ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ГИТАРНЫХ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ
статья на тему

Лоскутова Ольга Геннадьевна

Первый трактат об испанской гитаре принадлежит Хуану-Карлосу Амату (1596). В этом труде затронуты вопросы теоретического и практического характера. Позже появляются труды других авторов. Среди них трактат под названием «Новый метод» (1630) Николаса Дуази де Веласко, предложившего собственный способ оцифровки для разнообразной игры на гитаре; «Инструкция по игре на испанской гитаре» (1674) Гаспара Санза, представляющая собой методические рекомендации по игре на гитаре с пятью рядами струн и содержащая многочисленные пьесы для этого инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balakirevskie_chteniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

О.Г.Лоскутова

МБУДО ДШИ№6 Советского района Г.Казани

Преподаватель по классу гитары

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ГИТАРНЫХ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ

Первый трактат об испанской гитаре принадлежит Хуану-Карлосу Амату (1596). В этом труде затронуты вопросы теоретического и практического характера. Позже появляются труды других авторов. Среди них трактат под названием «Новый метод» (1630) Николаса Дуази де Веласко, предложившего собственный способ оцифровки для разнообразной игры на гитаре; «Инструкция по игре на испанской гитаре» (1674) Гаспара Санза, представляющая собой методические рекомендации по игре на гитаре с пятью рядами струн и содержащая многочисленные пьесы для этого инструмента.

Исполнительское искусство совершенствовалось благодаря деятельности выдающихся музыкантов того времени: Франческо Корбетты (1620-1681), Роберу де Визе (ок. 1650-1725), автору «Книги о гитаре» (1682), а также Франсуа Кампиону (1686-1748), написавшему «Новые открытия для гитары» (1705) и ставшему автором первых фуг, предназначенных для исполнения на гитаре.

С конца XVIII и до середины XIX века гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Дианисио Агуадо и Фернандо Сор и итальянцы Мауро Джулиани, Луиджи Леньяни, Маттео Каркасси, Фернандо Карулли, Джулио Регонди. Концертная деятельность этих гитаристов в европейских странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. 

С огромным успехом в городах Западной Европы и России концертировал Фернандо Сор. Это был образованный музыкант-композитор, виртуоз-гитарист, поражавший глубиной своего исполнения и блеском техники. Его сочинения прочно вошли в репертуар гитаристов. Ф. Сор написал огромное количество произведений, методическое пособие «Трактат о гитаре» (более известное под названием «Гитарная школа»). «Школа» состоит из нескольких частей, в каждой из которой ставятся конкретные педагогические задачи. Уделяя большое внимание художественной стороне исполнения, Фернандо Сор ставил перед учениками цель не просто проиграть материал по нотам, а раскрыть смысл исполняемого произведения, утверждая, что для того чтобы стать истинным музыкантом, необходимо понимать музыку.

Итальянец Мауро Джулиани явился основоположником итальянской гитарной школы. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а учебный нотный материал является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся. Произведения Мауро Джулиани, изобилующие техническими трудностями (гаммами, двойными терциями или секстами, разнообразными арпеджио), становятся примерами совершенствования исполнительского мастерства в итальянской гитарной школе.

Основной методикой преподавания гитарного искусства, по которой ведется обучение, была и до сих пор остается «Школа игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси, которая была издана в первой половине XIX века. Учитывая тот факт, что гитара XIX века сильно отличалась от современной классической гитары (по конструкции это был почти другой инструмент), техника игры на ней была несколько иной. Таким образом, логично было бы предположить, что методика Каркасси является устаревшей и может представлять интерес исключительно исторический. Однако «Школа игры на шестиструнной гитаре» продолжает издаваться и пользовать спросом, потому что предложенные в ней упражнения и пьесы удобны для исполнения на начальном этапе обучения благодаря их написанию в первой позиции, а также частому использованию открытых струн. Автор большое внимание уделяет технике (особенно технике левой руки), предлагая ряд упражнений, ее развивающих (гаммы, арпеджио, аккорды и т.д.). Являясь совершенными образцами дидактической гитарной литературы, произведения эти полезны для развития техники, выработки привычки к правильной аппликатуре, а также работы над звуком.

Во второй половине 19 века в истории гитары появилось новое яркое имя испанского виртуоза Франциско Тарреги, который был не только замечательным исполнителем, но и превосходным композитором, аранжировщиком. Тарреги создал свой композиторский и исполнительский стиль письма, в котором, при всей изысканности и элегантности, отсутствовала сентиментальная чувствительность и жеманство, столь характерные для гитаристов XIX века.

