Программа по направлению ОДОД (автомоделирование), 1-4 классы, 144 ч
рабочая программа на тему
Программа «Начальное - техническое моделирование» имеет спортивно-техническую направленность и реализуется во внеурочной деятельности. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ОДОД (автомоделирование) | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Начальное - техническое моделирование» имеет спортивно-техническую направленность и реализуется во внеурочной деятельности. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно».
Моделирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Начальное техническое моделирование - это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, а также формирует у них чувство патриотизма. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа предназначается для учителей начальных классов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Цель кружка «Начальное – техническое автомоделирование» — создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.
Задачи
Обучающие:
- Ознакомить учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами.
- Овладеть навыками пространственного ориентирования.
- Научить навыкам конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
- Способствовать формированию восприятия пространственных отношений, образного мышления, умения изучать, запоминать, сопоставлять, анализировать и воспроизводить форму и конструкцию несложных предметов и технических объектов.
Развивающие:
- Развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию.
- Развивать умения приводить в определённое взаимоположение отдельные части и детали несложных технических объектов.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, развивать воображение, умения фантазировать.
Воспитывающие:
- Сформировать умение у детей планировать свою деятельность и навыки самоконтроля.
- Воспитывать у учащихся навыки трудолюбия, организованности, самостоятельности, инициативы и упорства в достижении цели, культуры труда, осознанного стремления к участию в общественно полезном труде, чувства коллективизма, взаимопомощи, умения работать в коллективе и для коллектива.
- Установить положительную психологическую атмосферу в классе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.
Продолжительность занятий:
144 часа в год. 4часа в неделю. 2 занятия в неделю по 2 часа.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 2 раза в неделю, 72 занятия в год.
Основные формы и методы деятельности
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формы
- беседы,
- экскурсии,
- ролевые игры,
- конкурсы,
- дискуссии,
- викторины,
Методы
- эмоциональные (поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядных образных представлений);
- познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций);
- волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование деятельности);
- социальные (создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверка).
- Диагностика
- Анкетирование
- Тестирование
- Проект
Оценка результатов образовательной деятельности.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий в детские объединения технического творчества, на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников.
Учебно- тематический план 1 год обучения
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
всего | аудиторные | внеаудиторные | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Материалы и инструменты | 8 | 4 | 4 |
3 | Первоначальные графические знания | 20 | 16 | 4 |
4 | Геометрия на плоскости | 20 | 12 | 8 |
5 | Стереометрия | 16 | 12 | 4 |
6 | Изготовление простейших моделей военной техники | 32 | 28 | 4 |
7 | Моделирование военной техники | 30 | 22 | 8 |
8 | Экскурсии | 12 | - | 12 |
9 | Итоговые занятия | 4 | - | 4 |
Итого | 144 | 96 | 48 |
Содержание
Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности:
- теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации
наглядных пособий, моделей и т.д.;
- практическая работа;
- экскурсии в объединения образовательного учреждения по текущей теме для восприятия изготавливаемой модели в сопутствующей инфраструктуре;
- итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели;
- участие в соревновании готовых моделей.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с кружком – почему такое название – «Клуб автолюбителей». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей. История военного автомобилестроения.
Тема 2. Материалы и инструменты. Некоторые сведения из истории бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами
(прочностью, отношением к влаге). Виды картона. Определение направления волокон картона.
Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Назначение инструментов, правила пользо-вания ими, правила хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).
Практическая работа. Изготовление моделей ротора, воздушного винта, летающей стрелы и других по выбору педагога.
Тема 3. Первоначальные графические знания. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура,
линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах.
Способы их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям.
Практическая работа. Изготовление моделей легкового автомобиля, лодочки и других по выбору педагога.
Тема 4. Геометрия на плоскости. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольники, треугольники, круг, половина круга.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометри-ческими фигурами.
Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги (геометрические фигуры различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями из картона.
Тема 5. Стереометрия. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами.
Практическая работа. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирова-ния готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов.
Тема 6. Изготовление простейших моделей. Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Кон-троль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколь-ко слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка мо-делей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеящейся бумагой.
Практическая работа. Изготовление летающих моделей самолетов «ЗЛИН», «ТУ-144», «Чайка»,
изготовление макетов танков, моделей ракет, парашютов и др.Соревнования и конкурсы с готовыми моделями.
