Образовательная программа по легкой атлетике
рабочая программа на тему

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_po_legkoy_atletike.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа МР Ермекеевский район РБ»

Принято

на заседании

педагогического совета

Протокол № ___

от « ___» ____ 2016 г

        УТВЕРЖДАЮ

директор МАУ ДО ДЮСШ

              _________Р.А. Хабибуллин    

               от «____» _____  2016 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

Срок реализации программы 1 год

                           

    Составитель

                                               Валикаева Сирена Рафиевна,

                                                                                    тренер-преподаватель

                                                                              МАУ ДО ДЮСШ

 

с. Ермекеево

        2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике является основным документом, определяющим направленность и содержание тренировочного и воспитательного процессов МАУ ДО «ДЮСШ МР Ермекеевский район Республики Башкортостан» и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ, Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007№ 329-ФЗ (ред. от 07.06.2013), приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при провидении физкультурных и спортивных мероприятий», Уставом и образовательной программой МАУ ДО «ДЮСШ МР Ермекеевский район Республики Башкортостан».

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА - вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легко атлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

В программе отражены основные задачи тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на этапах начальной подготовки 1и 2 годов обучения, участие в соревнованиях по их значимости. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Цель программы: содействовать всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья и улучшение физического развития и функциональной подготовленности.
  2. Овладение основами техники базовых упражнений.
  3. Повышение уровня общей физической подготовленности.
  4. Привитие интереса к занятиям спортом.
  5. Адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки.
  6. Приобретение соревновательного опыта.
  7. Достижение первых спортивных результатов.
  8. Воспитание дисциплинированности, настойчивости, целеустремлённости, смелости, воли, решительности и самодисциплины.

Набор детей в группы производится массово, но при наличии медицинского заключения и допуска врача-педиатра.

Учебный план, рассчитанный на 36 рабочих недель, в котором предусматривается расписание тренировочных занятий, тренировочные занятия по предметным областям, самостоятельная работа обучающихся, промежуточная аттестация.

Основными формами занятий являются: групповые практические занятия;  самостоятельная работа учащихся, контролируемая тренером-преподавателем (выполнение индивидуального задания, посещение спортивных мероприятий, лекции и беседы; просмотры учебных кинофильмов и соревнований; участие в соревнованиях).

В целях профилактики травматизма и подготовки опорно-двигательного аппарата рекомендуется включать в разминку на каждом занятии следующий минимальный комплекс специальных упражнений.

Примерная схема разминки:

  1. Комплекс общеразвивающих  упражнений (5-10 мин.);
  2. Специальные беговые упражнения (5-10 мин.);
  3. Игры и эстафеты (10-15 мин.);
  4. Освоение беговых упражнений (5-10 мин.);

НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП

И  РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

 

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления, лет

Минимальное число

учащихся в группе

Максимальное количество

учебных часов в неделю

Требования по физической и специальной

подготовке на

начало учебного года

Группы начальной подготовки

1-й год

9

15

6

Выполнение

нормативов по ОФП

       2-й год

10

             15

9

Учебный план-график по лѐгкой атлетике.

Этап начальной подготовки  1 и 2 года обучения - 6 часов.

п/п

Содержание занятия

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Итого часов

1

Теория

1

1

1

1

1

1

-

-

-

6

2

ОФП

10

12

12

12

12

12

12

12

10

104

3

СФП

9

9

9

9

9

9

12

12

10

88

4

Контрольно-переводные испытания

2

-

-

-

-

-

-

-

2

4

5

Участие в соревнованиях

1

-

1

2

-

-

2

2

2

10

6

Инструкторская и судейская практика

-

1

-

-

-

-

-

1

-

2

7

Медицинское обследование

1

-

-

-

-

-

-

-

1

2

 

Итого часов:

24

23

23

24

22

22

26

27

25

216

 

Планирование общей, специальной, технической

и тактической физической подготовки

Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационной способности.

Общеразвивающие упражнения, применяемые для всестороннего физического развития: ходьба, бег, прыжки в длину и высоту, переползания, упражнения без предметов и с предметами.

