Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий
статья на тему
Предварительный просмотр:
Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий.
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата.
Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. В отличие от школы мы разделяем детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учим всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются на уровень умственного развития и коррекцию в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в Доме творчества должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.
В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Современные технологии обучения и воспитания включают в себя:
- Технология коллективного творческого воспитания.
- Технология коллективного взаимообучения.
- Технология адаптивной системы обучения.
- Технология полного усвоения.
- Технология разноуровневого обучения.
- Парковая технология образования.
- Технология исследовательского обучения.
- Технология интегрированного обучения.
- Технология циклового обучения.
- Технология игрового обучения.
- Технология модульного обучения.
Традиционные и современные технологии различаются по многим аспектам, среди которых наиболее характерные следующие:
Традиционные технологии
| Современные технологии |
1. Рассматривают ученика как объект обучения и воспитания, а педагога как субъект управления этими процессами. | 1. Рассматривают ученика – не объектом, а субъектом обучения, самостоятельного познания, а педагога – организатором, «дирижёром» процесса обучения. |
2. Характеризуются репродуктивным характером: знания передаются учащимся в готовом виде; материал воспринимается пассивно. | 2. Обеспечивают активное воспроизводство учебного материала, развитие мышления, активности, творческих и познавательных способностей. |
3. Используют групповые занятия. | 3. Используют индивидуальные формы работы. |
4. Имеют расплывчатые и неопределённые цели обучения и воспитания. | 4. Цели формируются через результаты, выраженные в действиях ученика, которые педагог оценивает. |
5. Знания остаются внешними по отношению к способностям обучающегося, его самообразованию и развитию. | 5. Знания являются средством развития способностей самопознания, самокоррекции, саморегуляции, а не самоценностью. |
6. Осуществляется общая подготовка к практической деятельности. | 6. Происходит овладение конкретными видами работ, востребованными на рынке труда. |
Педагогические технологии являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
- проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
- научить детей новым методам работы;
- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.
Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по конкретному направлению, другие – для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.
Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятия с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную реальную методическую помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"
Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...
Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2012-2013 учебный год.
Анализ МО за 2013-2014 уч.год...
Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...
Методические рекомендации. «Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогиче...
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"...
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме «Cвoя игра»
Цель - oбoбщение и cиcтематизация знаний oбучающихcя пo предмету «Шахматы» первoгo гoда oбучения.Задачи:- фoрмирoвать у oбучающихcя пoлoжительную мoтивацию к предмету «Шахм...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...