Выход из неуправляемого заноса и сноса
учебно-методический материал (11 класс) на тему

Подкопаев Владимир Николаевич

Заносы автомобиля и способы выхода из экстренных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyhod_iz_neupravlyaemogo_zanosa_i_snosa.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выход из неуправляемого заноса и сноса

Подкопаев В.Н., мастер

производственного обучения

МАОУ «СПШ №33»,

г.Старый Оскол

Занос автомобиля, что может быть неприятней? Водитель чувствует себя абсолютно беспомощным, особенно когда  не знает, как вести себя  при заносе на автомобиле. Многим водителям знакомо это чувство. о именно та ситуация, про которую указывают в сводках о дорожно-транспортных происшествиях, с формулировкой «не справился с управлением».

Что же такое занос? При заносах на заднюю часть автомобиля действует сила перпендикулярно направленная прямолинейному движению автомобиля (центробежная сила) и стремящаяся развернуть машину вокруг своей оси. И, когда эта сила становится выше силы сцепления задних колес с дорожным покрытием, начинается скольжение боком, а затем если не получится погасить или уменьшить эту силу, дальнейшее движение грозит потерей управляемости. 
Часть 1. Выход из неуправляемого заноса и сноса

Занос задних колес автомобиля может происходить на дороге с любым покрытием: мокрым, сухим, асфальтобетонным, грунтовым — для заноса препятствий нет. Необязательно также и наличие поворота, занос может произойти и при движении по прямолинейной траектории.

Обычными причинами такого заноса бывают:

  • различное давление воздуха в шинах (колеса накачаны неодинаково — на одной оси колеса с различным давлением);
  • неравномерное распределение груза в багажнике, на крыше автомобиля или в прицепе, что нарушает аэродинамические характеристики автомобиля;
  • износ протектора шин;
  • слишком быстрое включение сцепления;
  • попадание под колеса камней, щебня, мерзлых кусков грунта;
  • резкое торможение и чрезмерно высокая скорость на скользкой дороге;
  • слишком большая скорость на поворотах;
  • резкие манипуляции рулевым колесом;
  • высокая скорость на неровной дороге;
  • неравномерное торможение колес;
  • разрыв шины.

Занос может быть чрезвычайно опасен. Если при заносе колесо автомобиля во время бокового скольжения упрется в бордюрный камень или неровности обочины, то может легко произойти опрокидывание, даже если скорость движения невысока.

Чтобы выровнять автомобиль во время заноса, следует быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса, но угол поворота должен быть небольшим, чтобы избежать заноса в противоположную сторону или раскачивания автомобиля. Пользоваться во время заноса рабочей тормозной системой нельзя, так как заблокируются колеса , а автомобиль потеряет управляемость. Торможение двигателем тоже может усилить занос — отключенное сцепление при переключении передач приводит к блокировке колес. В самом начале заноса можно увеличить подачу топлива небольшой подгазовкой. 

Чем быстрее «пойман» автомобиль при заносе, тем больше вероятность прекратить скольжение и тем раньше оно прекратится. 

Именно в таких случаях особенно актуальным оказывается владение техникой скоростного руления: чем быстрее водитель манипулирует рулевым колесом, тем больше шансы ликвидировать скольжение.

Снос передних колес автомобиля происходит по следующим причинам:
-из-за неоправданно высокой скорости при поворотах на скользкой, мокрой и грязной дороге (где низок коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием);
-за счет низкого коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием на песчаных, щебеночных, старых, выезженных асфальтобетонных дорогах.

При небольшом уменьшении подачи топлива сцепление колес с дорожным покрытием восстанавливается. Можно использовать торможение стояночным тормозом (быстро включить и выключить), при этом произойдет блокировка задних колес автомобиля и, когда они уйдут в занос, автомобиль развернется в нужном направлении.