Ходьба: обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная, на лыжах разными способами.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и длинные дистанции, по пересеченной местности, с преодолением различных препятствий, по песку, по воде, вперед, назад, боком, с подниманием ноги, касаясь пятками ягодиц, с поворотами, с ускорениями.

Прыжки: в длину и высоту, с места и с разбега, на одной и на двух ногах, вперед, назад, боком, с вращениями, простые и опорные через козла, коня, на батуте, в воду с тумбы, с трамплина.

Переползания: на скамейке - вперед, назад; на животе - вперед, назад, в стороны, боком, на руках в положении лежа на спине, ногами вперед, назад, лежа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног.

Упражнения без предметов: сгибание, разгибание, отведение, вращение вперед и внутрь рук; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища.

Упражнения с предметами: скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, резиновым амортизатором, гирями, штангой и другими отягощениями.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах: на гимнастической стенке, канате, перекладине, гимнастической скамейке.

Метания: теннисного мяча, набивного мяча вперед из- за головы, из положения руки внизу, от груди, назад, толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, бадминтон.

Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков, переползаний, с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.

Упражнения для развития гибкости: растягивание, маховые движения, гимнастические упражнения для плеча, локтя, кисти и т.д.

Упражнения для развития силы:  упражнения с резиной;

Упражнения для развития быстроты движения: короткие старты, броски, бег с ускорением, игры в баскетбол, футбол.

Упражнения на развитие мгновенной реакции: сигналы подаются движением, а не свистком.

Упражнения для развития выносливости: со скакалкой, спортивная ходьба, кроссовый бег, короткие старты и пробежки, игра в баскетбол, футбол; тренировки и участие в соревнованиях.

Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Основные средства СФП – соревновательные и специальные подготовительные упражнения. Специальная физическая подготовка основывается на общей подготовке.

Упражнения для развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Специальная физическая подготовка с использованием средств других видов двигательной деятельности

Упражнения для развития силы: гимнастика - подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа; сгибания туловища, лежа на спине, ноги закреплены; поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног.

Упражнения для развития быстроты: легкая атлетика - бег 10 м, 20 м, 30м,60м, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лежа за 20 с.

Упражнения для развития гибкости: общеразвивающие упражнения для формирования осанки, упражнения на гимнастической стенке для формирования осанки.

Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения; из упора присев в упор лежа и снова в упор присев; стойка на лопатках; вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперед, назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90, 180, 360; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотами; перешагивания через набивной мяч; кувырки вперед с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках; стойка на руках; переползания; лазание по гимнастической стенке; метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперед, на точность; перебрасывание мяча в парах; строевые упражнения - выполнение команд «направо», «налево», «кругом», построение из колонны под одному в колонну по два; размыкание вправо, влево от середины на интервал руки в стороны.

Упражнения для развития ловкости: легкая атлетика - челночный бег 3x10 м; гимнастика - кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем), боковой переворот; спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол; подвижные игры - эстафеты, игры в касания, в захваты.

Упражнения для развития координации: (проявляется в возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении): прыжки на точность, метания в цель; прыжки с поворотом на 90°, 180°, 360°; игровые упражнения;

Упражнения для развития способности к равновесию (сохранение равновесия в тех или иных статических положениях тела): общеразвивающие упражнения в парах; удерживая равновесие в положении «ласточка»; стоя на месте или в движении, удерживая на ладони гимнастическую палку; ходьба и бег по узкой части гимнастической скамейки (то же с перешагиванием мячей, выполнением поворотов); ходьба по одной линии с различным положением рук (на пояс, к плечам, за голову в стороны); то же на носках; то же с различными движениями рук (круги руками в различных плоскостях, одновременно и последовательно); ходьба выпадами, в полуприседе, приседе, с закрытыми глазами.

Упражнения для развития способности к вестибулярной устойчивости (точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов): наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте в беге, в прыжках: повороты в ходьбе, беге, прыжках (на заданное количество градусов, серийные); акробатические упражнения.

