Программа внеурочной деятельности "Робик" во 2-4 классах
календарно-тематическое планирование на тему
Программа по робототехнике для занятий по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_po_robototehnike_2015g.34_klass.docx | 438.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Директор_________________ Зам. директора по УВР______________ Руководитель МО______________
«_____»______________2015г. «_____»______________2015г . «_____»______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Робик
учебный год 2015-2016
Класс 2
Учитель Дубовик С.В.
Количество часов в неделю 2часа
Количество часов всего 68 часов
Тип программы: компилятивная
Сургут 2015
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности «Робик»
Актуализация
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе в условиях введения ФГОС возникает необходимость в организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. К таким современным направлениям в школе можно отнести робототехнику и робототехническое конструирование.
В современном обществе идет внедрение роботов в повседневную жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робот – нянечка, робот – домработница и т.д.
Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в учебный процесс, начиная уже с начальной школы и далее на каждой ступени образования, включая ВУЗы, достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем. Поэтому внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность.
Целью использования робототехнических модулей во внеурочной деятельности - является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе. В распоряжение детей предоставлены конструкторы, оснащенные микропроцессором и наборами датчиков. С их помощью школьник может запрограммировать робота - умную машинку на выполнение определенных функций.
Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью - ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода.
Все школьные наборы на основе Робототехнических модулей «Технолаб» предназначены для того, чтобы ученики в основном работали группами. Поэтому учащиеся одновременно приобретают навыки сотрудничества и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи. В процессе конструирования добиваться того, чтобы созданные модели работа и отвечали тем задачам, которые перед ними ставятся. Учащиеся получают возможность учиться на собственном опыте, проявлять творческий подход при решении поставленной задачи. Задания разной трудности учащиеся осваивают поэтапно. Основной принцип обучения «шаг за шагом», является ключевым, обеспечивает учащемуся возможность работать в собственном темпе.
Применение робототехнических модулей «Технолаб» во внеурочной деятельности
Внеурочные занятия с использованием конструкторов «Технолаб» начинаются с 2 класса. Весь курс построен на пропедевтическом и интеграционном принципах.
Учащиеся начинают изучение с азов: они учат, как правильно называются детали, какие есть крепления, как правильно конструировать модели.
В процессе активной работы обучающихся по конструированию, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая в мини-группах, ребята, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.
Во третьем классе учащиеся начинают работать с Робототехническим модулем ( начальный уровень): Первые конструкции, Первые механизмы. Конструкторы эти достаточно простые, но уже тогда учащиеся знакомятся с механизмами, которые встречаются в повседневной жизни и в дальнейшем будут изучать на уроках физики, технологии и черчения.
В четвертом и выше классах ребята знакомятся с основами программирования и загрузки в память микропроцессора программ . Учащиеся изучают простейшие алгоритмы программирования и дистанционного управления роботами. Проводится подготовка моделей роботехнических модулей к выставкам и проведение соревнований (бег, прохождение трассы, робото-сумо, кегельринг и др.)
На этом этапе основное внимание переключается с процесса построения модели на управление ею. На занятиях используется LEGO DigitalDesigner - это программа для создания любых моделей из деталей LEGO на компьютере. Довольно большой набор самых разнообразных деталей позволяет построить всевозможные 3D-объекты в виртуальном пространстве. Как и в обычных 3D-редакторах, рабочая область программы может приближаться/удаляться, разворачиваться под любым углом и свободно перемещаться. LEGO DigitalDesigner обладает простым и удобным интерфейсом, позволяющим разобраться в управлении строительством моделей без особых трудностей.
Работа проходит в группах по 3 – 5 человек, где учитываются индивидуальные особенности учеников, общая последовательность следующая:
Формулировка общих принципов простого механизма.
Знакомство учащихся с активной лексикой, например, используя ее при
рассказе об изучаемом простом механизме.
Сборка и изучение одной или всех принципиальных моделей.
Выполнение творческого задания.
При выполнении творческого задания модели создают не по инструкции, а опираясь на полученные знания и свой жизненный опыт.
Сначала ребята продумывают модели, которые они хотят создать, обговаривают технические характеристики и функции.
Затем создают эти модели. Одновременно происходит корректировка первоначального замысла (у некоторых он совершенно меняется).