Для вывода автомобиля из заноса и сноса рекомендуется выполнение следующих действий:
1. Если амплитуда заноса невелика, то для выхода из него достаточно руления двумя руками без перехватов с основным усилием тянущей руки.
2. В  глубоком заносе автомобиль стабилизируется резким рулением двумя руками на угол около 60°, а затем доворотом рулевого колеса до 120° одной рукой.
3. Чтобы вывести из заноса переднеприводный автомобиль, можно быстро нажать и отпустить педаль сцепления, а затем резко прибавить газ.
4. На переднеприводном автомобиле после сброса газа и поворота рулевого колеса в сторону заноса для возвращения управляемости нужно быстро повернуть руль назад и прибавить газ. Если же доворачивать рулевое колесо переднеприводного автомобиля до упора в критической ситуации, то управляемость ухудшится.

ПРИМЕЧАНИЕ 
Во время тренировок, отрабатывая выход из заноса, следует запомнить углы поворота рулевого колеса, увеличение которых приводит к потере управляемости автомобиля.

Если предстоит скользящий боковой удар передним колесом о небольшое препятствие (рельс, камень и т. п.) на автомобиле с передним приводом и реечным рулевым механизмом, то следует застопорить руль — развести локти в стороны, упереться ладонями в рулевое колесо и плотно обхватить его пальцами (рис. 1).

Каждый водитель должен уметь управлять заносом, так как заносы не являются редкостью на скользких дорогах при недостаточном коэффициенте сцепления колес с дорожным покрытием. Если водитель не отрабатывал выход из заноса на площадке, то в реальных дорожных условиях, попав в такую ситуацию, он теряется и чаще всего бросает управление автомобилем (продолжая при этом давить на педаль тормоза — рефлекторное действие в критической ситуации) или производит хаотические манипуляции в надежде, что хотя бы одна из них окажется верной и выведет из критической ситуации. Результатом таких действий является ДТП, как правило, с тяжелыми последствиями.

Чтобы тренироваться в управлении заносом, следует научиться не только противодействовать заносу, но и искусственно вызывать его. Это умение потребуется для других приемов управления автомобилем в критической ситуации (например, при торможении сносом колес). 

Вызвать занос на ледяной площадке можно с помощью торможения двигателем перед поворотом под углом 90 или 60°. 

В начальной стадии поворота рулевого колеса нужно резко увеличить подачу топлива и добиться заноса задних колес. Ликвидируется занос поворотом рулевого колеса в сторону заноса и одновременным снижением оборотов (рис. 2). 


http://smotra.ru/data/img/users_imgs/40599/sm_users_img-202424.jpg
рис.1 Вывод из заноса и сноса автомобилей с передним и задним приводом: а — вывод из заноса на прямой; б — вывод из сноса.

http://smotra.ru/data/img/users_imgs/40599/sm_users_img-202436.jpg
Рис. 2. Вызов и ликвидация заноса

После того как управляемость автомобиля восстановлена, а прямолинейный участок пути пройден, следует повторить упражнение на другом повороте — и так до уверенного освоения входа в занос и выхода из него. 

Дальнейшие тренировки можно продолжать, разметив трассу в виде прямоугольника или треугольника. Проходя такую трассу, педалью тормоза пользоваться не следует (во время тренировок!). Движение начинается на первой передаче и продолжается на второй при входе в поворот. Занос должен быть вызван на угол не меньше, чем угол поворота, с помощью правильного сочетания и последовательности действий педалью газа и рулевым колесом. До начала резкого увеличения оборотов и пробуксовки колеса должны двигаться по криволинейной траектории, иначе скольжение будет в прямолинейном направлении. Если слишком перегазовывать или задерживаться в манипуляциях рулевым колесом, то можно вызвать не занос, а разворот автомобиля вокруг вертикальной оси; при этом излишний угол поворота рулевого колеса вызовет занос в противоположную сторону с увеличением скорости движения и амплитуды заноса. 