Тема 7. Моделирование. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, картоне, ткани. Приемы и способы изготовления сувениров, игрушек из разного ма-териала. Способы соединения деталей из разного материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила по технике безопасности при работе с различным материалом.
Практическая работа. Изготовление моделей техники ВОВ 1941-1945 гг. Конкурс военной техники «Я патриот».
Тема 8. Экскурсии. Экскурсия в Артиллерийский музей.
Тема 9. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Примерный перечень знаний, умений и навыков, которые приобретают дети в процессе технического конструирования
Знания:
- название и назначение окружающих и, часто встречающихся, технических объектов и инструментов ручного труда;
- сведения о трудовой деятельности взрослых, о некоторых конкретных видах технического труда в быту и на производстве;
- приёмы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;
- элементарные свойства бумаги, картона, древесины, некоторых тканей, их использование, применение, доступные способы обработки;
- простейшие правила организации рабочего места;
- способы перевода выкроек изделий и отдельных его деталей на кальку, бумагу, картон, фанеру;
- способы применения шаблонов;
- способы соединения деталей из разных материалов;
- правила сборки макетов и моделей из готовых наборов деталей конструкторов по техническим рисункам;
- название основных частей изготавливаемых объектов;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Умения:
- выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;
- определять основные части изготавливаемых объектов;
- сравнивать технические объекты по различным признакам и делать обобщение;
- проводить по бумаге ровные (при помощи линейки) линии;
- узнавать и называть плоские и объёмные, геометрические фигуры и тела;
- вырезать из бумаги геометрические фигуры;
- составлять геометрические фигуры из нескольких фигур;
- пользоваться распространёнными инструментами ручного труда, соблюдать правила техники безопасности;
- планировать предстоящую трудовую деятельность;
- правильно организовать рабочее место;
- выполнять разметку несложных технических объектов из доступных материалов;
- прочно соединять детали между собой;
- мобилизировать физические и умственные силы на осуществление поставленных задач для достижения цели;
- сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе по конструированию.
Прогнозируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны | |
знать | уметь |
- название и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов; - название основных частей изготавливаемых макетов и моделей; - название и назначение инструментов ручного труда, правила пользования ими; - элементарные свойства бумаги и картона, доступные способы их обработки; - простейшие правила организации рабочего места; - правила разметки по шаблонам; - способы соединения деталей из бумаги и картона; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. | - выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов; - определять основные части изготавливаемых макетов и моделей и правильно произносить их названия; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела; - правильно пользоваться ручными инструментами; - организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; - бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов; -правильно выполнять изученные технологические операции; - соблюдать правила безопасности труда. |
Литература
- Беляков Н.Д. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. М. Просвещение, 1990.
- Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
- Горский В.А. Конструирование и моделирование из геометрических фигур. М, Просвещение, 1994.
- Горский В.А. Техническое конструирование. М, Просвещение, 1994.
- Гукасова А.М. Детское техническое творчество. М. Малыш, 1979.
- Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование. М, Просвещение, 1982.
- Краснова О.В. Первые шаги в геометрии//Начальная школа. – 2002. -№4.
- Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М, Просвещение, 1988,
- Попов Б.В. Учись мастерить М, Просвещение, 1989.
- Стахурский А.Е. Техническое моделирование в начальных классах. И, Просвещение, 1974.
- Тарасов Б.В. Самоделки школьника. М, Просвещение, 1999.
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. – 2001. – №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по направлению «Технология. Технический труд» 5 класс, ФГОС, 68 ч. + Календарно-тематическое планирование.
Программа по направлению «Технология. Технический труд», 5 класс составлена на основе ФГОС основного общего образования и разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по предм...
Программа по направлению «Технология. Технический труд» 6 класс, 68 ч
Программа по направлению «Технология. Технический труд», 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе Примерной...
Cтатья: «Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД»
Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личност...
Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД
Cтатья: «Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД» посвящена интеграции общего и дополнительного образования на примере кур...
Реализация игровых технологий в объединениях физкультурно-спортивной направленности ОДОД"
Электронный сборник игр по материалам семинара-практикума "Реализация игровых технологий в объединениях физкультурно-спортивной направленности ОДОД"...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"
Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...
Статья "Интеграция предмета История и культура Санкт-Петербурга и краеведческой направленности ОДОД"
В статье рассматривается основная цель учебного предмета «Наш город – Санкт-Петербург» – формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отноше...