Масстер- класс «Импровизация как средство развития артистизма»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации. | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Импровизация как средство развития артистизма»
Объединение: Хореографический ансамбль «Мираж»
Автор – составитель: Иващенко Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Тема: «Импровизация как средство развития артистизма»
Тип занятия: Интегрированное, комбинированное
с. Помары
2016г.
План конспект занятия
Тема: Интегрированное занятие "Импровизация как средство развития артистизма». Связь с другими образовательными областями (интеграция) Музыка, искусство, изо, физическая культура
Возрастная группа: дети от 11-13лет (средняя группа)
Музыкальное сопровождение: 7 музыкальных треков на разминку, 2 трека на импровизацию
Цель: выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказка к неожиданным замыслам будущих танцев детям, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Ритм, движение и поиск. Стили, стилизация. Легко ли быть учителем? Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации.
Задачи:
Образовательные:
-расширение знаний в области современного хореографического искусства
- совершенствовать творческие способности
- решать постановочные и художественные задачи средствами выразительности, артистизма
Развивающие:
- развитие гибкости, координации движений
- укрепление физического и психологического здоровья
- совершенствовать технику танца
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации.
Воспитательные:
- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка
- развития чувства гармонии, артистизма, чувства ритма.
- совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.
- сформировать осознанное отношение к занятиям
Используемое оборудование: музыкальный центр.
Тип урока: интегрированный комбинированный
Продолжительность урока: 45 минут
План занятия
1 этап: Организационный -5 мин.
Выход. Построение по заранее отмеченным точкам. Поклон.
Вступительная беседа с детьми.
2 этап: Подготовительный – 10 мин
Упражнения на артистистизм
Ритм – разминка
Растяжка Упражнения на гибкость
3 этап: Прослушивание мелодии, зарисовка костюма к танцу.(5 мин)
4 этап: Основной этап «Импровизация как средство развития артистизма» (10 мин)
Упражнение «Нарцисс и ручей».
Импровизация в паре
«Ведущий и ведомые»
5 этап: Артистизм в исполнении танцевальных номеров( 10 мин)
Танец «Пеппи»
. Танец «На кухне»
6 этап: Заключительный этап – 5 мин.
Упражнения на координацию. «Мы в пространстве»
Подведение итогов: Достижение понимания и стремления воспитанников к тому, чтобы на каждом последующем занятии совершенствовалось техническое исполнение танцев и осознания того, что «я исполнил это движение качественнее, чем вчера».
По окончанию занятия оценка каждого ребенка и коллектива в целом, обращение внимания на грамотность исполнения и допущенные неточности по всем этапам занятия.
Поклон. Уход из хореографического класса
Ожидаемый результат:
Импровизация движений под музыку;
Развитие артистизма и пластики;
Правильное исполнение танцевальных номеров, соответствие стилю и манере исполнения.
Ход занятия
1 этап: Организационный
Поклон
Вступительная беседа педагога с детьми.
Педагог: Начать урок хочется с вопроса. Какие виды искусства вы знаете? Что их объединяет?
Ответы детей
Педагог: Хорошо. Вот и тема нашего занятия. Она звучит следующим образом: «Импровизация как средство развития артистизма»
Ребята, гости сегодня я приглашаю вас в волшебный «театр» танца. А какие театры вы знаете? (Оперные- в них актеры поют, Балет- в них актеры танцуют.) а вы хотели бы сами участвовать в нашем театре как актеры? Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти с вами. Чтобы вы на сцене, с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце, мы должны выявить и развить, все аспекты, влияющие на развитие артистизма. Это музыка, воображение, импровизация, движение.
2 этап: Подготовительный
Упражнения на артистистизм. Разминка мышц лица
Педагог: Прошу всех встать у зеркала и проделаем несколько упражнений на развитие артистизма. Любая хорошая разминка должна проходить по законам ритма, то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.
- Нижняя челюсть - одна из самых подвижных частей лица:
- движение из стороны в сторону;
- движение вперед и в себя; оттягивание вниз;
- сжатие зубов;
- зажать челюсти и пошевелить желваками.
- Губы:
- зажать верхними зубами нижнюю губу;
- зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;
- поджать две губы в ниточку; поцелуй;
- нижней губой постараться дотянуться до носа;
- тоже самое двумя губами;
- в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.
- Щеки:
- надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;
- втянуть две щеки.
- Нос:
- сморщить и расслабить;
- приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).
- 5. Веки:
- нервный тик;
- моргнуть двумя глазами;
- моргаю поочередно.
- 6. Глаза - одно из выразительных средств лица:
- закатить вверх и опустить вниз;
- движения из стороны в сторону;
- движения по кругу в одном направлении и в другом;
- скосить и развести.