В ряду выдающихся музыкантов, писавших для гитары, необходимо упомянуть имя Эйтора Вила-Лобоса – бразильского дирижера, педагога, фольклориста, музыкального критика и писателя.  Его сочинения отличаются синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. 

В начале 20 века на весь мир прогремело имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Начав играть на гитаре как самоучка в раннем возрасте, он завершил свое образование в музыкальном институте Гранады. Сеговия вел активную концертную деятельность в Испании, Германии, Австрии, Франции, Южной Америке, России. Борис Асафьев отмечал в манере игры Сеговии наряду с виртуозностью высокую исполнительскую культуру, основанную на безупречном вкусе музыканта, благородство звука, ясность и чистоту интонаций, а также «сказочное богатство динамических и колористических оттенков».

Подъем гитары, который произошел после второй мировой войны – это настоящий общественно-социальный феномен. Гитара приобретает статус «благородного» инструмента. Эта эпоха открыла новые пути развития классической гитары. Она представлена такими именами, как Бруно Мадерна, Клод Баллиф, Жорж Делерю, Жан-Мишель Дамаз, Жак Кастеред.

Одним из основополагающих учебно-методических пособий для обучения игре на гитаре является «Школа игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля, которая вышла в свет в 1977 году. «Школа» Э. Пухоля представляет собой подробное исследование всех трудностей, с которыми сталкивается обучающийся игре на гитаре, и, что особенно важно, в ней предлагаются методы преодоления этих трудностей. Каждый этап овладения инструментом подробно описан автором и проиллюстрирован большим количеством упражнений этюдов и пьес. «Школа» состоит из трех частей, включающих в себя четыре курса, отражающие этапы формирования профессионального гитариста.

Пособие Пухоля имеет несомненную ценность в плане методических рекомендаций по преодолению технических трудностей. Однако предложенные в ней упражнения, этюды и пьесы авторства самого Э. Пухоля не могут служить репертуарной основой для начинающего гитариста по причине их чрезмерной технической сложности, стилистическому однообразию, что ведет к плохой их запоминаемости. Не смотря на это, «Школа игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля является прекрасным пособием для развития техники игры, основанной на принципах испанской школы XX века.

К 1980 году гитара становится одним из ведущих академических инструментов. Большинство консерваторий имеют класс классической гитары. Образуется множество самодеятельных и профессиональных студий и обществ по изучению и популяризации гитары. Растет и число исполнителей-гитаристов, концертирующих по всему миру. Среди них наиболее известными считаются Норсисо Епес, Джулиан Брим, Джон Вильямс, Мануэль Барруэко, Кацухито Ямашито, Роланд Диенс, Лео Брауэр, Эрнесто Биттети и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая справка о возникновении и развитии игры Баскетбол и этапы её развития

Самое раннее свидетельство об игре, напоминающей баскетбол, встречается в памятниках древних цивилизаций Центральной и Южной Америки: игровые площадки на полуострове Юкатан, обнесённые каменными стен...

Зарубежные и отечественные методики постановки голоса. Формирование различных школ на рубеже XVI-XVII веков

Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что репертуар современного оперного и камерного певца, как правило, включает произведения представителей различных национальных культур. Возможн...

Возникновение и развитие гандбола за рубежом

Презентация на тему: Возникновение и развитие гандбола за рубежом....

Викторина по истории гитарного исполнительства «От Ренессанса до современности»

Викторина по истории гитарного исполнительства «От Ренессанса до современности» в форме теста. Составлена преподавателями отделения гитары  Реутовой В.Б., Помозовой К.Н, проведена с у...

Учебная рабочая программа "Раннее эстетическое развитие. Музыкальное исполнительство".

Центром музыкального воспитания детей , по-прежнему, остаются Детские школы искусств и Детские музыкальные школы, так как они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования. Цель...

Презентация: "История возникновения и развития баскетбола за рубежом"

В презентации описывается история возникновения и развития баскетбола за рубежом...

Международный конкурс «Лучшая русская школа за рубежом» номинация «Учитель-международник» КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ «СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ»

Тема мероприятияТуристический онлайн-поход «J’ol»Разработчик мероприятияЧуркина Вера КонстантиновнаУчастники мероприятияДети в возрасте от 10-12 лет, уровень владения - А2, 5-6 класс...