Техническая подготовка легкоатлетов направлена на овладение и совершенствование техники в избранном виде спорта Она базируется на овладении техникой выполнения комплекса специальных подводящих упражнений, используемых в тренировке. Технику вспомогательных упражнений следует рассматривать с позиций единства формы и содержания, как целостную деятельность. Освоение техники является непрерывным процессом.  

 

Контрольные нормативные требования

Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с легкоатлетами на  этапах начальной подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведётся учёт подготовленности путём:

  • Текущей оценки усвоения изучаемого материала
  • Оценки результатов выступления в соревнованиях в личном зачете.
  • Выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования

Цель:

Контроль над качеством специального и физического развития обучающихся 

 Задачи:

Определение уровня и учёт общей физической подготовленности обучающихся  за учебный год.

Время и сроки проведения испытаний:

Контрольные испытания по ОФП обучающиеся отделения сдают в начале года  и в конце учебного года  на учебно-тренировочных занятиях, согласно учебно-тематического плана.

Упражнения оцениваются по бальной системе: 5,4,3 балла, все результаты ниже 3х баллов оцениваются 2 балла.

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для групп начальной подготовки 1-го года обучения

п/п

вид

юноши

девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м  

8,6-8,8

8,9-9,8

9,9-10,2

9,1-9,3

9,5-10,3

10,4-10,8

2

Бег 60м

10,2

10,8

11,4

10,3

10,8

11,5

3

Прыжок в длину с места

 

160

 

150

 

140

 

155

 

145

 

135

4

Бросок н/мяча из-за головы

 

350

 

300

 

250

 

300

 

250

 

220

5

Бег на 1000 м

4.0

4.35

4.65

4.45

4.65

4.80

    КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

                          Для групп начальной подготовки 2-го года обучения

 

п/п

вид

юноши

девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м.

8,5-8,7

8,8-9,3

9,4-9,7

9,0-9,2

9,3-9,7

9,7-10,1

2

Бег 60м.

10,0

10,5

11,0

10,0

10,5

11,0

3

Прыжок в длину

170

160

150

170

160

140

с места

5

Бросок н/мяча из-за головы

400

350

300

350

300

250

6

Бег 1500 м.

6.10

6.20

6.30

7.10

7.20

7.30

                                                       

Врачебный контроль.

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей общеобразовательных школ лечебно-профилактическими учреждениями в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом один  раз в год, обучающиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алабин ВТ. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. - Учебное пособие. - Челябинск, 1977. -127 с.

2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ¬культура и спорт, 1983. - 129 с.

3. Викторова О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квали¬фикации в беговых видах программы многоборья. Автореф. дисс. ...канд.-пед. наук. - М., 1990. - 23 с.

4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных на¬грузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

5. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.

б. КалюдаВ.И, ЧеркашинВ.П. Многолетняя подготовка спортсме¬нок в легкоатлетическом семиборье. - Волгоград: Изд-во ВТАФК, 1997.-133 с.

7. Комарова А.Д. Теоретико-методические основы системы под¬готовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалификации. Автореф. дисс.докт. пед. наук. - СПб., 1993. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по легкой атлетике

Рабочая программа по легкой атлетике вкоррекционной школе (факультативный курс)...

программа по легкой атлетике

рабочая программа секции легкая атлетика...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

Программа секции легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное вып...

Программа по легкой атлетике

Программа СК «Адреналин» по легкой атлетике рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных заня...

Дополнительная образовательная программа по легкой атлетике

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цик­ла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного; распреде­ление объемов о...

Индивидуальная образовательная программа по легкой атлетике обучающейся МБОУДО ДЮСШ Савенко Яны Александровны

Данная программа содержит теоретический и практический материал для организации работы спортсменки Савенко Яны, занимающейся в детско-юношеской спортивной школе. Разработка настоящей программы вызвана...

Образовательная программа по легкой атлетике

Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а ...