Исследование одаренности ребенка
методическая разработка на тему
Оценка одаренности ребенка – вопрос сложный для педагога, но важный. Если принять, что одаренные дети – это те, кто демонстрирует высокий уровень способностей в одной или нескольких областях, то, определив уровень способностей ребенка, можно судить о его одаренности.
Предлагаемая методика позволяет судить об уровне развития способностей ребенка в нескольких областях:
*способности к обучению
*лидерские способности
*способности к творческой деятельности
*литературные способности
Для оценки способностей в каждой из областей используются наиболее показательные поведенческие характеристики (критерии), отмеченные как значимые в большом числе литературных источников.
Данная методика дает возможность быстро оценить уровень развития способностей не только у тех детей, которые уже так или иначе проявили себя, но у всех учеников объединения. Это позволяет педагогу спланировать работу с одаренными и отслеживать их дальнейшее развитие, использовать полученные результаты в работе с родителями. Повторно проведенная оценка позволит оценить развитие способностей одаренных детей, т.е. осуществить мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_odarennosti_rebenkadiagnosticheskih_materialov_fedorova_t_v.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
«Исследование одаренности ребенка»
(Диагностические методики)
Составитель: Федорова Татьяна Васильевна,
методист, педагог дополнительного образования
Яя 2014
Пояснительная записка
Оценка одаренности ребенка – вопрос сложный для педагога, но важный. Если принять, что одаренные дети – это те, кто демонстрирует высокий уровень способностей в одной или нескольких областях, то, определив уровень способностей ребенка, можно судить о его одаренности.
Предлагаемая методика позволяет судить об уровне развития способностей ребенка в нескольких областях:
*способности к обучению
*лидерские способности
*способности к творческой деятельности
*литературные способности
Для оценки способностей в каждой из областей используются наиболее показательные поведенческие характеристики (критерии), отмеченные как значимые в большом числе литературных источников.
Данная методика дает возможность быстро оценить уровень развития способностей не только у тех детей, которые уже так или иначе проявили себя, но у всех учеников объединения. Это позволяет педагогу спланировать работу с одаренными и отслеживать их дальнейшее развитие, использовать полученные результаты в работе с родителями. Повторно проведенная оценка позволит оценить развитие способностей одаренных детей, т.е. осуществить мониторинг.
Каждая область одаренности имеет 10 критериев, выраженность каждого критерия оценивается по 5бальной системе. Баллы по всем критериям суммируются. Таким образом, каждый ребенок получает цифровую оценку выраженности какой-либо способности.
Критерии оценки детской одаренности
Способности к обучению
- Имеет обширный словарный запас для своего возраста.
- Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников).
- Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.
- Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей.
- Легко схватывает основное и может сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях.
- Тонкий и проницательный наблюдатель, видит и извлекает больше из рассказа, фильма и т.д., чем остальные.
- Много читает, в основном, по собственному выбору. Не избегает трудного материала, отдает предпочтение словарям, биографиям.
- Пытается понять сложный материал, анализируя, делает собственные выводы.
- Создает свои схемы, проекты в той области знаний, которая ему интересна.
- Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.
Лидерские способности
1.Способен успешно нести бремя ответственности.
2.Чувствует себя уверенно, комфортно, спокойно, когда просят показать свою работу перед аудиторией.
3.Видно, что к нему хорошо относятся дети.
4.Сотрудничает с педагогом и учащимися; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.
5.Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита, его легко понять.
6.Готов адаптироваться е новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях.
7.Воодушивлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.
8.Стремится быть первым, превосходит окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.
9.Принимает активное участие в различных мероприятиях.
10.Выдиляется в различных видах деятельности.
Способности к творческой деятельности
1.Черезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает
вопросы о чем-либо и обо всем.
2.Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3.Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.
4.Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5.Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением, любит предлагать новые версии и изменять идеи.
6.Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе.
7.Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
8.Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9.Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть не похожим на других, индивидуалист.
10.Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Литературные способности
1.Рассказывает всегда логически и последовательно.
2.Имеет большой запас слов.
3.Ради удовольствия изобретает собственные слова.
4.Любит фантазировать, придумывать, сочинять.
5.Старается как можно шире использовать палитру языка .
6.Легко и точно пересказывает содержание фильма и др.
7.Любит читать стихи, выразительно, с удовольствием.
8. Много и с удовольствием читает.
9.Любит писать рассказы, стихи, дневники.
10.Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Инструкция по оценке уровня одаренности
Оцените, пожалуйста, выраженность способностей каждого ученика по 10 указанным критериям.
Выраженность каждого критерия(поведенческой характеристики) оценивается по 5 бальной системе:
0 баллов – совсем не выражено.
1 балл – очень редко проявляется.
2 балла – иногда проявляется.
3 балла - скорее да, чем нет.
4 балла – чаще всего проявляется.
5 баллов – всегда проявляется.
Таким образом, максимальное количество баллов будет равно 50 баллам, а минимальное – 0 баллов.
Бланк оценки способностей
Ф.И.О. педагога
_____________________
Группа, год обучения
_____________________
Область одаренности ______________________________
№ пп | Ф.И.О. ученика | Критерии | Общий балл | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
… |
Итоговые показатели одаренности во всех областях
№ пп | Ф.И.О ученика | Способности к обучению | Лидерские способности | Способности к творческой деятельности | Литературные способности |
1 | |||||
2 | |||||
… |
Дети, наиболее одаренные по разным направлениям
№ пп | Ф.И.О ученика | Область одаренности | ||
Литература
1.Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. [Текст] –Спб.:Речь,2005.
2.Тэкакс К.,Карне М.М. Одаренные дети. [Текст] – М.: Прогресс, 1991.
3.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Книга для учителя. [Текст] –М.: Просвещение,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?
Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...
«Одаренному ребенку – одаренный педагог».
Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...
Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)
Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...
Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"
В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...