- Брови:
- поднятие вверх;
- опускание вниз.
Маски
В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.
- Радостная, улыбчивая:
- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
- Удивление:
- нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
- Испуг:
- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
- Плач:
- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.
- 5. Кокетство:
- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
- 6. Ненависть:
- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.
Закончили разминку. Построение в шахматном порядке.
Разминка.
Педагог: Одним из основных необходимых компонентов занятия является
разминка. В моих руках семь карточек с заданиями. На них написаны названия части тела, которые необходимо подготовить к выполнению более сложных упражнений. По желанию ко мне подходят 7 человек, они тянут карточки, выходят на середину зала и показывают остальным ученикам комплекс упражнений на разогрев этих частей тела в порядке их следования сверху вниз
Начало разминки. Разминаем шею, плечевой пояс, локти и руки. Разминаем ноги(плие), Стопы Переходим к разминке на корпус, подъем, растяжка.
Переходим к разминке в колоннах по периметру зала. Маховые упражнения.
Перестраиваются с разминки в шахматном порядке в две колонны.
Продолжаем разминку в двух колоннах, колеса, прыжки с полного приседа вверх.
Растяжка. Упражнения на гибкость
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: (туловища, ног, рук)
Упражнения на растяжку
(Движение «Человечек»)
Педагог: Тело мы разогрели с мимикой поработали давайте применим это в танце.
Танец «Пеппи» ( 5 этап)
3 этап: Прослушивание мелодии, зарисовка костюма к танцу.
Педагог: Ну теперь немного отдохнем. Предлагаю вам прослушать музыку к танцу и включив воображение придумать костюм к танцу. Для этого я раздам вам листочки.
Дети рисуют 5 мин
4 этап: Основной этап (Импровизация как средство развития артистизма )
Педагог: Ну а теперь давайте немного поимпровизируем
Упражнение «Нарцисс и ручей»
Импровизация в паре
«Ведущий и ведомые»
Педагог рассказывает группе легенду о Нарциссе, которой однажды, увидев свое отражение в ручье, влюбился в него. Участники становятся друг напротив друга и смотрят друг другу в глаза. Один из них – «Нарцисс», другой – его зеркальное отражение. «Нарцисс» начинает спонтанно двигаться, выражая лучшие стороны своей личности, наслаждаясь своими движениями, любуясь своим «отражением» и осознавая возникающие чувства. В роли Ручья участник зеркально отражает движения партнера. Через 1–2 минут Нарцисс и Ручей меняются ролями. По окончании участники делятся чувствами «здесь и теперь» в парах.
Импровизация- форма движения в дуэте. Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая физический диалог без слов. Участникам надо расслабляться, освобождаться от мышечного напряжения, не противоречить естественному ходу вещей, находиться "в потоке", использовать то, что под рукой. Падение, перекатывание и нахождение вверх ногами, прыжки – любые несложные и ясные дуэтные упражнения. Главное, между вами должна быть точка соприкосновения всегда. Контакт не разрывать. Движение следует за смещением точки контакта.
Педагог: Усложним задачу.
Цель: взаимодействие с партнером в пространстве через соприкосновения и выполнение танцевальных элементов.
Задание: соприкосновение с партнером (становясь спиной к спине, партнеры должны совершать движение не отрываясь друг от друга, выполняя при этом танцевальные движения).
Педагог: А теперь перейдем к следующему упражнению «Ведущий и ведомые»
Задание: Выбирается ведущий встает в центр круга импровизирует (исполняет движения под любую предложенную музыку) остальные участники должны повторять то что он исполняет. При переключении мелодии смена ведущего.
Анализ упражнения «Мы в пространстве»
Что удалось?
Что было самым трудным?
Что особенно понравилось?
5 этап: Артистизм в исполнении танцевальных номеров(8 мин)
Танец «На кухне»
6 этап: Заключительный этап
Упражнения на координацию. «Мы в пространстве»
Педагог: Когда мы попадаем в комнату в которой выключен свет, то наиболее чутко начинают работать наши слуховые рецепторы, которые в этот момент заменяют нам зрение. Во время исполнения хореографических композиций мы используем движение, в которых используются все основные центры нашего тела и их часто трудно скоординировать. Давайте потренируем нашу координацию, но усложним задачу, будем выполнять все
упражнения, закрыв глаза, воспринимая задание на слух.
- Поднять правую руку в сторону, сделать два шага с правой ноги вперед,
повернуться влево боком, левую руку положить на локоть правой руки.
Присядьте, двумя руками коснитесь пола. Встаньте, сделайте два шага с
левой ноги назад, положите левую руку на голову, правую поставьте на пояс.
