Гражданско-патриотическое воспитание сегодня
статья на тему
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения и у самих себя патриотизма, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
Это воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, правовым, художественным, экологическим, эстетическим, социальным.
В современных условиях героико-патриотическое воспитание - целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, ответственности за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе. Второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третья причина - ненормальная обстановка в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.
На современном этапе развития общества гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и видов. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Новое время требует от образовательных учреждений содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Обучение и воспитание – процесс неразрывный. Педагог должен формировать ценностные ориентации воспитанников, содействовать введению в учебный процесс активных форм и методов обучения – таких, например, как проблемные лекции, диспуты, семинары, познавательные конкурсы, дискуссии, «круглые столы». В основе таких форм обучения – диалог воспитанников с педагогом, друг с другом или с приглашенными на такие учебные занятия людьми. Успешность реализации на практике этих форм обучения во многом определяется умением и воспитанниками и педагогами ориентироваться на индивидуально-личностную позицию своих оппонентов, учитывать их взгляды, моральные качества и быть терпимыми к ним. Эти формы обучения требуют большой нравственной культуры, интеллектуальной активности и ответственности, что особенно важно при формировании позитивных ценностей в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений. Действенность формирования ценностных ориентаций учащихся подкрепляется механизмом коллективного воздействия, коллективного стимулирования. Поддержка, сопереживание, коллективное желание быть не хуже других дают такие результаты, которые при традиционных формах обучения не достигаются. Активные формы обучения являются действенным средством сплочения детского коллектива (объединения) формируют индивидуальность мышления, плюрализм мнений и действий, интерес к более эффективному построению деятельности. Традиции воспитательной работы Дома детского творчества позволяют сохранить важные для формирования феномена гражданственности, патриотизма формы работы с воспитанниками: уроки мужества, встречи с ветеранами войны, митинг ко дню Победы, тематические вечера, творческие конкурсы патриотического содержания. Одним из интенсивных методов включения юных граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому воспитаннику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, общественных институтов.
Педагоги, уже по роду своей профессии ответственные за эту судьбу, должны ориентировать воспитанников на высшие, традиционно русские ценности: честь, долг, совесть, любовь, доброта, сострадание, милосердие. Все эти ценности объединяются одним словом – гражданственность. Поэтому именно формирование ценностных ориентаций патриота и гражданина первостепенно в воспитании и обучении подрастающего поколения. Развитие ценностных ориентаций патриота и гражданина происходит наиболее результативно при определенных условиях, к числу которых относятся:
- Сформированность у воспитанников понятий «гражданственность» и «патриотизм».
- Обеспечение формирования позитивных ценностей на основе сотрудничества и сотворчества воспитанников и педагогов через доверительность, взаимопонимание, диалогичность; наполнение воспитательного процесса ценностными отношениями.
- Внедрение в воспитательную работу, в систему дополнительного образования технологии социального проектирования, проведения социально-значимых дел с целью активизации гражданской позиции, повышения интереса к общественно-политическим процессам в обществе, появления желания активно участвовать в них.
Важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
- помочь воспитанникам увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
- вовлекать воспитанников в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»
Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...
Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»
АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
Сценарий военно-патриотической игры по гражданско-патриотическому воспитанию для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Моя родина – Нижегородская земля»
На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...