Снос передних колес можно вызвать в начале прохождения поворота, если повернуть рулевое колесо на угол более 180° и резко нажать педаль газа. При этом автомобиль теряет управляемость и начинает скользить вперед с повернутыми колесами — эффект сноса. Для прекращения сноса нужно сбросить газ и уменьшить угол поворота колес. После стабилизации автомобиля на выходе из поворота нужно вновь разогнаться на прямом участке и выполнить те же действия, только с поворотом рулевого колеса в другую сторону — и так до сотни раз на тренировке. Навык закрепляется при тренировках в режимах небольшого сноса передней оси и прохождения поворотов на грани сноса.

Для отработки заноса и выравнивания прекрасно подходит «змейка» с шагом 20 метров (рис. 3).

http://smotra.ru/data/img/users_imgs/40599/sm_users_img-202439.jpg

Рис. 3. Отработка заноса и выравнивания на «змейке»

Проход осуществляется на второй передаче. Занос вызывается в высшей точке дуги каждого поворота резкой подачей газа. 

После возникновения заноса нужно сбрасывать газ и с помощью скоростного руления стабилизировать автомобиль — и так до сотни раз за одну тренировку, пока воспроизведение заданных траекторий движения в повороте не станет безусловным навыком. Скоростное руление сначала выполняется двумя руками (перекрестный захват в боковом секторе рулевого колеса), а затем одной рукой. 

В тренировке нуждается не только обычный занос, но и ритмический — «виляние» автомобиля на дороге при чередовании направления заноса. Чтобы остановить ритмический занос, следует применять опережающую работу рулевым колесом: поворачивать руль в сторону первого заноса и тут же — в обратном направлении. 

Освоение приемов выхода из ритмического заноса проводится на скользкой площадке. Для этого нужно вызвать небольшой занос плавным поворотом рулевого колеса и резкой подачей газа. 

Выходя из него рулением и сбросом газа, нужно использовать инерцию автомобиля для заноса в другом направлении — резко прибавив газ после начала движения заднего моста из крайнего положения заноса. Затем чередуются заносы одинаковой амплитуды в обе стороны: «виляя задом» автомобиля, нужно двигаться по прямой так, чтобы выполнить около десятка заносов в обе стороны.

В ритмическом заносе применяется руление рывками двух рук и опережающее руление, компенсация заноса рулением раньше возникновения заноса, резкое повышение оборотов до максимальных. Во время тренировки нужно добиваться, чтобы угол заноса в каждую сторону был одним и тем же, а смена направления заноса происходила без пауз и в постоянном темпе. 

После уверенного освоения этого упражнения можно потренироваться следующим образом. Разогнавшись до второй передачи, увеличением вызвать занос на критический угол, превышение которого вызовет разворот автомобиля на 360°. Затем с помощью руления и сброса газа нужно выровнять автомобиль и сразу же резкой подачей газа вызвать занос в противоположную сторону. Это похоже на предыдущее упражнение, только амплитуда заносов больше и можно почувствовать автомобиль в момент критического угла — весьма нелишнее умение в экстремальной ситуации.

В наше время научится правильно действовать в экстремальных ситуациях несложно. Набраться опыта можно на курсах под руководством грамотного инструктора. Полученные знания лишними не будут, но лучше, чтобы этими знаниями вы пользовались как можно реже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над повестью П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала повесть П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчество П.Л....

План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...

Презентация "Конфликт и выход из него"

Презентация "Конфликт и выход из него"...

Музыкальный праздник - "Первый раз выходим мы на сцену!"

Все мы с музыкой успелиПодружиться навсегда,Это значит — наше сердцеБыть не может изо льда....

Отдел по делам ГО и ЧС информирует! Как действовать при снежном заносе, метели, гололеде

Отдел по делам ГО и ЧС информирует!Как действовать при снежном заносе, метели, гололеде...

Остановочный путь. Безопасный интервал и дистанция. Предотвращение заноса и опрокидывания автомобиля

Остановочный путь. Безопасный интервал и дистанция. Предотвращение заноса и опрокидывания автомобиля...