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи. Любят художники Гжели изображать сказочных птиц, правда, в них мы узнаем “своих” голубей, журавлей, задиристых петухов. Но Гжель – это не только роспись синей краской – кобальтом. Очень часто гжельскую посуду украшают искусно вылепленные фигурки людей, забавных животных. Тут и герои сказок, и озорные ребятишки, и музыканты, и хозяйки за рукоделием или иной работой, кот- мурлыка и собачки. Создают гжельские мастера и небольшие скульптуры-статуэтки. И хотя эти скульптуры ведут свою родословную от народной глиняной игрушки, сколько фантазии, выдумки и доброго юмора вкладывали в них гжельские умельцы!
Расписные бело-синие фигурки людей на картине убирают урожай, поют песни, работают и отдыхают, катаются на лодках и гуляют на свадьбах...

Мастера и художники Гжели не забывают и старинные традиции промысла: возродилось производство майолики (керамики, покрытой глазурью). Оказывается, Гжель может сиять не только позолотой, но и нежным многоцветьем красок.

История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему.[1]

Обратите внимание на то, что находится на нашей выставке!

(Задаются вопросы).

3. Жостовские подносы

Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы — белые, чайные, алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звезды, красочные георгины и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев... Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине.

Все эти чудесные букеты... нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос — нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!

Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попроще. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, катания на лодках, свадеб и чаепитий.

Иногда живопись светится особым, мерцающим светом — это мастер использовал на картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос — уникальная авторская работа.

Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: “Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо... Ни жаром, ни морозом ее не берет. Сила мастерства...”

Да, “сила мастерства” художников из подмосковного Жостова творит настоящие чудеса.

Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.

Обратите внимание на то, что находится на нашей выставке!

(Задаются вопросы).

  1. Палехская лаковая живопись

Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.

Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести “В людях” Максима Горького: “Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными - по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом”. Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки — такого мастера называли “личник”.

Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в “золотой”, как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха -братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. “Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить”, - еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона на высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны—и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще — тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями — “плавью”, как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.

Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран — в память о России.

Обратите внимание на красивые шкатулки, что находятся на нашей выставке!

(Ответы на вопросы).

5. Золотая Хохлома

Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...

Как же появилось это диво дивное — “золотая хохлома”?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много “золотой” посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — “золотая хохлома”.

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для “золотой хохломы” и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для “закалки”.

И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.

Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет “золото”. Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

“Золотая хохлома” представлена на нашей выставке.

(Ответы на вопросы).

3). Конкурс для внимательных.

Вопросы:

  1. Какой из перечисленных промыслов самый древний? (Хохлома – 700 лет).
  2. На какой росписи не встретишь синего цвета? (На хохломской).
  3. Почему посуда из Гжели белая? (Добавляют известь).
  4. Какое изделие изготовляют из металла? (Подносы).
  5. Как расписывают Павловские платки? (Печатают, делая деревянные заготовки).
  6. Какой фон чаще встречается на палехских шкатулках? (Черный).

Продолжите пословицу: Дерево смотри в плодах, а человека - …(в делах).

4). Выставка “ ДПИ и достопримечательности центрального округа России ”.

(Ребята показывают и рассказывают о своих работах, изделиях.

Заключительное слово.

Какие чувства у вас возникли от увиденного и услышанного?

(Дети делятся впечатлениями)

Да, сегодня мы узнали о многих достопримечательностях и народных промыслах. Эти прекрасные изделия поражают нас своей красотой! Глядя на них, мы лучше представляем, как же богата наша русская земля и как мы должны бережно относиться к русской культуре, нашим традициям.

Использованная литература:

1) А.Клиентов. Народные промыслы. / Серия “История России”. - М., 2006.

2) Комплект буклетов “Путешествия в мир народного искусства Подмосковья”/Сост. С.В.Горожанина. – М., 2006:

- Гжельский керамический промысел.

- Художественная обработка дерева и растительных материалов.

- Художественные лаки.

- Художественный текстиль.

- Художественное дерево Сергиево – Посадского края.

3) Классные часы: 5 класс./Авт.- сост. А.В.Давыдова. – М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

М. И. Кутузов. Методическая разработка внеклассного мероприятия на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "М.И. Кутузов" в форме игры. Рассчитана на команды старшеклассников, но в мероприятии могут быть задействованы обучающиеся разных параллелей, начиная с...

Внеклассное мероприятие по теме «Недаром помнит вся Россия...»

Сценарий внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия...» (к 200 -летию победы в Отечественной войне 1812 года ) ...

Внеклассное мероприятие по литературе «С любовью к России»

Внеклассное мероприятие по литературе  «С любовью к России» разработано для обучающихся 5-9 классов  с целью воспитания активного гражданина- патриота своей Родины....

Внеклассное мероприятие на английском языке "Телемост: Америка - Россия" для 2 класса

Данное мероприятие можно провести в течение Недели иностранных языков. Соревнование 2-х команд проходит весело и интересно....

Выставка детских работ:"ДПИ и достопримечательности центрального округа России"

Выставка детских работ:"ДПИ и достопримечательности центрального округа России". Данная статья -отчет о выставке детских работ :"ДПИ и достопримечательности центрального округа России&q...

Внеклассное мероприятие 5 класс "Достопримечательности города Омска"

Внеклассное мероприятие для 5 класса на тему "Достопримечательности города Омска. История их возникновения". Данное мероприятие разработано для учащихся в рамках предметной недели  исто...