Следующая ступенька -«оживление» моделей. Придуманные истории, происходившие с их творениями, возможное «место жительства» моделей – все это позволяет представить свои модели на школьных и муниципальных выставках
Эти занятия позволяют решить также проблемы, связанные с возрастными особенностями учащихся 7-10 лет, обусловленные недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации. Преимущество состоит в том, что обучающийся находится не в виртуальном пространстве, а может ощущать физический смысл процессов, которым обучается.
Выполнение заданий способствует развитию у учащихся знаний, умений и навыков в различных областях: конструирования, основ механики, моделирования, абстракции и логики.
Методы обучения
В рамках школьного урока и дополнительного образования робототехнические комплексы могут применяться по следующим направлениям:
Демонстрация;
Фронтальные лабораторные работы и опыты;
Исследовательская проектная деятельность.
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:
Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Занятия робототехникой помогают учащимся достичь личностные результаты :
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты :
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий для решения познавательных задач;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе.
Описание робототехнических модулей.
Предварительный уровень (5 – 8 лет)
Начальный уровень (9 – 12 лет)
Базовый уровень (12 – 15 лет)
Базовый соревновательный уровень (8 – 14 лет)
Профессиональный уровень (14 + лет)
Исследовательский уровень (14 + лет)
Экспертный уровень (14 + лет)
Образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень) предназначенный для освоения
-базовых навыков в области проектирования различных объектов,
направлен на
-развитие любознательности и интереса к технике
Преимущества:
- Возможность конструировать не менее 12 подвижных моделей роботов
- Использование уникальных крепежных элементов и передач
- Наличие специализированного инструмента для сборки
- Наличие уникальных материалов и пособий для преподавателя
- Наличие наглядных инструкций для учащихся
- Наличие иллюстрированных материалов, демонстрирующих различные
физические принципы и основы
7) Развитие среди учащихся моторики, усидчивости и трудолюбия, а так же тяги к проектной деятельности
Все элементы каждого базового робототехнического набора, входящего
в комплект поставки, конструктивно и электрически совместимы друг с другом. Робототехнические модули позволяют учителю самосовершенствоваться, брать новые идеи, привлечь и удержать внимание учащихся, организовать учебную деятельность, применяя различные предметы, и проводить интегрированные занятия. Дополнительные элементы, содержащиеся в каждом наборе конструкторов, позволяют учащимся создавать модели собственного изобретения, конструировать роботов, которые используются в жизни.
Данные конструкторы показывают учащимся взаимосвязь между различными областями знаний, на уроках информатики решать задачи по физике, математике и т.д. Модели конструктора дают представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости, помогают производить математические вычисления. Данные наборы помогают изучить разделы информатики: моделирование и программирование.
Начальный уровень (9 – 12 лет)
Образовательный робототехнический модуль предназначенный для освоения
начальных навыков в области проектирования и программирования простейших роботов и
робототехнических устройств
Преимущества:
- Возможность конструировать не менее 10 подвижных программируемых моделей роботов
- Программирование осуществляется в текстовом
редакторе с использованием графических элементов
- Программируемый контроллер содержит 3 ИК-датчика,
микрофон и динамик
- Каждый набор содержит джойстик для дистанционного управления роботами
- Роботы могут применяться в соревнованиях, таких как – соревнования по
правилам «сумо», бои роботов, гонки вдоль линии и др.
- Возможность дистанционного управления по интерфейсу Bluetooth
с помощью смартфонов и планшетных компьютеров на базе ОС Android
- Возможность разрабатывать программы управления роботами с помощью
мобильных устройств на базе ОС Android
Учебно-методическое оснащение
1. К.В.Ермишин. М.А.Кольин. Методические рекомендации для преподавателя. Предварительный уровень. (5-8 лет) Учебно-методическое пособие. Москва-2014. Экзамен.
2. К.В.Ермишин. М.А.Кольин. Методические рекомендации для ученика. Предварительный уровень. (5-8 лет) Учебно-методическое пособие. Москва-2014. Экзамен.
3. Технолаб. Образовательные робототехнические модули. (Предварительный уровень). Базовый робототехнический набор.
4. К.В.Ермишин.И.И.Мацаль. Методические рекомендации для преподавателя. Начальный уровень. (9-11 лет) Учебно-методическое пособие. Москва-2014. Экзамен.
5. К.В.Ермишин.И.И.Мацаль. Методические рекомендации для ученика. Начальный уровень. (9-11 лет) Учебно-методическое пособие. Москва-2014. Экзамен.
6. Технолаб. Образовательные робототехнические модули. ( Начальный уровень). Базовый робототехнический набор.