Прыгайте на месте, правую руку поднимите вверх и машите ей, левой
хлопайте по левому бедру. Покружитесь вправо, лягте на спину, сделайте
березку, согните правую ногу, встаньте на ноги, прыгните в поперечный
шпагат, руки вперед.
Подведение итогов.
Поклон
Самоанализ интегрированного урока по хореографии
«Импровизация как средство развития артистизма».
Тема занятия: «Импровизация как средство развития артистизма».
Дата проведения: 27.01.2016
На проведенном занятии были выдержаны все основные этапы:
- Организационный этап (подготовка учащихся к занятию)
- Подготовительный этап (разминка)
- Этап: Прослушивание мелодии, зарисовка костюма к танцу.
- Основной этап «Импровизация как средство развития артистизма»
- Этап: Артистизм в исполнении танцевальных номеров
6. Заключительный этап
Все этапы были выдержаны во временных рамках, определенных для каждого раздела.
Занятие включало в себя подведение итога, обобщение, систематизацию знаний, смену видов деятельности.
Теме «Импровизация как средство развития артистизма» в моей программе уделено немалое внимание, т.к. преимущество интегрированных занятий:
• повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
• способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
• способствуют развитию музыкальных умений и навыков;
• позволяют систематизировать знания;
• способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.
Цель: выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказка к неожиданным замыслам будущих танцев детям, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Ритм, движение и поиск. Стили, стилизация. Легко ли быть учителем? Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации.
Задачи:
Образовательные:
-расширение знаний в области современного хореографического искусства
- совершенствовать творческие способности
-решать постановочные и художественные задачи средствами выразительности, артистизма
Развивающие:
- развитие гибкости, координации движений
- укрепление физического и психологического здоровья
- совершенствовать технику танца
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации.
Воспитательные:
- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка
- развития чувства гармонии, артистизма, чувства ритма.
- совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.
- сформировать осознанное отношение к занятиям
Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.
Дети четко поняли, что от них требуется, в их сознании был выстроен план последовательных действий, который привел к результату. Данное занятие было создано, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе искусству. Занятия способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. На занятиях учащиеся прослушивали мелодию, и возникшие ощущения выразили через танцевальные движения, через рисунок, и через художественное слово. Импровизация -- один из главных элементов данного занятия. Учащимся на занятии было предложено придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, и изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, после прослушивания мелодии к танцу а так же предлагается пофантазировать о названии нового танца. С чем учащиеся справились и с удовольствием выполняли задания
Артистизм - это важный элемент в исполнении танцев
Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.
Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.
Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.
Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.
На занятии были использованы методы обучения: наглядный (показ), практический, словесный (беседа, рассказ). Все методы обучения плавно переходили из одного в другой, чередуясь друг с другом, что придавало динамику занятию, не позволяло затягивать этапы занятия. Активность воспитанников на занятии была высокой. Все дети изначально проявили интерес к теме занятия, активно отвечали на вопросы, принимали участие в беседе, с удовольствием исполняли танцевальные композиции .
Проведенное занятие дало детям:
- закрепление музыкальных и хореографических знаний;
- увеличили границы самостоятельного творчества;
- содействовали личностному самоопределению.
- Дало возможность импровизировать, свободно, непринужденно двигаться, , как подсказывает музыка.
- Возможность при исполнении танцевальных композиции применить артистизм и выразить в танце свои танцевальные способности;
- Возможность попробовать себя в роли педагога
Занятие прошло в умеренном темпе, что соответствовало темпераменту детей данной группы. Подготовленность воспитанников позволила им на хорошим уровне выполнить работу. Организация деятельности воспитанников позволила осуществить воспитательные, развивающие и обучающие задачи, которые ставились перед занятием.
В конце занятия желание поделиться своими впечатлениями о занятии было у каждого ребенка. Полученные знания актуальны для детей т.к. танец дает возможность выразить себя, свои индивидуальные возможности – а это в свою очередь необходимо детям в период их взросления.
Психологическая атмосфера на занятии была творческой и доброжелательной, настраивала на полноценную работу.
Проанализировав проведенное занятие можно выделить положительные моменты.
- Занятие было продуманным.
- Каждый этап занятия четко выдержан.
- Доброжелательное отношение к воспитанникам.
- Заинтересованность в достижении поставленной цели, как педагога, так и детей.
Так же проведя занятия были видны ошибки в технике исполнения номеров, что дает возможность совершенствоваться, работать над чистой исполнения отдельных движений, над актерским исполнением номеров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артистизма у подростков на занятиях по вокалу в ДШИ
Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским и механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим....
Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»
В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....
Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся».
Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся»....
Мастер-класс "Игра как средство развития личности"
Мастер - класс«Игра как средство развития личности»...
Импровизация,как средство самовыражения в танце.
как правиьно нпучить ребенка импровизировать...
Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.
Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...
Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.
Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности....