Рабочая программа "Театр "Позитив"
рабочая программа (5 класс) на тему

Абзеппарова Екатерина Викторовна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Театр-студия «Позитив» составлена на основе авторской программы «Примерные программы внеурочной деятельности. / В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 2014, 111 с.».

Любая программа по внеурочной деятельности должна обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_programma1.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей по горизонтали

Протокол от

«____»________2015 г.

№ ___

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора          

  МАОУ «СОШ №40»

________/Митченко О.А./

(подпись)

 РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического

совета школы

Протокол от

«27» 08 2015 г.

№1

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МАОУ «СОШ № 40»

Приказ от «31» 08 2015 г.

№113/18

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Театр-студия «Позитив»

5 класс

2015-2016 учебный год

Составитель:

Абзеппарова Екатерина Викторовна,

учитель русского языка и

                                литературы        

Направление:

общекультурное

Год обучения:

первый

Старый Оскол

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Театр-студия «Позитив» составлена на основе авторской программы «Примерные программы внеурочной деятельности. / В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 2014, 111 с.».

Любая программа по внеурочной деятельности должна обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов.

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает приобретение учащимися социальных знаний, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного мировоззрения.

Знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. Внеурочная программа «Театр-студия «Позитив» призвана обеспечить личностный рост. Ведь в школе такой опыт переживания ценностей возникает у школьника в процессе взаимодействия с детьми, учителями. Именно в подобной близкой социальной среде школьник получает первые подтвержденные эмоциями социальные знания. У подростка появляется желание, намерение жить в соответствии с пережитыми ценностями.

Но намерение – это еще не личность. Личность – это поступки. По М.М.Бахтину, «опыт поступания» дает ценностно-ориентированные социальные установки в мировоззрении.

Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится социальным деятелем.

Таким образом, каждому уровню воспитательных результатов соответствует несколько уровней: уроки, внеурочные и внешкольные занятия.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества  школьников, подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий сложившихся в педагогике.

Возникшая в 20 веке массовая мировая культура вытесняет образцы и традиции российской истории и культуры.

Происходит постоянная подмена смыслов дает эффект служения низким чувствам и мыслям.

Отечественная педагогическая система имеет свои традиции и инновации. Сегодня продолжается передача ценностей через образцы театрального, музыкального, литературного и других видов творчества. Но эта парадигма часто не учитывает внутренних социокультурных условий развития современного подростка.

Создавая художественные произведения, дети и подростки прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.

Изучение осуществляется в объёме 68 часов в год (2 часа в неделю).

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества.

Цель нашей программы – формирование у подростков способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.

Задачи внеурочной программы.

1. расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры;

2. формирование способности прочтения жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом;

3. развитие диапазона управления своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуации гармоничного межличностного взаимодействия, тренировки сенсорных способностей.

Направлениями работы являются развитие творческих способностей учащихся. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии пьес, развить чуткость к выразительным средствам языка, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих театральных амплуа.

Данная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической напряженности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов.

Принцип культурносообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами нашей национальной культуры и мировых культур.

Принцип коллективности дает школьнику опыт жизни других воспитанников и педагогов.

Принцип диалогичности основан на обмене эстетическими ценностями между участниками художественного действа.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение  субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, российской культурой, в том числе художественной.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку подростка в самостоятельное проектное действие.

Художественные (эстетические) проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

  1. коммуникабельность;
  2. предприимчивость;
  3. самостоятельность;
  4. организационная и управленческая компетентность.

Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности школьников предполагает:

  1. рассмотрения художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями разных эпох.
  2. рассмотрение коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива.
  3. рассмотрение ситуации представления зрителям продуктов художественного  творчества как полилога культур.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обостренность восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению.

Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживании понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.

В любительском театре первым инструментом хранения социокультурным пространством существования школьника является сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия.

Вторым инструментом управления социокультурным пространством существования человека являются философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн – часть жизни.

Третий инструмент управления социокультурным пространством существования человека – это режиссура социальных  игр. Согласно этой идее существуют базовые игры людей, то есть фиксированные установки, определяющие их социальное и коммуникативное поведение.

Методы и приемы обучения:

  • Слушание
  • Просмотр музыкального фильма
  • Чтение
  • Заучивание
  • Изготовление эскизов декораций
  • Рассматривание  иллюстраций художника

Формы работы.

  • Показ иллюстраций
  • Игры и упражнения
  • Активизация словаря
  • Изучение объектов и их анализ 

Ожидаемые результаты после 1- ого года обучения

В результате изучения учащийся знакомится

  • с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
  • с устройством театра.

Имеет представление:

1.Что такое театр, его структуру

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

Имеет понятия:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве 5. Водить куклу над ширмой; изготавливать театральную куклу из различных материалов; создавать декорации и афиши для спектаклей.

Приобретает навыки:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Выразительной и правильной речи

4. Коллективного творчества

5. Образного восприятия окружающего мира

Календарно-тематический план

5 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов на занятие

Плановые сроки прохождения

При-мечание

Общее кол-во

Теорети-ческая часть

Практи-ческая часть

Знакомство с особенностями любительских занятий театром. Театр как искусство

1

0,5

0,5

История театра в России

1

0,5

0,5

Учебные театральные миниатюры.

1

0,5

0,5

Речь и мимика

1

0,5

0,5

Эмоции

1

0,5

0,5

Эмоции

1

0,5

0,5

Темперамент и типология героев

1

0,5

0,5

Темперамент и типология героев

1

0,5

0,5

Чувства героев и речь

1

0,5

0,5

Жесты и мимика

1

0,5

0,5

Костюм

1

0,5

0,5

Характеры животных. Аллегория

1

0,5

0,5

Сказочные существа

1

0,5

0,5

Театральный капустник

1

0,5

0,5

Театральный капустник

1

0,5

0,5

Знакомство с особенностями пьесы-сказки

1

0,5

0,5

Сказка и атрибуты волшебства

1

0,5

0,5

Просмотр профессионального театрального спектакля

1

0,5

0,5

Анализ спектакля

1

0,5

0,5

Репетиции пьесы-сказки. Особенности пьесы-сказки

1

0,5

0,5

Тематика и проблематика пьес-сказок

1

0,5

0,5

Распределение ролей

1

0,5

0,5

Репетиция и вычитка

1

0,5

0,5

Репетиция и вычитка

1

0,5

0,5

Костюмы

1

0,5

0,5

Грим

1

0,5

0,5

Действия и явления в пьесе

1

0,5

0,5

Композиция пьесы и сюжет

1

0,5

0,5

Идейность и авторский замысел пьесы

1

0,5

0,5

Представление пьесы (новогодней сказки)

1

0,5

0,5

Экспозиция пьесы

1

0,5

0,5

Сцена и актер

1

0,5

0,5

Сцена и зал

1

0,5

0,5

Выступление

1

0,5

0,5

Выступление

1

0,5

0,5

Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства

1

0,5

0,5

Понимание символики пьесы

1

0,5

0,5

Чтение пьес и выбор постановочного материала

1

0,5

0,5

Чтение пьес и выбор постановочного материала

1

0,5

0,5

Чтение пьес и выбор постановочного материала

1

0,5

0,5

Чтение пьес и выбор постановочного материала

1

0,5

0,5

Просмотр профессионального театрального спектакля

1

0,5

0,5

Просмотр профессионального театрального спектакля

1

0,5

0,5

Репетиция пьесы (современной драмы)

1

0,5

0,5

Выбор проблематики и пьесы

1

0,5

0,5

Распределение ролей

1

0,5

0,5

Репетиция и вычитка

1

0,5

0,5

Репетиция и вычитка

1

0,5

0,5

Костюмы

1

0,5

0,5

Грим

1

0,5

0,5

Действия и явления в пьесе

1

0,5

0,5

Композиция пьесы и сюжет

1

0,5

0,5

Идейность и авторский замысел пьесы

1

0,5

0,5

Премьеры пьесы (драматического произведения)

1

0,5

0,5

Премьеры пьесы (драматического произведения)

1

0,5

0,5

Премьеры пьесы (драматического произведения)

1

0,5

0,5

Премьеры пьесы (драматического произведения)

1

0,5

0,5

Репетиции пьесы-комедии

1

0,5

0,5

Выбор проблематики и пьесы

1

0,5

0,5

Распределение ролей

1

0,5

0,5

Репетиция и вычитка

1

0,5

0,5

Репетиция и вычитка

1

0,5

0,5

Костюмы

1

0,5

0,5

Грим

1

0,5

0,5

Действия и явления в пьесе

1

0,5

0,5

Композиция пьесы и сюжет

1

0,5

0,5

Идейность и авторский замысел пьесы

1

0,5

0,5

Премьера пьесы-комедии

1

0,5

0,5

        ИТОГО за первый год                           68        

Содержание программы

  1. Знакомство с особенностями любительских занятий театром. Театр как искусство.

Беседа. Презентация.

  1. История театра в России.

Работа с литературой и видеоматериалом.

  1. Учебные театральные миниатюры.

Речь и мимика. Эмоции. Темперамент и типология героев. Чувства героев и речь. Жесты и мимика. Костюм. Характеры животных. Аллегория. Сказочные существа. Театральный капустник.

  1. Знакомство с особенностями пьесы-сказки.

Сказка и атрибуты волшебства. Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ спектакля.

  1. Репетиции пьесы-сказки.

Особенности пьесы-сказки. Тематика и проблематика пьес-сказок. Распределение ролей. Репетиция и вычитка. Репетиция и вычитка. Костюмы. Грим. Действия и явления в пьесе. Композиция пьесы и сюжет. Идейность и авторский замысел пьесы. Представление пьесы (новогодней сказки). Экспозиция пьесы. Сцена и актер. Сцена и зал. Выступление.

  1. Рождение замысла пьесы.

Сверхзадача театрального искусства. Понимание символики пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля.

  1. Репетиция пьесы (современной драмы).

Выбор проблематики и пьесы. Распределение ролей. Репетиция и вычитка. Костюмы. Грим. Действия и явления в пьесе. Композиция пьесы и сюжет. Идейность и авторский замысел пьесы.

  1. Премьеры пьесы (драматического произведения).

Репетиции пьесы-комедии. Выбор проблематики и пьесы. Распределение ролей. Репетиция и вычитка. Репетиция и вычитка. Костюмы. Грим. Действия и явления в пьесе. Композиция пьесы и сюжет. Идейность и авторский замысел пьесы. Премьера пьесы-комедии.

Литература

  1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург, 2002.
  2. Зимина И. Театр и театрализованные игры.//Дошкольное воспитание 2005-№1 С.25-27.
  3. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект-пресс,1993.
  4. Лапина Ольга Александровна. Школьный театр в системе культуры и образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2000 168 c. РГБ ОД, 61:01-13/1562-3
  5. Полякова Т.Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра. Монография. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 208 с.
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
  8. Цапкова Ю. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности / Ю. А. Цапкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 145-147.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...