Планирование внеурочной деятельности 3 класс.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата Планир. | Фактически | |
теория | практика | ||||
| |||||
1 | Что такое робототехника. Цели и задачи . | 1 |
| ||
2 | Основы работы с базовым робототехническим набором . | 1 | |||
2. Первые модели (14ч) | |||||
3 | Альтернативные источники энергии. | 1 | |||
4 | Сборка мельницы. | 1 | |||
5 | Окончание сборки модели мельницы. | 1 | |||
6 | Разборка модели и подготовка набора к следующей модели. | 1 | |||
7 | Как передвигаются различные животные? | 1 | |||
8 | Сборка модели робота-собаки. | 1 | |||
9 | Окончание сборки модели робота-собаки. | 1 | |||
10 | Сравнение скорости бега робота овчарки и таксы. | 1 | |||
11 | Способы передвижения насекомых. | 1 | |||
12 | Конструирование роботов- насекомых. | 1 | |||
13 | Окончание сборки модели роботов-насекомых. | 1 | |||
14 | Подготовка роботов к соревнованию. | 1 | |||
15 | Проведение соревнования между роботами. | 1 | |||
16 | Разборка моделей. | 1 | |||
Шарнирные механизмы (16 ч) | |||||
17 | Шагающий робот. | 1 | |||
18 | Конструирование модели шагающего робота. | 1 | |||
19 | Передвижение животного на двух лапах. | 1 | |||
20 | Сборка модели шагающего робота-динозавра | 1 | |||
21 | Окончание сборки модели робота- динозавра. | 1 | |||
22 | Проведение соревнования между роботами. | 1 | |||
23 | Передвижение животных ползком . | 1 | |||
24 | Разборка шагающего робота. | 1 | |||
25 | Конструирование ползающего робота. | 1 | |||
26 | Моделирование робота-черепахи. | 1 | |||
27 | Сравнение скорости движения ползающих роботов. | 1 | |||
28 | Разборка модели ползающих роботов. | 1 | |||
29 | Исследование шарнирного механизма. | 1 | |||
30 | Конструирование качающейся люльки. | 1 | |||
31 | Конструирование собственных моделей | 1 | |||
32 | Использование шарнирных механизмов. | 1 | |||
4. Технические модели | |||||
33 | Вертолеты. Типы вертолетов. | 1 | |||
34 | Сборка модели вертолета. | 1 |
Планирование внеурочной деятельности 4 класс
1 | Основы работы с базовым робототехническим набором . | 1 | |||
2 | Типы самолетов Выбор модели. | 1 | |||
3 | Сборка модели винтового самолета |
| 1 | ||
4 | Групповая работа по сборке модели подвижного самолета. | 1 | |||
5 | Сравнение полученных моделей. | 1 | |||
6 | Выявление достоинств и недостатков. | 1 | |||
7 | Роботы-манипуляторы. | 1 | |||
8 | Модель захватного устройства | 1 | |||
9 | Разработка движущихся моделей. | 1 | |||
10 | Сборка модели крокодила | 1 | |||
11 | Испытание полученных роботов. |
| 1 | ||
12 | Анализ скорости движения робота | 1 | |||
13 | Разборка модели. | 1 | |||
14 | Передвижение робота прыжками | 1 | |||
| |||||
15 | Сборка модели робота зайца. |
| 1 | ||
16 | Проверка скорости передвижения робота. | 1 | |||
17 | Соревнование роботов – зайцев. | 1 | |||
18 | Разборка моделей. | 1 | |||
19 | Физические основы равновесия тел. | 1 | |||
20 | Моделирование робота-динозавра. | 1 | |||
| |||||
21 | Испытание модели и проверка устойчивости. | 1 | |||
22 | Соревнование роботов. | 1 | |||
23 | Кегельринг. | 1 | |||
24 | Танец в круге. | 1 | |||
25 | Движение вдоль линии. | 1 | |||
26 | Конструирование робота-жука | 1 | |||
27 | Путешествие по кабинету. | 1 | |||
28 | Сборка модели движущегося робота | 1 | |||
29 | Дистанционное управление роботом | 1 | |||
30 | Основы программирования | 1 | |||
31 | Датчики движения и сенсоры | 1 | |||
32 | Конструирование робота с сенсором | 1 | |||
| |||||
33 | Творческое конструирование собственной модели. | 1 | |||
34 | Творческое конструирование собственной модели. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"
С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...